Технологическая карта вегетативное размножение растений и его использование человеком

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

3. Актуализация знаний для решения проблемы:

• Что характерно для всех живых организмов?
• Размножение- характерный признак всех
живых организмов.

4. Вывод

• Растения расселяются, занимают новые
территории благодаря размножению;
благодаря этому на Земле существует
миллионы лет растения, животные, грибы,
бактерии, хотя каждый организм живет
ограниченное время.

Размножение растений - это
физиологический процесс
воспроизведения себе
подобных организмов,
обеспечивающий
непрерывность существования
вида и его расселение в
окружающей среде.
Благодаря размножению на
Земле миллионы лет
существует жизнь.

Вегетативное размножение представляет собой одну
из форм бесполого размножения, при которой от
растения отделяется относительно большая, обычно
дифференцированная, часть и развивается в
самостоятельное растение.
Вегетативное размножение может быть
естественным и искусственным.

Искусственное вегетативное размножение
осуществляется человеком и широко
применяется в растениеводстве. Оно дает
возможность получать большое количество
посадочного материала,
быстро увеличивать
количество культурных
растений, сохранять
сортовые особенности,
поскольку в потомстве
повторяются признаки
материнского растения.

В результате вегетативного размножения
происходит появление большого количества
одинаковых потомков, которые являются
копией материнского растения.

• Черенками: стеблевыми, листовыми и
корневыми;
• Делением кустов;
• Отводками;
• Усами;
• Выводковыми почками;
• Видоизмененными подземными
побегами;
• Живорождением - "детками";
• Прививкой;
• Культурой ткани.

Стеблевые черенки - это части побега
с несколькими (4-5) почками.
Ими размножаются розы, смородина,
виноград, герани .

Листовые черенки - это листья или их
части, которые дают начало новому
растению. Ими размножаются фиалки,
бегонии, сансевьера .

Корневые черенки - части корней с несколькими
дополнительными почками, от которых берут начало новые
побеги растения. Ими размножаются малина, слива .

В растениеводстве широко используют данный способ
вегетативного размножения. Взрослый куст делят на две
или более частей. Этим способом хорошо
размножаются аспидистра, хлорофитум, примула,
колокольчики, циперус, бамбуки, орхидеи, папоротники…

Отводки - это части растения, которые человек создает
искусственно, прислонив к почве несколько ветвей. Со
временем они укореняются и отрастают новые растения.

Усы - это части ползучего стебля,
которые тянутся от взрослого
растения и укореняются в узлах,
образуя молодые растения.

Выводковые почки
встречаются у растений не
часто. Это небольшие по
размеру образования,
вырастают в пазухах листьев
и при определенных условиях
из них образуются новые
растения.

Видоизмененные побеги - это клубень, луковица и
корневище. С помощью них размножается значительная
часть культурных и диких растений: картофель, лук,
чеснок, лилии, нарциссы, ландыш, сорняки.

20. Культура тканей

• Культура тканей — способ вегетативного
размножения растений.
• На питательную среду помещается немного
клеток образовательной ткани. Клетки начинают
делиться, и вскоре молодое растение можно
высаживать в грунт. По сути дела это клонирование. Так можно
разводить однолетники, а также
ценные орхидные .

По-научному прививку можно смело назвать трансплантацией,
потому что по-сути это и есть пересадка органов и тканей
растений с одного на другое. И эта растительная
трансплантация заключается в искусственном сращивании
какой-нибудь части (чаще всего черенка или почки) одного
растения с побегом, живущим на другом растении.

• Способствует быстрому росту численности
растений и их расселению.
• Обеспечивает образование потомства там, где
нет благоприятных условий для семенного
размножения.
• Используется человеком для выращивания
различных культурных растений.

Цель: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения

  • выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений.
  • сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве.
  • сформировать практические навыки: размножать растения вегетативным способом

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, работа с книгой, доклады, практическая работа

I. Организационный момент (проверка готовности класса).

II. Проверка знаний: диктант. Учащиеся выполняют на листочках. По мере выполнения

Работы производится взаимопроверка. Листочки учащиеся сдают учителю. Оценки в журнал выставляются в конце урока.

1. У основания молодых побегов располагаются.

2. На концах молодых побегов располагаются.

3. Перенос пыльцы голосеменных осуществляется при помощи

4. Женские гаметы находятся.

5. Мужские половые клетки называются.

6. Из зиготы развивается.

7. Из семязачатка голосеменных развивается.

8. Ткань, содержащая запас питательных веществ называется.

9. У голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри.

1. мужские шишки

2. женские шишки

4. в семязачатках

III. Изучение нового материала

1. Объявление темы и постановка целей

Фронтальная беседа с классом

1. Какие способы размножений растений вы знаете?

2. Почему размножение называют вегетативным?

3. Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?

Учитель формулирует определение вегетативного размножения; учащиеся записывают его в словарь.

Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную Пору жизни размножается каждое растение.

Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

Вегетативное размножение у диких растений широко распространено. Некоторые из них Редко размножаются семенами. К числу таких растений относятся, например, ландыш, многие виды луковичных растений и другие.

2. “Устный журнал” Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Объяснение нового материала проводится в форме устного журнала. Каждый доклад обучающихся сопровождается комментариями учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку. Параллельно учащиеся заполняют схему (Приложение 1)

Побег является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья.

Побеги бывают двух видов– надземные и подземные.

Доклад “Размножение подземными побегами”.

“Видоизмененные подземные побеги” – это корневище, луковица, клубнелуковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Слайд 4.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.

Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев.

Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника. Слайд 6.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.”[1] Слайд 7.

Доклад “Размножение надземными побегами”

“Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья. Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику.

Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения. Размножение надземными побегами очень разнообразно. Например, лесная земляника размножается усами. Слайд 8,9. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь. Укоренением кусочков надземных стеблей в природе могут размножаться деревья — тополь, ива.

Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вот она уже укоренилась, начало расти деревце.

Наблюдая за укоренением побегов и стеблей в природе, человек стал размножать Многие растения кусочками побегов — стеблевыми черенками и отводками.

Стеблевыми черенками Слайд 10. размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками Слайд 11. растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к Земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.”[2]

Доклад “Размножение корнями.

“Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”. Слайд 12. [4]

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях. Слайд 13.

Доклад “Размножение листом”

“Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение целым листом Слайд 14 производится для размножения суккулентов, растений имеющих мясистые, сочные листья, бегонии Рекс. С нижней стороны листьев бегонии Рекс следует заранее сделать надрез на всех толстых жилках. Сочные и мясистые листья суккулентов следует предварительно подсушить в течение двух дней. Почву для размножения целым листом посыпают влажным песком. Затем в мокрый песок погружают крупные листья нижней частью, а мелкие листочки кладут плашмя и слегка вдавливают их в песок. У бегонии Рекс листья очень крупные по размеру, поэтому их нужно положить нижней стороной на поверхность песка, после чего прижать в нескольких местах.

Размножение частью листа Слайд 15, 16. поводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера, стрептокарпус. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии - 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30 +35С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешком Слайд 17. характерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.”[3]

Рассказ учителя о размножении прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое. Слайд 18,19,20.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Рассказ учителя о размножении культурой ткани.

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.

Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не Зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, картофель). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?

Об этом прочитайте в учебнике на странице 189.

3. Значение вегетативного размножения..

Задание: прочитать материал учебника на стр. 190 “Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь.

1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено. (сныть, земляника), тогда размножение растений происходит благодаря вегетативному размножению

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями.

Для проверки слайд 21.

IV. Практическая работа “Вегетативное размножение комнатных растений”. На Партах находятся инструктивные карточки (Приложение 2) с одним видом вегетативного

размножения, комнатное растение, необходимое оборудование (стакан с водой, скальпель, горшок с почвой, одноразовый пластиковый стаканчик) для проведения практической работы. Слайд с инструкцией по ТБ 22.

V. Закрепление изученного материала (слайды 23-33):

1.Ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения растений это:

А) усы; Б) корневище; В) клубень; Г) луковица.

2. Подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями это:

А) корневище; Б) луковица; В) клубень; Г) привой.

3.Часть побега приживляемую к другому растению того же или близкого вида называют:

А) подвоем; Б) привоем; В) клубнем; Г) стеблем.

4.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) корневые отпрыски; В) корнеплоды; Г) клубни.

5.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) черенкование; В) листовые черенки; Г)корневые черенки.

6. Появление побегов на корнях - это способ размножения:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

7. Герань размножается:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

8. Ежевика и черная малина размножаются:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

9. Камнеломка размножается

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.


1.а 2.б 3.б 4.б 5.б 6.а 7. черенками 8.корневыми отпрысками 9.усами( ползучими побегами)

VI. Вывод: сегодня на уроке мы изучили особенности вегетативного размножения и познакомились с многообразием способов вегетативного размножения.

IV. Домашнее задание: параграф 43

V. Подведение итогов урока.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

5.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2013

6.Список интернет-ресурсов, использованных при составлении презентации (Приложение 3)

Технологическая карта урока

Деятельностная цель : создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практической работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно-дидактическая цель : создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, роли вегетативного размножения в практической деятельности человека.
Планируемые образовательные результаты :

Метапредметные: научиться ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней; выдвигать гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно-следственные связи.

Личностные: формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?); умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; условно-графическая наглядность – заполнение схем, таблиц.

Средства обучения (обеспечение урока): ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, текстовый материал, раздаточный материал для групп, цветные маркеры, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: бегония, традесканция, хлорофитум ; стаканы с водой, резиновые перчатки, черенки комнатных растений /бегонии, традесканции, хлорофитума/.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный момент. (1-2 мин.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. Надеюсь, мы будем, как единое целое двигаться к поставленной, намеченной цели.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

- На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- всегда ли мы только сеем семена?

- какие способы размножения различают у растений?

-что такое размножение?

-что такое орган растения?

_ на какие две группы разделяют органы цветкового растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

/ дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока /


Урок создаст условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Описание разработки

Цель и задачи занятия:

создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- понимание ценностного отношения к окружающей среде;

- овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

- анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Ход урока.

I. Приветствие учащихся. Проверка готовности класса.

Здравствуйте, садитесь. – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Учитель: - Ребята, назовите, какие предметы находятся у вас на столах? (цветочные горшки с почвой, комнатные растения, стакан с водой, перчатки.

Учитель: - Давайте вместе подумаем: какое доброе дело мы можем сделать, используя эти предметы? (посадить цветы для ребят).

Конспект урока по биологии Вегетативное размножение растений

Учитель: - А сажать цветы, растения вообще это доброе дело?

Учитель: - А каково значение цветов в жизни человека?

Учитель: - Да, цветы – это символ красоты! Они создают уют, хорошее настроение, помогают выздоровлению. Растения пополняют запасы кислорода, необходимого для дыхания.

Учитель: - А какие способы размножения растений знаете вы? (семенной и вегетативный)

Учитель: - Что такое размножение?

(Размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет).

Учитель: - На какие 2 группы разделяют органы цветкового растения? (вегетативные и генеративные).

Учитель: - Назовите вегетативные органы у растения (корень, стебель, лист, побег, луковица, клубень, корневище).

II. Формулировка темы и цели урока.

Учитель: - Молодцы! Предположите, как можно сформулировать тему нашего урока?

Цели урока:

2) познакомиться с особенностями, разнообразием и значением вегетативного размножения.

Учитель: - Дело у нас очень ответственное, давайте продумаем каждый этап нашей работы. Для этого выполните задание: расположите этапы урока в нужной последовательности. К доске идёт …. , остальные работают в группах.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тема урока: Вегетативное размножение растений.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель и задачи занятия: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- понимание ценностного отношения к окружающей среде;

- овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

- анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: традесканция, хлорофитум, фиалка; стаканы с водой, Методы: фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология работы в группах, проблемная технология.

Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса. Здравствуйте, садитесь. – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Учитель: - Ребята, назовите, какие предметы находятся у вас на столах? (цветочные горшки с почвой, комнатные растения, стакан с водой, перчатки.

Учитель: - Давайте вместе подумаем: какое доброе дело мы можем сделать, используя эти предметы? ( посадить цветы для ребят).

Учитель: - А сажать цветы, растения вообще это доброе дело?

Учитель: - А каково значение цветов в жизни человека?

Учитель: - Да, цветы – это символ красоты! Они создают уют, хорошее настроение, помогают выздоровлению. Растения пополняют запасы кислорода, необходимого для дыхания.

Учитель: - А какие способы размножения растений знаете вы? (семенной и вегетативный)

Учитель: - Что такое размножение?

(Размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет).

Учитель: - На какие 2 группы разделяют органы цветкового растения? (вегетативные и генеративные).

Учитель: - Назовите вегетативные органы у растения (корень, стебель, лист, побег, луковица, клубень, корневище).

Формулировка темы и цели урока.

Учитель: - Молодцы! Предположите, как можно сформулировать тему нашего урока?

2) познакомиться с особенностями, разнообразием и значением

Учитель: - Дело у нас очень ответственное, давайте продумаем каждый этап нашей работы. Для этого выполните задание: расположите этапы урока в нужной последовательности. К доске идёт …. , остальные работают в группах.

Изучить способы вегетативного размножения.

Выяснить значение вегетативного размножения.

Выполнить лабораторную работу.

Подвести итог выполненной работы.

Учитель: - Проверяем, почему именно в такой последовательности мы должны работать? У остальных такой же план? Может быть, что-то забыли? Что ещё мы должны сделать в соответствии с поставленными целями урока?

Ухаживать за растениями, а потом подарить детям с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: - Способность размножаться – важное свойство всех живых организмов. В определенную пору жизни размножается каждое растение. Вегетативное размножение – это один из способов бесполого размножения растений, при котором новые особи образуются из вегетативных органов – корней, стеблей, листьев, их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

- А в чем особенность вегетативного размножения? (полное соответствие материнскому организму).

- Правильно, новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

- Как садовнику получить несколько одинаковых растений? На этот вопрос ответит… .

- Растения размножаются с помощью подземных и надземных побегов.

- Существует много способов вегетативного размножения. Рассмотрим их.

Учитель: В с/хозяйственной практике садоводы используют формы вегетативного размножений растений, которые не встречаются в дикой природе. Это размножение прививкой и культурой тканей. Прививка - это приживление одной части растения на другое растение.

Чаще всего садоводы используют 2 типа прививок: стеблевым черенком и одной почкой – глазком.

Учитель: - Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение которое прививают – привой. Прививку производят или скрепив срезы привоя и подвоя, или вставив почку с кусочком стебля в надрез на коре подвоя.

Учитель: - Подумайте, в какое время года удобнее проводить прививку черенком? (прививку черенком удобнее проводить весной, когда активное сокодвижение).

Учитель: - Мы продолжаем знакомиться со способами вегетативного размножения и я предлагаю вам воспользоваться учебником и заполнить таблицу.

Читайте также: