Там где капустные грядки красной водой поливает восход

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони - шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.

Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.

Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…

Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.

И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.

Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?

Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):

1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин - выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.

2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.

3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.

4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.

5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.

6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.

7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.

8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.

9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.

10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).

11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.

12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход" и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.

13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.

14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.

15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).

16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).

Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.

------------------------------------------------------------------------------------------------
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
------------------------------------------------------------------------------------------------


Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Опубликованные классические стихотворения и проза являются общественным достоянием, согласно статей 1281 и 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации. Права на современные произведения принадлежат их авторам и представлены только для ознакомления.

Стихотворение Сергея Есенина

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Другие стихи Сергея Есенина:

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Сыпь, гармоника! Скука. Скука.
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.


Текст этого стихотворения был продиктован в 1925 г. автором С.А.Толстой-Есениной.

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Читайте также: