Технологии музыкального воздействия в детском саду картотека

Обновлено: 08.07.2024

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку

19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся:

  • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
  • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
  • Упражнения на внутреннее слышание.

На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

В период времени от 1,5 лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции.

Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

Необходимо не менее 20 минут в спокойной обстановке немного поиграть. Реквизит для игры разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; барабан, танк, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей. Все это проходит под спокойную музыку (Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” и др.) Воспитатель находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. Следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросание мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

  • Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  • Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  • Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. Предлагаем схемы использования музыкотерапии в различных видах деятельности и в режимных моментах (Приложение 1).

Оценить 958 0

Семинар для педагогов

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;

2. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобымузыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использованиемузыки в коррекции психологической и эмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действиемузыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психологических и эмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствамимузыкального искусства.Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции).

Седативная(релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки(музыкотерапии) в образовательном процессе

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательноймузыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

1. Музыкадля встречи детей.

Если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной изоздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. Имузыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Вариантамимузыкидля утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. Бах И. Прелюдия До мажор.

3. Брамс И. Вальс.

17. Шопен Ф. Вальсы.

18. Штраус И. Вальсы.

Для свободной деятельности

Ю. Энтин, Г. Гладков).

2.На занятиях располагающую детей к творчеству(рисование, аппликация, лепка) можно использовать спокойную лирическуюмузыку,

Музыкальные композиции(оркестр Поля Мориа)

3.Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения

(после занятий физической культурой ), можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются:

Путешествие в волшебный лес (Под шум Леса)

Музыкальный руководитель: Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Музыкальный руководитель: Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

4. Музыка для дневного сна

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей.Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующимимузыкальными произведениями:

Музыка для дневного сна:

7. Различные колыбельные со звуками природы.

13. Шопен Ф. Ноктюрн соль минор.

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

5.Методикамузыкально-рефлекторногопробуждения

Музыка для пробуждения после дневного сна

4. Лютневая музыка XVII века.

Упражнения для пробуждения ребенка после дневного сна.

И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.

Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.

И. п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.

Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.

6.Танец, как средство воздействия на мировоззрение ребенка.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки(танец терапия). Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.

Это направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредствам занятий фольклором.

Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.

Инсценировки русских народных сказок под народные мелодии для танцевальной импровизации:

Особенности использованиямузыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.


В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я, как музыкальный руководитель, обратилась к такому мало изученному коррекционному методу,как музыкальная терапия.


Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с отклонениями в эмоциональном состоянии и другими нарушениями в поведении.

Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние детей группы.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
  • Провести диагностическое исследование с целью определения эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста.
  • Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.
  • Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

Гипотеза : Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей,повысит статус группы, если:

В 1-ом этапе созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией:

  • Инструменты
  • Материально-техническая база
  • Подбор методической литературы по проблеме.

Во 2-ом этапе выработка методических приемов : специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подборка специальных музыкальных произведений.

3 этап интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности : арттерапия, сказкотерапия, хореография, театральная деятельность.

Я использовала следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, метод сказкотерапии.


МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ДИАГНОСТИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА СПЕДАГОГАМИ


Виды музыкальной деятельности

Пение, песенное творчество

Игры, хороводы, инсценировки

Пляски, танцевальное творчество






Взаимодействие с педагогами

Ведется совместная работа с педагогами детского сада. Ведется подборка репертуара. Составление сценария и обсуждение его. Ведем совместную подготовку к тем или иным мероприятиям.




Работа с родителями

Проводится просветительская работа с родителями.

Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребёнка.

Анкетирование родителей

Родители отвечают на вопросы, по ним я определяю, как обстоят дела с музыкальным воспитанием в семье.

1.Слушаете вы с детьми музыку дома?

2 . Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прослушанной музыке?

3. Поёте с детьми?

4. Есть ли музыкальные инструменты?

5.Играете на музыкальных инструментах?

6.Любите серьезную музыку?






Слушание музыки

Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребёнка.

Если ребёнок испытывает печаль ,то можно включить медленную минорную музыку:

  • Чайковский-вступление Vи финал IV симфоний;
  • Бах-вторая часть концерта №5 Ре-минор.

При раздражении, гневе , волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку: например,

Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка:

Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии:

Музыкально-двигательные упражнения

  • Основные движения. Изобразительные движения и жесты.

Специально подобранные игровые упражнения-этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов: ласки, радости, злости, плача, просьбы, испуга, согласия и т.д.

Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд.

Музыкально-двигательные этюды -это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, её раскрепощению.


Пение и здоровье

Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.

Кроме того, систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

Что касается значения пения как средства самовыражения, то его трудно переоценить. Оно очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека.

Наверное, именно поэтому среди певцов много долгожителей.

Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.

Так что занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.




Игры, инсценировки и хороводы

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.










Диагностика развития музыкальной деятельности


Диагностика аффективно – эмоциональной сферы






Начинать показ со страницы:

Транскрипт

Музыкальный руководитель СП 6 ГБОУ Школа 283 Горелова Юлия Валентиновна Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными

Автор: Макарова Татьяна Григорьевна

Организация: МАДОУ №79 г. Томска

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Исследования в области воздействия музыки на человека открыли новые факты. Профессор М.А. Сапожков еще в 80 –е годы ХХ века выявил, что у современных молодых людей резко возрос порог слышимости. Причина-увлечение громкой музыкой.

В истории немало фактов, которые свидетельствуют об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства.

Именно музыка с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-то. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов.

Все это говорит о том, что нам педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она помогает корректировать психофизическое здоровье детей в процессе их жизни.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыка оказывает непосредственное влияние на здоровье.

Ученые даже создали в официальной медицине целое направление -музыкотерапию.

Доказано, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать силы.

- арфа незаменима в кардиологии,

- виолончель –помогает людям с больными почками,

- гобой и кларнет- придут на помощь печени,

- флейта- запросто справится с бессоницей, а так же поможет расслабиться.

Психологи заметили, что прослушав произведения Гайдна и Моцарта, большинство людей ощущают прилив бодрости. Моцарт же вообще многопрофилен. Его музыке приписывается снятие головной боли, усталости, депрессии, избавление от простуды,она успокаивает или наоборот будоражит, вызывает различные эмоциональные состояния.

Перед прослушиванием, нужно обратить внимание на то, какую музыку ваши дети будут слушать.

Возбужденная, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает взрослого и ребенка состояния уравновешанности, спокойствия, особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям, со слабым контролем, т.к. она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна приводить в гармонию эмоциональное состояние, как большого, так и маленького слушателя, а так же развивать концентрацию внимания.

Когда ребенок ложится в постель, включите спокойную, тихую, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, набрегу моря, или в другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции, обратите внимание на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Композиторы-романтики, такие, как Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский хороши для снятия стресса, причем неважно, слушаете ли вы музыку или исполняете ее сами.

Интересен еще и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм.

Во время исполнения песни происходит, как бы мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы, что безусловно тренирует и укрепляет, а звук, поглощаемый другими внутренними органами стимулирует их работу, поэтому неудивительно среди оперных певцов встречаются долгожители.

- Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Духовная и религиозная музыка-очень хорошо снимает болевой синдром.

Джаз, блюз, рэп- поднимает настроение, избавляет от депрессии.

Рок-музыка- в небольшом количестве способна снять нервное напряжение и усталость.

Жесткий Хард- Рок-может вызвать у слушателей неосознанную агрессию.

От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка П.И.Чайковского, А.пахмутовой, Таривердиева.

Помогает снять стресс, сконцентрироваться идеально подходит музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.

От гастрита вылечивает-Соната №7 Бетховена.

- Развитию интеллекта соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная.

Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью, фортепианная и скрипичная музыка для тех, у кого не в порядке нервная система.

- Струнные инструменты воздействуют на сердце.Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают чувство сострадания.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день находится в ситуации отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно- профилактических задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом- детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Для этого используется тихая,нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должны быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче просыпаться и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая детей с кровати.

Программаздоровьесберегающего развития включает в себя следующие основные разделы:

1. Слушание музыкальных произведений

2. Пение музыкальных произведений

3. Музыкально-ритмические движения

4. Игровое творчество

Основные разделы включают в себя различные виды здоровьесберегающих технологий.

Слушание музыкальных произведений:

Под влиянием его музыки дети быстро развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными. Подобный эффект наблюдается и при прослушивании звуков природы: шума дождя, морского прибоя, пения птиц и т.д.

Было проведено много исследований колокольного звона, по результатам которых сделали вывод о том, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. По мнению ученых, звуковая волна, распространяющаяся колоколом, уничтожает в радиусе нескольких километров болезнетворные бактерии, а в ультразвуковом диапазоне колокола работают как энергетические генераторы.

Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

Исполнение песен, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения, считалки,скороговорки,дразнилки, пословицы, поговорки, произношение скороговорок шепотом и без звука, с разной динамикой и разным темпом все это помогает ребенку в развитии речи, памяти, мышления.

3. Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.

4. Опять пять ребят нашли пять опят.

5. В пруду у Поликарпа-три карася, три карпа.

6. Мышка сушки насушила,

В гости мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

7. Настя-Настенька, шубка красненька, шапка боброва, сама черноброва.

8. Сергей-воробей продавал червей,

На тарелочке носил,

Три копеечки просил.

Ритмотерапия–(ритмические игры, упражнения, игры-упражнения)

Например, дети стоят в кругу, 1 ребенок прохлопывает в ладоши один раз, второй 2 раза, итак выполняем все по кругу, затем второй раз ритм меняется: 1ребенок- выполняет 1 хлопок, 2 ребенок- 2 хлопка, третий -3 хлопка и т.д. можно менять рисунки по разному.

Так же можно детям предложить игру в имена, где дети стоят в кругу- мальчик, девочка, дети

Называют полное имя девочки и выполняют хлопок на каждый слог, а имя мальчика выполняют притоп.

- терапия творчеством (мимика, игра на шумовых музыкальных инструментах)

- игровой массаж рук, ног, пальцев.

Релаксация:

Все эти виды деятельности ведут к одной цели- мотивации к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению эмоционального и физического здоровья детей.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

(дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

С ножками играем.

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

«Просыпайтесь, глазки!

Просыпайтесь, глазки! Глазки вы проснулись?

(дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?

(растирают ушки ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки вы проснулись?

(растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки вы проснулись?

(стучат пяточками по кровати)

(потягиваются, затем хлопают в ладоши)

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

От носочков до макушечки.

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

(дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки)

Маленькие котята- смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

(дети лежа на спине, сгибают колени, руки вдоль туловища, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, и.п.)

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котята для спины зарядку.

наклон колен влево, и.п. наклон колен вправо. И.п.)

Запыхтел паровоз, он котят гулять повез

(Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях,

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

(Дети сидят по-турецки, одна ну-ка на животе, другая на груди.Вдох через нос, втягивают живот, выдох через рот, надувая живот).

Во котята встали, до солнышка достали.

(Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются).

(колыбельная уральских казаков)

Саше песенку спою

Про веселых медвежат,

Что под елкою сидят.

Один лапу сосет,

Другой семечки грызет,

Третий сел на пенек,

Звонко песенку поет:

«Саша, спи, засыпай,

(колыбельная уральских казаков)

Стоит домик на краю,

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу сладкую едят.

Рядом котик сидит,

На ребяток глядит.

У тебя серый лобок,

Дам тебе кожурку,

Приходи-ка ты, коток,

Ко мне детушек качать,

Ко мне детушек качать,

(русская народная колыбельная)

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок.

В огороде спит жучок,

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрема,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, малыш,

Ты уже так сладко спишь.

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:

Классические произведения:

ДЕТСКИЕ ПЕСНИ:

МУЗЫКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Классические произведения:

Дополнительный список музыкальных произведений для слушания:

2. «Лунная соната №14 Л. Бетховен

Читайте также: