Споры грибов как и споры растений представляют собой клетки служащие для размножения и расселения

Обновлено: 07.07.2024

С по­мо­щью спор раз­мно­жа­ют­ся мхи, па­по­рот­ни­ки, хвощи, пла­у­ны. Сосна, бе­ре­за и дуб – се­мен­ные рас­те­ния.

2. За­да­ние 5 № 1702. В сель­ско­хо­зяй­ствен­ной прак­ти­ке часто при­ме­ня­ют ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние рас­те­ний, чтобы

1) по­лу­чить вы­со­кий уро­жай

2) по­вы­сить их устой­чи­вость к вре­ди­те­лям

3) по­вы­сить их устой­чи­вость к бо­лез­ням

4) быст­рее по­лу­чить взрос­лые рас­те­ния

По­яс­не­ние.

При ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии про­ис­хо­дит быст­рое раз­ви­тие ор­га­низ­мов. Осталь­ные пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки можно до­стичь толь­ко через по­ло­вое раз­мно­же­ние. При ве­ге­та­тив­ном по­лу­ча­ет­ся точ­ная копия ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма.

3. За­да­ние 5 № 1703. До­чер­ний ор­га­низм имеет наи­боль­шее сход­ство с ро­ди­тель­ским при раз­мно­же­нии

4) с че­ре­до­ва­ни­ем по­ко­ле­ний

По­яс­не­ние.

А,Б,Г – вклю­ча­ет по­ло­вое раз­мно­же­ние, толь­ко при бес­по­лом об­ра­зу­ет­ся ор­га­низм иден­тич­ный ма­те­рин­ско­му.

4. За­да­ние 5 № 1704. Раз­мно­же­ние, при ко­то­ром до­чер­ний ор­га­низм по­яв­ля­ет­ся без опло­до­тво­ре­ния из кле­ток тела ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма, на­зы­ва­ют

По­яс­не­ние.

А,Б,Г спо­со­бы раз­мно­же­ния, в ко­то­рых участ­ву­ют по­ло­вые клет­ки, из кле­ток ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма раз­ви­ва­ет­ся ор­га­низм при ве­ге­та­тив­ном (бес­по­лом) раз­мно­же­нии

5. За­да­ние 5 № 1705. Споры гри­бов, как и споры рас­те­ний, пред­став­ля­ют собой

1) клет­ки, слу­жа­щие для раз­мно­же­ния и рас­се­ле­ния

2) удлинённые клет­ки, вы­пол­ня­ю­щие функ­цию пи­та­ния

3) клет­ки, из ко­то­рых об­ра­зу­ют­ся слож­ные пе­ре­пле­те­ния нитей

4) мно­же­ство вы­тя­ну­тых кле­ток, вы­пол­ня­ю­щих функ­цию га­зо­об­ме­на с окру­жа­ю­щей сре­дой

По­яс­не­ние.

Споры об­ра­зу­ют­ся путем мей­о­за вы­пол­ня­ют функ­ции раз­мно­же­ния и рас­се­ле­ния рас­те­ний.

6. За­да­ние 5 № 1706. Са­до­вую зем­ля­ни­ку раз­мно­жа­ют с по­мо­щью над­зем­ных ви­до­из­ме­нен­ных по­бе­гов — усов, чтобы

1) со­хра­нить при­зна­ки сорта

2) уско­рить со­зре­ва­ние пло­дов

3) по­вы­сить устой­чи­вость к за­бо­ле­ва­ни­ям

4) по­лу­чить потом­ство с но­вы­ми при­зна­ка­ми

По­яс­не­ние.

При ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии об­ра­зу­ет­ся ор­га­низм, точ­ная копия ро­ди­тель­ско­го, по­это­му при­зна­ки ор­га­низ­ма со­хра­ня­ют­ся.

7. За­да­ние 5 № 1707. Спо­соб раз­мно­же­ния ма­ли­ны с по­мо­щью кор­не­вых от­прыс­ков на­зы­ва­ют

По­яс­не­ние.

Раз­мно­же­ние, про­ис­хо­дя­щее без по­ло­вых кле­ток, яв­ля­ет­ся бес­по­лым. Кор­не­от­прыс­ко­вые рас­те­ния раз­мно­жа­ют­ся ве­ге­та­тив­но.

8. За­да­ние 5 № 1708. Бес­по­лое раз­мно­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся у

1) цвет­ко­вых рас­те­ний се­ме­на­ми

2) птиц от­кла­ды­ва­ни­ем яиц

3) гидр поч­ко­ва­ни­ем

4) хвой­ных рас­те­ний се­ме­на­ми

По­яс­не­ние.

Поч­ко­ва­ние – это ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние, про­ис­хо­дит за счет ма­те­рин­ских кле­ток тела, без уча­стия по­ло­вых кле­ток.

9. За­да­ние 5 № 1709. Споры па­по­рот­ни­ка — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки, с по­мо­щью ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся

1) бес­по­лое раз­мно­же­ние

2) ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние

По­яс­не­ние.

Ве­ге­та­тив­ное про­ис­хо­дит за счет кор­не­ви­ща па­по­рот­ни­ка, поч­ко­ва­ние и ре­ге­не­ра­ция раз­ви­та у бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

10. За­да­ние 5 № 1710. Бес­по­лое раз­мно­же­ние ши­ро­ко рас­про­стра­не­но в при­ро­де, так как спо­соб­ству­ет

1) быст­ро­му росту чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции

2) воз­ник­но­ве­нию из­ме­не­ний у осо­бей вида

3) по­яв­ле­нию мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти

4) при­спо­соб­ле­нию ор­га­низ­мов к не­бла­го­при­ят­ным усло­ви­ям

По­яс­не­ние.

Б,Г – ха­рак­тер­но для по­ло­во­го раз­мно­же­ния, мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость за­ви­сит от усло­вий окру­жа­ю­щей среды, а бес­по­лое раз­мно­же­ние идет быст­ро, уве­ли­чи­вая чис­лен­ность по­пу­ля­ций.

11. За­да­ние 5 № 11505. При­мер бес­по­ло­го раз­мно­же­ния — это

1) пар­те­но­ге­нез у пчел

2) раз­ви­тие рас­те­ния из се­ме­ни

3) об­ра­зо­ва­ние гамет у птиц

4) раз­мно­же­ние гидры поч­ко­ва­ни­ем

По­яс­не­ние.

Бес­по­лое раз­мно­же­ние — форма раз­мно­же­ния, при ко­то­рой ор­га­низм вос­про­из­во­дит себя са­мо­сто­я­тель­но, без вся­ко­го уча­стия дру­гой особи. Сле­ду­ет от­ли­чать бес­по­лое раз­мно­же­ние от од­но­по­ло­го раз­мно­же­ния (пар­те­но­ге­не­за), ко­то­рый яв­ля­ет­ся осо­бой фор­мой по­ло­во­го раз­мно­же­ния.




Источник: Яндекс: Тре­ни­ро­воч­ная работа ЕГЭ по биологии. Ва­ри­ант 1.

12. За­да­ние 5 № 11655. При ми­то­зе об­ра­зу­ют­ся

1) две ге­не­ти­че­ски иден­тич­ные клет­ки

2) две ге­не­ти­че­ски раз­лич­ные клет­ки

3) че­ты­ре ге­не­ти­че­ски иден­тич­ные клет­ки

4) че­ты­ре ге­не­ти­че­ски раз­лич­ные клет­ки

По­яс­не­ние.

При ми­то­зе до­чер­няя клет­ка ге­не­ти­че­ски иден­тич­на ма­те­рин­ской.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 16.10.2012 ва­ри­ант 1.

13. За­да­ние 5 № 12724. Раз­мно­же­ние рас­те­ний при по­мо­щи спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных га­п­ло­ид­ных кле­ток на­зы­ва­ют

По­яс­не­ние.

Споры — это спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные га­п­ло­ид­ные клет­ки. Споры гри­бов и рас­те­ний слу­жат для раз­мно­же­ния. Споры рас­те­ний об­ра­зу­ют­ся мей­о­зом, по­это­му га­п­ло­ид­ны.

Ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние про­ис­хо­дит с по­мо­щью ча­стей рас­те­ния (ди­пло­ид­ных кле­ток).

Дроб­ле­ние — ряд по­сле­до­ва­тель­ных ми­то­ти­че­ских де­ле­ний опло­до­тво­рен­но­го или ини­ци­и­ро­ван­но­го к раз­ви­тию яйца. Дроб­ле­ние пред­став­ля­ет собой пер­вый пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия, ко­то­рый при­сут­ству­ет в он­то­ге­не­зе всех мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных.

Поч­ко­ва­ние — тип бес­по­ло­го или ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния жи­вот­ных и рас­те­ний, при ко­то­ром до­чер­ние особи фор­ми­ру­ют­ся из вы­ро­стов тела ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма (почек). Поч­ко­ва­ние ха­рак­тер­но для мно­гих гри­бов, печёноч­ных мхов и жи­вот­ных (про­стей­шие, губки, ки­шеч­но­по­лост­ные и др)

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 5.

14. За­да­ние 5 № 13774. В жиз­нен­ном цикле клет­ки ин­тер­фа­за со­про­вож­да­ет­ся

1) рас­тво­ре­ни­ем бел­ков ядер­ной мем­бра­ны

2) ре­пли­ка­ци­ей мо­ле­кул ДНК

3) уко­ра­чи­ва­ни­ем и утол­ще­ни­ем хро­мо­сом

4) рас­хож­де­ни­ем хро­ма­тид к по­лю­сам клет­ки

По­яс­не­ние.

Пе­ри­од жиз­не­де­я­тель­но­сти клет­ки, в ко­то­ром про­ис­хо­дят все об­мен­ные про­цес­сы и де­ле­ние, на­зы­ва­ет­ся жиз­нен­ным цик­лом клет­ки. Ин­тер­фа­за — фаза в жиз­нен­ном цикле между двумя де­ле­ни­я­ми клет­ки. Она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­ны­ми про­цес­са­ми об­ме­на ве­ществ, син­те­зом белка, РНК, на­коп­ле­ни­ем пи­та­тель­ных ве­ществ клет­кой, ро­стом и уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма. В се­ре­ди­не ин­тер­фа­зы про­ис­хо­дит удво­е­ние ДНК (ре­пли­ка­ция).

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

За­да­ние 5 № 16178. Ми­то­зом не де­лят­ся

1) клет­ки кожи че­ло­ве­ка

2) яй­це­клет­ки па­по­рот­ни­ка

4) дрож­же­вые клет­ки

По­яс­не­ние.

Яй­це­клет­ка — это по­ло­вая клет­ка, го­то­вая к опло­до­тво­ре­нию, даль­ней­ше­го де­ле­ния она не про­хо­дит. Все осталь­ные клет­ки де­лят­ся ми­то­ти­че­ски. Клет­ки кожи че­ло­ве­ка путем де­ле­ния обес­пе­чи­ва­ют рост и за­ме­ну ста­рых кле­ток, спора гриба при де­ле­нии об­ра­зу­ет ми­це­лий, дрож­же­вые клет­ки таким об­ра­зом раз­мно­жа­ют­ся.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 05.02.2014 ва­ри­ант БИ10602.

16. За­да­ние 5 № 16312. В ана­фа­зе ми­то­за пол­ный набор хро­мо­сом и ДНК в клет­ке со­от­вет­ству­ет фор­му­ле

1) 2n2c

2) n2c

3) 2n4c

4) 4n4c

По­яс­не­ние.

В ана­фа­зе ми­то­за пол­ный набор хро­мо­сом и ДНК в клет­ке со­от­вет­ству­ет фор­му­ле 4n4c.

Т.к. про­изо­шел раз­рыв хро­мо­со­мы и каж­дая хро­ма­ти­да стала са­мо­сто­я­тель­ной хро­мо­со­мой, то набор хро­мо­сом удво­ил­ся.

Возле каж­до­го по­лю­са 2n2c + 2n2c, а в сумме 4n4c

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по био­ло­гии 03.04.2014 ва­ри­ант БИ10801.

17. За­да­ние 5 № 16663. Зна­че­ние раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов в при­ро­де со­сто­ит в

1) уси­ле­нии му­та­ци­он­но­го про­цес­са в по­пу­ля­ци­ях

2) пе­ре­да­че на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции потом­ству

3) адап­та­ции потом­ства к новым усло­ви­ям среды

4) уве­ли­че­нии ви­до­во­го раз­но­об­ра­зия

По­яс­не­ние.

Раз­мно­же­ние — вос­про­из­ве­де­ние себе по­доб­ных ор­га­низ­мов, что обес­пе­чи­ва­ет су­ще­ство­ва­ние видов в те­че­ние мно­гих ты­ся­че­ле­тий, спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти осо­бей вида, пре­ем­ствен­но­сти жизни. Раз­ли­ча­ют бес­по­лое, по­ло­вое и ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние ор­га­низ­мов.

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

18. За­да­ние 5 № 16763. До­чер­ний ор­га­низм со­хра­ня­ет наи­боль­шее сход­ство с ро­ди­тель­ским при раз­мно­же­нии

2) по­ло­вым спо­со­бом

3) с по­мо­щью семян

По­яс­не­ние.

До­чер­ний ор­га­низм со­хра­ня­ет наи­боль­шее сход­ство с ро­ди­тель­ским при раз­мно­же­нии поч­ко­ва­ни­ем, т. к это бес­по­лое раз­мно­же­ние.

1-3 — по­ло­вое раз­мно­же­ние, пе­ре­ком­би­на­ция при­зна­ков, а при пар­те­но­ге­не­зе, раз­ви­тие из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки, зна­чит до­чер­ний ор­га­низм имеет в два раза мень­ше хро­мо­сом.

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

19. За­да­ние 5 № 16863. Соб­ствен­но ми­то­зу пред­ше­ству­ет

По­яс­не­ние.

Соб­ствен­но ми­то­зу пред­ше­ству­ет удво­е­ние ДНК в син­те­ти­че­ском пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы и обес­пе­чи­ва­ет под­дер­жа­ние по­сто­ян­но­го на­бо­ра хро­мо­сом из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние при бес­по­лом раз­мно­же­нии.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 07.05.2014 ва­ри­ант БИ10401.

20. За­да­ние 5 № 16915. В ана­фа­зе ми­то­за со­от­но­ше­ние ко­ли­че­ства хро­мо­сом и ко­ли­че­ства ДНК у каж­до­го по­лю­са клет­ки равно

3) 4n4c

4) n2c

По­яс­не­ние.

В ана­фа­зе ми­то­за со­от­но­ше­ние ко­ли­че­ства хро­мо­сом и ко­ли­че­ства ДНК у каж­до­го по­лю­са клет­ки равно 2n2c

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 07.05.2014 ва­ри­ант БИ10402.

21. За­да­ние 5 № 18270. Какой про­цесс раз­мно­же­ния наи­бо­лее ха­рак­те­рен для прес­но­вод­ных гидр?


СПО́РЫ (от греч. σπορά – сея­ние, по­сев, се­мя), 1) спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки гри­бов, во­до­рос­лей и рас­те­ний, слу­жа­щие для их раз­мно­же­ния и рас­се­ле­ния. Слож­ней­ший про­цесс об­ра­зо­ва­ния С. на­зы­ва­ет­ся спо­ро­ге­не­зом. Фор­ми­ру­ют­ся С. в хо­де мей­о­за ( мей­ос­по­ры , у рас­те­ний) или ми­то­за ( ми­тос­по­ры , у гри­бов, во­до­рос­лей). Мей­ос­по­ры мо­гут быть оди­на­ко­вы­ми (у рав­но­спо­ро­вых рас­те­ний) или двух ти­пов – мик­ро- и ме­га­спо­ры (у раз­но­спо­ро­вых). У се­мен­ных рас­те­ний мик­ро- и ме­гас­по­ры по­те­ря­ли функ­цию рас­се­ле­ния, но яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мым эта­пом цик­ла вос­про­из­ве­де­ния. По мес­ту об­ра­зо­ва­ния раз­ли­ча­ют эн­дос­по­ры , фор­ми­рую­щие­ся внут­ри спо­ран­гия, и эк­зос­по­ры , об­ра­зую­щие­ся на по­верх­но­сти (напр., у не­ко­то­рых плес­не­вых гри­бов). С. на­зем­ных рас­те­ний за­щи­ще­ны от вы­сы­ха­ния твёр­дой кле­точ­ной обо­лоч­кой (у выс­ших двой­ной – эк­зи­ной и ин­ти­ной), не име­ют ор­га­нов дви­же­ния, раз­но­сят­ся вет­ром и др. спо­со­ба­ми. С. вод­ных рас­те­ний, как пра­ви­ло, име­ют жгу­ти­ки для пе­ре­дви­же­ния (напр., зоо­спо­ры); твёр­дая обо­лоч­ка у них от­сут­ст­ву­ет. Раз­ме­ры С. от 3–5 до 25–50 мкм (у ни­те­вид­ных до 200 мкм). Фор­ма оваль­ная, ци­лин­д­рич., ша­ро­вид­ная, ни­те­вид­ная и др. По­верх­ность час­то ор­на­мен­ти­ро­ва­на рёб­рыш­ка­ми, ши­пи­ка­ми и др. об­ра­зо­ва­ния­ми, хо­ро­шо раз­ли­чи­мы­ми в элек­трон­ном ска­ни­рую­щем мик­ро­ско­пе. Зоо­спо­ры жи­вут от не­сколь­ких ми­нут до 2–3 ча­сов. С., оде­тые обо­лоч­кой, мо­гут со­хра­нять­ся жи­вы­ми от 10 дней до 3–5 лет, а С. го­лов­нё­вых гри­бов – до 25 лет. У мн. спо­ро­вых рас­те­ний спо­ран­гии име­ют при­спо­соб­ле­ния для ос­во­бо­ж­де­ния и раз­бра­сы­ва­ния С. У не­ко­то­рых ви­дов гри­бов ко­ли­че­ст­во С., про­ду­ци­руе­мых в су­тки, дос­ти­га­ет 30 млрд. В од­ной зер­нов­ке пше­ни­цы, по­ра­жён­ной твёр­дой го­лов­нёй, об­ра­зу­ет­ся от 8 до 20 млн. спор, а во всём ко­ло­се – до 200 млн. С. плау­на ис­поль­зу­ют в ме­ди­ци­не, ли­тей­ном про­из-ве, су­деб­но-мед. экс­пер­ти­зе, для ус­та­нов­ле­ния воз­рас­та гор­ных по­род. Мор­фо­ло­гич. и он­то­ге­не­тич. осо­бен­но­сти С. – важ­ный так­со­но­мич. при­знак, ис­поль­зуе­мый в спо­ро­во-пыль­це­вом ана­ли­зе.


Споры – это репродуктивные клетки растений, грибов, водорослей и бактерий. Они, как правило, одноклеточные и обладают способностью развиваться в новый организм. В отличие от гамет в половом размножении, споры не должны сливаться, чтобы происходило размножение. Организмы используют споры для бесполого размножения. Споры также образуются у бактерий, однако бактериальные споры обычно не участвуют в размножении. Эти споры неактивны и защищают бактерии в экстремальных условиях окружающей среды.

Споры бактерий

Некоторые бактерии образовывают споры, называемые эндоспорами, как средство борьбы с экстремальными условиями окружающей среде, которые угрожают их выживанию. Эти условия включают высокие температуры, засушливость, наличие токсичных ферментов или химических веществ и отсутствие пищи.

Спорообразующие бактерии развивают толстую клеточную стенку, которая является водонепроницаемой и защищает бактериальную ДНК от высыхания и повреждения. Эндоспоры могут выживать в течение длительных периодов времени, пока условия не изменятся и не станут пригодными для прорастания. Примеры бактерий, способных образовывать эндоспоры, включают клостридии (Clostridium) и бациллы (Bacillus).

Споры водорослей

Водоросли производят споры для бесполого размножения. Эти споры могут быть не подвижными (апланоспоры), или подвижными (зооспоры) и перемещаться из одного места в другое с помощью жгутиков. Некоторые водоросли способны размножаться половым или бесполым способом. Когда условия благоприятны, зрелые водоросли делятся и производят споры, которые развиваются в новых особей.

Споры гаплоидные и производятся митозом. Во времена, когда условия неблагоприятны для развития, водоросли подвергаются половому размножению и образовывают гаметы. Эти половые клетки сливаются, чтобы стать диплоидным зигоспорами. Зигоспора останется бездействующей до тех пор, пока условия не станут благоприятными еще раз. В это время зигоспора подвергается мейозу для создания гаплоидных спор.

Некоторые водоросли имеют жизненный цикл, который чередуется между различными периодами бесполого и полового размножения. Этот тип жизненного цикла называется чередованием поколений и состоит из гаплоидной и диплоидной фаз. В гаплоидной фазе структура, называемая гаметофитом, производит мужские и женские гаметы (половые клетки). При слиянии этих гамет образуется зигота. В диплоидной фазе зигота развивается в диплоидную структуру, называемую спорофитом. Спорофит продуцирует гаплоидные споры через мейоз.

Споры грибов

Большинство спор грибов выполняют две основных функции: перенесение неблагоприятных условий в состоянии покоя и размножение через рассеивание. Споры грибов могут быть одноклеточными или многоклеточными. Они бывают разных цветов, форм и размеров в зависимости от вида. Споры грибов бывают бесполыми или половыми:

  • Бесполые споры, такие как спорангиоспоры, производятся и удерживаются внутри органов, называемых спорангиями. Другие бесполые споры, такие как конидии, образуются в результате митоза на нитчатых образованиях, называемых гифами.
  • Половые споры включают аскоспоры, базидиоспоры и зигоспоры. Большинство грибов полагаются на ветер, чтобы рассеять споры в областях, где они могут успешно прорастать. Споры способны активно выбрасываться из репродуктивных структур (баллистоспор) или могут быть высвобождены без активного выброса (статисмоспор). Споры переносятся ветром в другие места. Чередование поколений распространено среди грибов. Иногда условия окружающей среды таковы, что необходимо, чтобы грибковые споры были бездействующими. Прорастание после периодов покоя у некоторых грибов может быть вызвано разными факторами, включая температуру, уровень влажности и количество других спор в определенной области. Покой позволяет грибам выжить в стрессовых условиях.

Споры растений

Как водоросли и грибы, растения также демонстрируют чередование поколений. Растения без семян, такие как папоротники и мхи, развиваются из спор. Споры производятся внутри спорангий и выпускаются в окружающую среду. Первичной фазой жизненного цикла несосудистых растений, таких как мхи, является генерация гаметофитов (половая фаза).

Фаза гаметофита состоит из зеленой мшистой растительности, а фаза спорофита (бесполая фаза) состоит из удлиненных стеблей со спорами, заключенными внутри спорангий, расположенных на кончике стеблей. У сосудистых растений, которые не производят семена, такие как папоротники, поколения спорофит и гаметофит являются независимыми. Лист папоротника представляет собой зрелый диплоидный спорофит, тогда как спорангии на нижней стороне листьев образовывают споры, которые развиваются в гаплоидный гаметофит.

У цветковых растений (покрытосеменных) и нецветковых семенных растений генерация гаметофитов полностью зависит от доминантного спорофита. У покрытосеменных, цветок вырабатывает как мужские микроспоры, так и женские мегаспоры. Микроспоры содержатся в пыльце, а мегаспоры производятся внутри цветочной завязи. При опылении микроспоры и мегаспоры объединяются, образуя семена.

У плесневых грибов споры образуются на спорангиях, торчащих из пищевого субстрата (у мукора спорангии шарообразные, у пеницилла – кистевидные). Мицелий у мукора одноклеточный (не поделен перегородками на отдельные клетки), у пеницилла – многоклеточный. Плесневые грибы используются при производстве антибиотиков и некоторых сыров.

Паразитические грибы. Спорынья поражает зерновые культуры, образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества. Рожки собираются вместе с зерном, могут попасть в муку и вызвать отравление. Трутовики паразитируют на деревьях, разрушают их древесину.

Дрожжи – одноклеточные грибы, размножаются почкованием. Используют спиртовое брожение: при окислении глюкозы получается спирт и углекислый газ. Применяется в хлебопечении (СО2 поднимает тесто), при изготовлении алкогольных напитков.

У шляпочных грибов есть плодовое тело, состоящее из плотно переплетенных гиф – оно служит для образования и распространения спор. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, споры образуются на нижней части шляпки. Нижняя часть шляпки может быть трубчатой (белый гриб, подберезовик, масленок) или пластинчатой (опенок, груздь, шампиньон). Большинство почвенных шляпочных грибов образуют микоризу – симбиоз с корнями деревьев (гриб дает растению воду с солями в обмен на сахар).

Лишайники

Лишайники – это симбиоз грибов с водорослями. Водоросли фотосинтезируют и дают грибу органические вещества, грибы дают водорослям воду и минеральные соли.

Лишайники растут очень медленно, зато могут переносить полное высыхание. Различают накипные, листоватые и кустистые (ягель) лишайники.

  • питание северных оленей – ягель (олений мох);
  • не могут жить в загрязненном воздухе (лихеноиндикация);
  • самые первые живые организмы на голом камне (начальная стадия первичной сукцессии).

Еще можно почитать

Задания части 1

ГРИБЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор.
1) созревание в шляпке спор
2) образование гифов
3) прорастание спор
4) формирование плодового тела



ПЛЕСНЕВЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображенный на рисунке.
1) наличие тканей
2) запасание гликогена
3) мицелий образует гифы
4) конечный продукт выделения – мочевина
5) образование гамет
6) имеют генеративные органы



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) сапротрофное питание
2) многоклеточность
3) одноклеточность
4) размножение почкованием
5) наличие клеточной стенки из хитина
6) питание растворенными минеральными веществами

ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между характеристиками и грибами: 1) мукор, 2) трутовик. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет плодовое тело
Б) распространён в верхнем слое почвы
В) развивается на живых деревьях
Г) может использоваться для получения антибиотиков
Д) может развиваться на продуктах питания
Е) гифы многоядерные, без перегородок

ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ - ДРОЖЖИ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) трутовики, 2) спорынья, 3) пеницилл, 4) дрожжи. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение почкованием
Б) поражает зерновые культуры
В) спорангии в виде кисточки
Г) разрушает древесину
Д) образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества
Е) используется для получения антибиотиков

ПЛЕСНЕВЫЕ - ДРОЖЖИ - ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) дрожжи, 2) подосиновик, 3) пеницилл. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде кисти
Б) используются для получения антибиотиков
В) образуют грибокорень
Г) размножаются почкованием
Д) используются при производстве сыров
Е) в ходе спиртового брожения образуют этанол

ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и группами грибов, для которых они характерны: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде головки или кисти
Б) используются в производстве сыров
В) образуют микоризу
Г) различаются трубчатые и пластинчатые грибы
Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков
Е) имеют плодовое тело

2. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой её относят: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют плодовые тела
Б) образуют на концах гифов головки со спорами
В) развиваются на пищевых продуктах
Г) используются для получения антибиотиков
Д) вступают в симбиоз с корнями деревьев

Е) могут паразитировать на деревьях



ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Установите соответствие между характеристиками и группами грибов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют микоризу
Б) имеют многоядерный, не разделённый на клетки мицелий
В) имеют плодовое тело
Г) вызывают порчу пищевых продуктов
Д) относятся к плесневым грибам
Е) подразделяются на пластинчатые и трубчатые

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Возбудителем наиболее опасного заболевания картофеля является гриб
1) головня
2) фитофтора
3) мучнистая роса
4) спорынья


Дрожжи

ДРОЖЖИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке?
1) способ размножения – почкование
2) хемотрофное питание
3) одноклеточный гриб
4) используется в хлебопечении
5) образует микоризу
6) многоклеточный мицелий


Дрожжи

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) многоклеточный мицелий
2) гетеротрофное питание
3) зеленые пластиды
4) почкование
5) запасное питательное вещество – гликоген
6) корнеподобные образования – ризоиды


Дрожжи

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) наличие мицелия
2) питание сахаром
3) наличие клеточной стенки из хитина
4) половое размножение
5) размножение почкованием
6) наличие клеточной стенки из клетчатки

ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между функциями и частями тела шляпочного гриба: 1) плодовое тело, 2) подземный мицелий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощает воду с растворёнными минеральными веществами
Б) синтезирует пигменты в клетках
В) образует споры
Г) осуществляет вегетативное размножение
Д) является частью микоризы

Грибы


ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для грибов, изображенных на рисунке?
1) выполнение роли продуцентов в экосистеме
2) образование микоризы с корнями деревьев
3) размножение только мицелием
4) наличие пластинок в шляпке
5) наличие плодового тела
6) симбиоз с зелеными водорослями в лишайнике

МИКОРИЗА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Микоризу образуют
1) береза и подберезовик
2) береза и березовая чага
3) осина и подосиновик
4) сосна и боровик
5) кукуруза и головня
6) рожь и спорынья

Выберите три варианта. Грибы образуют микоризу с корнями
1) моховидных
2) хвощевидных
3) голосеменных
4) плауновидных
5) однодольных
6) двудольных

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных представителей царства грибов способны образовывать микоризу с высшими растениями?
1) трюфель
2) головня
3) моховик
4) фитофтора
5) маслёнок
6) мукор

ГРИБЫ-ЛИШАЙНИКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и группами организмов, для которых они характерны: 1) грибы, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят только из гифов
Б) содержат хлорофилл в части клеток тела
В) питаются только гетеротрофно
Г) образуют микоризу с корнями растений
Д) представляют собой комплексные организмы
Е) являются индикатором чистоты воздуха

2. Установите соответствие между видом организма и его характеристикой: 1) олений мох, 2) кукушкин лён. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вегетативное тело представлено слоевищем
Б) имеются мелкие листья
В) раздельнополые организмы
Г) симбиотические организмы
Д) споры образуются в коробочке
Е) относится к кустистому морфологическому типу


Лишайник и пеницилл

ГРИБЫ - ЛИШАЙНИКИ РИС
Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества
Б) образует гумус в первичных сукцессиях за счет разложения слоевища
В) таллом образован микобионтами и фикобионтами
Г) только сапрофитный тип питания
Д) комплексный симбиотический организм
Е) способен продуцировать вещество, затрудняющее жизнедеятельность бактерий

ЛИШАЙНИКИ
Ягель или олений мох по своей сути является:
1) зеленым мхом
2) торфяным мхом
3) листовым лишайником
4) кустистым лишайником

Выберите три варианта. Какова роль лишайников в природе?
1) служат пищей для животных (оленей)
2) накапливают в клетках йод
3) участвуют в почвообразовании
4) паразитируют на деревьях
5) являются индикаторами чистоты воздуха
6) входят в состав природных сообществ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями, характерными для лишайников, являются
1) требовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
2) чувствительность к загрязнению окружающей среды
3) строение из одинаковых клеток
4) нетребовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
5) строение из клеток водоросли и гриба
6) строение из гифов, сросшихся с корнями растений


Лишайник

ЛИШАЙНИКИ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке организмов характерны следующие признаки:
1) питание автотрофное
2) комплексные симбиотические организмы
3) размножение с помощью мелких семян
4) растут очень медленно; за год вырастают на 1-3 мм
5) различают кустистые, листоватые и накипные формы
6) колониальные организмы, ведущие сидячий образ жизни

ЛИШАЙНИКИ - ВОДОРОСЛИ
Установите соответствие между признаками и группами организмов: 1) одноклеточные водоросли, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низшие растения
Б) тело представляет собой слоевище
В) обитают в морях
Г) по форме – накипные, листоватые, кустистые
Д) автотрофный организм
Е) представляют собой комплексный организм

Размножение – всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности воспроизводить подобных себе особей своего вида.

Благодаря размножению жизнь продолжается и происходит обмен генетическим материалом, результатом чего служит генетическое разнообразие.

Бесполое размножение

Более древняя форма размножения. Происходит без участия половых клеток, заключается в делении материнской клетки/особи и получении дочерних клеток/особей. Характерно для прокариот , простейших, грибов, растений, некоторых животных.

Виды бесполого размножения

Размножение делением = бинарное деление

Встречается у прокариот. Заключается в том, что кольцевая хромосома удваивается, в районе экватора клетки образуется перетяжка. От материнской клетки отделяется дочерняя.

Не путать с митозом! Во время митоза из материнской клетки получается 2 дочерние, а не одна дочерняя + материнская.


Деление бактерии

Размножение спорами

Споры – специализированные клетки грибов и растений, служащие для размножения и расселения.

У грибов и низших растений споры образуются путем митоза, а у высших растений – мейоза. Размножение спорами – более древний вид размножения, чем размножение семенами. У семенных растений споры не служат для расселения, но являются частью жизненного цикла.

Не всякая спора – клетка для размножения. Споры бактерий нужны для того, чтобы переждать неблагоприятные условия среды.


Вегетативное размножение

  • Размножение растения частями вегетативных органов.

К вегетативным органам растения относятся стебель , корень , лист .

Можно размножить растения черенкованием стебля : отрезать стебель фикуса, поставить его в воду. Образуются придаточные корни . Затем растение нужно вкопать в землю

Можно использовать листовой черенок. Таким образом хорошо размножаются суккуленты и фиалки. Для этого лист фиалки нужно срезать, так же поставить воду, дождаться корней и посадить.

Можно разделить корни. Если у растения мочковатая корневая система, то его размножают делением куста. Для этого стебли и корни разделяют на 2 растения.

Вегетативное размножение растений

  • Размножение растения видоизменениями побегов

Луковичные растения наращивают маленькие луковички прямо на себе. После цветения можно отделить дочерние луковички и получить больше материала. А у лилий чешуи луковицы являются потенциальными растениями.

Клубневые растения наращивают клубеньки. Известный пример – картошка. Из каждого клубня можно вырастить несколько растений, количество которых зависит от почек.

Корневище делится черенкованием. Таким образом размножаются, например, ландыши. Из корневища растут неглубоко и захватывают большие пространства. Если отделить часть корневища с точкой роста, то будет новое растений.


Фрагментацию приписывают дождевому червю, однако это лишь жестокий миф. Если тело червя разрезать так, что на головном конце тела останется поясок, то червь регенерирует, однако вторая его половинка не сможет достроить переднюю часть, т.к органы регенерации находятся именно там. Рана затянется, но раз переднего конца у животного нет, то нет и рта, нет питания. Червь погибнет.

Данный тип размножения заключается в том, что если тело разделить на 2 и более частей, то каждый фрагмент достроит себя до самостоятельного организма . Такие способности отмечают у некоторых многощетинковых и плоских червей, отдельных плесневых грибов и водорослей.


Фрагментация плоского червя планарии

При почковании на теле материнской особи в результате деления клеток образуется маленькая дочерняя особь, которая некоторое время еще является частью тела материнской, а затем – отделяется. Известными примерами животных, размножающихся почкованием являются гидры, коралловые полипы и дрожжи. Интересно, что бесполое размножение может сочетаться с половым.


Значение бесполого размножения

Бесполое размножение позволяет животным быстро увеличивать свою численность. Однако, дочерние особи практически не отличаются от материнских, следовательно, генетическое разнообразие снижено. Для решения данной эволюционной задачи животные комбинируют половое и бесполое размножение. Если условия благоприятны, то организмы выбирают путь полового размножения.

1) В бесполом размножении участвует один организм . Новые организмы идентичны родительским. При этом участвуют половые клетки, которые размножаются путем митоза .

Бесполым размножением можно сравнительно быстро увеличить численность организмов, сохраняя их признаки.

2) В половом размножении участвуют половые клетки двух организмов полученные путем мейоза, которые формируют одну клетку с образованием зиготы, с которой начинается развитие организма /организмов. Происходит комбинация генов. Имеет эволюционное преимущество, т.к. обеспечивает разнообразие потомков и приспособление вида к условиям среды.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. получение гетерозисных гибридов
  2. размножение делением куста
  3. использование корневых отпрысков
  4. размножение семенами
  5. укоренение отводков

В вегетативном размножении не принимают участие половые клетки и достаточно одной особи.

Для получения гибридов необходимо половое размножение и участие двух особей, п противном случае, потомство будет идентичным родителю.

Деление куста – вегетативное размножение , участвует одна особь.

Корневые отпрыски – аналогично делению куста.

Размножение семенами уже подразумевает половое, т.к семена развиваются только в случае опыления , что является слиянием мужских и женских половых клеток.

Укоренение отводков – вегетативное размножение, участвует одна особь.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) Размножение осуществляется с помощью побегов.

Б) Происходит сочетание генов двух родителей.

В) Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.

Г) Размножение происходит без участия гамет.

Д) Размножение происходит путём почкования.

Е) Образуется зигота

При бесполом размножении не происходит обмена генетической информацией, дочерние особи идентичны материнским. Для бесполого размножения необходима лишь одна особь.

В половом размножении принимаю участие две особи, происходит слияние гамет, потомки отличаются от родительских особей.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB10984 Как можно сохранить у растений сочетания полезных признаков, полученные от скрещивания двух сортов?

Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании из-за перекомбинирования родительских генов сочетания полезных признаков в потомстве могут исчезнуть.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) спорообразование папоротника

Б) образование гамет хламидомонады

В) образование спор у сфагнума

Г) почкование дрожжей

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Размножение - присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое.

Гамета — половая, или репродуктивная, клетка с гаплоидным набором хромосом.

Читаем дальше. Нерест рыбы. Это просто. Ну, конечно же, это половое размножение.

Почкование - тип бесполого или вегетативного размножения животных, грибов и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).

'>Почкование — однозначно бесполое. Очень известный пример данного типа размножения, поэтому вряд ли вызовет вопросы.

Еще одно важное слово, характеризующее половое размножение — «

Зигота — оплодотворённая яйцеклетка.

Зигота — оплодотворённая яйцеклетка.

И у мха, и у папоротника есть зиготы. В ответах этого слова нет, так что относится к половому размножению эти варианты не могут.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) происходит без образования гамет

Б) участвует лишь один организм

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Основная черта полового размножения — участие в процессе гамет (половых клеток) двух разнополых организмов, потомство притом получается разнородным, так как проявляется наследственная изменчивость, а именно — комбинативная.

У бесполого размножения, соответственно, все наоборот: потомство идентичное, участвует одна особь.

Читайте также: