Современная отечественная и зарубежная практика благоустройства и озеленения городов

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Большая часть населения планеты проживает в городах. Под влиянием производственной и рекреационной деятельности горожан интенсивно деградируют наиболее привлекательные природные комплексы - берега рек, озер, зеленые насаждения, окрестности историко-культурных памятников, интересных объектов культуры. Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения - сады, парки, скверы. В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства. Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением - все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств.

Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа.

Основы благоустройства территории.

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса жизни

Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:

охрана насаждений от общего антропогенного воздействия;

охрана насаждений при градостроительной деятельности.

Органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полнокровное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач. Значительно расширились права муниципалитетов в вопросах собственно градостроительного развития и управления хозяйством, формирования для этого необходимых экономических, финансовых и других ресурсов.

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;

организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;

организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;

закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;

заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;

составляют ежегодный план благоустроительных работ;

К видам работ по благоустройству территории относятся:

уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

содержание элементов внешнего благоустройства;

озеленение территории муниципального образования;

содержание и эксплуатация дорог;

освещение населенных пунктов муниципального образования

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

Проектирование благоустройства территории осуществляется любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации.

Проведение работ по благоустройству осуществляется широким крутом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Критерием комфортности принятых решений по благоустройству следует считать их соответствие нормативным показателям, обеспечивающим:

полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;

номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства;

требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности среды городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Уровень благоустройства и озеленения территорий – один из показателей качества среды обитания, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики.

Влияние производственной и рекреационной деятельности горожан природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Благоустройство и озеленение - сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в жизни и функционировании города и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства.

Под благоустройством понимается совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха. Благоустройство территории муниципального образования объединяет комплекс мероприятий способствующих улучшению жизнедеятельности и хозяйствования на территории муниципального образования, включающих в себя мероприятия по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению), социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения), по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства) и мероприятий по благоустройству, связанных с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории. Работ по благоустройству территории включают в себя уборку территории; содержание элементов внешнего благоустройства; озеленение территории муниципального образования; содержание и эксплуатация дорог; освещение населенных пунктов муниципального образования.

Ведущая целевая функция города - обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества. Анализ современной отечественной и зарубежной практики озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами, дает возможность увидеть возможные пути развития ситуации и выявить болевые точки в комплексе локальных городских проблем. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует, что мы научились благоустраивать наши города и села, и, безусловно, начатые работы будут продолжаться, а их качество улучшаться.

Список использованной литературы

1. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2008.

2. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2009

3. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2008.

4. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс : учебное пособие / В.С. Занадворнов. - М. : ИКЦ 2008.

5. Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. - М. 2010.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Большая часть населения планеты проживает в городах. Под влиянием производственной и рекреационной деятельности горожан интенсивно деградируют наиболее привлекательные природные комплексы - берега рек, озер, зеленые насаждения, окрестности историко-культурных памятников, интересных объектов культуры. Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения - сады, парки, скверы. В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства. Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением - все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств.

Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа.

Основы благоустройства территории.

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса жизни

Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:

охрана насаждений от общего антропогенного воздействия;

охрана насаждений при градостроительной деятельности.

Органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полнокровное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач. Значительно расширились права муниципалитетов в вопросах собственно градостроительного развития и управления хозяйством, формирования для этого необходимых экономических, финансовых и других ресурсов.

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;

организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;

организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;

закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;

заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;

составляют ежегодный план благоустроительных работ;

К видам работ по благоустройству территории относятся:

уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

содержание элементов внешнего благоустройства;

озеленение территории муниципального образования;

содержание и эксплуатация дорог;

освещение населенных пунктов муниципального образования

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

Проектирование благоустройства территории осуществляется любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации.

Проведение работ по благоустройству осуществляется широким крутом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Критерием комфортности принятых решений по благоустройству следует считать их соответствие нормативным показателям, обеспечивающим:

полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;

номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства;

требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности среды городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Уровень благоустройства и озеленения территорий – один из показателей качества среды обитания, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики.

Влияние производственной и рекреационной деятельности горожан природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Благоустройство и озеленение - сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в жизни и функционировании города и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства.

Под благоустройством понимается совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха. Благоустройство территории муниципального образования объединяет комплекс мероприятий способствующих улучшению жизнедеятельности и хозяйствования на территории муниципального образования, включающих в себя мероприятия по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению), социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения), по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства) и мероприятий по благоустройству, связанных с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории. Работ по благоустройству территории включают в себя уборку территории; содержание элементов внешнего благоустройства; озеленение территории муниципального образования; содержание и эксплуатация дорог; освещение населенных пунктов муниципального образования.

Ведущая целевая функция города - обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества. Анализ современной отечественной и зарубежной практики озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами, дает возможность увидеть возможные пути развития ситуации и выявить болевые точки в комплексе локальных городских проблем. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует, что мы научились благоустраивать наши города и села, и, безусловно, начатые работы будут продолжаться, а их качество улучшаться.

Список использованной литературы

1. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2008.

2. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2009

3. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2008.

4. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс : учебное пособие / В.С. Занадворнов. - М. : ИКЦ 2008.

5. Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. - М. 2010.

Прокопьев Евгений Алексеевич
Уральский федеральный университет
студент 3 курса, Факультет «Государственное и муниципальное управление


Аннотация
В статье рассматриваются проблемы благоустройства городов. Рассмотрены элементы сферы внешнего благоустройства.

С ростом городов и увеличением промышленности технологического уровня, проблема благоустройства территорий становится все более значимой, и как правило требует тщательно продуманных взвешенных решений в управлении, которые связанны с планированием работы организаций по благоустройству с использованием территориальных ресурсов. Благоустройство территорий как рассматривалось выше, представляет собой комплекс мероприятий по планировке и озеленению существующих и создания новых территорий, и как правило охватывает достаточно объемный круг социально-экономических, санитарно-гигиенических, инженерных и архитектурных вопросов, решение которых может представлять сложность, как с финансовой точки зрения, так и в скоординированных действиях со стороны управления органами муниципальных образований [1 с. 220].

Поддержание высокого уровня благоустройства напрямую зависит и от самих граждан, от степени их сознательности, желания и возможности помогать органам местного самоуправления. Сфера внешнего благоустройства является одной из главных отраслей в жизнеобеспечении муниципального хозяйства, которая оказывает непосредственное влияние на комфорт, удобство, безопасность, эстетический стиль, в общем на уровень жизни населения.

Элементы, которые включаются в сферу внешнего благоустройства представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Элементы сферы внешнего благоустройства

Как видим из таблицы 1 организация деятельности элементов внешнего благоустройства непосредственно должна осуществляться с учетом совокупности и взаимообусловленности, потому что, только так можно повысить уровень благоустроенности территории, что в конечном итоге приведет к улучшению условий жизни населения и привлекательности территории. Не мало важным в сфере благоустройства территории муниципального образования является рациональное размещение зданий, предназначенных для отдыха, инженерного-технического оборудования, с учетом сохранения архитектурного и исторического облика [2, с. 58].

Такие мероприятия напрямую зависят от деятельности местного руководства и степени обоснованности выбора. Такие сложные специфические задачи, как правило проще решаются в городских и сельских поселениях и гораздо труднее в городе, потому что находятся на больших территориях и требуют больше согласований с другими органами разных уровней, где соответственно больше требований и к градостроительным нормам. Но, в городском округе находит свое завершение социально воспроизводственный цикл, как дом, работа, отдых.

Из мирового опыта, и анализа специализированной литературы не существует какой-то единой идеальной модели, в управлении благоустройством муниципального образования, одинаковой для всех территорий страны [3]. Наоборот, в этой сфере представлен огромный выбор национальных систем с неоднозначной спецификой, которая часто противоречит стандартной теории оптимального моделирования.

Низкий уровень привлекательности территории является фактором, сдерживающим социально-экономический потенциал развития территории, неудовлетворенности населения в комфорте городской среды. Проблемы инвестиционной привлекательности выражены в неразвитости инвестиционной инфраструктуры, из-за недостаточного финансирования, низкой собственной доходной базы муниципального образования, отсутствие или не достаточная поддержка региональных фондов, для привлечения инвестиций на социально-экономическое развитие территорий [4, с.98].

К экономико-организационным проблемам относят неразвитость конкурентной среды, неэффективность системы управления благоустройством территории, убыточность муниципальных предприятий, неразрешенные вопросы собственности [5, с. 32].

Износ производственной инфраструктуры вызывает ухудшение экологической обстановки. Игнорирование роли маркетинга и брэндинга территорий, снижает привлекательность муниципальных образований в качестве мест потенциальной миграции трудоспособного населения и туристических объектов [6, с. 167].

Проблема внешнего благоустройства на различных этапах развития градостроительства связана с решением сложных задач формирования материально-пространственной среды городов, ее архитектурно-художественного и функционального содержания [7, с. 35].

Поэтому существует необходимость создавать благоприятную среду для жизни населения в городах, имеющих сложный характер функционально-планировочных и пространственных связей. В этих условиях комфортная среда должна решаться на основе комплексного учета социальных процессов и тенденций, происходящих в городах. Поэтому на современном этапе развития городов необходимо рассматривать их внешнее благоустройство как сложную составляющую архитектурно-пространственной градостроительной системы, связанную непосредственно с функциональной организацией городских территорий.

Сложность решения задач внешнего благоустройства в современном градостроительстве требует использования системного подхода на стадиях предпроектных исследований на всех этапах градостроительного проектирования, начиная от получения и обработки информации по отраслевым сферам и научно-техническому прогрессу в них, установления целевых задач внешнего благоустройства и определения их ресурсообеспеченности, выбора конкретного решения с установлением очередности и поэтапной реализации проекта в процессе формирования городских ансамблей.

При предпроектном исследовании особенностей взаимодействия элементов системы внешнего благоустройства с системой открытых пространств на различных градостроительных уровнях, в различных функциональных и планировочных условиях следует выявлять характер воздействия элементов внешнего благоустройства на архитектурно-пространственные, коммуникационно-регулятивные, экологические свойства формируемой городской среды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Изучен отечественный и зарубежный опыт реорганизации и благоустройства береговых рекреационных пространств с позиции ландшафтного урбанизма. Родоначальником ландшафтного урбанизма считают Фредерика Олмстеда. В 1990-х гг. в Париже, Барселоне и Канберре появляются первые общественно-рекреационные пространства, спроектированные по принципам ландшафтного урбанизма. В настоящее время ландшафтный урбанизм применяют для реорганизации, реконструкции и рекреационного освоения территорий различного функционального назначения. Начиная с 1980 годов вектор развития ландшафтного урбанизма в Европе был устремлен в сторону формирования береговых пространств, поскольку единственной возможностью горожан на пребывание в комфортной среде с природными приоритетами являются городские набережные. В настоящее время продвижением такого направления в Европе занимается Мишель Девинь. В России ландшафтный урбанизм только начинает развиваться. Исследованиями в области ландшафтного урбанизма в нашей стране занимаются Э.Э. Красильникова, В.А. Нефедов и другие. Выявлены основные направления развития рекреационных пространств при реализации ландшафтно-градостроительного подхода и особенности их формирования на землях неблагоприятных для использования. Определены перспективы применения принципов ландшафтного урбанизма при реконструкции городских набережных. Проанализирована современная функционально-планировочная структура г. Белгорода с определением перспектив ее изменения с учетом принципов ландшафтного урбанизма и формирования единого эколого-рекреационного каркаса. Выявлены достоинства и недостатки проведенной реконструкции набережной реки Везелка и перспективы ее дальнейшей реконструкции с учетом концепций ландшафтного урбанизма и экогорода.


4. Красильникова Э.Э. Современный ландшафтно-градостроительный подход к созданию городских общественно-рекреационных территорий. – Проект Нижняя Волга. – 2013. – № 4. – С. 26.

6. Полякова Т.А. Состояние и оценка функционально-планировочной структуры крупного города: на примере г. Белгорода: автореф. дис. … канд. географ. наук. – Краснодар, 2011. – 23 с.

7. Лозовая С.Ю. Анализ затоплений урбанизированных территорий Белгородской области с использованием геоинформационных систем и технологий / С.Ю. Лозовая, Н.М. Лозовой, В.В. Смолярчук, А.Э. Трунова // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 9 – С. 63–67.

Одним из таких подходов в современном мире является ландшафтный урбанизм, направленный на создание экологически безопасной территории, включенной в природную среду, в которой сбалансированы и взаимосвязаны социальная, экономическая и экологическая сферы. В нем в качестве связующего звена всех сфер выступает система озеленения, создающая сложные функциональные связи между системами озелененных транспортных пространств, городскими рекреационными зонами и озелененным пространством жилых комплексов и архитектурных объектов. Ранее, согласно теории Ф.Л. Олмстеда, в качестве озелененного пространства, обеспечивающего комфортность среды, был парк, теперь – это крупные природные элементы, как правило, реки – способные обеспечить дальнейшее спонтанное развитие пространства и включенные в природную среду.

Цель исследования – изучение современного уровня формирования и развития городских набережных в условиях ландшафтного урбанизма (на примере г. Белгорода). Основные задачи исследования: изучение отечественного и зарубежного опыта реорганизации и реконструкции береговых рекреационных пространств с позиции ландшафтного урбанизма, оценка современного состояния развития рекреационных пространств Белгородской агломерации и функционально-планировочной структуры г. Белгорода с определением перспектив ее изменения и создания, реконструкции городских набережных в г. Белгороде с применением принципов ландшафтного урбанизма.

Методы исследования: ландшафтный урбанизм и ландшафтно-рекреационное проектирование, способствующие единению человека с природой посредством формирования рекреационно-комфортного ландшафта.

Родоначальником ландшафтного урбанизма считают Ф. Олмстеда. Его идеи и концепции до сих пор являются основополагающими в рекреационном проектировании и ландшафтном дизайне. К принципам ландшафтного урбанизма относят: единство ландшафта и архитектуры, функциональную двойственность, подземную интеграцию, толерантность к окружающей среде, изменчивость во времени. Наиболее широкое распространение ландшафтный урбанизм получил в начале XXI века в европейских городах. В этот период его развитием занимались C. Waldheim, J. Corner и M. Mostafavi [3], Б. Чуми, Р. Коолхааса. В 90-х годах ХХ века в Париже, Барселоне и Канберре появляются первые общественно-рекреационные пространства, спроектированные по принципам ландшафтного урбанизма.

Начиная с 1980 гг. вектор развития ландшафтного урбанизма, в Европе, был устремлен в сторону формирования береговых пространств, поскольку единственной возможностью горожан на пребывание в комфортной среде с природными приоритетами являются городские набережные. В настоящее время продвижением такого направления в Европе занимается М. Девиня. Исследованиями в области ландшафтного урбанизма в России занимаются Э.Э. Красильникова, В.А. Нефедов и другие [4].

Д. Парамонова отмечает, что в настоящее время принципы ландшафтного урбанизма применяются в 40 городах Российской Федерации. Одним из таких городов является г. Белгород.

Результаты исследования и их обсуждение

Первые попытки преобразования реки Везелка были начаты в 2007 г. Ее целью было создание открытой прогулочной зоны с искусственным освещением и чугунными перилами (рис. 1, а). При проектировании набережной реки Везелка (площадка спортивного комплекса Светланы Хоркиной) не были учтены природные факторы (зной и ветер), а дискомфортные условия не позволили этой эстетически привлекательной территории стать популярным местом отдыха белгородцев. Недостатком открытых пространств долин является отсутствие естественных укрытий от природных факторов. Вторая каменная набережная была построена в 2016 г. напротив площади трех музеев, что привело к эстетическо-рекреационной дисгармонии пространства (рис. 1, б).

kor1a.tif
kor1b.tif

kor2a.tif
kor2b.tif

- созданы береговая и аквальная инфраструктуры.

Анализ теоретического и практического опыта отечественных и зарубежных исследований по реконструкции набережных рек, программы реконструкции р. Везелка, обнародованной на пресс-конференции, и материалов ее обследования позволил выявить недостатки проведенной реконструкции: К ним можно отнести: отсутствие на всем протяжении береговой зоны регенеративных, мелиоративных и сукцессионных работ, направленных на озеленение прибрежных территорий, вырубку деревьев вдоль береговой линии, ошибки в планировочной организации рекреационного пространства (без учета видовых точек) (рис. 2, б).

Поскольку город это динамичная изменяемая система под запросы потребителей, то и набережные должны изменяться, сохраняя свою целостность. В связи с этим для реализации принципов ландшафтного урбанизма и устранения допущенных ошибок необходимо провести мероприятия направленные на оздоровление и повышение аттрактивности береговых и аквальных комплексов:

1) ликвидировать несанкционированные сбросы в реку Везелка,

2) провести лесо- и лугомелиоративные работы путем последовательного замещения старой растительности многолетними устойчивыми к выкатыванию травами и высадкой древесно-кустарниковых пород, направленные на берегоукрепление, создание визуальных разделительных барьеров, реструктуризации и озеленение пространства у спортивного комплекса С. Хоркиной, в промышленной зоне и прилегающих территориях,

3) использовать фиторемедитацию и другие экологические способы очистки воды для восстановления водной флоры и фауны,

4) закрыть в районе парка улицу Попова для движения транспорта и сократить площадь наземных парковок,

5) обеспечить энергоэффективность зданий.

Выводы

2. Рекреационные территории в функционально-планировочной структуре городской среды являются частью ландшафтной инфраструктуры города, обеспечивающей устойчивость всего городского пространства. А современные городские пространства, организованные с учетом принципов ландшафтного урбанизма в структуре крупных городов имеют ярко выраженное общественно-рекреационное значение, что соответствует современным градостроительным регламентам – SCOT и SRU.

3. В соответствии с отечественным и зарубежным опытом, набережные являются основными осями роста городов, выступающими в качестве эффективных барьеров и обеспечивающими целостность природной и урбанизированной систем, условия для качественной и полноценной жизни, то при их реконструкции необходимо стремиться к сохранению и восстановлению природной среды.

4. Поскольку ландшафтный подход позволяет обеспечить необходимую географическую связанность территории, защитить городские системы от стихийных бедствий (штормов, наводнений и других), то восстановление и реконструирование береговых и аквальных комплексов рек Везелка и Северский Донец позволит не только сформировать единые рекреационное пространство и водно-рекреационный каркас с целью устойчивого развития территории, но и защитить территории от подтоплений и будет способствовать оздоровлению населения.

Читайте также: