Технологии по театрализованной деятельности в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Несмотря на то, что проблеме развития творческих способностей в театрализованной деятельности уделено особое внимание, остается открытым вопрос поиска технологии и методов развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Изучив научные исследования отечественных педагогов, психологов, мы разработали технологию развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Наша технология включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен основными задачами развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности:

1. Формировать интерес к сценическому искусству (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров).

2. Развивать элементы актерского мастерства.

3. Способствовать развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей.

- упражнения для развития артикуляции;

- упражнения на развитие речи;

- упражнения для развития мимики;

- упражнения, развивающие воображение;

- упражнения на развитие пластической выразительности;

- упражнения на развитие мелкой моторики и снятия мышечного напряжения.

Деятельностно-технологический компонент технологии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлен этапами, методами, средствами и формами развития творческих способностей в театрализованной деятельности.

Так как дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности может строиться с ними в два этапа:

- подготовка к спектаклю;

- показ и анализ спектакля.

Подготовка к спектаклю включает в себя:

- Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

- Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Совместное создание декораций, эскизов и костюмов.

- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

- Работа над подлинностью поведения на сцене и выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.

- Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением и в разных составах с деталями декораций и реквизита.

- Репетиция пьесы в целом с элементами реквизита, костюмов и декораций.

На этом этапе в работе с детьми будут использоваться словесные (метод творческой беседы), наглядные, практические методы и метод моделирования ситуаций. Метод творческой беседы предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога. При помощи прямых наглядных методов воспитатель показывает способы действия, а при помощи косвенных воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию. Практические методы применяются в изготовлении декораций и атрибутов к спектаклю. Метод моделирования ситуаций подразумевает создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене, здесь принимаются практические методы работы. К которым относятся посещение театральных спектаклей с последующим анализом, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние или вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а также специально запланирована в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Необходимо, чтобы все формы театрализованной деятельности, организованные в детском саду, проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для развития творческих способностей применяются следующие формы театрализованной деятельности: занятия по театрализованной деятельности, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, театрализованные развлечения и праздники, кружковая работа. В содержание театрализованных занятий включаются: игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, а также разыгрывание сказок и инсценировок.

В процессе работы с детьми на занятии используются разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание всех ролей всеми детьми - по очереди.

В процессе индивидуальной работы у педагога есть возможность наладить тесный контакт с ребенком, что помогает подготовить его к предстоящей деятельности. В процессе этой работы знания, умения, навыки закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

К самостоятельной деятельности детей относятся театрализованные игры. В процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, заключающиеся в умении без посторонней помощи продумать замысел, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Для поддержания интереса к самостоятельной театрализованной деятельности у детей необходимо подкреплять его чем-то новым, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством является предметно-пространственная среда. Эта среда обеспечивает театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать индивидуальные особенности эмоционального развития ребенка, его склонности и интересы, любознательность, творческие способности, потребности. Также следует учитывать индивидуальные социально-психологические особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована центр театрализованной деятельности или уголок сказки, а также центр уединения, где ребенок может уединиться и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности дети получают представление об окружающем мире, учатся жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, эмоциональной памяти, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения объединяют различные виды искусства, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов развлечения является театрализованное развлечение. К театрализованным развлечениям относятся спектакли с участием профессиональных артистов, театрализованные представления, концерты, а также театрализованные развлечения, подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Праздники, наряду с развлечениями доставляют радость детям и дают возможность каждому ребенку проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Следующей формой организации театрализованной деятельности детей в детском саду является кружковая работа, которая способствует решению определенных задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое. Содержание плана кружковой работы включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. А постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут в первую или во вторую половину дня. Такая работа проводится в соответствии с воспитательно-образовательной работой, которую осуществляют воспитатели групп и музыкальный руководитель.

- Отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

1. искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

2. увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

3. изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.

4. возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики;

5. развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

7. специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Качества способов творческих действий:

1. дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;

2. самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения;

3. нахождение новых решений, когда старых уже не достаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;

4. быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

5. подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;

6. нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Качество продукции детского художественного творчества:

1. нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке, игре-драматизации, рассказе и т.д.

3. соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Разработанную нами технологию мы с успехом применяем в работе с детьми и с уверенностью можем сказать, что театрализованная деятельность выступает как неиссякаемый источник развития творческих способностей детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

· развитие индивидуальности воспитанников;

· развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

· повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

· стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

· повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:

· приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

· знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

· пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

· красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

· грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Как же сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Следовательно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я вместе с ними рада любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок. Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Здесь используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочиненные сценки помогают детям закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.

Новизна состоит в следующем:

· Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

· Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

· Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;

· Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.

Читайте также: