Спортивный зал в детском саду описание

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Паспорта групп и кабинетов являются одними из самых информативных документов в детском саду. Паспорт физкультурного зала ДОУ представляет собой документ, содержащий информацию о технологическом оснащении, нормативных документах, методическом оснащении, наличии спортивного инвентаря, режиме дня и расписании занятий ,требования: к охране труда, безопасности и санитарному состоянию зала.

Оценить 1073 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 59 г. Ставрополя

Паспорт

физкультурного зала

Разработала: воспитатель

Ставрополь, 2019

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Физкультурный зал МБДОУ детского сада комбинированного вида № 59 г. Ставрополя расположен на 1 этаже 2-х этажного здания, имеет два помещения. В зале имеется кабинет специалиста со шкафами для хранения спортивного инвентаря и методической литературы. Освещение зала – люминесцентное. Имеется запасный выход, на окнах – жалюзи, решеток - нет; установлена система противопожарной безопасности.

Физкультурный зал предназначен для проведения физкультурно -оздоровительной работы с детьми (НОД, спортивных развлечений, подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и кружковой деятельности); приобщению детей к здоровому образу жизни.

Зал отвечает педагогическим, санитарно-гигиеническим, лечебно-профилактическим нормам: эффективная вентиляция; достаточная освещенность; благоприятный уровень температуры и воздуха; поддерживается чистота и порядок, соблюдается график проветривания и влажной уборки.

Физкультурный зал работает по плану, согласованному с администрацией ДОУ.

Физкультурный зал оснащен оборудованием и инвентарем в соответствии с ФГОС для развития физических качеств и оздоровления дошкольников.

Целью функционирования физкультурного зала является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.

Задачифизкультурно-оздоровительной работы в детском саду:

охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;

создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно - гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями для развития физических качеств

развитие физических качеств;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;

формирование правильной осанки;

воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;

побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Физкультурные занятия в средних, старших и подготовительных группах.

Индивидуальная работа с детьми.

Спортивные досуги, праздники и развлечения.

Дополнительные занятия, кружковая работа.

РЕЖИМ РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЗАЛА

Ежедневно в соответствии с циклограммой воспитателя по физкультуре, сеткой занятий. Культурно-досуговые мероприятия в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

ПРОВЕТРИВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА

Первое проветривание производится с 8.00 до 8.40. Затем все последующие мероприятия по проветриванию осуществляются в соответствии с сеткой занятий, в перерывах между ними.

ВЛАЖНАЯ УБОРКАФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА

Полы - влажная уборка между занятиями

Генеральная уборка -1 раз в неделю

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Название документа

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”

Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЛА

Наименование имущества

ДОКУМЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

План работы воспитателя по физкультуре на учебный год

Рабочая программа воспитателя по физической культуре

Листки здоровья детей

Тетрадь индивидуальной работы с детьми

Перспективные планы работы по возрастам

План спортивных досугов и праздников

План работы по самообразованию

План взаимодействия с воспитателями и родителями

Паспорт физкультурного зала

Табель посещаемости детей на физкультурных занятиях

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДИЗАЙНА).

Наименование имущества

Шкаф для оборудования

Шкаф для методической литературы

ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

Наименование

Мяч малый резиновый

Малые мягкие мячи

Конус детский большой. Материал: пластмасса

Конус детский малый. Материал: пластмасса

Набор кеглей (6 кеглей, 2 мяча).

Гантели 0,45 кг (2 шт.) пустые. Материал: пластмасса

Хоккейный набор (2 клюшки, 2 шайбы). Материал: пластмасса

Держатель для гимнастических палок, обручей

Канат для перетягивания х/б, длина 6м, диаметр 30мм

Стойка баскетбольная, высота от 0,9 до 1,35м

Доска наклонная навесная (длина 1,8 м). Материал: дерево

Скамья гимнастическая 3-х метровая. Материал: дерево

Мат большой. Материал винилискожа

Мат малый. Материал винилискожа

Шведская стенка. Материал: дерево, железо, пластик

Обруч гимнастический (60 см, 80см). Материал: пластмасса

Палка гимнастическая. Материал: пластмасса

Палка гимнастическая (106 см). Материал: пластмасса

Городки (1 биты, 5 городков, правила игры). Материал: дерево

Кольцеброс (6 колец, 4 стержня). Материал: пластмасса

Мяч набивной (медбол, 1 кг). Материал: иск. кожа

Эспандер грудной с пружинами

Резиновый массажный коврик

Цветные ленты для ОРУ

Косички для ОРУ

Мешки для прыжков

Платочки для ОРУ

Набор для игры в бадминтон (2 ракетки, 12 воланов)

Мешочки для метания с песком

Султанчики для ОРУ

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДБОРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду имеется достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования соразмерены с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре имеются хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование отвечают гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Комплектование оборудования производилось в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

В физкультурном зале расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавлена стационарно, прочно крепится к стене.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе светильников:

светильники должны быть надежно прикреплены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;

коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки - фальшвилками;

корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;

Убедиться в исправности электрооборудования, ТСО в кабинете физкультурном зале.

Проветрить помещение и подготовить к работе необходимый материал и оборудование. Проверить его исправность.

Следить за своевременным проведением влажной уборки помещения (перед каждым занятием, и развлечением). Не допускать проведение занятий с воспитанниками при невысохших полах.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

При работе пользоваться инструкцией по охране труда.

Не допускать к занятиям воспитанников с явно выраженными признаками заболевания.

Следить за соблюдением порядка и дисциплины во время образовательного процесса с воспитанниками.

Не допускать нахождения в зале (кабинете) воспитанников без присмотра воспитателя или инструктора по физической культуре.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении пожара немедленно сообщить об этом заведующему и в ближайшую пожарную часть по телефону: 01; начать эвакуацию воспитанников.

В случае возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников, необходимо срочно принять меры к их эвакуации, согласно плану.

При внезапном заболевании воспитанника немедленно оказать первую помощь пострадавшему и срочно вызвать медработника, сообщить об этом заведующему МБДОУ детским садом № 59.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

По окончании занятий проверить наличие воспитанников по списочному составу, передать их воспитателю.

Проветрить спортивный зал, закрыть форточки и фрамуги.

Убрать оборудование, пособия в отведенное для них место.

Привести в порядок рабочее место.

Выключить электроприборы, оргтехнику и ТСО.

Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить заведующему, заместителю заведующего по АХЧ.

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия.

Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора.

После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.

В теплый период НОД по физкультуре проводится при открытом окне в спортивном зале или на спортивной площадке на свежем воздухе.

В каждом детском саду есть спортивный зал. В некоторых садиках спортзалы достаточно большие для того, чтобы вмешать в себя сразу несколько детских групп. Однако большой зал – это еще не всё.

Нам понадобится еще грамотное оформление спортзала.

Так, совместными усилиями педагогов и родителей из спортивного зала детского сада можно сделать отличное место, где дети будут улучшать физическое здоровье.

Чем оборудовать спортзал ?

Зал можно оборудовать мягкими модулями, которые могут использоваться для занятий, а также в свободной деятельности, играх. Также детям придется по душе сухой бассейн с мягкими бортами, наполненный шариками.

Всё своими руками

Оборудуем спортзал

Обручи – неотъемлемый атрибут любого спортзала. Касательно обручей, то они могут находиться на стене в подвешенном состоянии. Оформление зон спорзала гимнастической лестницей очень важно в развитии ребёнка, поэтому ее нужно обязательно сделать. В идеале зал для физкультуры должен быт разбит на несколько площадок (зон). Каждая из зон должная нести свою функцию.

Уголок в спортзале с раздаточным материалом для занятий: флажки, эстафетные палочки, всевозможные мячики, бадминтон и. т. д. Оформление спортивный зал табло для учета очков во время каких-либо эстафет, соревнований.

Батут и маты – очень важные элементы спортзала. В особенности батут привлекает взгляды маленьких детей. В таком спортзале провести гимнастику, физкультурное занятие, развлекательное или спортивное мероприятие – не проблема.

Оформление спортивного зала для каждой группы

Понадобятся определенные материалы и инструменты:

  • Мячи;
  • Маски;
  • Массажные дорожки;
  • Кегли;
  • Коврики;
  • Наборы для спортивных игр.

Порядок действии:

Массажная дорожка для детей

Массажная дорожка благодаря применению в ней различной фактуры материалов (пуговиц, грубых шнуров, губок, наполнителей) делает ходьбу по ней отличной тренировкой мышц стопы. Для детей такие предметы полезны тем, что формируют своды стоп, а также помогают в профилактике плоскостопья. В детском саду такие предметы будут очень полезны.

Размер массажной дорожки – 150х35 сантиметров.

Необходимые материалы для изготовления:

  • Хлопок;
  • Синтепоновая простежка;
  • Абразивные губки;
  • Пуговицы;
  • Мочалка;
  • Грубый шнур;
  • Тесьма;
  • Наполнители (фасоль или гречка).

Работа:

  • Водоросли шьем из льна, после чего наполняем их гречкой и фасолью. Отметим, что фасоль и гречка не должны просыпаться, а поэтому пошейте специальные мешочки. На водоросли можете нашить декоративную шершавую тесьму.
  • Все морские обитатели (морская звезда, рыбы, черепахи, медузы), применяемые в детском коврике, выполняются из абразивных губок, и на ощупь должны быть шершавыми.
  • Плавники рыбы и щупальца медузы изготавливаются из тесьмы, которую можно трогать руками, дергать, а также изучать цвета. Относительно камня, то он делается из мочалки. Такое оформление будет наиболее реалистичным.
  • К краю массажного коврика пришиваем грубый шнур, по всему коврику пришиваем разноцветные пуговицы различных разменов. Каждую пуговицу следует пришивать отдельно, с достаточным запасом прочности.

мягкая игрушка своими руками

Если вы решили создать детскую горку своими руками – то ваши дети будут самыми счастливыми!

Мягкие игрушки – самый желанный подарок для ребенка! Наша статья поможет вам создать ее самим.

Если вы все сделаете правильно – вы получите отличную массажную дорожку для ходьбы, которая не допустит неправильного формирования детских стоп.

Важным фактором в приобщении дошкольников к ценностям здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем разнообразное оборудование, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Содержимое публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Важным фактором в приобщении дошкольников к ценностям здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем разнообразное оборудование, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурный зал оборудован в соответствии с требованиями и с учетом возрастных особенностей детей. Здесь имеется разнообразное оборудование. Это и фабричное спортивное оборудование; шведские стенки скамейки, мишени, дуги для подлезания, фитболы, мячи, обручи, гимнастические палки, мягкие модули массажные мячики, колечки суджок, санки, велосипеды, самокаты для занятий физической культурой на улице. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, баскетбольные кольца различной высоты.

Особый интерес представляет оборудование для профилактики плоскостопия, ведь как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому мной была разработана программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, а администрацией ДОО приобретено разнообразное оборудование для её реализации. Это различные сенсорные дорожки, включающие в себя до 8 элементов различных поверхностей, мягкие модули, балансиры, массажные коврики.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

В результате подобной организации предметно-пространственной среды спортивного зала дети гармонично физически развиты, проявляют хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию. В поведении детей четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. В самостоятельной двигательной деятельности дети с удовольствием общаются со сверстниками, проявляя познавательную и деловую активность, эмоциональную отзывчивость.

Родители уделяют должное внимание здоровью и физическому развитию детей. Многие дети посещают спортивные секции и кружки физической направленности.
Отмечается снижение уровня заболеваемости детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивный зал в детском саду это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом. Оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а так же здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарём, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим и всем санитарно - гигиеническим требованиям и нормам.

Один день в детском саду

Один день в детском саду

Это наш физкультурный зал Атмосфера, позволяющая помочь ребенку самостоятельно стремиться к здоровому образу жизни – это кропотливый труд, где оформление спортивного зала в детсаду играет не последнюю роль.

Это наш физкультурный зал

Атмосфера, позволяющая помочь ребенку самостоятельно стремиться к здоровому образу жизни – это кропотливый труд, где оформление спортивного зала в детсаду играет не последнюю роль.

Спортивный зал- это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом. оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а также здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Спортивный зал- это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом.

оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а также здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям.

Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов: 1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка; 2) особенностей его эмоционально-личностного развития; 3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов: 1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка; 2) особенностей его эмоционально-личностного развития; 3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить занятия с детьми живо, эмоционально, интересно.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить занятия с детьми живо, эмоционально, интересно.

Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки.

Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки.

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы

Как показала практика, одна только развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Как показала практика, одна только развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Яркое и привлекательное игровое оборудование периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.

Совместными усилиями педагогов и родителей из спортивного зала детского сада можно сделать отличное место, где дети будут улучшать физическое здоровье.

Анализ оснащенности РППС спортивного зала.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким. Спортивный зал полностью оснащен необходимым физкультурным оборудованием и пособиями для развития и оздоровления детей

Читайте также: