Там где кончалась чаща белели березы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

"весна,весна как воздух чист,как ясен небосклон! "-именно так написал поэт е.а.баратынский о весне.это чистая правда.бегут ручьи,на небе не облачка,весенняя капель и поют птички.сердце замирает,а в душе светло.выйдешь утречком на крыльцо,вдохнёшь запах луговых трав,цветов,пробежишься босиком по ,хорошо! а потом в лес побежишь,и там в озёрке искупнёшься,рассвет встретишь.в народе говорят именно в эту пору появляется зорька-зоряница красная девица.да покажется только доброму человеку.вот такую весну описал поэт своими строками.

ть - суффикс формообразующий (показатель неопределённой формы, в основу не входит)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с придаточными обстоятельственными, их видами.Развивать культуру речи, интерес к предмету.

Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (места, времени)"

Костюк А.А., учитель русского языка и литературы

1) познакомить обучающихся с придаточными обстоятельственными, их видами;

2) формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи.

3) развивать культуру речи, интерес к предмету.

1. Оргмомент.

Домашнее задание: п.11-12

1 группа – работа с карточками

2 группа – выписать из худ.текста по 5-6 спп с придаточными определительными. Посмотрите на тему урока, сформулируйте его цель.

2. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос.

3.1.“Верное - неверное утверждение”.

1) Спп – это такое сложное предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной.( да)

2)Верно ли, что придаточные определительные отвечают на вопрос какой? (да) Приведите примеры придаточных определительных.

3)Верно ли, что придаточные изъяснительные относятся ко всему главному предложению?

4) придаточное определительное относится к существительному в главном предложении и отвечает на вопрос какой?(да)

5) Придаточное изъяснительное относится к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежей.

3.2. Словарный диктант (проверка в парах).

Аппетит, агрессия, аббревиатура, аттракцион, баллада, баррикады, грациозный, геноцид, иммигрант, иммунитет, инициалы, инцидент, комиссия, коэффициент, мировоззрение.

3.3. Кодированный диктант.

Определить вид придаточного предложения, записать: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п.

а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.

б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.

в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.

г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.

д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…

Ключ: о, и, и, п, о.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: сегодня мы будем говорить о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что мы знаем о второстепенном члене предложения – обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится). Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды (какие виды вы знаете)

Запишите предложения в тетрадь.

1.Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

2. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

Начертим общие схемы придаточных места и времени.

5. Закрепление материала.

1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу .

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.

5. Там, где кончалась чаща, белели березы.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща, белели березы. (придаточное места)

1) научить определять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

2) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами;

3) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

I. Повторение. Фронтальный опрос

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.

1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…

2) Человек редко задумывается о том…

3) Я твердо убежден…

4) … будет прекрасный урожай.

5) Нет на земле человека…

Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.

1. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.

2. На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.

3. Море, лениво вздыхающее у берега, завораживает приезжих.

4. Дышащие силой мысли облекаются в слова.

5. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.

Верите ли вы, что…

- В Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию(да)

- В середине 15-го века изобрели пунктуацию Кирилл и Мефодий? (нет. В середине 15-го века итальянские типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, она и была принята большинством народов Европы и существует до сих пор.Кирилл и Мефодий или в IХв.)

- В 18 веке в конце вопросительного предложения ставили двоеточие? (нет. В греческом языке точка с запятой играла роль вопросительного знака.)

Слайд 3 с ответами

3. Записать номера предложений в таблицу:

Сложноподчиненное с придаточным определительным

Сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным

Предложения на слайде 4:

1. Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

2. Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали короткие волны.

3. Кто землю лелеет, того земля лелеет.

4. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

5. Я верю в то, что человек есть творец своего счастья.

6. Там, где кончалась чаща, белели березы.

7. Современная техника позволяет людям выполнять такие работы, с которыми не справились бы даже сказочные великаны.

8. Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния, когда дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Проверка выполнения задания. Слайд 5

II. Объяснение нового материала.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

На экране размещаются слайды, содержащие учебный материал по блокам:

  1. Придаточные определительные и местоименно-придаточные Слайд6/data/files/f1512900233.jpg (475x352)
  2. Основные и неосновные союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными Слайд 7/data/files/c1512900276.jpg (479x357)

Место придаточного предложения Слайд 8/data/files/x1512900313.jpg (480x360)

(Привожу таблицу, содержащую всю информацию.)

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово")

Присоединяются союзными словами:

Место придаточного предложения

кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме

Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун.

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок. [существительное, (где),].

Вновь я посетил тот уголок земли, где ( в котором ) я провел изгнанником два года незаметных

Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

Выполнение упражнения 115( По данным схемам смоделировать и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью).

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Главная - Там белели березы

Придаточная - где кончалась чаща

Ответ

+

Ответ

+

1. Снег становился все белее и ярче,(какой из этого вывод?) так что ломило глаза.
Главная: Снег становился все белее и ярче.
Придаточная следственная: так что ломило глаза.
Союз "так что" - единственный для придаточных следствия.

2. Была та смутная пора, (какая именно?) когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.
Главная: Была та смутная пора.
Придаточная определительная: когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.

9 В дистанционное обучение

9 В дистанционное обучение

9 В дистанционное обучение запись закреплена

13.01.2020 РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: "СПП с обстоятельственными придаточными. Придаточные времени и места"
1. Записать число, классная работа, тему урока
2. Изучить пар. 24, ЗАПИСАТЬ СХЕМУ НА СТР. 82 "Типы обстоятельственных придаточных"
3. Изучить пар. 25 стр. 83
4. Записать предложения, выделить границы главной и придаточной частей, задать вопрос от главной к придаточной, определить тип придаточного предложения
1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь , когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.
Д/З пар. 24, 25, выполнить упр. 126

Макс Залевский


Макс Залевский

Оля Ковальковская


Оля Ковальковская

Валерия Метелева


Валерия Метелева

Читайте также: