Существительные на тему урожай

Обновлено: 07.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 54 урожай

1. Количество хлеба, плодов и т.п., уродившееся в определённое время.

2. Большое количество уродившегося зерна, плодов и т.п.

3. перен. разг.

Любое изобилие, множества чего-либо.

УРОЖА́Й, урожая, муж.

2. Специально о хорошем, большом урожае - изобилие, богатство уродившегося хлеба или иных растительных плодов в противоп. неурожаю. Несколько лет подряд стояли урожаи. В этом году урожай грибов. Грибам в этом году урожай. В прошлом году был урожай на яблоки.

3. перен. Вообще изобилие, множество чего-нибудь (разг. шутл.). Теперь урожай на новые книги.

1. Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов; сами такие уродившиеся плоды, злаки. Собрать весь у. Богатый у. У. бахчевых. Убрать у. Свезти у. под крышу. Сохранить весь у.

2. Высокий, хороший сбор таких растений. В этом году у. на орехи, грибы, ягоды. У. на рекордсменов (перен.: очень много; шутл.).

| прил. урожайный, -ая, -ое (к 1 знач.).

УРОЖА́Й 1́ , -я, м

Количество уродившихся растений, плодов, грибов.

Богатый урожай пшеницы.

УРОЖА́Й 2́ , -я, м

Количество уродившихся злаков, плодов и т.п., а также сами собранные злаки, плоды и т.п.

Было то время года, перевал лета, когда урожай нынешнего года уже определился, когда начинаются заботы о посеве будущего года… (Л. Т.).

УРОЖА́Й -я; м.

1. Количество уродившихся злаков, плодов, трав и т.п. Обильный, средний у. Виды на у. Хороший у. ягод. Неважный у. на свеклу. Убирать у. Пшеница нового урожая.

2. Разг. Об очень большом количестве злаков, плодов, трав, уродившихся в этом году. Нынче у нас у. Бог послал у.

3. на кого-что. Разг. Об изобилии, множестве чего-л. в какой-л. момент, в какое-л. время. В этом году у. на журналы. Нынче у. на невест. У. на поэтов.

◁ Урожа́йный (см.).

урожа́й - 1) количество уродившегося зерна, плодов, трав и т. д.

2) Валовой сбор продукции сельскохозяйственной культуры.

1) количество уродившегося зерна, плодов, трав и т. д.

2) Валовой сбор продукции сельскохозяйственной культуры.

УРОЖАЙ -..1) количество уродившегося зерна, плодов, трав и т. д

2)] Валовой сбор продукции сельскохозяйственной культуры.

1. Количество уродившихся злаков, плодов, трав и т. п.

Обильный урожай. Средний урожай. Виды на урожай.

Отец мой говорил, что он и не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.

Урожай орехов и ягод в эту осень был редкостный. Марков, Строговы.

2. Изобилие уродившегося зерна, плодов, трав и т. п.

Нынче солома по грудь человеку, Бог нам послал урожай! Н. Некрасов, Мороз, Красный нос.

Арсений Потапыч покуривает трубочку и загадывает. Кажется, нынешнее лето урожай обещает. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

|| перен.; на кого-что. разг.

Вообще изобилие, множество чего-л.

Нынешний год - урожай на альманахи. Белинский, Одесский альманах на 1839.

- На невест у нас, слава богу, урожай… Женись-ка, право, да ступай жить с стариком. Соллогуб, Тарантас.

урожа́й, урожа́и, урожа́я, урожа́ев, урожа́ю, урожа́ям, урожа́ем, урожа́ями, урожа́е, урожа́ях

Солнце, жара, морковь, капуста, укроп, семена, грабли, лопата, лук, шланг,вода, чучело, дождь, кабачок, баклажан, редиска, помидоры.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В 1 группу - прилаг.; во2-сущ. 2 го. склонения; в3-сущ. 3 го склонения; в4-глаголы.:прячься, горяч, бегаешь, ключ, прилечь, плывёшь, меч, камыш, мелочь, лож, глушь, увлечься, речь, печь, экипаж, молодёж, багаж, ландыш, мечтаешь, заплач, учишься,

Прочитайте фрагмент текста. Определите его тему, стиль и тип речи Воздействие звучащей музыки на человека поистине уникально. Она может вызвать бурную радость и незабываемое наслаждение или, наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание.

1 Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей в конце? 2 Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две н? 3 Как различить на письме суффиксы - к - и - ск - в прилагательных?

Прочитайте. Определите вид предложений по цели высказывания и поставьте нужный знак в конце предложений. 1. Какая птица имеет длинный хвост _ 2. Какая птичка имеет красивый хвост_ 3.

В каком предложении допущена ошибка? 1) В результате землитрясений и обвалов в подводных горах, а так же извержений вулканов на дне океана иногда могут возникать гигантские волны, называемые цунами.

У ВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи:

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • неправильно изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой,
  • с трудом могут составить распространенные предложения и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.

Упражнения для детей 4-5 лет

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.
Помидор (какой?) — .
Огурец (какой?) — .
И так далее.

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И так далее.

Помидор — помидорчик.
Репа — репка.
И так далее.

Один помидор — много помидоров.
Одна морковь — много моркови.
И так далее.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Огурец — огурцы.
Помидор — помидоры.
Репа — репы.
И так далее.

Растет — растут.
Зреет — .
Зеленеет — .
Краснеет — .
Сажает — .
Копает — .
Окучивает — .
Рыхлит — .
Поливает — .
Убирает — .
Спеет — …

Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим
(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

  • Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)
  • Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
    К земле прирос крепко. Что это?
    (репка)
  • Сидит дед, во сто шуб одет.
    Кто его раздевает, тот слезы проливает.
    (лук)

14. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Капуста
Росточком была, все воду пила.
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела.
Лето прожила, много листьев сберегла,
Одевалась, одевалась,
А раздеться не смогла.
(А. Прокофьев)

Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас накормит круглый год.
(А. Прокофьев)


Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.
2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
3. Расспросить ребенка, где растут овощи.
4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
5. Рассказать ребенку о труде людей осенью по сбору урожая овощей.

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.
Помидор (какой?) — .
Огурец (какой?) — .
И так далее.

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5… И так далее.

Помидор — помидорчик.
Репа — репка.
И так далее.

Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови. И так далее

Огурец — огурцы.
Помидор — помидоры.
Репа — репы. И так далее.

Растет — растут.
Зреет — .
Зеленеет — .
Краснеет — .
Сажает — .
Копает — .
Окучивает — .
Рыхлит — .
Поливает — .
Убирает — .
Спеет — …

Что делал? — Что делала? — Что делали?
Сажал — Сажала — Сажали
Копал — … — .
Поливал — … — .
Рыхлил — … — .
Окучивал — … — .
Собирал — … — …

Сок из огурца — огуречный.
Сок из моркови — морковный.
Сок из лука — луковый.
И так далее.

Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут .
Если морковь парить, то морковь будет .
Если огурцы посолить, то они будут .
Если помидоры мариновать, то они станут .
Если капусту квасить, то капуста будет .

15. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.

Помидор, лежать, куст, под.
Картошка, расти, огород, в.

Мама почистила картошку, чтобы.
Мама помыла овощи, чтобы.
Мама купила свеклу, чтобы…

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.
Лук горький, а репа — .
И так далее.

17. Развитие логического мышления.

  • Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
    (огурец)
  • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.
    (капуста)
  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
    А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
    (редис)

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

19.Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

У Лариски две редиски,
У Алешки — две картошки,
У Сережки-сорванца — два зеленых огурца.
А у Вовки — две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

Помидор.
В огороде помидор
Взгромоздился на забор.
Притворяется негодник,
Будто сам он — огородник!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя репа:
— Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя огурец:
— Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился, наконец,
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!(Я. Бжехва)

Считалочка
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали вкруг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять!
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать!

Для детей 4-5 лет

1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.

Слива — сливка.
Абрикос — абрикосик.
И т.д.

Один апельсин — много апельсинов.
Одна груша — много груш.
И т.д.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива — сливы.
Яблоко — яблоки.
Груша — груши.
И т. д.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
Варенье сварили из груш, оно будет называться .
Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
Варенье сварили из слив, оно будет называться .
И т. д.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

Яблоки растут на яблоне.
Груши растут на .
Сливы растут на .
И т. д.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Лимон овальный, а яблоко круглое
. Лимон желтый, а яблоко зеленое.
(И так на примере всех фруктов.)

15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

  • Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.
    (Яблоко)
  • На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Сливы)

16. Развитие мелкой моторки.
Ориентация на листе бумаги.

17. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

18. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.

Для детей 6-7 лет

Слива (какая?) — синяя, овальная.
Лимон (какой?) — .
Абрикос (какой?) — и т.д.

1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 груша, 2 . 3 . 4 . 5… И т.д.

Слива — сливка.
Абрикос — абрикосик.
И т.д.

Один апельсин — много апельсинов.
Одна груша — много груш. И т.д.

Слива — сливы.
Яблоко — яблоки.
Груша — груши. И т. д.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни . На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
Варенье сварили из груш, оно будет называться .
Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
Варенье сварили из слив, оно будет называться… И т. д.

— Если фрукты сварить, то они будут — вареные.
— Если фрукты заморозить, то они станут .
— Если яблоки запечь, тогда они получатся .
— Если груши посушить, тогда они станут .
Отработать упражнение на примере всех фруктов.

14. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.

17. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Яблоко.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)

Для детей 4-5 лет

3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной… (груши) На деревьях совсем нет… (груш)
Собрали сливы. На дереве нет ни одной… (сливы) На деревьях совсем нет… (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях… (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной… (вишни) На деревьях нет… (вишен)

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет… (огурцов) На грядке нет ни одного… (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного… На грядке нет .
Собрали помидоры. На грядке нет… Не осталось на грядке ни одного .
Собрали морковь. На грядке нет .
Собрали фасоль. На грядке нет…

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает — … (сажал)
Копает — .
Поливает — .
Растет — .
Зреет — …

Что делает?
Сажал — … (сажает)
Копал — .
Поливал — .
Рос — .
Зрел — …

Использовать картинки:
Картошка, лук, яблоко, помидор.
Лимон, огурец, персик, груша.

Свекла растет на яблоне.
Груша растет на грядке.
Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

Для детей 5-7 лет

3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной… (груши) На деревьях совсем нет… (груш)
Собрали сливы. На дереве нет ни одной… (сливы) На деревьях совсем нет… (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях… (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной… (вишни) На деревьях нет… (вишен)

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет… (огурцов) На грядке нет ни одного… (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного… На грядке нет .
Собрали помидоры. На грядке нет… Не осталось на грядке ни одного .
Собрали морковь. На грядке нет .
Собрали фасоль. На грядке нет…

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает — … (сажал)
Копает — .
Поливает — .
Растет — .
Зреет — …

Что делает?
Сажал — … (сажает)
Копал — .
Поливал — .
Рос — .
Зрел — …

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

А) Пересказ с опорой на вопросы.
Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

— Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
— Когда они собирали урожай?
— Пересказ.
Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Посадила баба Фекла
В огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка
Посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту,
Чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры:
Посадил их вдоль забора.
Огурцы, укроп, петрушку -
Чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород
Требует больших хлопот.
Бабка Фекла в борщ кладет
Все, что у нее растет.

Достаточный словарный запас. Грамматически правильная речь – залог успешного обучения ребенка в школе!

Читайте также: