Технологии исследовательской деятельности в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Припутнёва Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр – детский сад № 182"
Населённый пункт: 350028, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Жлобы, 143
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Гост

ГОСТ

Сущность технологии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Педагогическая технология — это определенная система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запланированная во времени и пространстве, подразумевающая получение конкретного результата.

В настоящее время одной из наиболее популярных и востребованных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста является технология исследовательской деятельности.

Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.

Исследовательская деятельность дошкольников представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Например, наблюдение за демонстрируемыми педагогом опытами; самостоятельное выполнение разнообразных практических упражнений и т.п.

Цель исследовательской деятельности дошкольников – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.

Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.

Задачи исследовательской деятельности дошкольников:

Младшего дошкольного возраста:

  • вхождение в проблемную игровую ситуацию;
  • активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;
  • формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности.

Старшего дошкольного возраста:

  • формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы
  • развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;
  • формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;
  • развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы и приемы организации исследовательской деятельности

Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
  3. Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.

Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:

  • тема должна быть интересна детям;
  • тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
  • тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
  • в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
  • тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:

  • эвристическая беседа;
  • постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
  • разные виды и типы наблюдений;
  • моделирование ситуаций;
  • разнообразные опыты;
  • фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
  • погружение в проблемную ситуацию;
  • художественное слово;
  • игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
  • трудовые поручения и действия.

Содержание исследовательской деятельности

Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Организованные опыты и эксперименты.
  2. Исследование состояния и превращения веществ.
  3. Исследование движения воды, воздуха.
  4. Исследование свойств минералов и почвы.
  5. Исследование условий жизни растений.

Правильно организованная исследовательская деятельность, способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет детям самовыражаться, думать, пробовать, решать и экспериментировать.

Структура исследовательской деятельности дошкольников:

Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:

других людей полезны и приятны. Его задача искать и стину, какой бы она не была.

Исследование – это творчество в чист ом виде. Иссле дователь ская деятельност ь - это

особый вид интел лектуально - творческой деятельности на основе пои сковой

активности и на базе исследователь ского поведения ; это акти вность ребенка,

направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями

окружающего ми ра, их упоряд очение и систем атизацию.

Цель исследовательской деятельнос ти в детском саду - сформировать у

дошкольников осн овные ключевые компетенц ии, способность к исследовательском у

*Расширить и с истематизировать элементар ные естествен нонаучные и

*Формировать нав ыки постан овки элементарных опытов и умения делать

*Развивать стремле ние к поис ково - познавательной д еятельност и.

*Способствовать овладению п риемами практическог о взаимодейств ия с

*Развивать мыслите льную акт ивность, умен ие наблюдать, а нализировать,

Познаватель но - исследовательска я деятельность пронизывает все сферы детской

жизни, в том чи сле и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в

деятельности д ошкольник ов могут быть следующим и:

• эвристически е беседы – постанов ка и решен ие вопросов п роблемного

• фиксация результат ов: наблю дений, опытов, э ксперим ентов, тру довой

• дидактическ ие игры, игровые обучающ ие и творческ и развивающие

• постан овка и решение п роблемных педагог ических сит уаций;

• проектная де ятельность п ознавательно - исследователь ского

Хотелось бы особенно уделить внима ние на р оль наблюден ия в исследовательской

деятельности дошкольников. Ребенок стремится к активной деятельност и. Вот

почему так ой вид деятельност и как наблюдение наиб олее близкий и естественн ый

Наблюдение – целенаправленн ое, более или менее дл ительное и планомерное

восприятие предметов и явлений окружающего мира. Сущность метода наблюдения

заключается в чувственном познании объектов, в познани и их через р азличные

формы восприяти я – зрительно е, слуховое, такт ильное, кинестети ческое,

обонятельное и др. Результативно сть наб людения так же обеспечивается

использованием в р аботе приема сравнения, поэтому предлагаю д етям сравнить

предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и

анализировать увиденное. При организации н аблюдения необходимо задавать

вопросы, направл яющие внима ние ребенка к наиболее характер ным особен ностям

внешнего в ида и поведения наблюдаемог о объекта. Не следует отвлекать внимание

детей вопросами, которые н епосредст венно не связа ны с н аблюдением. Во время

наблюдения все внима ние детей должно быть сосредоточено на объекте. По мере

овладения деятель ностью наблю дения у детей форми руется наблю дательность , как

одно и з в ажнейши х качеств личности. А сейчас мы остановимся на одном и з

основных методов иссл едовательской деятельности – это экспериме нтирование.

Опыты, или эксперименты, используютс я для установлен ия причин явлений, связей и

Эксперименталь ная деятельность являет ся, наряду с игровой , ведущей деятельность ю

ребенка - дошкольника. Ра боту по внедрению экс периментир ования надо начинать с

создания предметно - развивающей среды. В предмет ное окружение можно привнести

технические ср едства, оборудования и приборы. Это могут быть микроскопы,

комнатный термометр, психрометр ( влажность), увеличительные стекла, колбочки,

коллекции семян овощей и др посадо чного материала, разная тара для хранения

предметов п рироды. Рек омендуетс я помещать в пр едметное окружение

художественны й материал. Предметная среда должна быть доступна д ля

самостоятельно й деятельности. Педагог проводит с детьми инструктаж по технике

безопасности по случаю пользования о борудован ием, материалами во время

демонстраци и опыт ов. Так же соблю дение ст руктуры орга низации оп ыта.

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают прини мать участие в

совместных с воспитател ем опытнически х действиях. П ока о ни представляют собой

простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы,

В младшей гр уппе (3–4 года) познавател ьно - исслед овательская деятельность

усложняется. Совместн о с пед агогом, дети учатся проводить экспериме нты на

примере сенсорны х эталонов. Благода ря опытам им становятся понятн ы ранее

Эксперименти рование в средней групп е (4–5 лет) имеет цель сформир овать у детей

умения сам остоятель но получать свед ения о нов ом объе кте. Для о пытов а ктивно

Используя экс периментир ование в ста ршей группе (5 –6 лет) нужно ст имулировать

детей на самостоятельное проведени е экспериментальн ых действий и выявление

В под готовитель ной к школе группе (6 - 7 лет) познава тельно - исследовате льская

деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельна я работа,

но и выбор опт ималь ного способа ее осуществле ния.

В п роцессе экспериментирова ния необходимо стимулировать детей задавать

вопросы, выделять после довательность действий, от ражать их в речи при ответе на

вопросы типа: что мы делал и? что мы получили? почему? Прививать детям навыки

межличностног о общения и с отрудничества: уметь дого ва риваться, отстаивать свое

мнение, рассуждать в ди алоге с другими детьми. Для этого в о время обсуждения

проблемных сит уаций обращать внима ние детей на мнен ие других, учить с лушать

друг друга, предлагать б олее активным дет ям помочь заст енчивым.

дошкольников, но и и х родителей. С этой целью можно прово дить родительские

собрания, консультации, на которых поп ытаться объяснить, родителям, что главное –

дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что н е надо делать

за ребёнка его работу. Чтобы выявить о тноше ние р одителей к поисково -

исследователь ской активност и детей, можно провести анкетирова н ие родителе й. Т ак

же, можно разработ ать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно

предлагают родителям различные формы проведени я совместных с детьми опытов и

экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и

экспериментов, которые можно пр овести дома. Та к же привлечь родите лей к

созданию познават ельно - развивающ ей среды в группе.

Важной целью современного образован ия является побуждение детей к

познавательно й активности и стремлению уз навать новое. Экспер именты в детском

саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себ е образователь ные



Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Читайте также: