Технологии исследовательской деятельности в детском саду
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Автор: Припутнёва Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр – детский сад № 182"
Населённый пункт: 350028, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Жлобы, 143
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ГОСТ
Сущность технологии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Педагогическая технология — это определенная система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запланированная во времени и пространстве, подразумевающая получение конкретного результата.
В настоящее время одной из наиболее популярных и востребованных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста является технология исследовательской деятельности.
Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.
Исследовательская деятельность дошкольников представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Например, наблюдение за демонстрируемыми педагогом опытами; самостоятельное выполнение разнообразных практических упражнений и т.п.
Цель исследовательской деятельности дошкольников – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.
Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.
Задачи исследовательской деятельности дошкольников:
Младшего дошкольного возраста:
- вхождение в проблемную игровую ситуацию;
- активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;
- формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности.
Старшего дошкольного возраста:
- формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы
- развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;
- формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;
- развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы и приемы организации исследовательской деятельности
Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:
- Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
- Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
- Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.
Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:
- тема должна быть интересна детям;
- тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
- тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
- в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
- тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:
- эвристическая беседа;
- постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
- разные виды и типы наблюдений;
- моделирование ситуаций;
- разнообразные опыты;
- фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
- погружение в проблемную ситуацию;
- художественное слово;
- игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
- трудовые поручения и действия.
Содержание исследовательской деятельности
Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста включает в себя:
- Организованные опыты и эксперименты.
- Исследование состояния и превращения веществ.
- Исследование движения воды, воздуха.
- Исследование свойств минералов и почвы.
- Исследование условий жизни растений.
Правильно организованная исследовательская деятельность, способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет детям самовыражаться, думать, пробовать, решать и экспериментировать.
Структура исследовательской деятельности дошкольников:
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:
других людей полезны и приятны. Его задача искать и стину, какой бы она не была.
Исследование – это творчество в чист ом виде. Иссле дователь ская деятельност ь - это
особый вид интел лектуально - творческой деятельности на основе пои сковой
активности и на базе исследователь ского поведения ; это акти вность ребенка,
направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего ми ра, их упоряд очение и систем атизацию.
Цель исследовательской деятельнос ти в детском саду - сформировать у
дошкольников осн овные ключевые компетенц ии, способность к исследовательском у
*Расширить и с истематизировать элементар ные естествен нонаучные и
*Формировать нав ыки постан овки элементарных опытов и умения делать
*Развивать стремле ние к поис ково - познавательной д еятельност и.
*Способствовать овладению п риемами практическог о взаимодейств ия с
*Развивать мыслите льную акт ивность, умен ие наблюдать, а нализировать,
Познаватель но - исследовательска я деятельность пронизывает все сферы детской
жизни, в том чи сле и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в
деятельности д ошкольник ов могут быть следующим и:
• эвристически е беседы – постанов ка и решен ие вопросов п роблемного
• фиксация результат ов: наблю дений, опытов, э ксперим ентов, тру довой
• дидактическ ие игры, игровые обучающ ие и творческ и развивающие
• постан овка и решение п роблемных педагог ических сит уаций;
• проектная де ятельность п ознавательно - исследователь ского
Хотелось бы особенно уделить внима ние на р оль наблюден ия в исследовательской
деятельности дошкольников. Ребенок стремится к активной деятельност и. Вот
почему так ой вид деятельност и как наблюдение наиб олее близкий и естественн ый
Наблюдение – целенаправленн ое, более или менее дл ительное и планомерное
восприятие предметов и явлений окружающего мира. Сущность метода наблюдения
заключается в чувственном познании объектов, в познани и их через р азличные
формы восприяти я – зрительно е, слуховое, такт ильное, кинестети ческое,
обонятельное и др. Результативно сть наб людения так же обеспечивается
использованием в р аботе приема сравнения, поэтому предлагаю д етям сравнить
предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и
анализировать увиденное. При организации н аблюдения необходимо задавать
вопросы, направл яющие внима ние ребенка к наиболее характер ным особен ностям
внешнего в ида и поведения наблюдаемог о объекта. Не следует отвлекать внимание
детей вопросами, которые н епосредст венно не связа ны с н аблюдением. Во время
наблюдения все внима ние детей должно быть сосредоточено на объекте. По мере
овладения деятель ностью наблю дения у детей форми руется наблю дательность , как
одно и з в ажнейши х качеств личности. А сейчас мы остановимся на одном и з
основных методов иссл едовательской деятельности – это экспериме нтирование.
Опыты, или эксперименты, используютс я для установлен ия причин явлений, связей и
Эксперименталь ная деятельность являет ся, наряду с игровой , ведущей деятельность ю
ребенка - дошкольника. Ра боту по внедрению экс периментир ования надо начинать с
создания предметно - развивающей среды. В предмет ное окружение можно привнести
технические ср едства, оборудования и приборы. Это могут быть микроскопы,
комнатный термометр, психрометр ( влажность), увеличительные стекла, колбочки,
коллекции семян овощей и др посадо чного материала, разная тара для хранения
предметов п рироды. Рек омендуетс я помещать в пр едметное окружение
художественны й материал. Предметная среда должна быть доступна д ля
самостоятельно й деятельности. Педагог проводит с детьми инструктаж по технике
безопасности по случаю пользования о борудован ием, материалами во время
демонстраци и опыт ов. Так же соблю дение ст руктуры орга низации оп ыта.
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают прини мать участие в
совместных с воспитател ем опытнически х действиях. П ока о ни представляют собой
простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы,
В младшей гр уппе (3–4 года) познавател ьно - исслед овательская деятельность
усложняется. Совместн о с пед агогом, дети учатся проводить экспериме нты на
примере сенсорны х эталонов. Благода ря опытам им становятся понятн ы ранее
Эксперименти рование в средней групп е (4–5 лет) имеет цель сформир овать у детей
умения сам остоятель но получать свед ения о нов ом объе кте. Для о пытов а ктивно
Используя экс периментир ование в ста ршей группе (5 –6 лет) нужно ст имулировать
детей на самостоятельное проведени е экспериментальн ых действий и выявление
В под готовитель ной к школе группе (6 - 7 лет) познава тельно - исследовате льская
деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельна я работа,
но и выбор опт ималь ного способа ее осуществле ния.
В п роцессе экспериментирова ния необходимо стимулировать детей задавать
вопросы, выделять после довательность действий, от ражать их в речи при ответе на
вопросы типа: что мы делал и? что мы получили? почему? Прививать детям навыки
межличностног о общения и с отрудничества: уметь дого ва риваться, отстаивать свое
мнение, рассуждать в ди алоге с другими детьми. Для этого в о время обсуждения
проблемных сит уаций обращать внима ние детей на мнен ие других, учить с лушать
друг друга, предлагать б олее активным дет ям помочь заст енчивым.
дошкольников, но и и х родителей. С этой целью можно прово дить родительские
собрания, консультации, на которых поп ытаться объяснить, родителям, что главное –
дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что н е надо делать
за ребёнка его работу. Чтобы выявить о тноше ние р одителей к поисково -
исследователь ской активност и детей, можно провести анкетирова н ие родителе й. Т ак
же, можно разработ ать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно
предлагают родителям различные формы проведени я совместных с детьми опытов и
экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и
экспериментов, которые можно пр овести дома. Та к же привлечь родите лей к
созданию познават ельно - развивающ ей среды в группе.
Важной целью современного образован ия является побуждение детей к
познавательно й активности и стремлению уз навать новое. Экспер именты в детском
саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себ е образователь ные
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Значение исследовательской деятельности для детей:
- Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
- Развивается речь ребенка.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
- Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Читайте также: