Там где капустные грядки красной водой поливает восход анализ
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Есенин возражал с убежденной горячностью" ("Как делать стихи", 1926).
Маяковский заявлял, что выиграл пари, но – лишь через несколько лет. "Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал: "Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!" Есенин озлился и пошел задираться".
Но в начале пути белая рубашка, плисовые (бархатные) шаровары и цветные сапожки оказываются необходимыми. В таком наряде Есенин вместе с другим поэтом из народа, Н. А. Клюевым, в октябре 1915 года выступает на большом вечере в зале Тенишевского училища на Моховой улице (там же раньше проходили скандальные вечера футуристов). Он не только читает стихи, но играет на гармошке, поет частушки. В зале присутствуют Блок и другие известные представители петербургской интеллигенции.
Нового поэта окрестили Лелем, имея в виду то ли легендарного славянского божка (наподобие Амура), то ли кудрявого пастушка, героя сказочной пьесы А. Н. Островского "Снегурочка". Конечно, эта роль была бы сразу разоблачена (что неоднократно происходило с самозванцами из разных литературных групп), если бы с ней не были связаны талантливые стихи.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
("Там, где капустные грядки…", 1910)
Я, пастух, мои палаты -
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
("Я, пастух, мои палаты…", 1914)
В начале 1916 года выходит первая книга Есенина "Радуница" (так назывался у восточных славян весенний послепасхальный праздник, связанный с поминанием предков и в то же время – с весельем, радостью в связи с приходом весны). В русской литературе появился новый – и очень необычный – поэт, органически соединивший деревенскую тематику, национальный пейзаж, фольклорную поэтику и достижения современного словесного искусства (позднее один из литературоведов назовет Есенина "новокрестьянским поэтом-символистом").
Однако радуница-радость совсем не гармонировала с происходившими в России событиями. Книга Есенина вышла в разгар мировой войны. Сначала поэт без определенных занятий получил отсрочку от военной службы, но в марте 1916 года он все-таки оказался в армии, правда на месте санитара военно-санитарного поезда, лишь изредка выезжающего на фронт. Летом 1917 года Есенин обвенчался с 3. Н. Райх, в это время секретарем-машинисткой, позднее ставшей известной актрисой.
Октябрьскую революцию Есенин встретил восторженно. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном", – сказано в поздней автобиографии (1925). Этот уклон проявился в серии из десяти "маленьких поэм", созданных Есениным в 1917–1919 годах. О революционных событиях здесь рассказывается на языке религиозной образности, Лель-пастушок, тихий инок превращается в пророка, тема социального бунта перерастает в богоборчество.
Тучи – как озера,
Месяц – рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Дрогнул лес зеленый,
Закипел родник.
Здравствуй, обновленный
Отчарь мой, мужик!
("Отчарь", 19–20 июня 1917)
Лай колоколов над Русью грозный -
Это плачут стены Кремля.
Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!
Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Даже богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
("Инония", январь 1918)
Блок увидел в революции стихию и музыку, шествие двенадцати с идущим впереди Исусом Христом. Маяковский – организованную железную поступь матросов под руководством большевиков и Ленина. Есенин – восстание природы, крушение кумиров, переоценку всех ценностей, после которых на земле воцарится рай.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвется
К новому берегу мир.
("Небесный барабанщик", 1918)
Но в пафосе разрушения старого и утопическом порыве в будущее три поэта оказываются близки. Даже космическая образность и акцентный стих есенинского "Небесного барабанщика" напоминают стихи его вечного соперника Маяковского.
Однако в первых послереволюционных поэмах Есенин не только воспевает стихийный бунт, вступает в схватку с Богом, признает себя давним союзником новой власти: "Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина, / Я – большевик" ("Иорданская голубица", 20–23 июня 1918).
За маской уверенного в себе наследника Васьки Буслаева временами появляется прежний тихий пастушок с явными автобиографическими чертами:
Пастухи пустыни -
Что мы знаем.
Только ведь приходское училище
Я кончил,
Только знаю библию да сказки,
Только знаю, что поет овес при ветре…
Да еще
По праздникам
Играть в гармошку.
("Сельский часослов", 1918)
Это образ попавшего в чужой шумный мир деревенского мальчика не раз драматически откликнется в лирике Есенина. Но логика происходящего, "рок событий" требует от поэта иного.
ЖИЗНЬ НАВЕРХУ: ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ
В марте 1918 года новое советское правительство из прифронтового Петербурга, на который наступают войска Юденича, переезжает в Москву. "Вместе с советской властью покинул Петроград", – говорит Есенин в автобиографии.
В 1915 году в путешествие из Москвы в Петербург отправился безвестный крестьянский паренек в валенках-гетрах. Всего через три года из Петербурга в Москву возвращается признанный поэт, готовый бороться за свое место на Парнасе.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
("Разбуди меня завтра рано…", 1917)
В модернистскую эпоху, как мы помним, поэты редко существовали поодиночке. Для того чтобы громко заявить о себе, был необходим круг сочувствующих и манифест-выкрик. "В Москве 18 года встретился с [А. Б.] Мариенгофом, [В. Г.] Шершеневичем и [Р.] Ивневым. Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов", – давал Есенин творческий отчет о своих московских предприятиях ("Автобиография", 1923).
Литературная группа имажинистов, куда вместе с Есениным вошли упомянутые молодые поэты, возникла в 1919 году. "Декларация" имажинистов была создана бывшим футуристом В. Г. Шершеневичем, заимствовавшим у своих бывших соратников способы утверждения новой эстетики: эпатаж, скандал, выкрик.
При создании нового направления, естественно, надо было заявить об исчерпанности всех прежних. Сначала имажинисты в двух фразах хоронят своего ближайшего предшественника и соперника: "Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 – умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью – смерть".
Столь же пренебрежительно и грубо отзывались имажинисты о других литературных направлениях, включая "лысых символистов": "Забудем о том, что футуризм существовал, так же как мы забыли о существовании натуралистов, декадентов, романтиков, классиков, импрессионистов и прочей дребедени. К чертовой матери всю эту галиматью".
О принципах нового искусства говорилось лаконично и неопределенно, с указанием-директивой для желающих самим понять суть дела. "Образ, и только образ. Образ – ступнями от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудие производства мастера искусства. Образ – это броня строки. Если кому-нибудь не лень – создайте философию имажинизма, объясните с какой угодно глубиной факт нашего появления. Мы не знаем, может быть, оттого, что вчера в Мексике был дождь, может быть, оттого, что в прошлом году у вас ощенилась душа, может быть, еще от чего-нибудь, – но имажинизм должен был появиться, и мы горды тем, что мы его оруженосцы, что нами, как плакатами, говорит он с вами".
В 1919–1924 годах имажинисты развертывают бурную деятельность: издают журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", открывают литературное кафе "Стойло Пегаса", проводят вечера, где русская литература (вся!) предстает перед судом имажинистов, а потом они – перед судом русской литературы. Вершиной "самозванства и озорства" становятся лозунги на стенах Страстного монастыря (в том числе провокационная есенинская строка из поэмы "Преображение" – "Господи, отелись!") и переименование улиц (на Тверской несколько дней провисела табличка с именем "имажиниста Есенина").
Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.
? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.
Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.
Чтение стихотворения учителем.
? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.
II - Практическая работа
Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.
- Там, где капустные грядки
- Я покинул родимый дом
- Слышишь – мчатся сани…
- Исповедь хулигана
- Весна
- Возвращение на Родину
- Клён ты мой опавший
- Метель
- Не жалею, не зову, не плачу
- Сукин сын
- Кленёночек маленький
- Старый клён на одной ноге
- Клён пьяный
- Наш клён
- Бедный клён
- Приметный клён
- Опавший, заледенелый
- Облезлый клён
- Листьев медь
- Подгнивший клён
Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.
Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.
Название стихотворений
Предикат
- Там, где капустные грядки
- Я покинул родимый дом
- Слышишь – мчатся сани…
- Исповедь хулигана
- Русь Советская
- Дорогая, сядем рядом
- Возвращение на Родину
- Клён ты мой опавший
- Метель
- Не жалею, не зову, не плачу
- Сосёт зелёное вымя
- Стережёт голубую Русь
- Клён танцует
- Присел на корточки погреется
- Морщатся ушами длинных веток
- Ищут тех, которых помнят
- Под окном не машет
- Что стоишь, нагнувшись под метелью белой
- Он просто столб позорный
- Тихо льётся с листьев медь
Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.
Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.
Название стихотворений
Взаимоотношения автора и образа
- Я покинул родимый дом
- Слышишь – мчатся сани…
- Весна
- Я усталым таким ещё не был
- Клён ты мой опавший
- Сукин сын
- Тот клён головой на меня похож
- И станцуем вместе под тальянку трое
- Мой бедный клён прости, что я тебя обидел
- В те края, где я рос под клёном
- Сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным
- Юность моя отшумела, как подгнивший под окнами клён
Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.
Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.
III – Работа с репродукцией
IV – Музыкальный вывод
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
№ 4 Зеленое вымя сосет.
Tam, gde kapustnye gryadki
Krasnoy vodoy polivayet voskhod,
Klenenochek malenky matke
Zelenoye vymya soset.
Nfv, ult rfgecnyst uhzlrb
Rhfcyjq djljq gjkbdftn djc[jl,
Rktytyjxtr vfktymrbq vfnrt
Ptktyjt dsvz cjctn/
Песенка для поднятия настроения ;-)
Анализ стихотворения
Символов
Символов без пробелов
Уникальных слов
Значимых слов
Стоп-слов
Строк
Строф
Водность
Классическая тошнота
Академическая тошнота
Строфы
Размер: разностопный трёхсложник
Строки
Рифмы
Рифмовка
Семантическое ядро
Семантическое ядро отсутствует.
Комментарии
Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.
План: 1. Как Есенин изображает природу? 2. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? 3. Какие запахи изображает Есенин? 4. Какие явления природы чаще всего изображает Есенин? 5. Сквозные лирические образы. 6. Характеристики поэтического мира Есенина 7. Основные черты природного и животного миров в лирике Есенина, приемы их худ. воплощения. 8. Сострадание и милосердие ко всему живому.
Вопрос № 111. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому
В стихах Есенина всё естественно и просто – как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт –
Небывалый образ! Здесь ощущение кровного, физического родства с природой. Этот клён, кудрявое дерево, похожее на пышную шевелюру самого поэта, стал его своеобразным двойником. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, бережное отношение к природе.
Как Есенин изображает природу?
Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
Цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”.
Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.
Какие запахи изображает Есенин?
Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки. Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом.
Поэтические приемы:
различные виды метафор
олицетворение: день склонился, солнце погасло, луна плывет, долина внимает, лес, склоняясь, дремлет
река ласкаясь, шепчется
эпитеты: день усталый, шумная волна, тихая долина, мирный ручей, веселый шелест.
Характеристики поэтического мира Есенина:
нежность и трепетность
простота и поэтичность
сострадание и милосердие
слияние с миром и тревога за него
всеотзывчивость
смелая метафоричность образа
разговорность и песенность интонации
естественность
самобытность поэтического голоса
Черты лирического героя есенинской поэзии:
Тема природы не нова в литературе. Но в творчестве Есенина она приобретает неповторимое, своеобразное звучание. Есенин на первый взгляд целиком, без остатка занят тем, чтобы "приласкать взор" читателя, нарисовать полюбившуюся с детства "натуру": лес, деревенские избы, дорогу, реку, озеро. Первое впечатление от пейзажа Есенина — непосредственность видения, свобода от "бесчисленных наслоений истории и религии", конкретная выразительность.
И в то же время эту конкретность, вещность, предметность он не считает главным своим даром. "Создать мир воздуха из предметов, земных вещей или рассыпать его на вещи" — этой формулой Есенин определил свою особенность метко и точно: мир нереальный, неуловимый у него всегда предметен, и наоборот: мир земной, чувственный, конкретный — одухотворен, озарен, и оттого все реальные предметы и вещи (избы, животные, цветы, деревья, весь незатейливый сельский обиход) в стихах Есенина светятся необычайным, несвойственным им в быту светом. Как это объяснить?
Исследователь творчества Есенина Алла Марченко находит интересное сопоставление, объясняющее одухотворенность есенинского вещного мира. В рассказе Андрея Платонова "Никита" маленький деревенский мальчик "пяти лет от роду", наблюдая за "чужим петухом", вдруг открывает, что петух этот "похож по лицу на знакомого пастуха". В тот день пятилетний Никита сделал не одно открытие. Оказалось, что и у желтых цветов, и у старого пня есть и глаза и уши и что лицо у него сердитое. И бабушка — тоже не "померла", а стала избушкой: "Ишь живет себе, вон у нее голова есть — это не труба, а голова, и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек".
Родившись с "причастием к тайне" — "в мире нет ничего неживого", — он хотел приобщить к ясновидению своих современников. Благодаря своему природному дару Есенин создал стройную и цельную поэтическую систему, утверждающую "перезвон узловой завязи природы с сущностью человека". Эту завязь Есенин ищет в народном искусстве и в самом мире крестьянской "хижины со всеми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыльца. ". Причем для Есенина это не просто любовь глаза, чувственное восприятие красивого — это "тропинка мудрости", "религия мысли" народа, "фонтан народной премудрости".
Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труда на плодах своих. Они являются как бы апофеозом "жизненного смысла крестьянина". Поэтому в стихах Есенина человек уподоблен дереву, душа его — безбрежному, заросшему розовыми кустами полю, руки — сучьям, глаза — листьям. И это не просто психологический параллелизм, характерное для народного творчества сопоставление действий и переживаний человека с внешне сходными явлениями природы, а философия, мироощущение, определяющие поэтику есенинских стихотворений.
Кроме того, в поэтической системе Есенина утверждается духовность природной плоти, растительной, древесной, всякой. Поэтому для Есенина не существует четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Именно с этих эстетических позиций следует анализировать конкретные поэтические произведения.
Стихотворения "Отговорила роща золотая. ", "Не жалею, не зову, не плачу. " звучат в грустной, элегической тональности. Поэт приходит к осознанию мимолетности, быстротечности жизни, неизбежности быстрого "увядания" человека. "Все пройдет, как с белых яблонь дым", "Все мы, все мы в этом мире тленны. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым". И тем не менее, принимая законы природы, Есенин по-пушкински благословляет быстротечную, но прекрасную жизнь. Прекрасную, потому что в ней есть радость молодости, ощущение гулкого биения сердца, "буйство глаз и половодье чувств", желание "шляться босиком", отвечая на зов природы. Возвышенный, романтический облик жизни рисуют строчки:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
И опять же, подчиняясь законам природы, — есть "время тлеть" и "время цвести" — поэт посылает слова любви и привета всем идущим ему на смену:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В основе — мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми, кровными узами. Именно такие мировоззренческие позиции Есенина определяют поэтику данных произведений. Любимое средство художественного изображения — олицетворение — ребята находят самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на другой характерный для Есенина прием: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Именно на таком приеме построено стихотворение "Отговорила роща золотая. ". "Золотая роща" — это и поэт, чувствующий свое "увядание", и его поэзия.
Читайте также: