Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс строение семян

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

6-32-58

6-32-59

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

6-33-60

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

6-33-61

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

6-34-63

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

6-36-66

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

6-36-66-2

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

6-37-67

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

6-39-72

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

6-40-75

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

6-40-76

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

6-41-78

6-41-79

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

6-41-80

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

6-42-82

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

6-43-84

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

6-43-85

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

6-43-86

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

6-44-87

88. Заполните таблицу.

6-44-88

6-45-89

6-45-90

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

6-45-91

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

6-46-92

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

6-46-93

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

6-46-94

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

6-47-95

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

6-47-96

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 6 - м классе "Строение семян двудольных растений".

8/9/18 Глава 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян. Изучение строения семян двудольных растений. Учитель биологии Чернецова Надежда Иванова

Глава 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян. Изучение строения семян двудольных растений.

Учитель биологии

Чернецова Надежда Иванова

1 .Чем могут размножаться растения?

  • (Растения размножаются спорами, семенами, вегетативно).

2 . Какие группы растений могут размножаться семенами?

  • (Семенами могут размножаться голосеменные и покрытосеменные растения).

3 . Назовите отличие покрытосеменных растений от голосеменных растений?

4. Какие существуют растения по продолжительности жизни?

  • (По продолжительности жизни: однолетние, двулетние и многолетние).

5. Как по-другому называют покрытосеменные растения?

  • (По – другому называются цветковые, потому что они имеют органы семенного размножения - цветок).

6. Какие жизненные формы растений вам известны?

7. Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности

8. Назовите самое высокое дерево в мире?

1. Представители какого отдела имеют цветки?

  • А) Водоросли. Б) Мхи.
  • В) Голосеменные. Г) Покрытосеменные.

2. Представители какого отдела растений образуют плоды?

  • А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.
  • Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные.

3. Представители какого отдела растений образуют семена?

  • А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.
  • Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные.

4. К многолетним покрытосеменным растениям относят:

II. Изучение нового материала

Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут. Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.

состоянии с запасом питательных веществ.

Семена растений бывают разные

Семена сейшельской пальмы Вес одного семени -15-25 кг Орхидея Венерин башмачок

Семена сейшельской пальмы

Вес одного семени -15-25 кг

Орхидея Венерин башмачок

Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

А семена каких растений имеют форму шара?

А семена каких растений имеют форму шара?

У каких растений семена опушены?

У каких растений семена опушены?

Плоды рожкового дерева

  • Семена рожкового дерева.
  • Вес одного семени - 200 мг.
  • В эпохуРимской империи твёрдые плоские бурые семена рожкового дерева ( лат.siliqua graeca ) использовались в римской весовой системе как мера массы, равная примерно 0,2 грамма.
  • Карат-применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга.

(питательные вещества)

1 или 2 семядоли

Однодольные

Лабораторная работа “Строение семян двудольных растений” Учебник, стр. 9, рис. 1

Лабораторная работа “Строение семян двудольных растений”

Изучение строения семени фасоли .

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Семенная кожура

Семядоли — первые

Кожура — плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта).

Зародышевая почка Зародышевый корешок Семявход Семявход Семядоля Кожура Кожура

Зародышевая почка

Зародышевый корешок

Зародышевый стебелёк Зародышевая почечка Зародышевый корешок Кожура Семядоли

Зародышевый стебелёк

Зародышевая почечка

Зародышевый

в результате оплодотворения.

III. Закрепление знаний

IV. Задание на дом:


-80%

Онлайн-книги

Разработка урока
Содержит Цифровой ресурс: 1) презентация к уроку в формате PowerPoint 2) анимированный кроссворд
Содержит Методический ресурс: 1) план-конспект 2) приложение № 1 3) тест для самопроверки

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Лучший совестный урок - 2011

Учитель биологии и химии

Учитель Пестова Наталья Михайловна

Предмет Биология

Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии Грибы Растения

Тема Строение и условия прорастания семян покрытосеменных

Тип урока изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений о строении семян покрытосеменных растений,

ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений

развивающие - обучение работе в парах, умение ставить проблемы и творчески искать ответ, развитие навыков наблюдения, сравнения, обобщения, рефлексии, самооцениванию и самокоррекции работы на уроке;

воспитательные – формирование коммуникативной компетенции учащихся через обучение культуре общения, оказания взаимопомощи одноклассникам, воспитание уверенности в своих способностей; формирование деятельностной компетенции через выполнение практической работы;

формирование информационной компетенции через умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуралистических объектов;

конспект урока

Этапы

Деятельность учителя

Действия учащихся

Использование цифровых образовательных ресурсов

1.Оранизационный этап

Учащиеся делают запись в тетради

Презентация Слайд № 1

Строение семян покрытосеменных растений.

2. Актуализация знаний

Учащиеся предполагают варианты ответа

Какие условия необходимы были вам для того, чтобы семена проросли

Какими бывают семена?

Семена разные по форме и размерам

Семена имеют приспособления для распространения

Презентация слайды № 2,3,4

ученики делятся произвольно на 6 групп, для каждой группы даю по одному вопросу из пройденного материала – в ответе каждой группы первая буква является частью главного слова, которое получится в итоге.

Ученики отвечают на вопросы в группах - собирается слово зародыш

Что такое зародыш?

Зародыш – это будущее растение

Из зародыша образуется растение

Презентация слайд № 5

Ребята, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (цель урока)

Презентация Слайд № 6

Цель урока – формирование представления о строении семян покрытосеменных растений и условиях их прорастания, ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений

3. Основная часть

Практическая работа (Приложение №1)

Строение семян двудольных и однодольных растений

Цель работы: выяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти сходства и различия в строении

Ребята выполняют практическую работу.

Несмотря на большое разнообразие семян – семя состоит из зародыша, семенной кожуры и запаса питательных веществ, которые могут находиться в эндосперме или в семядолях

В семенах двудольных две семядоли, запас питательных веществ может находиться в эндосперме или в семядолях

Показывают на слайде, схемах составные части семян однодольных и двудольных растений, находят сходства и различия в строении семян

Презентация слайды № 7,8,9,10

3.Закрепление

Ребята, я предлагаю вам вопросы для закрепления темы. Ответив на них, вы сможете выяснить, добились ли вы поставленной в начале урока цели или нет.

Что такое зародыш?

Что такое эндосперм?

У семян каких растений он отсутствует?

Какие приспособления для распространения бывают у семян?

Приведите примеры однодольных и двудольных растений?

Ребята отвечают на вопросы

Презентация слайд № 11

4. Самопроверка

Тест для самопроверки создан в программе TestSystem v 2.0 и может быть выполнен при техническом обеспечении класса каждым учеником. Тест содержит 10 вопросов с одним правильным ответом

4. Рефлексия

Что на уроке показалось самым сложным для понимания?

Какие вопросы вы хотели бы еще задать для лучшего понимания темы?

Что на уроке понравилось больше всего?

Ребята отвечают на вопросы

5. Домашнее задание.

Учитель дает комментарии домашнего задания.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Презентация слайд № 12

Практическая работа

Бережно обращаться с лупой, микроскопом и микропрепаратами;

Осторожно обращаться с колющими и режущими инструментами;

Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли и гороха. Найти рубчик и семявход.

Скальпелем сделать надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снять кожуру.

Рассмотреть под кожурой зародыш, с помощью лупы найти зародышевый стебелек и корешок. Раздвинуть семядоли и рассмотреть почечку. Зарисовать.

Рассмотреть сухую и набухшую зерновку кукурузы. Попробовать препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки

Осторожно, используя препаровальную иглу, рассмотреть строение зародыша -

Найти эндосперм на готовом микропрепарате и в набухшей зерновке кукурузы

Зарисовать строение семени однодольного растения

Фасоль, горох – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните

Кукуруза и пшеница – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните

Какова роль эндосперма?

Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных?

Проблемные задачи:

Можно ли только по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?

Какое образование защищает зародыш от повреждений и высыхании?

Суханова Л.В. Биология 6-7. Тетрадь для лабораторных работ М: Интеллект-центр. 1998 -84с.,

Комментарии и рекомендации к материалам.

Для проведения урока достаточно иметь в рабочем состоянии компьютер с поддержкой мультимедиа, проекционную аппаратуру

Цель урока рекомендую дать возможность сформулировать ученикам – предшествующие этапы должны подтолкнуть учащихся к этому

Заранее необходимо дать задание ученикам, чтобы они, соблюдая условия, прорастили в домашних условиях семена гороха или фасоли, кукурузы или пшеницы; условия выращивания семян ученики выясняют сами;

По ходу урока рекомендую использовать презентацию (использование слайдов подробно указано в конспекте урока)

Описание практической работы находится в приложении № 1. Рекомендую раздать описание работы учащимся на парты. Рекомендую цель практической работы дать возможность сформулировать самим учащимся. Во время практической работы давать возможность взаимопомощи (дать возможность объединиться в группы или работать индивидуально)

Тест для самопроверки выполнен в программе TestSystem v 2.0, файл загруженный в файле цифровой ресурс можно смотреть только через эту программу, состоит тест из 10 вопросов, один правильный.


Семя – связующее звено между двумя поколениями растений. Являясь частью материнского организма, оно одновременно содержит в себе зачаток дочернего. В строении семян есть общие черты, характерные для любого семени, и отличия, которые делят цветковые растения на два больших класса.

Развитие семени

Семя образуется из семязачатка, который находится внутри завязи пестика. Семязачаток имеет вид мешочка и содержит несколько клеток. Самые важные из них – это яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка.

После опыления цветка в завязь проникают два спермия (мужские половые клетки). Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу. Другой спермий сливается с центральной клеткой и образует эндосперм. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Схема двойного оплодотворения

Рис. 1. Схема двойного оплодотворения.

Общие черты строения семян

Семя имеет следующие части:

  • зародыш;
  • эндосперм;
  • семенная кожура.

Зародыш развивается из зиготы – это главная часть семени. Зародыш хорошо заметен у бобовых растений (боб, горох, фасоль). Он выглядит как миниатюрное растение и имеет:

которые читают вместе с этой




Корешок первым начинает рост при прорастании семени и образует главный корень. Побег – это зачаточный стебель с почкой. Семядоли прикреплены к побегу и являются первой парой листьев будущего растения.

Эндосперм состоит из крупных клеток запасающей ткани. Его назначение в том, чтобы питать зародыш, пока он не перейдёт на самостоятельное питание путём фотосинтеза.

Семенная кожура предохраняет семя от высыхания, повреждения и преждевременного прорастания. Для проникновения внутрь семени воды кожура имеет отверстие (микропиле).

Самым тяжёлым семенем является семя сейшельского ореха, его вес достигает 25 кг.

Однодольные и двудольные растения

Если зародыш растения имеет две семядоли, как у бобовых, то оно относится к классу двудольных. Примерно 75% цветковых растений являются двудольными. Остальные 25% – однодольные, у них развивается только одна семядоля.

Особенности строения семян однодольных

Семядоля однодольных называется щитком. Её функция – передача питательных веществ от эндосперма к зародышу. Эндосперм занимает большую часть семени.

Строение семени однодольного растения

Рис. 2. Строение семени однодольного растения.

Различия в строении семени – не всё, что разделяет два класса цветковых растений. Двудольные и однодольные имеют различное жилкование листа, строение корневой системы и стебля.

Эндосперм

Эндосперм имеется примерно у 85% цветковых растений. Его наличие или отсутствие не является признаком двудольных или однодольных. Эндосперм встречается и у тех, и у других.

Чаще всего он содержит маслянистые вещества, т. к. жиры содержат наибольшее количество энергии. Некоторые семена (бобовые) богаты белками.

Большинство однодольных имеет эндосперм, содержащий углеводы. Это, в первую очередь, злаковые, из зерна которых получают муку и пекут хлеб.

Особенности строения семян двудольных

Типичные семена двудольных имеют горох и фасоль. Под толстой кожурой у них расположены две крупные симметричные семядоли, которые при прорастании выносятся с побегом на свет, и вскоре засыхают.

Строение семени двудольного растения

Рис. 3. Строение семени двудольного растения.

Между семядолей зажат зародыш.

Кожура фасоли и гороха плотная. Семя может долго находиться в состоянии покоя. Но, при попадании во влажную среду, вода проникает через микропиле и семя набухает. Клетки зародыша начинают делиться и корешок прорывает кожуру.

Семена в питании

Семена цветковых растений имеют большое значение в питании животных и человека.

Питательные вещества эндосперма или семядолей, – это то, ради чего человек выращивает растения. Самую важную роль в питании человека играют семена злаковых и бобовых растений.

Что мы узнали?

Изучая данную тему по биологии (6 класс), ученик должен понимать следующее: строение семени цветка и плода имеет общие черты у всех цветковых растений. Семя состоит из трёх частей: зародыш, эндосперм, семенная кожура. Строение семян однодольных и двудольных растений имеет некоторые различия. Семя многих двудольных не содержит эндосперм и в этом случае питательные вещества сосредоточены в семядолях.

Читайте также: