Театрально игровые технологии в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена проблеме использования игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками. Данная разработка может быть полезна руководителям школьных театров, педагогам дополнительного образования, работающим в этом направлении.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Применение игровых технологий на занятиях в театральной студии.

Методическая разработка

Педагог дополнительного образования

Цель разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству с детьми младшего школьного возраста с использованием игровых технологий.

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское мастерство – это и есть обучение игре на сцене.

Данная разработка посвящена проблеме использования игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками. Как игра может помочь усвоению правил и основ другой игры?

Введение_____________________________________________ стр. 4

II. Основная часть

Особенности младшего школьного возраста_________ стр. 4

Игровые педагогические технологии_______________ стр. 6

Игра в игре. Задачи, которые нужно решать при занятиях актерским мастерством с младшими школьниками_____________ стр.6

Примерный план занятия_________________________ стр. 8

III. Заключение _____________________________________________ стр. 9

IV. Список используемой литературы___________________________ стр. 9

V. Приложение______________________________________________ стр. 10

В условиях гуманизации образования приоритетной становится такая его цель: формирование лич­ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ­ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Проще говоря, современное образование носит личностно-ориентированный характер. Или, вернее, должно носить.

Так, в школе, например, особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке КАЖДОГО ученика, повышают авторитет знаний и ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ответственность школьников за результаты учебного труда.

И, что вполне естественно, внедрение новых форм, методов и целых технологий интенсивно идет в образовании дополнительном, поскольку именно дополнительное образование остается наиболее эффективным в нелегком деле развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

(Ведь часто содержание и методы работы основных образовательных учреждений зачастую не развивают компетенции, способствующие успешной социализации школьников)

Особенности младшего школьного возраста

Но! Именно начиная с определенного возраста (8 – 9 лет) и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка каждого ребенка (в большей или меньшей степени можно научить актерствовать.

Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей младшего школьного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы

Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Конечно, с тех самых пор, как ребенок начинает посещать школу, он начинает и стремиться к знаниям тоже. Однако не стоит забывать, что еще совсем недавно его ведущей деятельностью была игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в младшем школьном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. (и младшего школьного возраста, в том числе)

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Игра –нормативная и равноправная деятельность младших школьников, меняющих свои цели по мере взросления.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Абсолютно то же самое можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван действиями.

Игровые педагогические технологии

Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Педагогических технологий существует великое множество. Равно как и их классификаций.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для младших школьников наилучшие педагогические технологии, таким образом, это игровые педагогические технологии.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип -- педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

3. Игра в игре. Задачи, которые нужно решать при занятиях актерским мастерством с младшими школьниками

Вот здесь-то и кроется проблема: актерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у младших школьников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству с младшими школьниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии – воспитание у учащихся самоконтроля эмоциональной сферы.

В этом определении подчеркнуто наличие:

Личных интересов каждого участника;

Возможность действий в этой действительности (исследования);

Группы (включенность в общение);

Самостоятельности. (Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу.)Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии:

Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;

Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;

Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей младшего школьного возраста, эффективно решаются при помощи игровых педагогических технологий.

IV. Примерный план занятия по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии

Инициация. (Начало урока) (15 минут)

Игровая задача занятия – Расшифровать тайное письмо, в котором содержаться очень важные сведения. 1 (3 мин)

Интерактивная лекция (не более 5 минут). Действие и его роль в актерском мастерстве.

Основная часть занятия. Проработка темы. (60 Минут)

Подведение итогов. (15 минут)

Подведение итогов. (3 минуты)

Использование игровых педагогических технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками дает хорошие результаты, потому что:

Игровая деятельность – одна из ведущих у младших школьников;

Актерское мастерство и игра имеют одинаковую природу;

С помощью игры можно максимально добиться раскрепощенности;

Игровые технологии позволяют воспитать у детей эмоциональный самоконтроль.

И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству. В то же время, специальные актерские техники и упражнения с успехом могут применяться в игровых педагогических технологиях.

IV. Список используемой литературы.

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1974.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа, 1993

Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М.: Искусство, 1975.

ОПИСАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ.

Читайте также: