Стим технологии в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Для решения данной задачи требуется утверждение СTEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Внедрение СTEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

  • - Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
  • - Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
  • - Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
  • - Формирование уверенности в своих силах.
  • - Активная коммуникация и командная работа.
  • - Развитие интереса к техническим дисциплинам.
  • - Креативные и инновационные подходы к проектам.
  • - Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • - Ранняя профессиональная ориентация.
  • - Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
  • - STEM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).

КАК ВНЕДРИТЬ STEAM ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.

КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ? Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.

Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения и использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

  • Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторови различные робототехнические устройства. Разнообразныезадания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.
  • Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.
  • Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ.

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки и т.д.

  • Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
  • Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
  • Формирование экологического сознания.
  • способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
  • умение группировать предметы;
  • умение проявлять осведомлённость в разных сферах жизни;
  • свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
  • умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;умение создавать конструкции и моделировать объекты на основе пазового крепления деталей.
  • Развитие логики и алгоритмического мышления;
  • Формирование основ программирования;
  • Развитие способностей к конструированию и моделированию;
  • Обработка информации;
  • Развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;
  • Умение быстро решать практические задачи;
  • Овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;
  • Знание универсальных знаковых систем (символов) и умение ими пользоваться;
  • Развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.
  • Освоение ИКТ и цифровых технологий;
  • Освоение медийных технологий;
  • Организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы. Отвечаем…STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!

Как внедрить STEAM образование в детском саду.

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.

Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.

Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения и использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям .Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

4. Математическое развитие;

Какой же результат я хотела получить?

1. Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2. Развить наблюдательность, любознательность.

3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.

4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.


В связи с этим мною были поставлены задачи:

Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Возникает вопрос – с чего начать?

Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования рассчитан на детей, как среднего уровня развития, так и на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития, для соблюдения принципа мини - макса.

В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)

Для успешного решения поставленных задач я использовала такие принципы работы как:

- принцип научности и доступности понятий;

При этом использовала образовательные технологии:

- ИКТ – технологии (в группе есть интерактивная доска);

- создано STEAMпространство группы;

- технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);

В рамках работы мною были проведены:

1) опыты и эксперименты с детьми:

Опыты и эксперименты с водой.

Опыты и эксперименты с воздухом.

Опыты с камнями, песком.

3) Сформирована картотека опытов и экспериментов.

Результаты работы, по формированию экологического сознания в процессе экспериментирования с живой и неживой природой, представленные на данной диаграмме говорят об успешно проведенной работе.


Работая над опытом формирования логического мышления у дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

- изучение эффективности развития логического мышления дошкольников с использованием дидактических игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

Мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей. Результаты диагностики показали: с высоким уровнем - 0 % (0 детей), со средним уровнем - 48 % (11 детей) , с низким уровнем - 52 % (12детей).


Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. Дети недостаточно владеют знаниями, не умеют анализировать.

В связи с этим я определила цель и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: логического мышлениея, речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

На изучение величины:

На изучение формы и цвета:

- Цветные счётные палочки;

- Набор геометрических тел.

На изучение пространства:

На изучение времени:

Так же сформирована картотека дидактических игр. Ведётся работа с родителями в виде консультаций и рекомендаций по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления.

Добилась я положительных результатов? Да! Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики.

Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.


И каких результатов мы добились, спросите вы?

Во-первых, работая, в направлении STEAM – технологии в нашем саду был создан STEAM – центр.

Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, с свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения STEАM - технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- повышать профессиональный уровень педагогов в овладении ими STEАM -технологией;
- способствовать активизации познавательного интереса педагогов, творческого поиска.
Предварительная работа:
- подготовка информационного стенда о планируемом семинаре;
- проведение консультации для педагогов по вопросам применения STEАM –технологии в работе с дошкольниками;
- изучение литературы по использованию STEАM –технологии в детском саду;
- изготовление раздаточного материала.

Перед нами стоят задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство;
- повысить профессиональный уровень в овладении STEАM-технологией;
- способствовать творческому поиску и активизации познавательного интереса педагогов.

Итак, отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое STEАM-технология. Для плодотворной работы я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков.

Возьмите билет, обсудите задание и ответьте на заданный вопрос.
1 Задание: Подберите определение, что такое STEАM-образование? STEАM-образование - это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
3. Новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе (STEАM-образование);

4. Специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении (познавательно-исследовательская деятельность);
Итак, использование STEАM-технологии в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

2 Задание: предлагаю следующей команде выполнить такое задание: необходимо установить соответствие задач обучения с разделом программы.
Основы математики и теории вероятности
Основы криптографии
Основы программирования
Основы чтения
Основы картографии и астрономии
Формирование навыков восприятия информации дошкольником с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
Развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления.
Развитие пространственных и временных представлений и навыков мышления, ориентации.
Формирование современных базовых понятий об информационной безопасности, принципов ее работы на основе математики.
Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер.
Таким образом, STEAM-образование основано на идее обучения детей с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

Наше путешествие продолжается. Откройте билет № 3.

3 Задание: Вставьте в определение пропущенную фразу:
- STEАM-технология – это образовательная технология, сочетающая в себе несколько … (предметных областей).
- Одной из задач STEАM-образования дошкольников является проведение ранней… (профориентации).
- STEАM-образование построено на интегрированном подходе с акцентом на… (проектную и исследовательскую деятельность).
Возникает вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEM-образование для детей – одна из самых актуальных тем в мировой образовательной практике, это развивающееся популярное междисциплинарное направление, позволяющее совершенствовать и модернизировать образование в соответствии с запросами завтрашнего дня.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

• Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.

• Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.

• Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

• Помогают выработать инженерные навыки.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ

• Ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой;

• При помощи сенсорных установок в дошкольных образовательных учреждениях и детских садах развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивность ребят.

• Сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей.

• Современное интерактивное оборудование для детского сада улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.

Все производимые развивающие комплексы для детей соответствуют программе ФГОС в ДОУ и в начальной школе (федеральные государственные образовательные стандарты, а также стимулируют развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательных учреждениях.

Педагогические исследования показывают, что одной из основных проблем образовательной системы в детских дошкольных учреждениях является потеря интереса к процессу познания. Детям нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью.

В связи с этим в дошкольную систему образования необходимо включать мероприятия по осмысленной деятельности, где дети смогут принимать участие в различных экспериментах. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса. Игровые творческие комплексы для ДОУ открывают большие возможности для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-умение группировать предметы;

-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям : величина, форма, пространство, время, количество и счет.

-развитие логики и алгоритмического мышления;

-формирование основ программирования;

-развитие способностей к планированию, моделированию;

-обработка информации ;

-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

- умение быстро решать практические задачи;

-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Родители дошкольников в выборе дополнительных занятий обычно концентрируются на спорте, музыке и иностранных языках. При этом дошкольникам важны технические компетенции и знания в точных науках. В этом им поможет помочь STEM-технологии. Разбираемся вместе с нашим экспертом, вице-президентом Института мобильных образовательных систем, членом Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы ФС РФ Оксаной Алексеевной Скоролуповой.

Что такое STEM-технологии

Сама аббревиатура STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технология, инженерия и математика). Но в некоторых образовательных программах ее называют STEAM, добавляя Art (искусство) и STREAM, добавляя Research (исследования).

STEM-технологии помогают познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его как систему со всеми взаимосвязями, выработать инженерный стиль мышления и научить работать в команде.

Для того, чтобы дети осваивали научные знания на практике, применяют разнообразные техники. В STEM-обучении создают и программируют роботов, создают технические игрушки, проводят научные эксперименты, конструируют игрушечные здания, дороги и машины.

Также важно, что дошкольники изучают не отдельные науки, а темы, например, космос, и смотрят на него с точки зрения физики, химии, инженерного дела, математики. Этот комплексный взгляд помогает сформировать инженерное мышление и использовать все имеющиеся знания для генерации новых идей.

Дети, занимающиеся по STEM, не боятся гаджетов и инноваций — они не просто умеют пользоваться смартфонами и планшетами, они способны понять, как и почему они работают, у них сформированы информационная и цифровая грамотность.

Зачем STEM-технологии нужны дошкольникам

Помогает общаться в группе. Ребята решают сложные задачи в группе — так они учатся задавать вопросы и получать ответы, общаться, достигать совместной цели. Также ребята лучше узнают друга и формируют более крепкие и доверительные отношения.

Развивает критическое мышление. STEM-подход — это всегда вопрос, на который пытается ответить ребенок. Изучая условия, собирая информацию, сравнивая между собой факты, ребенок учится отличать важное от лишнего, работать с источниками, учится не доверять, а проверять.

Развивает познавательные процессы. С помощью экспериментов и технических задач познавательные процессы развиваются быстрее, чем в стандартных условиях. Больше всего это связано с мотивацией: когда ребенок вовлечен в интересное дело, он становится более внимательным, лучше воспринимает и запоминает информацию, больше ее осмысляет.

Помогают стать активным и самостоятельным. Чем больше задач успешно решает дошкольник, тем больше он верит в себя, хочет быть самостоятельным. Теперь он сам будет предлагать свою помощь взрослым, а не ждать их просьбы.

Как применять STEM-технологии с дошкольниками

Конструирование. Кажется, что дети и так умеют строить любые предметы из конструкторов, из бумаги, картона, других материалов. И это здорово — важно поддержать этот интерес, а также развить его. Важно, чтобы дети умели строить не только по образцу, но по заданной теме, чтобы они умели конструировать по условиям, например, строить мост определенной высоты или ширины. Детей можно приучать к конструированию по чертежам — это может быть условная схема, которую легко прочитать. Важно научить не только строить, но и вносить изменения, переделывать, отказываться от идей, обновлять — построил мост, а теперь сделай так, чтобы под этим мостом смогла пройти игрушка.

Игры и упражнения. С помощью простых игр и заданий дошкольников можно знакомить с основными математическими понятиями. Понятия размера, формы, количества помогут освоить другие технические компетенции, станут необходимой базой. Можно положить перед ребенком различные геометрические фигуры, разложенные в определенном порядке, и предложить продолжить ряд. Можно использовать сортер, собирать бусы из бусин разного цвета и формы. Также важно постоянно давать упражнения на соотношение величин: кто больше, кто выше, кто тяжелее. В том числе, для этого можно играть с весами, используя или игрушечные гирьки или взвешивая игрушки.

Научные эксперименты. Во-первых, дети всегда воспринимают эксперименты как маленькое чудо и соглашаются на них легко. Во-вторых, им хочется повторить их за педагогом. В-третьих, эксперименты помогают познакомить ребят с принципами и правилами научного исследования. Можно использовать эксперименты с водой — попытаться сделать воду цветной или сладкой, заморозить, разморозить, понять, что она не горит.

Читайте также: