Судну намеренной посадкой на мель причинены убытки данные убытки относятся к числу

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Статья 141. Применение правил, установленных настоящей главой

  1. Правила, установленные настоящей главой, за исключением правил, установленных пунктом 1 статьи 140 и статьями 155 — 159 настоящего Кодекса, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.
  2. В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются другие правила об общей аварии и международные обычаи торгового мореплавания.
  3. Право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется также и в том случае, если событие, приведшее к общей аварии, возникло по вине одной из участвующих в общем предприятии сторон. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии права на взыскание с соответствующего лица причиненных убытков.

Статья 142. Заменяющие расходы

Любые дополнительные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии (заменяющие расходы), признаются общей аварией, но только в пределах расходов, которых удалось таким образом избежать. Признанные таким образом расходы снижаются на сумму затрат, которые возникли бы при нормальном ходе плавания.

Статья 143. Исключение косвенных убытков

В общую аварию включаются только такие убытки, которые являются прямым следствием акта общей аварии.

Убытки, вызванные задержкой судна во время рейса, его простоем, изменением цен, и другие косвенные убытки не признаются общей аварией.

Статья 144. Бремя доказывания

Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Статья 145. Возмещение расходов на спасание

  1. Расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях, указанных в пункте 1 статьи 140 настоящего Кодекса, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.
  2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включают в себя вознаграждение за спасение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, которые указаны в подпункте 2 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса. Однако специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном пунктом 4 статьи 129 настоящего Кодекса, не признается общей аварией.

Статья 146. Частичная выгрузка груза с одного судна и погрузка его на другое судно

В случае, если судно вынуждено осуществлять частичную выгрузку груза с дальнейшим его хранением на берегу или другом судне, к общей аварии относятся:

расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно;

расходы на аренду судна, на которое осуществляется частичная погрузка груза;

убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации;

расходы, вызванные повреждениями, возникшими на потерпевшем аварию судне во время частичной выгрузки с него груза и погрузки его на другое судно;

убытки и расходы, связанные с утратой и повреждением груза при его частичной выгрузке, хранении и погрузке;

премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование.

Статья 147. Место убежища

  1. Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища вследствие половодья, ледохода, внезапного и стремительного понижения уровня воды на внутренних водных путях или иных чрезвычайных обстоятельств, связанных с необходимостью захода судна в порт или иное место убежища, нахождением его в порту или ином месте убежища и выходом судна из порта или иного места убежища.
  1. В случае, если половодье или ледоход наступили после захода судна с грузом в порт выгрузки и судно должно покинуть порт выгрузки до ее окончания в целях захода в другой, безопасный, порт, другой порт будет считаться местом убежища.
  2. В случае, если судно вследствие половодья или ледохода не может продолжить рейс и должно остаться в порту после выгрузки части груза, предназначенного для этого порта, он считается местом убежища для такого судна только в отношении грузов, предназначенных для других портов.

Статья 148. Караван судов

  1. В целях настоящей главы под караваном судов понимается группа судов, соединенных между собой таким образом, что каждое в отдельности судно такой группы судов не может осуществлять движение самостоятельно.
  2. В случае, если были произведены действия в целях осуществления спасательных операций в отношении одного и (или) нескольких судов каравана и их грузов, находящихся в общей для них опасности, применяются положения, установленные настоящей главой. Судно каравана не считается находящимся в общей опасности вместе с другим судном каравана, если оно в результате отсоединения от другого судна или других судов может быть в безопасности.
  3. При определении контрибуционной стоимости в отношении каравана судов под судном и грузом понимается общая стоимость всех судов каравана и грузов, находящихся в общей опасности.

Статья 149. Общая авария, вызванная повреждением машин, намеренной посадкой на мель, подъемом затонувшего судна и пожаром на судне

  1. Общей аварией признаются расходы на устранение повреждений, возникших в результате форсирования работы машин, а также возникших при попытке судна сняться с мели повреждений движителя, рулевого, буксирного и других устройств.
  2. Общей аварией признаются убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой судна на мель или намеренным затоплением его.
  3. В случае, если судно с грузом вследствие аварии было затоплено, затраты на подъем судна с грузом и соответствующие убытки относятся к общей аварии.
  4. Причиненные судну и (или) грузу убытки вследствие повреждения судна и (или) груза водой или иным образом, в том числе убытки от выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна, признаются общей аварией. Не возмещаются убытки, причиненные судну и (или) грузу вследствие воздействия дыма или нагревания, каким бы образом они ни были причинены.

Статья 150. Убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей или гибели судна

  1. Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено.

В случае, если ремонт судна не проводился, убытки от повреждения судна определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения и которая согласно смете не выше стоимости ремонта судна.

одну пятую часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 2 до 5 лет в момент аварии судна;

одну четвертую часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 6 до 10 лет в момент аварии судна;

одну третью часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации 11 лет и более в момент аварии судна.

  1. Убытки от повреждения судна не должны превышать сумму расходов, возмещаемых в случае гибели судна.

Статья 151. Убытки от гибели или повреждения груза

  1. Относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета — на основании стоимости груза в момент его отгрузки.

Стоимость груза в момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только провозная плата не находится на риске грузовладельца.

  1. В случае продажи поврежденного груза относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и чистой выручкой от продажи груза.

Статья 152. Убытки от потери провозной платы

Неоплаченная провозная плата за утраченный или пожертвованный груз возмещается в размере потерянной провозной платы.

Статья 153. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии

На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии (убытки), начисляются семь процентов годовых в течение трех месяцев после даты составления диспаши. При этом должным образом учитываются платежи, произведенные за счет участвующих в покрытии общей аварии сторон или за счет депонированных для ее возмещения средств.

Статья 154. Контрибуционная стоимость имущества

  1. Общая стоимость имущества (судна, груза и провозной платы), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна.
  2. Контрибуционная стоимость судна определяется исходя из стоимости судна в поврежденном состоянии.
  3. Контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета — на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только она не находится на риске грузовладельца. Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.
  4. Контрибуционная стоимость провозной платы, находящейся на риске перевозчика, равна потерянной провозной плате.
  5. К контрибуционной стоимости имущества (судна, груза и провозной платы) прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии, если только данная сумма в нее не включена.
  6. Любые средства укрепления грузовых мест учитываются во взносах по общей аварии наравне с грузом.

Статья 155. Диспаша и диспашеры

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области внутреннего водного транспорта (диспашерами).

Статья 156. Материалы, на основании которых составляется диспаша

  1. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение 12 месяцев со дня окончания общего предприятия.

В случае, если такое заявление не подано или в течение 12 месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

  1. При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов и грузов и других), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.
  2. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.

Статья 157. Сбор за составление диспаши

За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Статья 158. Исправление и оспаривание диспаши

  1. Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.
  2. Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.
  3. Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела.
  4. Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внести в нее изменения или отменить ее и поручить диспашеру составить новую диспашу в соответствии с решением суда.

Статья 159. Исполнение диспаши

В случае, если диспаша не оспорена в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 158 настоящего Кодекса, или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Общей аварией признаются расходы на устранение повреждений, возникших в результате форсирования работы машин, а также возникших при попытке судна сняться с мели повреждений движителя, рулевого, буксирного и других устройств.

2. Общей аварией признаются убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой судна на мель или намеренным затоплением его.

3. В случае, если судно с грузом вследствие аварии было затоплено, затраты на подъем судна с грузом и соответствующие убытки относятся к общей аварии.

4. Причиненные судну и (или) грузу убытки вследствие повреждения судна и (или) груза водой или иным образом, в том числе убытки от выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна, признаются общей аварией. Не возмещаются убытки, причиненные судну и (или) грузу вследствие воздействия дыма или нагревания, каким бы образом они ни были причинены.

1. Общей аварией признаются расходы на устранение повреждений, возникших в результате форсирования работы машин, а также возникших при попытке судна сняться с мели повреждений движителя, рулевого, буксирного и других устройств.

2. Общей аварией признаются убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой судна на мель или намеренным затоплением его.

3. В случае, если судно с грузом вследствие аварии было затоплено, затраты на подъем судна с грузом и соответствующие убытки относятся к общей аварии.

4. Причиненные судну и (или) грузу убытки вследствие повреждения судна и (или) груза водой или иным образом, в том числе убытки от выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна, признаются общей аварией. Не возмещаются убытки, причиненные судну и (или) грузу вследствие воздействия дыма или нагревания, каким бы образом они ни были причинены.

Общая авария - калька с англ.термина (general average - общие убытки) - особый порядок распределения убытков, которые отнесены к участникам общего морского предприятия.

Когда возник институт ОА мы сказать не можем, но если верить комиссии, составлявшей Дигесты, то можно сказать, что институт ОА древнее римского права. Возник в греческом праве о-ва Родос и стал частью ius gentium. Ему более полутора тысячи лет.

Родосский закон сформулировал несколько базовых принципов ОА (они и современному праву свойственны):

-важно, чтобы опасность непосредственно угрожала кораблю

-для предотвращения этой опасности необходима жертва, принесенная для спасения. Это не просто убыток, это действие, которое намеренно.

-меры дб предприняты по распоряжению капитана корабля (воля человека, отв-щего за безопасность морского предприятия)

-судно и часть груза должны были остаться в целости

-дб достигнут полезный результат.

Если меры оказывались неэффективными, то это не ОА. (современное право сейчас этого не придерживается).

+ Общая авария: находится в известной связи со страхованием, в частности, морским. Тем не менее, в институте ОА нет ключевых элементов страхового договора. Страховой фонд создается, как правила, на случай определенного события. Родосский закон, как и современное понимание, говорит о распределении уже возникших расходов! Покровский тоже согласен с этой точки зрения: в ОА право увидело институт возложения вреда.

Современность

ММК (Международный морской комитет) занимался кодификацией правил об общей аварии, которые получили название Йорк-Антверпенские правила.

o В 1864 г. – первая кодификация правил об общей Аварии, работа над кодификацией начата ассоциацией морского права (предшественницей ММК) (Йоркские правила)

o 1877 г. – внесение изменений в правила (Йорк-Антверпенские правила)

o в 1890, 1903, 1924, 1949, 1974 гг. - вносились правки в ЙА правила.

o Действующая редакция ЙА правил принята на конференции ММК в Ванкувере в 2004 (после Ванкувера правила продолжают дополняться).

Правила общей аварии встречаются и в национальных законах (Глава 16 КТМ почти полностью воспроизводит ЙА правила в редакции 1994 г.)

+ НОв ст.285 КТМ закреплено:

В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания. (Лобода: то есть КТМ отдает предпочтение не обычаям, а соглашению сторон, иными словами, обычай, если он противоречит тексту, может применяться субсидиарно. ). + КВВТ содержит раздел 17 об ОА.

Йорк-Антверпенские правила - подробный свод постановлений относительно того, какие убытки могут считаться общей аварией и как должен определяться их размер. Своеобразие Йорк-Антверпенских правил состоит в том, что они являются не законом и не международным договором, а лишь кодифицированными единообразными обычаями международного мореплавания, сл-но, не имеют обязательной силы. Их применение зависит в каждом конкретном случае от включения условий об этом в коносамент, чартер или аварийную расписку. На практике почти все проформы коносаментов и чартеров, используемые в межд. торговом мореплавании, такое условие содержат.

Общая авария

Определение

ст.284 КТМ: Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Йорк-Антверпенские правила: Акт общей аварии имеет место тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общего спасения, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии.

Признаки общей аварии

От Лободы, ключевые черты ОА:

1. когда пожертвования понесены намеренно и разумно. Что имеется в виду: намерение или результат? Практика склоняется, что намерение; французские суды – результат

2. Пожертвования (расходы) должны иметь чрезвычайный характер; то есть обычные расходы не совершаются. Необходимость их понесения вызвана чрезвычайными обстоятельствами - штормовая погода, например.

3. Пожертвование в интересах всех должно быть предпринято ради общей безопасности с целью предохранения имущества, участвующего в морском предприятии.

Если пожертвование чрезвычайно, но не в интересах всех - это не ОА: живой груз, эпидемия угрожает ему- производится пожертвование, чтобы остановить распространение эпидемии. Не в интересах всех, потому что опасность судна отсутствует. Судно достигло бы порта все равно.

Опасность должна касаться:судно, фрахт и перевозимый судном груз - 3 участника.

Общее морское предприятие

· Общее морское предприятие имеет также место в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.

· Судно не находится в общей опасности с другим судном или судами, если посредством простого отсоединения от другого судна или судов оно окажется в безопасности; но если само по себе это отсоединение является актом, относящимся к общей аварии, то общее морское предприятие продолжает действовать.

Распределение общей аварии

ст.284 КТМ: Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

. Именно то обстоятельство, что имущество одного лица расходуется или приносится в жертву в общих интересах спасения остальной части его собственного имущества и имущества других участников перевозки, является основанием для последующего распределения между всеми ними убытков, вызванных подобными расходами или пожертвованием.

Примеры общей аварии(статьи КТМ):

· Расходы на заход судна в место убежища

· Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения

· Расходы на временный ремонт судна, проведенный в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований

· Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности

· Расходы на спасание, произведенные участвующими в общем морском предприятии сторонами

+ Общей аварией при наличии общих признаков ОА, признаются также:

--убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна;

--убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

--убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

--убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели и т.п.

НО: если на судне заболел груз животных, для спасения оставшихся животных, возможно выбросить больных животных за борт. Но данное действие не направлено на защиту интересов всех участников и не является общей аварией, поскольку тут присутствует интерес лишь владельца животных.

Убытки, возникшие в процессе перевозки случайно, даже если фактически они способствовали спасению судна и груза (например, убытки, вызванные случайной посадкой на мель водотечного судна) общей аварией не являются.

Частная авария

Статья 297 КТМ:

Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)

1. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, а также убытки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

2. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

Ошибка экипажа морского судна

В порядке общей аварии в соответствии с ЙА правилами подлежат взысканию расходы по ситуации, возникшей вследствие ошибки экипажа морского судна (например, судно село на мель по вине экипажа).

Здесь надо сказать про оговорку Джейсона.

Судно удалось снять с мели, но для этого, в частности, пришлось выбросить за борт какое-то количество мешка сахара, включая мешки, принадлежащие Arbuckle Brothers. По прибытии в Нью-Йорк груз был передан грузополучателям взамен на подписание ими аварийной расписки с обязательством возместить судовладельцу все убытки и затраты, которые они должны оплатить, если такие затраты и убытки будут установлены и распределены диспашерами.

На основании диспаши Arbuckle Brothers должны были уплатить судовладельцу $5,060.24. Грузополучатели отказались платить данную сумму, заявив, что посадка судна на мель была вызвана неосторожностью в управлении судном, а оговорка об общей аварии, указанная выше, недействительна. В итоге судовладельцы обратились в суд с требованием к Arbuckle Brothers и их гаранту, страховой компании Insurance Company of North America, выплатить указанную сумму. Грузополучатели и страховая компания подали встречный иск о взыскании $3,506.50, которые должны быть уплачены им при перерасчете общей аварии, если расходы судовладельца вычесть из расходов по аварии, так как посадка на мель вызвана неосторожностью в управлении судном. Окружной суд отказал обеим сторонам, а окружной апелляционный суд направил в Верховный суд США запрос о разъяснении вопросов права.

Основным вопросом было – действительна ли была приведенная выше оговорка судовладельца в коносаменте, которая позволяла ему получить взносы по общей аварии от грузовладельцев в данных обстоятельствах?

Верховый суд США: отметил, что, так как в силу оспариваемой оговорки судовладелец также был обязан участвовать во взносах по общей аварии, то включение оговорки являлось допустимым, а сама оговорка – действительной. С тех пор Оговорка Джейсона стала считаться абсолютно законной и включается перевозчиками США во все выпускаемые коносаменты.

Коротко суть оговорки от Лободы: сторона, виновная в причинении ущерба, по общему правилу, имеет право на получение общего аварийного возмещения. Исключения в договоре перевозки не освобождают ни судовладельца, ни грузовладельца от обязанности по участию в общей аварии, если иное не установлено этой оговоркой.

Это дело породило саму практику включения в договор перевозки оговорки Джейсона.

Сейчас в чартерах и коносаментах включается новая оговорка Джейсона.

Суть новой оговорки: в случае аварии, опасности, повреждения или бедствия, имеющих место до или после начала рейса, и являющихся следствием любой причины, независимо от того, являются ли они следствием небрежности, за которую или за последствия которой судовладельцы не несут ответственности по закону, контракту или в силу иных оснований, грузоотправители, грузополучатели или грузовладельцы должны нести совместно с судовладельцами свою долю по общей аварии в оплату любых произведенных или понесенных пожертвований, убытков или расходов, носящих характер общей аварии, и оплатить вознаграждение за спасание и особые расходы, понесенные по грузу.

В новой оговорке дополнение: если спасавшее судно принадлежит перевозчикам или эксплуатируется ими, вознаграждение за спасание выплачивается в столь же полной мере, как если бы спасавшее судно или суда принадлежали третьим лицам. Депозит, достаточный, по мнению судовладельцев или их агентов, для покрытия предполагаемой доли грузов в общей аварии, любого вознаграждения за спасание и особых расходов по грузам, должен быть, если потребуется, внесен грузом, грузоотправителями, грузополучателями или грузовладельцами перевозками до выдачи груза.

Контрибуционная стоимость имущества

Общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.

При определении контрибуционной стоимости имущества вычитаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении данного имущества после акта общей аварии, за исключением таких расходов, которые признаются общей аварией или относятся на судно на основании решения о выплате специальной компенсации.

Статья 305 КТМ:

Диспаша и диспашеры

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).

Лобода: диспаша - документ, которым распределяется общая авария.

Диспаша регистрируется в специальном реестре.

За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.

Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.

В случае, если диспаша не оспорена в срок , или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также: