Там где капустные грядки красной водой поливает восход анализ

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Есенин возражал с убежденной горячностью" ("Как делать стихи", 1926).

Маяковский заявлял, что выиграл пари, но – лишь через несколько лет. "Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал: "Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!" Есенин озлился и пошел задираться".

Но в начале пути белая рубашка, плисовые (бархатные) шаровары и цветные сапожки оказываются необходимыми. В таком наряде Есенин вместе с другим поэтом из народа, Н. А. Клюевым, в октябре 1915 года выступает на большом вечере в зале Тенишевского училища на Моховой улице (там же раньше проходили скандальные вечера футуристов). Он не только читает стихи, но играет на гармошке, поет частушки. В зале присутствуют Блок и другие известные представители петербургской интеллигенции.

Нового поэта окрестили Лелем, имея в виду то ли легендарного славянского божка (наподобие Амура), то ли кудрявого пастушка, героя сказочной пьесы А. Н. Островского "Снегурочка". Конечно, эта роль была бы сразу разоблачена (что неоднократно происходило с самозванцами из разных литературных групп), если бы с ней не были связаны талантливые стихи.

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

("Там, где капустные грядки…", 1910)

Я, пастух, мои палаты -
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.

("Я, пастух, мои палаты…", 1914)

В начале 1916 года выходит первая книга Есенина "Радуница" (так назывался у восточных славян весенний послепасхальный праздник, связанный с поминанием предков и в то же время – с весельем, радостью в связи с приходом весны). В русской литературе появился новый – и очень необычный – поэт, органически соединивший деревенскую тематику, национальный пейзаж, фольклорную поэтику и достижения современного словесного искусства (позднее один из литературоведов назовет Есенина "новокрестьянским поэтом-символистом").

Однако радуница-радость совсем не гармонировала с происходившими в России событиями. Книга Есенина вышла в разгар мировой войны. Сначала поэт без определенных занятий получил отсрочку от военной службы, но в марте 1916 года он все-таки оказался в армии, правда на месте санитара военно-санитарного поезда, лишь изредка выезжающего на фронт. Летом 1917 года Есенин обвенчался с 3. Н. Райх, в это время секретарем-машинисткой, позднее ставшей известной актрисой.

Октябрьскую революцию Есенин встретил восторженно. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном", – сказано в поздней автобиографии (1925). Этот уклон проявился в серии из десяти "маленьких поэм", созданных Есениным в 1917–1919 годах. О революционных событиях здесь рассказывается на языке религиозной образности, Лель-пастушок, тихий инок превращается в пророка, тема социального бунта перерастает в богоборчество.

Тучи – как озера,
Месяц – рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.

Дрогнул лес зеленый,
Закипел родник.
Здравствуй, обновленный
Отчарь мой, мужик!

("Отчарь", 19–20 июня 1917)

Лай колоколов над Русью грозный -
Это плачут стены Кремля.
Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!

Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Даже богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.

("Инония", январь 1918)

Блок увидел в революции стихию и музыку, шествие двенадцати с идущим впереди Исусом Христом. Маяковский – организованную железную поступь матросов под руководством большевиков и Ленина. Есенин – восстание природы, крушение кумиров, переоценку всех ценностей, после которых на земле воцарится рай.

Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвется
К новому берегу мир.

("Небесный барабанщик", 1918)

Но в пафосе разрушения старого и утопическом порыве в будущее три поэта оказываются близки. Даже космическая образность и акцентный стих есенинского "Небесного барабанщика" напоминают стихи его вечного соперника Маяковского.

Однако в первых послереволюционных поэмах Есенин не только воспевает стихийный бунт, вступает в схватку с Богом, признает себя давним союзником новой власти: "Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина, / Я – большевик" ("Иорданская голубица", 20–23 июня 1918).

За маской уверенного в себе наследника Васьки Буслаева временами появляется прежний тихий пастушок с явными автобиографическими чертами:

Пастухи пустыни -
Что мы знаем.
Только ведь приходское училище
Я кончил,

Только знаю библию да сказки,
Только знаю, что поет овес при ветре…
Да еще
По праздникам
Играть в гармошку.

("Сельский часослов", 1918)

Это образ попавшего в чужой шумный мир деревенского мальчика не раз драматически откликнется в лирике Есенина. Но логика происходящего, "рок событий" требует от поэта иного.

ЖИЗНЬ НАВЕРХУ: ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ

В марте 1918 года новое советское правительство из прифронтового Петербурга, на который наступают войска Юденича, переезжает в Москву. "Вместе с советской властью покинул Петроград", – говорит Есенин в автобиографии.

В 1915 году в путешествие из Москвы в Петербург отправился безвестный крестьянский паренек в валенках-гетрах. Всего через три года из Петербурга в Москву возвращается признанный поэт, готовый бороться за свое место на Парнасе.

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

("Разбуди меня завтра рано…", 1917)

В модернистскую эпоху, как мы помним, поэты редко существовали поодиночке. Для того чтобы громко заявить о себе, был необходим круг сочувствующих и манифест-выкрик. "В Москве 18 года встретился с [А. Б.] Мариенгофом, [В. Г.] Шершеневичем и [Р.] Ивневым. Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов", – давал Есенин творческий отчет о своих московских предприятиях ("Автобиография", 1923).

Литературная группа имажинистов, куда вместе с Есениным вошли упомянутые молодые поэты, возникла в 1919 году. "Декларация" имажинистов была создана бывшим футуристом В. Г. Шершеневичем, заимствовавшим у своих бывших соратников способы утверждения новой эстетики: эпатаж, скандал, выкрик.

При создании нового направления, естественно, надо было заявить об исчерпанности всех прежних. Сначала имажинисты в двух фразах хоронят своего ближайшего предшественника и соперника: "Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 – умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью – смерть".

Столь же пренебрежительно и грубо отзывались имажинисты о других литературных направлениях, включая "лысых символистов": "Забудем о том, что футуризм существовал, так же как мы забыли о существовании натуралистов, декадентов, романтиков, классиков, импрессионистов и прочей дребедени. К чертовой матери всю эту галиматью".

О принципах нового искусства говорилось лаконично и неопределенно, с указанием-директивой для желающих самим понять суть дела. "Образ, и только образ. Образ – ступнями от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудие производства мастера искусства. Образ – это броня строки. Если кому-нибудь не лень – создайте философию имажинизма, объясните с какой угодно глубиной факт нашего появления. Мы не знаем, может быть, оттого, что вчера в Мексике был дождь, может быть, оттого, что в прошлом году у вас ощенилась душа, может быть, еще от чего-нибудь, – но имажинизм должен был появиться, и мы горды тем, что мы его оруженосцы, что нами, как плакатами, говорит он с вами".

В 1919–1924 годах имажинисты развертывают бурную деятельность: издают журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", открывают литературное кафе "Стойло Пегаса", проводят вечера, где русская литература (вся!) предстает перед судом имажинистов, а потом они – перед судом русской литературы. Вершиной "самозванства и озорства" становятся лозунги на стенах Страстного монастыря (в том числе провокационная есенинская строка из поэмы "Преображение" – "Господи, отелись!") и переименование улиц (на Тверской несколько дней провисела табличка с именем "имажиниста Есенина").


Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.

? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.

Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.

Чтение стихотворения учителем.

? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.

II - Практическая работа

Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.

  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Весна
  6. Возвращение на Родину
  7. Клён ты мой опавший
  8. Метель
  9. Не жалею, не зову, не плачу
  10. Сукин сын
  • Кленёночек маленький
  • Старый клён на одной ноге
  • Клён пьяный
  • Наш клён
  • Бедный клён
  • Приметный клён
  • Опавший, заледенелый
  • Облезлый клён
  • Листьев медь
  • Подгнивший клён

Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.

Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.

Название стихотворений

Предикат

  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Русь Советская
  6. Дорогая, сядем рядом
  7. Возвращение на Родину
  8. Клён ты мой опавший
  9. Метель
  10. Не жалею, не зову, не плачу
  1. Сосёт зелёное вымя
  2. Стережёт голубую Русь
  3. Клён танцует
  4. Присел на корточки погреется
  5. Морщатся ушами длинных веток
  6. Ищут тех, которых помнят
  7. Под окном не машет
  8. Что стоишь, нагнувшись под метелью белой
  9. Он просто столб позорный
  10. Тихо льётся с листьев медь

Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.

Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.

Название стихотворений

Взаимоотношения автора и образа

  1. Я покинул родимый дом
  2. Слышишь – мчатся сани…
  3. Весна
  4. Я усталым таким ещё не был
  5. Клён ты мой опавший
  6. Сукин сын
  1. Тот клён головой на меня похож
  2. И станцуем вместе под тальянку трое
  3. Мой бедный клён прости, что я тебя обидел
  4. В те края, где я рос под клёном
  5. Сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным
  6. Юность моя отшумела, как подгнивший под окнами клён

Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.

Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.

III – Работа с репродукцией

IV – Музыкальный вывод

Сергей Есенин

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
№ 4 Зеленое вымя сосет.

Tam, gde kapustnye gryadki
Krasnoy vodoy polivayet voskhod,
Klenenochek malenky matke
Zelenoye vymya soset.

Nfv, ult rfgecnyst uhzlrb
Rhfcyjq djljq gjkbdftn djc[jl,
Rktytyjxtr vfktymrbq vfnrt
Ptktyjt dsvz cjctn/

Сергей Есенин — Там, где капустные грядки

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

Символов без пробелов

Уникальных слов

Значимых слов

Стоп-слов

Строк

Строф

Водность

Классическая тошнота

Академическая тошнота

Строфы

Размер: разностопный трёхсложник

Строки

Рифмы

Рифмовка

Семантическое ядро

Семантическое ядро отсутствует.

Комментарии

Сергей Есенин

Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Как Есенин изображает природу? 2. Какие цвета преобла­дают в стихах Есенина? 3. Какие запахи изображает Есенин? 4. Какие явления природы чаще всего изображает Есенин? 5. Сквозные лирические образы. 6. Характеристики поэ­тического мира Есенина 7. Основные черты природного и животного миров в лирике Есени­на, приемы их худ. воплощения. 8. Сострадание и милосердие ко всему живому.

Вопрос № 111. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому

В стихах Есенина всё естественно и просто – как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт –

Небывалый образ! Здесь ощущение кровного, физического родства с природой. Этот клён, кудрявое дерево, похожее на пышную шевелюру самого поэта, стал его своеобразным двойником. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, бережное отношение к природе.

Как Есенин изображает природу?

Какие цвета преобла­дают в стихах Есенина?

Цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”.

Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

Какие запахи изображает Есенин?

Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки. Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического герояс кленом.

Поэтические приемы:

различные ви­ды метафор

олицетворение: день склонился, солнце погасло, луна плывет, долина внимает, лес, склоняясь, дремлет
река ласкаясь, шепчется

эпитеты: день усталый, шумная волна, тихая долина, мирный ручей, веселый шелест.

Характеристики поэ­тического мира Есенина:

нежность и трепет­ность

простота и поэтичность

сострадание и милосердие

слияние с миром и тревога за него

всеотзывчивость

смелая метафоричность образа

разговорность и песенность интона­ции

естественность

самобытность поэтиче­ского голоса

Черты лирического героя есенин­ской поэзии:

Тема природы не нова в литературе. Но в творчестве Есенина она приобретает не­повторимое, своеобразное звучание. Есенин на первый взгляд целиком, без остатка занят тем, чтобы "приласкать взор" читателя, нарисовать полюбившуюся с детства "натуру": лес, деревенские избы, дорогу, реку, озеро. Первое впечатление от пейзажа Есенина — непосредственность видения, свобода от "бесчисленных насло­ений истории и религии", конкретная вы­разительность.

И в то же время эту конкретность, вещность, предметность он не считает главным своим даром. "Создать мир воз­духа из предметов, земных вещей или рассыпать его на вещи" — этой формулой Есенин определил свою особенность метко и точно: мир нереальный, неуловимый у него всегда предметен, и наоборот: мир земной, чувственный, конкретный — оду­хотворен, озарен, и оттого все реальные предметы и вещи (избы, животные, цве­ты, деревья, весь незатейливый сельский обиход) в стихах Есенина светятся необы­чайным, несвойственным им в быту све­том. Как это объяснить?

Исследователь творчества Есенина Алла Марченко находит интересное сопоставле­ние, объясняющее одухотворенность есе­нинского вещного мира. В рассказе Анд­рея Платонова "Никита" маленький дере­венский мальчик "пяти лет от роду", на­блюдая за "чужим петухом", вдруг откры­вает, что петух этот "похож по лицу на знакомого пастуха". В тот день пятилет­ний Никита сделал не одно открытие. Оказалось, что и у желтых цветов, и у старого пня есть и глаза и уши и что лицо у него сердитое. И бабушка — тоже не "померла", а стала избушкой: "Ишь живет себе, вон у нее голова есть — это не труба, а голова, и рот щербатый в го­лове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек".

Родившись с "причастием к тайне" — "в мире нет ничего неживого", — он хо­тел приобщить к ясновидению своих со­временников. Благодаря своему природному дару Есенин создал стройную и цельную поэтическую систему, утверж­дающую "перезвон узловой завязи приро­ды с сущностью человека". Эту завязь Есенин ищет в народном искусстве и в самом мире крестьянской "хижины со все­ми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыль­ца. ". Причем для Есенина это не просто любовь глаза, чувственное восприятие кра­сивого — это "тропинка мудрости", "ре­лигия мысли" народа, "фонтан народной премудрости".

Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия кра­соты. Означают они царство сада или от­дых отдавшего день труда на плодах сво­их. Они являются как бы апофеозом "жизненного смысла крестьянина". Поэто­му в стихах Есенина человек уподоблен дереву, душа его — безбрежному, зарос­шему розовыми кустами полю, руки — сучьям, глаза — листьям. И это не про­сто психологический параллелизм, харак­терное для народного творчества сопостав­ление действий и переживаний человека с внешне сходными явлениями природы, а философия, мироощущение, определяющие поэтику есенинских стихотворений.

Кроме того, в поэтической системе Есе­нина утверждается духовность природной плоти, растительной, древесной, всякой. Поэтому для Есенина не существует чет­ких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Именно с этих эстетических позиций следует анализировать конкретные поэти­ческие произведения.

Стихотворения "Отговорила роща золо­тая. ", "Не жалею, не зову, не плачу. " звучат в грустной, элегической тональнос­ти. Поэт приходит к осознанию мимолет­ности, быстротечности жизни, неизбежно­сти быстрого "увядания" человека. "Все пройдет, как с белых яблонь дым", "Все мы, все мы в этом мире тленны. Увяданья золотом охваченный, я не буду боль­ше молодым". И тем не менее, принимая законы природы, Есенин по-пушкински благословляет быстротечную, но прекрас­ную жизнь. Прекрасную, потому что в ней есть радость молодости, ощущение гулкого биения сердца, "буйство глаз и половодье чувств", желание "шляться бо­сиком", отвечая на зов природы. Возвы­шенный, романтический облик жизни ри­суют строчки:

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

И опять же, подчиняясь законам при­роды, — есть "время тлеть" и "время цве­сти" — поэт посылает слова любви и при­вета всем идущим ему на смену:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В основе — мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми, кровными узами. Именно такие мировоз­зренческие позиции Есенина определяют поэтику данных произведений. Любимое средство художественного изображения — олицетворение — ребята находят самосто­ятельно. Учитель обращает внимание уча­щихся на другой характерный для Есени­на прием: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Именно на таком приеме построено сти­хотворение "Отговорила роща золотая. ". "Золотая роща" — это и поэт, чувствую­щий свое "увядание", и его поэзия.

Читайте также: