Способы опыления у покрытосеменных растений урок

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 15.09.2024

Урок биологии в 6 классе "Опыление растений"

1. Организационный момент. Приветствие

2. Определение темы урока

1. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется . (Орех.)

2. Сам плод душистый и пушистый,
А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот
Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода
В чай кладем мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней.
Нужен сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть . (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики.
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у . (Перец.)

Учитель задает ученикам вопросы:

– Какой орган растения играет главную роль при опылении? (Цветок.)

– Какие главные части цветка вы знаете? (Пестик и тычинки.)

– Что находится в тычинках? (В пыльниках – пыльца.)

Вывод : без пыльцы не будет опыления.

3. Постановка познавательной задачи

Цветки многих растений приспособлены к опылению определенными насекомыми. Однажды произошел такой случай: крестьяне засеяли целое поле красным клевером. Все лето клевер ярко цвел, но вскоре к великому огорчению выяснилось, что он не дал семян. Почему так произошло?

Учащиеся говорят, что не произошло опыления клевера. Верно, но почему обычно опыление происходит и клевер дает семена, а на том поле этого не произошло?

Этим случаем заинтересовался Чарлз Дарвин. Он стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того, чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало, нет и семян. Ученого поразило такое странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враги мышей, как известно, – кошки. Значит если нет кошек, то становится мало шмелей: они не опыляют клевер, и он не дает семян.

Вывод : опыление необходимо, чтобы образовались семена. В природе все взаимосвязано.

Учитель показывает муляжи плодов.

4. Изучение нового материала

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают несколько типов опыления:

Самоопыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При самоопылении все получаемое потомство очень похоже на родительское растение.

Примеры самоопыляющихся растений: пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник.

А может ли происходить опыление до цветения? Да, может, это парадокс, но порой опыление происходит внутри закрытых бутонов, которые потом могут даже не распускаться.

Перекрестное опыление. При перекрестном опылении пыльца с одного цветка переносится на пестик другого. Образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которые не проявлялись ни у одного из родителей.

Пыльца при перекрестном опылении может переноситься двумя основными способами: с помощью насекомых и ветром.

(По мере изложения следующей информации учащиеся заполняют соответствующую таблицу в инструктивной карточке.)

Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:

– крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.

Например, цветки душистого табака, раскрывающиеся в сумерках, белые и крупные, источают сильный аромат, и их легко находят опылители – ночные бабочки. Некоторые растения опыляют только определенные насекомые. Львиный зев и клевер опыляют только шмели. Бабочки хорошо видят алые, красные, ярко-бордовые цветки, а шмели, пчелы и осы – желтые, синие и голубые цветки. Так устроено зрение этих насекомых. Во время цветения фруктовых деревьев в сады привозят ульи. Урожаи после этого повышаются, т.к. пчелы опыляют много цветков.

Как-то раз Чарлз Дарвин, изучая опыление у растений, заметил бабочку с необычными булавовидными придатками на хоботке. Оказалось, что это пыльники орхидеи. Ряд орхидей приклеивают два своих пыльника (поллинария) к голове или хоботку насекомого, пьющего нектар. Когда бабочка перелетит на другой цветок, пыльца попадет по назначению.

Часто на лепестках насекомоопыляемых растений имеются специальные указатели – яркие пятнышки, показывающие насекомым путь к нектару. Они становятся заметны лишь к моменту созревания пыльцы и нектарников. К цветку растения, на котором указатели еще незаметны, насекомое не подлетит.

Многие растения привлекают опылителей запахом. Обычно это приятный сладкий запах нектара. Но не всегда. Цветок тропической раффлезии издает запах тухлого мяса, привлекая для опыления падальных мух.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.


Искусственное опыление. Человек иногда берет на себя опыление цветков – сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Это делают с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу кисточкой или кусочком резины.

Подсолнечник – насекомоопыляемое растение. В холодную погоду летает мало насекомых, и тогда на поле выходят люди. Проходя вдоль рядов растений, они проводят мягкой варежкой по поверхности соцветий.

5. Закрепление изученного материала

Работа с инструктивной карточкой.

6. Подведение итогов урока

В конце урока учитель собирает заполненные инструктивные карточки (после их проверки выставляются оценки за работу); выставляет оценки за устную работу на уроке.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки

Фамилия:
Имя:
Класс:
Вариант:
Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

II. Заполнить схему, отражающую типы опыления

opyilenie

Опыление и оплодотворение растений. Половое размножение


Половое размножение характерно для большинства растений, за исключением некоторых водорослей.

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают перекрестное опыление и самоопыление (рис.1).

виды опыления

Рис.1 Виды опыления цветковых растений

При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в пределах одного и того же цветка.

В природе самоопыление происходит редко, зачастую еще в бутонах, до раскрытия цветка (пшеница, горох, фасоль, фиалка, томат). Главное преимущество самоопыления — оно не зависит от погодных условий и насекомых, поэтому осуществляется при любых условиях. Не все обоеполые цветки являются самоопыляющимися. Большинство растений дают полноценные семена только при перекрестном опылении.

Опыление, при котором пыльца тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого, называют перекрестным. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми и ветром. Реже — птицами, летучими мышами и водой.

Строение цветков насекомоопыляемых растений разнообразно (вишня, слива, яблоня, сирень, роза и многие другие). Они имеют ярко окрашенный или белый венчик и сильный запах. Цветки крупные или собраны в соцветия.

Запах цветков и их яркая окраска привлекают насекомых. Пчелы, шмели, мухи, бабочки, жуки и муравьи питаются пыльцой и нектаром цветка. Нектарники, расположенные в глубине цветка, выделяют нектар до тех пор, пока цветок не завянет. Тело насекомого, пытающегося добраться до нектарников, обильно покрывается пыльцой. Перелетая с одного цветка на другой в поисках пищи, они переносят прилипшую к их телу пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других.

Опыление ветром возникло в процессе эволюции как приспособление к неблагоприятным условиям. Надежда на немногочисленных тогда мух, бабочек, пчел и других насекомых была слабой. Позже насекомых стало больше. Но наряду с насекомоопыляемыми растениями, существуют опыляемые ветром. Это многие злаковые травы лугов, степей и саванн, обитатели леса (береза, ольха, осина, дуб, орешник), пустынь и полупустынь (полыни, солянки) (рис.2).

У ветроопыляемых растений бывает очень много пыльцы. Она легкая, сухая и мелкая. Околоцветник отсутствует или плохо развит и не препятствует движению ветра. Перистые рыльца пестиков приспособлены к улавливанию пыльцы. Тычиночные нити длинные и свисающие. Раскачиваясь на ветру, они распыляют зрелую пыльцу.

Большинство ветроопыляемых растений цветет до распускания листьев, что облегчает опыление. Но оно зачастую зависит от погоды. В облачные, дождливые дни осадки смывают пыльцу и тем самым снижают урожай.

Искусственное опыление осуществляет человек, перенося пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Такое опыление требует больших затрат времени и трудно осуществимо на больших площадях. Чаще всего к нему прибегают при выведении новых сортов.

Оплодотворение (рис.2) происходит после опыления.Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.

двойное-оплодотворение

Рис.2 Процесс двойного оплодотворения

Одна из клеток в зародышевом мешке — яйцеклетка, это женская половая клетка (женская гамета). Другая — крупная центральная клетка.

В пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские гаметы) — спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В клетках этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит двойное оплодотворение (открыл у лилейных русский ученый в 1898 г. Г.Навашин). После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод.

Опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика. Бывает самоопыление — внутри закрытого цветка (горох, пшеница) и перекрестное: насекомыми — цветки яркие, с запахом (яблоня, сирень, роза); ветром — цветки без околоцветника, распускаются до появления листьев, много мелкой легкой пыльцы (береза, дуб, полынь). Искусственное опыление проводит человек. После опыления происходит оплодотворение — процесс слияние мужских и женских половых клеток — гамет. Двойное оплодотворение — два спермия из пыльцы, достигнув завязи пестика по пыльцевой трубке, оплодотворяют две женские гаметы. При слиянии яйцеклетки и спермия образуется зародыш. При слиянии второго спермия и центральной клетки образуется эндосперм (запас питательных веществ). Из покровов семязачатка образуется кожура семени, а из стенки завязи пестика — плод.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

Цели: познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Ключевые слова и понятия: оплодотворение, двойное оплодо­творение, половые клетки, гаметы, зигота, спермии, яйцеклетка, центральная клетка, пыльцевые зерна, пыльцевая трубка, заро­дышевый мешок, центральная клетка, пыльцевход (микропиле), семязачатки, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, семя, эндосперм, околоплодник.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое опыление?

Каково его значение?

Что такое самоопыление?

Какие существуют приспособления у растений к самоопы­лению?

Что такое перекрестное опыление?

Каково его биологическое значение?

Какие существуют приспособления у растений к перекрест­ному опылению?

Какие растения являются насекомоопыляемыми?

Какие у них существуют приспособления к опылению на­секомыми?

Какие приспособления к опылению конкретными насеко­мыми встречаются в природе?

Каковы особенности ветроопыляемых растений?

Какие растения являются ветроопыляемыми?

Каково значение искусственного опыления?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

Вспомните, какова основная функция цветка. (Размноже­ние, т. е. образование семян.)

Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок на пестик.)

Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Глав­ными частями цветка являются тычинки и пестик.)

Какова роль тычинок? (Тычинкиявляются мужским генера­тивным органом цветка.)

Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Итак, мы знаем, что для образования плодов и семян и, следо­вательно, для выполнения цветком своей генеративной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыль­це пестика, т. е. произошло опыление. У растений есть огром­ное количество приспособлений не только для распространения пыльцы, но и для удержания пыльцевых зерен на рыльце пестика.

Подумайте, какие могут быть приспособления у пыльце­вых зерен для удержания их на рыльце пестика. (Учащиеся высказывают предположения.)

Оболочка пыльцевого зерна может иметь особые выросты, крючочки, способствующие удержанию пыльцы на рыльце пе­стика.

А какие приспособления могут быть у пестиков для удер­жания на них пыльцы? (Учащиеся высказывают предполо­жения.)

Рыльца пестиков часто выделяют особую липкую жидкость, способствующую удержанию на нем пыльцы.

(В процессе рассказа учитель демонстрирует детям таблицы, модели пестика и тычинки, разборную модель цветка и т. д.)

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пе­стика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое со­стоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыль­цевую трубку.

Как вы думаете, за счет деления какой из клеток происходит рост пыльцевой трубки? (Ответы учащихся.)

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегета­тивной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая труб­ка врастает в полость, расположенную внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

Приведите примеры растений, в завязи которых развивает­ся несколько семязачатков. (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)


К моменту созревания внутри каждого семязачатка форми­руется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыль­цевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаме­ты, или спермии, образующиеся в результате деления генератив­ной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и муж­ская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.


Как вы думаете, какой набор хромосом будет у зиготы? (От­веты учащихся.)

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных кле­ток, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип опло­дотворения называют двойным, впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

Вспомните, каково значение эндосперма. (В клетках эндо­сперма происходит накопление питательных веществ, необ­ходимых для развития зародыша.)


После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачат­ка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, за­щищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в фор­мировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

Как вы думаете, каким способом размножают эти растения? (Вегетативным путем.)

Закрепление знаний и умений

Взаимная проверка усвоения материала учащимися

цессе написания вопросов или же на протяжении всей работы могут пользоваться тетрадью, учебником и любыми наглядными материалами, находящимися в классе. Работы сдают учителю, который на свое усмотрение и с учетом предварительной догово­ренности может выставить оценки в журнал.

Прочитать параграф, знать основные термины.

Уметь рассказать про последовательность этапов двойного оплодотворения по схеме. Зарисовать схему двойного оплодотво­рения в тетрадь, подписать все основные этапы.

Творческое задание. Вылепить из пластилина на листе плотного картона полуобъемную схему двойного оплодотворения у покры­тосемянных растений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть строение семени фасоли и сравнить его с изо­бражением строения семязачатка. Из каких частей семязачатка образуется зародыш, из каких частей — семенная кожура? При помощи лупы рассмотреть пыльцевход на семени фасоли. Каково его значение? Как он образовался? Найти пыльцевход на изобра­жении семязачатка. Каковы его функции?

Исследовать плоды различных растений (яблоко, томат, огурец, апельсин, фасоль, вишня, слива и т. д.). Найти семена и сочный околоплодник. Какова функция околоплодника? Опре­делить примерное количество семязачатков в завязи пестика этого растения. По каким признакам это можно вычислить?

Оплодотворение цветковых растений

"Опыление. Двойное оплодотворение"

Двойное оплодотворение у цветковых растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

✓ создать условия для р азвития познав ательного интереса и самостоятельности .

Учебно - методичес кое обеспечени е : учебное посо бие, рабочая тет радь, к омпьютер, прое ктор,

маленькие разноо крашенные цветки, скотч, цветная бумага, карандаши, но жницы, фломастер ы .

• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека,

состоящую из черепн ой коробки и лица. (Головка — голова)

• А я при добавлении в конце одной буквы прев ращаюсь в сооружение громадных размеров .

• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка —

• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка

• Если убрать посл едние три буквы в м оем названии, я превращусь в суп и з капусты. (Щиток — щи)

• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея,

лака; украшение в в иде стяну тых шнурков; часть ру ки от запястья до конца пальцев; (Кисть)

• приспособлени е для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся

• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего - нибудь; луковиц у репчатого лука,

• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособлени е, надеваемое игроками в

футбол, хоккей на голень для предо хранения от уш ибов; (Щиток)

• в некоторых му сульманских странах титу л монарха, а также лицо, нося щее этот титу л; пу чок

перьев или стоячих конских волос — у крашение на головном уборе. (Султан )

3) В предложениях перепу тались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид —

• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленно е

• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки.

(Зонтик — это соцвети е, у которого все цветки ра сположены почти в о дной плоскости .)

• Цветки, с, почато к, на, это, которой, соцвети е, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок —

это соцветие с утол щенной осью, на которой плот но сидят цветки.)

• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположен ы, цветки. (Колос —

соцветие злака, в кот ором цветки распол ожены вдоль конца стебля.)

• Блюдца, корз инка, в , расшир енное, фо рме, со цветие. (Корзинка — со цветие, расшир енное в

• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащ ихся

— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая

картина была пере д вами! Белые рома шки, лиловые коло кольчики, яркие мак и. Какое

разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о

чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки,

неспособные понять красоту окружающей природы, ещ е прятались в

пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и

пыльцу. Когда - то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки,

пыльца их разно силась ветром . Но постепенно растения и насе комые приспособи лись друг к

— Как вы думаете, цв етки, которы е привле кают насе комых, отли чаются от цветков, кото рые

4.1. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия. Учащиеся записывают в тетради

Опыление — это пе ренос пыльцы с тычинок н а рыльце пестик а.

— Давайте пред ставим, каким долж ен быть цветок, ч тобы он привлек внима ние насекомых.

— Давайте создадим цветок, который понравился бы насекомым. Учащиеся раб отают с любым

— Какие разные и какие красивы е цветы у нас полу чились. А что у них общего?

4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений,

объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насе комые

способны о щущать запа хи на расстояни и, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых

имеются специализ ированные органы для сбора пыльцы и н ектара.

— крупные одиночн ые цветки, мел кие собраны в с оцветия;

— наличие нектарни ков, аромата (он не всегда при ятен для человека );

— особое строение пы льцевых зерен (пыльца липкая, бо льшая, шершавая).

— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки,

— цветки мелкие, невз рачные, околоцветник не доразвитый; — н е имеют нектарников ;

4.4. Демонстрация презентации . Учитель показывает отличительные особенности цветков,

Учащиеся корректи руют в тетрадях ха рактеристик и цветков.

6.1. Демонст рация презе нтации. На слайдах — ромашка, клевер, пшени ца, орешник , кабачок,

душистый табак. Учащиеся высказывают пр едположение, как опыляет ся тот или иной цветок, и

Читайте также: