Составьте план параграфа лишайники

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Урок разработан для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС.

ВложениеРазмер
urok_biologii_lishayniki_5_klass.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока Биологии в 5 классе

Шатилова Антонина Петровна, учитель МБОУ Дубровская СШ, Демидовского района, Смоленской области

  • Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.
  • Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.
  • Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами..
  • Развивать самостоятельную деятельность учащихся.
  • Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
  1. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

  1. В состав лишайника входят грибы и водоросли.
  2. Между грибом и водорослью в теле лишайника существуют отношения симбиоза.
  3. Лишайники можно увидеть на камнях, деревянных постройках и старых деревьях.
  1. Каково строение тела лишайника?
  2. Где живут лишайники и как они питаются?
  3. Как размножаются лишайники?
  4. Какие бывают лишайники?
  5. Какова роль лишайников в природе?
  6. Как человек использует лишайники?
  1. Слоевище лишайника состоит из гифов гриба и расположенных между ними одноклеточных водорослей..
  2. Лишайники неприхотливы, им нужны только свет и влага. Требовательны к чистоте воздуха.
  3. Размножаются кусочками слоевища и спорами.
  4. Лишайники бывают накипные, листовые и кустистые.
  5. Лишайники – важное звено природных биоценозов.
  6. Используются человеком для приготовления красителей, лекарств, определения степени загрязненности воздуха.

-А что бы вы хотели еще знать о лишайниках? (Дети вместе с учителем заполняют вторую колонку таблицы).

- Теперь мы можем сформулировать цели нашего урока. Они станут для нас этапами работы по изучению новой темы. ( Ученики устно формулируют цели урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, черты приспособленности к различным условиям существования, выяснить роль лишайников в природе и жизни человека).

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Т и п ы л и ш а й н и к о в

В виде корочки или пены высотой до 5 мм, плотно срастаются с субстратом

Леканора, лецидея, бацидия, графис.

Округлой формы, в диаметре до 20см,расчленены на мелкие лопасти. Соединены с субстратом пучками гиф.

Пармелия, ксантория, лобария.

Слоевище в виде кустика до 50см.

Кладония(ягель), уснея, цетрария.

-Какое же строение имеет слоевище?

  • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата .

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Каково же значение лишайников в природе и жизни человека?

Чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 3 группы:

1 группа будет изучать значение лишайников в природе;

2 группа – использование лишайников в хозяйственной деятельности человека;

3 группа – охрана лишайников.

Вы можете использовать текст учебника и информацию на листах с текстом. (Приложение 1)

Ученикам предлагается ознакомиться с материалом внутри группы и подготовить рассказ на 1-2мин. Тезисы предлагается написать на листе (составить кластер).

Группы представляют результаты своей работы.

Значение лишайников в природе :

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в почвообразовании.
  • Участвуют в разрушении горных пород.
  • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
  • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих копытных.
  • Являются важной частью многих экосистем.

Значение лишайников в жизни человека:

  • Являются кормом для домашних оленей на севере.
  • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
  • Сырье для химической промышленности.
  • Служат для получения природных красителей.
  • Используют в медицине и парфюмерии.
  • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

Здесь учитель или ученик-старшеклассник может представить результаты исследований по определению чистоты воздуха в разных местах поселения, района или области методом лихеноиндикации.

Причины гибели лишайников:

  • неконтролируемый выпас скота,
  • разрушение на поверхности почвы в тундре тяжелой транспортной техникой,
  • загрязнение воздуха вредными веществами в крупных городах.

Устранение этих причин способствует сохранению и восстановлению лишайников.

- А теперь еще раз вспомним, что мы узнали на уроке. Вернемся к его началу, к поставленным целям и плану наших действий. (В результате обобщающей беседы учитель заполняет третью колонку таблицы на доске и соотносит с тем, что хотели узнать.)

На столе лежат карточки с названиями лишайников или с описанием форм их слоевищ или с любыми терминами по теме.

Ученик берет карточку и пытается объяснить другим детям, что за термин указан в карточке. При этом нельзя использовать однокоренные слова. Дети должны догадаться, какое слово написано на карточке.

Учитель : - Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали? Что помогло нам в работе? Кому было интересно? Кому было трудно? Почему? Оцените результаты своей работы на уроке.

Значение лишайников в природе и жизни человека

Лишайник – это удивительный симбиоз грибов и водорослей. При этом лишайники вобрали в себя лучшие качества обоих семейств. Они довольно быстро поглощают воду, так как это свойственно грибам, а гены водорослей обеспечивают их механизмом фотосинтеза. Именно поэтому лишайник неприхотлив к среде обитания и может выжить даже в самом суровом климате.

Но каково же значение лишайников в природе и жизни человека? Начать следует с того, что эти растения существенно влияют на собственное место обитания. Это связано с тем, что лишайниковая кислота частично разрушает поверхность, тем самым понижая ее плотность и давая пробиться к свету более слабым растениям.

Экологическое значение лишайников в природе и в жизни человека. Как и любое растение, лишайники перерабатывают углекислый газ, выпуская при этом кислород. Этот факт приобретает еще большее значение, если принимать во внимание, что упомянутые растения неплохо себя чувствуют в тех частях мира, где другие попросту не выживают. Также лишайники являются отличными биодатчиками. Они моментально реагируют на загрязнение воздуха. Поэтому ученные, изучая экологическую ситуацию в регионе, первым делом берут на анализ образцы лишайников. К тому же эти растения удерживают внутри себя тяжелые металлы, следовательно, благодаря им можно обнаружить даже незначительные всплески радиации.

Практическое значение лишайников в природе и жизни человека Лишайники – это источник углеводов для многих животных. Например, дикие козы очень любят это лакомство, поэтому кочуют с места на место в его поисках. На Севере, где зима длится очень долго, лишайники стали основой рациона для таких зверей, как лось, олень, дикий кабан. Но и среди людей есть те, кто не прочь полакомиться этим представителем флоры. Правда, не каждый вид лишайников можно использовать для этой цели. Так, съедобной считается лишайниковая манна, а также гирофора. Последняя, кстати, является основой для многих японских блюд.

Промышленное значение лишайников. Итак, роль лишайников в природе и жизни человека предельно ясна, но вот как быть с промышленной стороной вопроса? Наверное, ни для кого не секрет, что в последние годы это растение активно используют на многих производствах. Так, дубовый мох и эвернию сливовую добавляют в духи, дабы придать им особые нотки. А некоторые сорта лишайника используют для создания красок. Причина тому - все то же свойство удерживать металлы. Но куда важнее то, что из них делают многие лекарственные препараты. Например, пармелию используют для приготовления лекарства от эпилепсии, а лобария снимает воспаление легких. К тому же некоторые сорта лишайника обладают антибактериальными свойствами.

Охрана лишайников . У берегов Эстонии есть остров Вормси. Здесь в 1982 году был организован первый заказник, где взяты под охрану лишайники. На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде.

В связи с тем, что лишайники очень медленно растут (1-3 мм в год), а роль их велика, особенно в питании оленей, в последнее время остро встаёт вопрос об охране лишайников. Это регулируемый выпас оленей и упорядоченное передвижение тяжелой транспортной техники.

В крупных городах существует проблема загрязнение воздуха вредными веществами. Лишайники гибнут от дыма и ядовитого газа. Необходимо принимать меры по контролю за за чистотой воздушного пространства мегаполисов. Жители городов, могут четко определять, там, где растут лишайники, там воздух чистый.

Устранение этих причин способствует сохранению и восстановлению лишайников.

1) На рисунке поперечного среза слоевища лишайника подпишите, что обозначено цифрами.


2) Почему существование водоросли и гриба в теле лишайника взаимовыгодно?

Водоросли синтезируют органические вещества, необходимые грибам, а грибы – минеральные, необходимые растениям.

3) Заполните схему.


4) Чем объясняется отсутствие лишайников вблизи крупных автострад и промышленных объектов?

Лишайники очень чувствительны к загрязнению окружающей среды.

1) Определение.
2) Строение лишайников.
3) Виды лишайников.
4) Места обитания лишайников.

6) Какую роль играют лишайники в природе и жизни человека?

Лишайники показывают степень загрязненности среды. Лишайники первыми заселяют неблагоприятные для жизни местности – каменистые склоны и др.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Отдел Лишайники. 7класс

Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.

Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.

Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.

Оборудование: учебник 7 класса, тетрадь, карандаш простой.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление материала

V. Домашнее задание

I. Организационный момент

Приветствие ребят. Учитель отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Учитель (демонстрирует таблицу с изображением лишайников и задаёт вопрос классу): К какому царству живых организмов относится данный объект?

Ответ учащихся: Это растение.

Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала

История исследования.

Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.

Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.

В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.

2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

3 . Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология .

4. место заселения

Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению).

5. Строение лишайников

Тело лишайника – слоевище - состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).

Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.

hello_html_m440ca311.jpg

6 . По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:

Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризины. Представители: пармелия, ксантария

7 . Размножение лишайников:

Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.

Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.

Значение лишайников.

Значение в природе:

А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.

В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

Значение в жизни человека:

А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка.

IV. Закрепление материала

Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Читайте также: