Споры грибов как и споры растений представляют собой клетки служащие для размножения и расселения
Обновлено: 07.07.2024
С помощью спор размножаются мхи, папоротники, хвощи, плауны. Сосна, береза и дуб – семенные растения.
2. Задание 5 № 1702. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы
1) получить высокий урожай
2) повысить их устойчивость к вредителям
3) повысить их устойчивость к болезням
4) быстрее получить взрослые растения
Пояснение.
При вегетативном размножении происходит быстрое развитие организмов. Остальные перечисленные признаки можно достичь только через половое размножение. При вегетативном получается точная копия материнского организма.
3. Задание 5 № 1703. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении
4) с чередованием поколений
Пояснение.
А,Б,Г – включает половое размножение, только при бесполом образуется организм идентичный материнскому.
4. Задание 5 № 1704. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
Пояснение.
А,Б,Г способы размножения, в которых участвуют половые клетки, из клеток материнского организма развивается организм при вегетативном (бесполом) размножении
5. Задание 5 № 1705. Споры грибов, как и споры растений, представляют собой
1) клетки, служащие для размножения и расселения
2) удлинённые клетки, выполняющие функцию питания
3) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей
4) множество вытянутых клеток, выполняющих функцию газообмена с окружающей средой
Пояснение.
Споры образуются путем мейоза выполняют функции размножения и расселения растений.
6. Задание 5 № 1706. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов — усов, чтобы
1) сохранить признаки сорта
2) ускорить созревание плодов
3) повысить устойчивость к заболеваниям
4) получить потомство с новыми признаками
Пояснение.
При вегетативном размножении образуется организм, точная копия родительского, поэтому признаки организма сохраняются.
7. Задание 5 № 1707. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют
Пояснение.
Размножение, происходящее без половых клеток, является бесполым. Корнеотпрысковые растения размножаются вегетативно.
8. Задание 5 № 1708. Бесполое размножение осуществляется у
1) цветковых растений семенами
2) птиц откладыванием яиц
3) гидр почкованием
4) хвойных растений семенами
Пояснение.
Почкование – это вегетативное размножение, происходит за счет материнских клеток тела, без участия половых клеток.
9. Задание 5 № 1709. Споры папоротника — специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
1) бесполое размножение
2) вегетативное размножение
Пояснение.
Вегетативное происходит за счет корневища папоротника, почкование и регенерация развита у беспозвоночных животных
10. Задание 5 № 1710. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует
1) быстрому росту численности популяции
2) возникновению изменений у особей вида
3) появлению модификационной изменчивости
4) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям
Пояснение.
Б,Г – характерно для полового размножения, модификационная изменчивость зависит от условий окружающей среды, а бесполое размножение идет быстро, увеличивая численность популяций.
11. Задание 5 № 11505. Пример бесполого размножения — это
1) партеногенез у пчел
2) развитие растения из семени
3) образование гамет у птиц
4) размножение гидры почкованием
Пояснение.
Бесполое размножение — форма размножения, при которой организм воспроизводит себя самостоятельно, без всякого участия другой особи. Следует отличать бесполое размножение от однополого размножения (партеногенеза), который является особой формой полового размножения.
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Вариант 1.
12. Задание 5 № 11655. При митозе образуются
1) две генетически идентичные клетки
2) две генетически различные клетки
3) четыре генетически идентичные клетки
4) четыре генетически различные клетки
Пояснение.
При митозе дочерняя клетка генетически идентична материнской.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 16.10.2012 вариант 1.
13. Задание 5 № 12724. Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют
Пояснение.
Споры — это специализированные гаплоидные клетки. Споры грибов и растений служат для размножения. Споры растений образуются мейозом, поэтому гаплоидны.
Вегетативное размножение происходит с помощью частей растения (диплоидных клеток).
Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных.
Почкование — тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек). Почкование характерно для многих грибов, печёночных мхов и животных (простейшие, губки, кишечнополостные и др)
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
14. Задание 5 № 13774. В жизненном цикле клетки интерфаза сопровождается
1) растворением белков ядерной мембраны
2) репликацией молекул ДНК
3) укорачиванием и утолщением хромосом
4) расхождением хроматид к полюсам клетки
Пояснение.
Период жизнедеятельности клетки, в котором происходят все обменные процессы и деление, называется жизненным циклом клетки. Интерфаза — фаза в жизненном цикле между двумя делениями клетки. Она характеризуется активными процессами обмена веществ, синтезом белка, РНК, накоплением питательных веществ клеткой, ростом и увеличением объема. В середине интерфазы происходит удвоение ДНК (репликация).
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Задание 5 № 16178. Митозом не делятся
1) клетки кожи человека
2) яйцеклетки папоротника
4) дрожжевые клетки
Пояснение.
Яйцеклетка — это половая клетка, готовая к оплодотворению, дальнейшего деления она не проходит. Все остальные клетки делятся митотически. Клетки кожи человека путем деления обеспечивают рост и замену старых клеток, спора гриба при делении образует мицелий, дрожжевые клетки таким образом размножаются.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 05.02.2014 вариант БИ10602.
16. Задание 5 № 16312. В анафазе митоза полный набор хромосом и ДНК в клетке соответствует формуле
1) 2n2c
2) n2c
3) 2n4c
4) 4n4c
Пояснение.
В анафазе митоза полный набор хромосом и ДНК в клетке соответствует формуле 4n4c.
Т.к. произошел разрыв хромосомы и каждая хроматида стала самостоятельной хромосомой, то набор хромосом удвоился.
Возле каждого полюса 2n2c + 2n2c, а в сумме 4n4c
Источник: МИОО: Диагностическая работа по биологии 03.04.2014 вариант БИ10801.
17. Задание 5 № 16663. Значение размножения организмов в природе состоит в
1) усилении мутационного процесса в популяциях
2) передаче наследственной информации потомству
3) адаптации потомства к новым условиям среды
4) увеличении видового разнообразия
Пояснение.
Размножение — воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни. Различают бесполое, половое и вегетативное размножение организмов.
Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
18. Задание 5 № 16763. Дочерний организм сохраняет наибольшее сходство с родительским при размножении
2) половым способом
3) с помощью семян
Пояснение.
Дочерний организм сохраняет наибольшее сходство с родительским при размножении почкованием, т. к это бесполое размножение.
1-3 — половое размножение, перекомбинация признаков, а при партеногенезе, развитие из неоплодотворенной яйцеклетки, значит дочерний организм имеет в два раза меньше хромосом.
Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 3.
19. Задание 5 № 16863. Собственно митозу предшествует
Пояснение.
Собственно митозу предшествует удвоение ДНК в синтетическом периоде интерфазы и обеспечивает поддержание постоянного набора хромосом из поколения в поколение при бесполом размножении.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 07.05.2014 вариант БИ10401.
20. Задание 5 № 16915. В анафазе митоза соотношение количества хромосом и количества ДНК у каждого полюса клетки равно
3) 4n4c
4) n2c
Пояснение.
В анафазе митоза соотношение количества хромосом и количества ДНК у каждого полюса клетки равно 2n2c
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 07.05.2014 вариант БИ10402.
21. Задание 5 № 18270. Какой процесс размножения наиболее характерен для пресноводных гидр?
СПО́РЫ (от греч. σπορά – сеяние, посев, семя), 1) специализированные клетки грибов, водорослей и растений, служащие для их размножения и расселения. Сложнейший процесс образования С. называется спорогенезом. Формируются С. в ходе мейоза ( мейоспоры , у растений) или митоза ( митоспоры , у грибов, водорослей). Мейоспоры могут быть одинаковыми (у равноспоровых растений) или двух типов – микро- и мегаспоры (у разноспоровых). У семенных растений микро- и мегаспоры потеряли функцию расселения, но являются необходимым этапом цикла воспроизведения. По месту образования различают эндоспоры , формирующиеся внутри спорангия, и экзоспоры , образующиеся на поверхности (напр., у некоторых плесневых грибов). С. наземных растений защищены от высыхания твёрдой клеточной оболочкой (у высших двойной – экзиной и интиной), не имеют органов движения, разносятся ветром и др. способами. С. водных растений, как правило, имеют жгутики для передвижения (напр., зооспоры); твёрдая оболочка у них отсутствует. Размеры С. от 3–5 до 25–50 мкм (у нитевидных до 200 мкм). Форма овальная, цилиндрич., шаровидная, нитевидная и др. Поверхность часто орнаментирована рёбрышками, шипиками и др. образованиями, хорошо различимыми в электронном сканирующем микроскопе. Зооспоры живут от нескольких минут до 2–3 часов. С., одетые оболочкой, могут сохраняться живыми от 10 дней до 3–5 лет, а С. головнёвых грибов – до 25 лет. У мн. споровых растений спорангии имеют приспособления для освобождения и разбрасывания С. У некоторых видов грибов количество С., продуцируемых в сутки, достигает 30 млрд. В одной зерновке пшеницы, поражённой твёрдой головнёй, образуется от 8 до 20 млн. спор, а во всём колосе – до 200 млн. С. плауна используют в медицине, литейном произ-ве, судебно-мед. экспертизе, для установления возраста горных пород. Морфологич. и онтогенетич. особенности С. – важный таксономич. признак, используемый в спорово-пыльцевом анализе.
Споры – это репродуктивные клетки растений, грибов, водорослей и бактерий. Они, как правило, одноклеточные и обладают способностью развиваться в новый организм. В отличие от гамет в половом размножении, споры не должны сливаться, чтобы происходило размножение. Организмы используют споры для бесполого размножения. Споры также образуются у бактерий, однако бактериальные споры обычно не участвуют в размножении. Эти споры неактивны и защищают бактерии в экстремальных условиях окружающей среды.
Споры бактерий
Некоторые бактерии образовывают споры, называемые эндоспорами, как средство борьбы с экстремальными условиями окружающей среде, которые угрожают их выживанию. Эти условия включают высокие температуры, засушливость, наличие токсичных ферментов или химических веществ и отсутствие пищи.
Спорообразующие бактерии развивают толстую клеточную стенку, которая является водонепроницаемой и защищает бактериальную ДНК от высыхания и повреждения. Эндоспоры могут выживать в течение длительных периодов времени, пока условия не изменятся и не станут пригодными для прорастания. Примеры бактерий, способных образовывать эндоспоры, включают клостридии (Clostridium) и бациллы (Bacillus).
Споры водорослей
Водоросли производят споры для бесполого размножения. Эти споры могут быть не подвижными (апланоспоры), или подвижными (зооспоры) и перемещаться из одного места в другое с помощью жгутиков. Некоторые водоросли способны размножаться половым или бесполым способом. Когда условия благоприятны, зрелые водоросли делятся и производят споры, которые развиваются в новых особей.
Споры гаплоидные и производятся митозом. Во времена, когда условия неблагоприятны для развития, водоросли подвергаются половому размножению и образовывают гаметы. Эти половые клетки сливаются, чтобы стать диплоидным зигоспорами. Зигоспора останется бездействующей до тех пор, пока условия не станут благоприятными еще раз. В это время зигоспора подвергается мейозу для создания гаплоидных спор.
Некоторые водоросли имеют жизненный цикл, который чередуется между различными периодами бесполого и полового размножения. Этот тип жизненного цикла называется чередованием поколений и состоит из гаплоидной и диплоидной фаз. В гаплоидной фазе структура, называемая гаметофитом, производит мужские и женские гаметы (половые клетки). При слиянии этих гамет образуется зигота. В диплоидной фазе зигота развивается в диплоидную структуру, называемую спорофитом. Спорофит продуцирует гаплоидные споры через мейоз.
Споры грибов
Большинство спор грибов выполняют две основных функции: перенесение неблагоприятных условий в состоянии покоя и размножение через рассеивание. Споры грибов могут быть одноклеточными или многоклеточными. Они бывают разных цветов, форм и размеров в зависимости от вида. Споры грибов бывают бесполыми или половыми:
- Бесполые споры, такие как спорангиоспоры, производятся и удерживаются внутри органов, называемых спорангиями. Другие бесполые споры, такие как конидии, образуются в результате митоза на нитчатых образованиях, называемых гифами.
- Половые споры включают аскоспоры, базидиоспоры и зигоспоры. Большинство грибов полагаются на ветер, чтобы рассеять споры в областях, где они могут успешно прорастать. Споры способны активно выбрасываться из репродуктивных структур (баллистоспор) или могут быть высвобождены без активного выброса (статисмоспор). Споры переносятся ветром в другие места. Чередование поколений распространено среди грибов. Иногда условия окружающей среды таковы, что необходимо, чтобы грибковые споры были бездействующими. Прорастание после периодов покоя у некоторых грибов может быть вызвано разными факторами, включая температуру, уровень влажности и количество других спор в определенной области. Покой позволяет грибам выжить в стрессовых условиях.
Споры растений
Как водоросли и грибы, растения также демонстрируют чередование поколений. Растения без семян, такие как папоротники и мхи, развиваются из спор. Споры производятся внутри спорангий и выпускаются в окружающую среду. Первичной фазой жизненного цикла несосудистых растений, таких как мхи, является генерация гаметофитов (половая фаза).
Фаза гаметофита состоит из зеленой мшистой растительности, а фаза спорофита (бесполая фаза) состоит из удлиненных стеблей со спорами, заключенными внутри спорангий, расположенных на кончике стеблей. У сосудистых растений, которые не производят семена, такие как папоротники, поколения спорофит и гаметофит являются независимыми. Лист папоротника представляет собой зрелый диплоидный спорофит, тогда как спорангии на нижней стороне листьев образовывают споры, которые развиваются в гаплоидный гаметофит.
У цветковых растений (покрытосеменных) и нецветковых семенных растений генерация гаметофитов полностью зависит от доминантного спорофита. У покрытосеменных, цветок вырабатывает как мужские микроспоры, так и женские мегаспоры. Микроспоры содержатся в пыльце, а мегаспоры производятся внутри цветочной завязи. При опылении микроспоры и мегаспоры объединяются, образуя семена.
У плесневых грибов споры образуются на спорангиях, торчащих из пищевого субстрата (у мукора спорангии шарообразные, у пеницилла – кистевидные). Мицелий у мукора одноклеточный (не поделен перегородками на отдельные клетки), у пеницилла – многоклеточный. Плесневые грибы используются при производстве антибиотиков и некоторых сыров.
Паразитические грибы. Спорынья поражает зерновые культуры, образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества. Рожки собираются вместе с зерном, могут попасть в муку и вызвать отравление. Трутовики паразитируют на деревьях, разрушают их древесину.
Дрожжи – одноклеточные грибы, размножаются почкованием. Используют спиртовое брожение: при окислении глюкозы получается спирт и углекислый газ. Применяется в хлебопечении (СО2 поднимает тесто), при изготовлении алкогольных напитков.
У шляпочных грибов есть плодовое тело, состоящее из плотно переплетенных гиф – оно служит для образования и распространения спор. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, споры образуются на нижней части шляпки. Нижняя часть шляпки может быть трубчатой (белый гриб, подберезовик, масленок) или пластинчатой (опенок, груздь, шампиньон). Большинство почвенных шляпочных грибов образуют микоризу – симбиоз с корнями деревьев (гриб дает растению воду с солями в обмен на сахар).
Лишайники
Лишайники – это симбиоз грибов с водорослями. Водоросли фотосинтезируют и дают грибу органические вещества, грибы дают водорослям воду и минеральные соли.
Лишайники растут очень медленно, зато могут переносить полное высыхание. Различают накипные, листоватые и кустистые (ягель) лишайники.
- питание северных оленей – ягель (олений мох);
- не могут жить в загрязненном воздухе (лихеноиндикация);
- самые первые живые организмы на голом камне (начальная стадия первичной сукцессии).
Еще можно почитать
Задания части 1
ГРИБЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор.
1) созревание в шляпке спор
2) образование гифов
3) прорастание спор
4) формирование плодового тела
ПЛЕСНЕВЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображенный на рисунке.
1) наличие тканей
2) запасание гликогена
3) мицелий образует гифы
4) конечный продукт выделения – мочевина
5) образование гамет
6) имеют генеративные органы
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) сапротрофное питание
2) многоклеточность
3) одноклеточность
4) размножение почкованием
5) наличие клеточной стенки из хитина
6) питание растворенными минеральными веществами
ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между характеристиками и грибами: 1) мукор, 2) трутовик. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет плодовое тело
Б) распространён в верхнем слое почвы
В) развивается на живых деревьях
Г) может использоваться для получения антибиотиков
Д) может развиваться на продуктах питания
Е) гифы многоядерные, без перегородок
ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ - ДРОЖЖИ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) трутовики, 2) спорынья, 3) пеницилл, 4) дрожжи. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение почкованием
Б) поражает зерновые культуры
В) спорангии в виде кисточки
Г) разрушает древесину
Д) образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества
Е) используется для получения антибиотиков
ПЛЕСНЕВЫЕ - ДРОЖЖИ - ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) дрожжи, 2) подосиновик, 3) пеницилл. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде кисти
Б) используются для получения антибиотиков
В) образуют грибокорень
Г) размножаются почкованием
Д) используются при производстве сыров
Е) в ходе спиртового брожения образуют этанол
ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и группами грибов, для которых они характерны: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде головки или кисти
Б) используются в производстве сыров
В) образуют микоризу
Г) различаются трубчатые и пластинчатые грибы
Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков
Е) имеют плодовое тело
2. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой её относят: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют плодовые тела
Б) образуют на концах гифов головки со спорами
В) развиваются на пищевых продуктах
Г) используются для получения антибиотиков
Д) вступают в симбиоз с корнями деревьев
Е) могут паразитировать на деревьях
ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Установите соответствие между характеристиками и группами грибов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют микоризу
Б) имеют многоядерный, не разделённый на клетки мицелий
В) имеют плодовое тело
Г) вызывают порчу пищевых продуктов
Д) относятся к плесневым грибам
Е) подразделяются на пластинчатые и трубчатые
ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Возбудителем наиболее опасного заболевания картофеля является гриб
1) головня
2) фитофтора
3) мучнистая роса
4) спорынья
ДРОЖЖИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке?
1) способ размножения – почкование
2) хемотрофное питание
3) одноклеточный гриб
4) используется в хлебопечении
5) образует микоризу
6) многоклеточный мицелий
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) многоклеточный мицелий
2) гетеротрофное питание
3) зеленые пластиды
4) почкование
5) запасное питательное вещество – гликоген
6) корнеподобные образования – ризоиды
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) наличие мицелия
2) питание сахаром
3) наличие клеточной стенки из хитина
4) половое размножение
5) размножение почкованием
6) наличие клеточной стенки из клетчатки
ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между функциями и частями тела шляпочного гриба: 1) плодовое тело, 2) подземный мицелий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощает воду с растворёнными минеральными веществами
Б) синтезирует пигменты в клетках
В) образует споры
Г) осуществляет вегетативное размножение
Д) является частью микоризы
ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для грибов, изображенных на рисунке?
1) выполнение роли продуцентов в экосистеме
2) образование микоризы с корнями деревьев
3) размножение только мицелием
4) наличие пластинок в шляпке
5) наличие плодового тела
6) симбиоз с зелеными водорослями в лишайнике
МИКОРИЗА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Микоризу образуют
1) береза и подберезовик
2) береза и березовая чага
3) осина и подосиновик
4) сосна и боровик
5) кукуруза и головня
6) рожь и спорынья
Выберите три варианта. Грибы образуют микоризу с корнями
1) моховидных
2) хвощевидных
3) голосеменных
4) плауновидных
5) однодольных
6) двудольных
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных представителей царства грибов способны образовывать микоризу с высшими растениями?
1) трюфель
2) головня
3) моховик
4) фитофтора
5) маслёнок
6) мукор
ГРИБЫ-ЛИШАЙНИКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и группами организмов, для которых они характерны: 1) грибы, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят только из гифов
Б) содержат хлорофилл в части клеток тела
В) питаются только гетеротрофно
Г) образуют микоризу с корнями растений
Д) представляют собой комплексные организмы
Е) являются индикатором чистоты воздуха
2. Установите соответствие между видом организма и его характеристикой: 1) олений мох, 2) кукушкин лён. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вегетативное тело представлено слоевищем
Б) имеются мелкие листья
В) раздельнополые организмы
Г) симбиотические организмы
Д) споры образуются в коробочке
Е) относится к кустистому морфологическому типу
ГРИБЫ - ЛИШАЙНИКИ РИС
Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества
Б) образует гумус в первичных сукцессиях за счет разложения слоевища
В) таллом образован микобионтами и фикобионтами
Г) только сапрофитный тип питания
Д) комплексный симбиотический организм
Е) способен продуцировать вещество, затрудняющее жизнедеятельность бактерий
ЛИШАЙНИКИ
Ягель или олений мох по своей сути является:
1) зеленым мхом
2) торфяным мхом
3) листовым лишайником
4) кустистым лишайником
Выберите три варианта. Какова роль лишайников в природе?
1) служат пищей для животных (оленей)
2) накапливают в клетках йод
3) участвуют в почвообразовании
4) паразитируют на деревьях
5) являются индикаторами чистоты воздуха
6) входят в состав природных сообществ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями, характерными для лишайников, являются
1) требовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
2) чувствительность к загрязнению окружающей среды
3) строение из одинаковых клеток
4) нетребовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
5) строение из клеток водоросли и гриба
6) строение из гифов, сросшихся с корнями растений
ЛИШАЙНИКИ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке организмов характерны следующие признаки:
1) питание автотрофное
2) комплексные симбиотические организмы
3) размножение с помощью мелких семян
4) растут очень медленно; за год вырастают на 1-3 мм
5) различают кустистые, листоватые и накипные формы
6) колониальные организмы, ведущие сидячий образ жизни
ЛИШАЙНИКИ - ВОДОРОСЛИ
Установите соответствие между признаками и группами организмов: 1) одноклеточные водоросли, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низшие растения
Б) тело представляет собой слоевище
В) обитают в морях
Г) по форме – накипные, листоватые, кустистые
Д) автотрофный организм
Е) представляют собой комплексный организм
Размножение – всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности воспроизводить подобных себе особей своего вида.
Благодаря размножению жизнь продолжается и происходит обмен генетическим материалом, результатом чего служит генетическое разнообразие.
Бесполое размножение
Более древняя форма размножения. Происходит без участия половых клеток, заключается в делении материнской клетки/особи и получении дочерних клеток/особей. Характерно для прокариот , простейших, грибов, растений, некоторых животных.
Виды бесполого размножения
Размножение делением = бинарное деление
Встречается у прокариот. Заключается в том, что кольцевая хромосома удваивается, в районе экватора клетки образуется перетяжка. От материнской клетки отделяется дочерняя.
Не путать с митозом! Во время митоза из материнской клетки получается 2 дочерние, а не одна дочерняя + материнская.
Деление бактерии
Размножение спорами
Споры – специализированные клетки грибов и растений, служащие для размножения и расселения.
У грибов и низших растений споры образуются путем митоза, а у высших растений – мейоза. Размножение спорами – более древний вид размножения, чем размножение семенами. У семенных растений споры не служат для расселения, но являются частью жизненного цикла.
Не всякая спора – клетка для размножения. Споры бактерий нужны для того, чтобы переждать неблагоприятные условия среды.
Вегетативное размножение
- Размножение растения частями вегетативных органов.
К вегетативным органам растения относятся стебель , корень , лист .
Можно размножить растения черенкованием стебля : отрезать стебель фикуса, поставить его в воду. Образуются придаточные корни . Затем растение нужно вкопать в землю
Можно использовать листовой черенок. Таким образом хорошо размножаются суккуленты и фиалки. Для этого лист фиалки нужно срезать, так же поставить воду, дождаться корней и посадить.
Можно разделить корни. Если у растения мочковатая корневая система, то его размножают делением куста. Для этого стебли и корни разделяют на 2 растения.
Вегетативное размножение растений
- Размножение растения видоизменениями побегов
Луковичные растения наращивают маленькие луковички прямо на себе. После цветения можно отделить дочерние луковички и получить больше материала. А у лилий чешуи луковицы являются потенциальными растениями.
Клубневые растения наращивают клубеньки. Известный пример – картошка. Из каждого клубня можно вырастить несколько растений, количество которых зависит от почек.
Корневище делится черенкованием. Таким образом размножаются, например, ландыши. Из корневища растут неглубоко и захватывают большие пространства. Если отделить часть корневища с точкой роста, то будет новое растений.
Фрагментацию приписывают дождевому червю, однако это лишь жестокий миф. Если тело червя разрезать так, что на головном конце тела останется поясок, то червь регенерирует, однако вторая его половинка не сможет достроить переднюю часть, т.к органы регенерации находятся именно там. Рана затянется, но раз переднего конца у животного нет, то нет и рта, нет питания. Червь погибнет.
Данный тип размножения заключается в том, что если тело разделить на 2 и более частей, то каждый фрагмент достроит себя до самостоятельного организма . Такие способности отмечают у некоторых многощетинковых и плоских червей, отдельных плесневых грибов и водорослей.
Фрагментация плоского червя планарии
При почковании на теле материнской особи в результате деления клеток образуется маленькая дочерняя особь, которая некоторое время еще является частью тела материнской, а затем – отделяется. Известными примерами животных, размножающихся почкованием являются гидры, коралловые полипы и дрожжи. Интересно, что бесполое размножение может сочетаться с половым.
Значение бесполого размножения
Бесполое размножение позволяет животным быстро увеличивать свою численность. Однако, дочерние особи практически не отличаются от материнских, следовательно, генетическое разнообразие снижено. Для решения данной эволюционной задачи животные комбинируют половое и бесполое размножение. Если условия благоприятны, то организмы выбирают путь полового размножения.
1) В бесполом размножении участвует один организм . Новые организмы идентичны родительским. При этом участвуют половые клетки, которые размножаются путем митоза .
Бесполым размножением можно сравнительно быстро увеличить численность организмов, сохраняя их признаки.
2) В половом размножении участвуют половые клетки двух организмов полученные путем мейоза, которые формируют одну клетку с образованием зиготы, с которой начинается развитие организма /организмов. Происходит комбинация генов. Имеет эволюционное преимущество, т.к. обеспечивает разнообразие потомков и приспособление вида к условиям среды.
Ответ: см. решение
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
- получение гетерозисных гибридов
- размножение делением куста
- использование корневых отпрысков
- размножение семенами
- укоренение отводков
В вегетативном размножении не принимают участие половые клетки и достаточно одной особи.
Для получения гибридов необходимо половое размножение и участие двух особей, п противном случае, потомство будет идентичным родителю.
Деление куста – вегетативное размножение , участвует одна особь.
Корневые отпрыски – аналогично делению куста.
Размножение семенами уже подразумевает половое, т.к семена развиваются только в случае опыления , что является слиянием мужских и женских половых клеток.
Укоренение отводков – вегетативное размножение, участвует одна особь.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
А) Размножение осуществляется с помощью побегов.
Б) Происходит сочетание генов двух родителей.
В) Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.
Г) Размножение происходит без участия гамет.
Д) Размножение происходит путём почкования.
Е) Образуется зигота
При бесполом размножении не происходит обмена генетической информацией, дочерние особи идентичны материнским. Для бесполого размножения необходима лишь одна особь.
В половом размножении принимаю участие две особи, происходит слияние гамет, потомки отличаются от родительских особей.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10984 Как можно сохранить у растений сочетания полезных признаков, полученные от скрещивания двух сортов?
Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании из-за перекомбинирования родительских генов сочетания полезных признаков в потомстве могут исчезнуть.
Ответ: см. решение
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Размножение - присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое.
Гамета — половая, или репродуктивная, клетка с гаплоидным набором хромосом.
Читаем дальше. Нерест рыбы. Это просто. Ну, конечно же, это половое размножение.
Почкование - тип бесполого или вегетативного размножения животных, грибов и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).
'>Почкование — однозначно бесполое. Очень известный пример данного типа размножения, поэтому вряд ли вызовет вопросы.
Еще одно важное слово, характеризующее половое размножение — «
Зигота — оплодотворённая яйцеклетка.
Зигота — оплодотворённая яйцеклетка.
И у мха, и у папоротника есть зиготы. В ответах этого слова нет, так что относится к половому размножению эти варианты не могут.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
А) происходит без образования гамет
Б) участвует лишь один организм
В) происходит слияние гаплоидных ядер
Г) образуется потомство идентичное исходной особи
Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость
Е) происходит с образованием гамет
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Основная черта полового размножения — участие в процессе гамет (половых клеток) двух разнополых организмов, потомство притом получается разнородным, так как проявляется наследственная изменчивость, а именно — комбинативная.
У бесполого размножения, соответственно, все наоборот: потомство идентичное, участвует одна особь.
Читайте также: