Сорт какого садового растения назван в честь герцогини ангулемской дочери людовика xvi

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В вопросах соблюдения этикета у Людовика XVIII была единомышленница – его племянница герцогиня Ангулемская. Дочь короля Людовика XVI, казненного во время Революции, она с величайшим энтузиазмом принялась воскрешать придворный церемониал Версаля и даже проводила специальные изыскания на этот счет, поскольку не могла помнить версальскую жизнь во всех подробностях (в год взятия Бастилии ей было всего 11 лет).


Дворец Тюильри. Худ. О. Пюжен, 1831

Людовик XVIII проводил королевские приемы в Тюильри чаще, чем любой европейский монарх того времени. В его дворец имели доступ и те, кто был представлен ко двору, и те, кто просто получил входной билет (причем такие билеты раздавались очень широко). Благодаря этому в воскресенье, после мессы, короля всегда шумно приветствовала довольно густая толпа народа. В это время доступ во дворец был открыт всем придворным, а по понедельникам королевские приемы проходили раздельно: для мужчин – днем (в половине первого), для женщин – в восемь вечера; члены дипломатического корпуса приезжали к королю по вторникам, вечером.

В воскресный полдень Людовик XVIII торжественно шествовал через зал Маршалов (получивший свое название из-за портретов маршалов Франции на стенах) в часовню дворца Тюильри. За ним следовала свита из гвардейцев, а также сановников в расшитых фраках. Каждая служба придворного штата имела особую ливрею: гофинтенданты одевались в красное, придворные королевских покоев – в небесно-голубое, егермейстеры – в зеленое, шталмейстеры – в темно-синее, церемониймейстеры – в фиолетовое. Все эти мундиры остались в наследство от эпохи Империи, причем Людовик XVIII изменил только цвет одежды служителей королевских покоев (при Наполеоне их ливреи были ярко-красными).

После мессы, в которой принимали участие лучшие музыканты и артисты оперных театров, король возвращался в свои парадные покои и начинал беседу в строго установленном порядке: вначале он обращался к родственникам, затем к министрам и маршалам (действующим, а потом и бывшим). Каждому из них король задавал одни и те же банальные вопросы, но важен был сам факт его внимания; молчание короля было знаком его немилости. Поэтому гости не сводили глаз с монарха; каждый надеялся поймать дружеский взгляд или жест, адресованный ему лично. Во дворце король общался с избранными представителями нации, а затем показывался на балконе, который выходил в сад Тюильри, и народ встречал его приветственными криками; люди размахивали шляпами, тростями и носовыми платками.

Придворные должны были являться ко двору в определенных нарядах, образцы которых еще в 1814 года установила герцогиня Ангулемская. Герцогине хотелось, чтобы двор эпохи Реставрации в точности напоминал дореволюционный двор ее отца. Однако ей пришлось отказаться от некоторых деталей, например от возрождения фижм, которые носили дамы до Революции; у парижских модниц перспектива возврата к фижмам вызывала негодование. В результате новые наряды придворных дам во многом напоминали придворные наряды эпохи Империи; герцогиня внесла в них лишь некоторые добавления, например убранные кружевами прически, мантильи. Герцогиня придавала такое значение точному соблюдению всех новых правил, что распространяла образцы нового придворного платья среди портных, которые обшивали аристократическое общество.


Герцогиня Беррийская. Худ. Т. Лоуренс, 1825

Мария-Каролина обожала танцевать и охотно устраивала костюмированные балы. Особенно много шума вызвал бал 2 марта 1829 года; для него был выбран исторический сюжет – приезд в Тюильри Марии Стюарт и ее помолвка с дофином Франциском. Поэтому все придворные дамы и их кавалеры явились на бал в костюмах XVI века, а сама герцогиня Беррийская, изображавшая Марию Стюарт, была одета точно так же, как ее героиня на портретах той эпохи; ее жениха изображал герцог Шартрский, сын Луи-Филиппа, после Июльской революции получивший титул герцога Орлеанского и ставший наследным принцем.

Многие роптали, в частности, на чрезмерные траты короля и его семейства. 15/27 ноября 1825 года Александр Иванович Тургенев записывает свой разговор с Франсуа Гизо, в ту пору либеральным историком, а позднее, при Июльской монархии, министром просвещения и министром иностранных дел:

Последние роскошные придворные празднества эпохи Реставрации состоялись за два месяца до Июльской революции (в мае 1830 года). В это время из Неаполя в Париж прибыли родители герцогини Беррийской король и королева Обеих Сицилий, оба из рода Бурбонов. Гости были встречены очень торжественно, и 12 мая в их честь был устроен бал в королевской резиденции Сен-Клу, а 31 мая – во дворце Пале-Руаяль, резиденции герцога Орлеанского. Король Обеих Сицилий приходился братом герцогине Орлеанской, которой в скором времени предстояло стать французской королевой – впрочем, в мае 1830 года об этом еще никто не подозревал. На бал к герцогу Орлеанскому прибыло 1800 человек, принадлежащих к самым разным сословиям: от короля Карла X до богатых буржуа и безвестных горожан. Бал был роскошен как никогда, и никто в тот вечер не предполагал, что старшей ветви Бурбонов осталось царствовать всего два месяца. Впрочем, предчувствие скорых перемен было у многих, поскольку правительство королевского любимца князя де Полиньяка уже не пользовалось в обществе никакой популярностью.

Во время бала 31 мая 1830 года наглядно проявилась особая стратегия герцога Луи-Филиппа Орлеанского в выборе форм общения с парижанами. У сорокалетнего герцога за плечами было богатое и неоднозначное прошлое. Его отец, герцог Филипп Орлеанский, во время Революции поддерживал республиканцев; под именем Филиппа Эгалите [Филипп Равенство] он был избран в Конвент, голосовал за смерть своего кузена короля Людовика XVI, а чуть позже (в том же 1793 году) сам погиб под ножом гильотины. Луи-Филипп, унаследовавший титул герцога Орлеанского, в юности разделял революционные убеждения отца, состоял в клубе якобинцев, сражался в рядах республиканской армии при Вальми и Жеммапе (1792), но затем эмигрировал и провел два десятка лет в изгнании.

Первоначально герцог вернулся во Францию в 1814 году, на время Ста дней вновь уехал в Англию, а с 1817 года окончательно поселился в Париже, в родовом дворце Пале-Руаяль, который был возвращен ему после падения Наполеона. Герцог и герцогиня Орлеанские неизменно возглавляли список тех, кто удостаивался приглашения во дворец Тюильри; им первым отдавали визиты представители старшей ветви Бурбонов.


Дворец Пале-Руаяль. Худ. О. Пюжен, 1831

Луи-Филипп хорошо чувствовал себя в родном Пале-Руаяле и в начале царствования не хотел переезжать в Тюильри. Однако в Париже стали поговаривать, что король не любит королевский дворец и королевские резиденции потому, что не чувствует себя законным монархом. Кроме того, Луи-Филиппу пришлось учесть соображения безопасности: его трон, особенно в первые годы правления, был не слишком прочен. Королю угрожали и слева (республиканцы), и справа (легитимисты), а дворец Пале-Руаяль, окруженный узкими улочками, было бы трудно защитить от бунтовщиков. В конце концов в сентябре 1831 года Луи-Филипп смирился с необходимостью переселиться во дворец Тюильри, защищенный гораздо лучше. Однако стиль общения с гостями в этой официальной резиденции остался таким же, как и ранее в Пале-Руаяле.

При Июльской монархии существенно сократился придворный штат. Не осталось ни камергеров, ни дворцовых префектов, ни гоффурьеров, ни пажей; церемониймейстер был один-единственный, причем на балах обходились без него. Граф Аппоньи, атташе австрийского посольства в Париже, с изумлением отмечал в своем дневнике, что королева Мария-Амелия и сестра короля госпожа Аделаида сами предложили ему потанцевать с принцессами Луизой и Марией.

Когда балы устраивали сами депутаты, они агрессивно попирали правила придворного этикета. В 1836 году президент палаты депутатов Дюпен в списке приглашенных на свой бал поставил членов возглавляемой им палаты на первое место; за ними шли пэры, принцы, дипломатический корпус; наследный принц герцог Орлеанский (член палаты пэров по праву рождения) стоял в этом списке под номером 840.

Тем не менее доступ на балы в королевском дворце был открыт отнюдь не всем желающим. Чтобы попасть на бал, требовалось сначала пройти церемонию представления королю. А.Н. Карамзин описывает, как это происходило в начале 1837 года:

А.Н. Карамзин представлялся королю в понедельник, а бал, на который он был приглашен, состоялся в среду, 25 января 1837 года. Карамзин оставил подробное его описание:

Годом позже, в начале 1838 года, Луи-Филиппу представлялся Александр Иванович Тургенев. Он пишет:

Через несколько дней Тургенев был приглашен в Тюильри уже на бал:

«Я отправился туда в восемь с половиной часов и опоздал к выходу короля и фамилии: встретил многих, кои, явившись перед королем, уезжали уже из дворца; но дамы и кавалеры массами валили еще во дворец, где я нашел уже танцы. Залы были освещены великолепно; танцы были в двух залах. Самые фешенебельные и аристократические пары, хотя и не без демократической примеси, рисовались в кадрилях и кружились в вальсах перед скамьею, где сидел король, королева, дочь их, герцогиня Орлеанская, принцесса Аделаида. Орлеанский и Немурский [принцы, сыновья короля] в генеральских мундирах стояли у кадрили. Принцесса Клементина протанцевала одну кадриль с племянником австрийского посла Апони [Аппоньи]. Герцогиня Орлеанская протанцевала кадриль с молодым белокурым сыном английского посла Гранвиля, но в 10 с четвертью часов она отправилась в свои апартаменты. Английские красавицы участвовали во всех кадрилях в обеих залах. В первой кадрили участвовала и национальная гвардия в мундире рядовых. Король, Орлеанский беспрестанно то с тем, то с другим разговаривали. Одна дама держала короля в приступе около получаса. Посольши, дамы двора сидели подле королевской фамилии. Все были в мундирах или во французских кафтанах. Уверяют, что более пяти тысяч было приглашенных, в том числе семьсот военных и национальной гвардии. Судя по тесноте в комнатах, было столько же, как и третьего года, т. е. около трех тысяч.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА 21. КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР

ГЛАВА 21. КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР В 1706 году Версальский двор не излучал уже того блеска, которым он славился, когда Людовик XIV диктовал условия мира в Нимвегене после захвата Дюкесом голландского флота. Прошло время умнейших министров и искуснейших полководцев во главе

Глава 18 КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР И ОТТОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА

Глава 18 КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР И ОТТОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Симптоматично, что места погребения первых оттоновских правителей — Кведлинбург и Магдебург, Рим и Ахен, — которые прежде были центрами их власти, стали и центрами оттоновской культуры. Ее расцвету предшествовали

71. Королевский двор в Бразилии

После смерти последнего графа Ангулемского, графство было аннексированно королем Франции Филиппом IV.

Капетинги

  • 1317—1322: Карл I Красивый, (1294—1328), граф Ангулемский в 1317—1322 годах, сын короля ФранцииФилиппа IV , с 1322— король Франции.

Дом д'Эвре

  • 1318—1343: Филипп I (1306—1343), граф Ангулемский с 1318;
  • 1343—1349: Карл II Злой (1332—1387), граф Ангулемский с 1343, сын предыдущего;

В 1349 графство было конфисковано королем Франции Филиппом VI.

Дом де Ла Серда


Дом Валуа

  • 1356—1373: Иоанн II Скупой (1340—1416), граф Ангулемский с 1356, сын короля Иоанна II;
  • 1394—1394: Людовик I (1372—1407), граф Ангулемский с 1394, сын короля Карла V;
  • 1394—1407: Карл IV (1394—1465), граф Ангулемский с 1394, сын предыдущего;
  • 1407—1467: Иоанн III Добрый (1400—1467), граф Ангулемский с 1407, брат предыдущего;


  • 1467—1496: Карл V (1459—1496), граф Ангулемский с 1467, сын предыдущего;
  • 1496—1515: Франциск I (1494—1547), граф Ангулемский с 1496, сын предыдущего, с 1515—король Франции;

В 1515 Франциск I возвел графство Ангулем в герцогство и передал его своей матери Луизе Савойской.

Герцоги Ангулемские

Дом Валуа

  • 1515—1531: Луиза I Савойская (1476—1531), герцогиня Ангулемская с 1515, мать предыдущего;
  • 1540—1545: Карл VI (1522—1545), герцог Ангулемский с 1540, сын Франциска I;
  • 1550—1551: Карл VII (1550—1574), герцог Ангулемский с 1550, сын короля Генриха II, с 1560—король Франции под именем Карл IX
  • 1551—1574: Генрих I (1551—1589), герцог Ангулемский с 1551, с 1574—король Франции под именем Генрих III;
  • 1582—1619: Диана I Французская (1538—1619), герцогиня Ангулемская с 1582, внебрачная дочь Генриха II;


  • 1619—1650: Карл VIII (1573—1650), герцог Ангулемский с 1619, внебрачный сын Карла IX;
  • 1650—1653: Людовик II Ангулемский (1596—1653), герцог Ангулемский с 1650, сын предыдущего;
  • 1653—1675: Мария-Франсуаза Ангулемская (1631—1696), герцогиня Ангулемская с 1653, дочь предыдущего;
  • 1675—1696 : Елизавета Орлеанская (1646—1696), герцогиня Ангулемская

В 1696 герцогство вернулось в состав королевского домена.

Дом Бурбонов

  • 1710—1714: Карл IX (1686—1714), герцог Ангулемский с 1710, внук короля Людовика XIV;
  • 1773—1775: Карл X (1757—1836), герцог Ангулемский с 1773, внук короля Людовика XV, с 1824—король Франции под именем Карл X;
  • 1775—1836: Людовик IV (1775—1844), герцог Ангулемский с 1755, сын предыдущего, с 1836—король Франции под именем Людовик XIX (де юре);

Титулярный герцог из дома Бурбон-Орлеан

  • 1987: Эд I Орлеанский (р.1968), герцог Ангулемский с 1987, сын претендента на французский престол от орлеанистов, короля французов Генриха VII;

Ссылки

  • COMTES d'ANGOULEME (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Архивировано из первоисточника 3 апреля 2012.Проверено 2 июля 2009.
  • Dynasties d'Angoulême (фр.) . Web.genealogie. (недоступная ссылка — история) Проверено 2 июля 2009.
  • Графы Ангулема
  • Герцоги Ангулема
  • История Франции
  • Списки правителей Франции
  • Гильемиды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Список графов и герцогов Ангулемских" в других словарях:

Валуа династия — Валуа (фр. Valois) династия королей Франции, ветвь дома Капетингов. Своё название получила от титула графа де Валуа, который носил основатель этой ветви, Карл Французский, граф де Валуа. Представители династии Валуа занимали французский престол с … Википедия

Валуа, династия — Валуа (фр. Valois) династия королей Франции, ветвь дома Капетингов. Своё название получила от титула графа де Валуа, который носил основатель этой ветви, Карл Французский, граф де Валуа. Представители династии Валуа занимали французский престол с … Википедия

Династия Валуа — Валуа (фр. Valois) династия королей Франции, ветвь дома Капетингов. Своё название получила от титула графа де Валуа, который носил основатель этой ветви, Карл Французский, граф де Валуа. Представители династии Валуа занимали французский престол с … Википедия

Валуа (династия) — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция Античность Римская Галлия (220 до н. э. 481) … Википедия

Материал понравился:

Очень давно, когда наша ещё юная планета покоилась на исполинской черепахе, плывущей в огромном море, люди смотрели на небеса. Наблюдая за звёздами, они считали, что это драгоценные камни. Поэтому, упавшую с неба звезду пытались найти. Тех, кто её находил, ожидала удача. Они в одночасье становились богатыми. Так продолжалось веками. Но однажды некие таинственные и злые силы решили положить конец этому чуду. Как и что они там сотворили — неизвестно, но алмазы перестали падать с небес.

Вид на Лувр со стороны Се

Вид на Лувр со стороны Сены

Апартаменты Наполеона III

Апартаменты Наполеона III


Признаюсь, поначалу мне не очень хотелось идти и смотреть апартаменты Наполеона III. В Лувре и без них достаточно интересных мест думал я. Да и время, что провели мы в музее, так затянулось, что пора было вспомнить и о хлебе насущном. В тот час меня больше привлекал буфет, а кофе и бутерброды были ценнее всех сокровищ музея. Однако, как подобает любой женщине, супруга моя начала издалека:

— Дорогой, а ты знаешь откуда пошло выражение: "Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок"?

Услышав напоминание о близких и волнующих меня сферах, я оживился. В душе возникло твёрдое предчувствие ужина и кулинарные образы медленно, один за другим, поплыли перед моими глазами.

— . ты меня слушаешь? — Вновь обратилась ко мне супруга и продолжала:
— Эту фразу сказал Наполеон III. Правда, вместо слова "мужчина" он произнёс "воин". Впрочем, думаю, это одно и то же.



Так, польщенный столь приятным сравнением и окончательно попав под влияние слабого пола, я, позабыв о еде, отправился лицезреть диваны, шкафы и прочие гарнитурные прелести высшего света эпохи правления Наполеона III.


Апартаменты Наполеона III

Апартаменты Наполеона III. Портрет императрицы Евгении


Конечно, бесспорная в том заслуга женщин. Ведь именно они, с их врождённой тягой к прекрасному и утончённым вкусом, умели любое жильё, будь то Лувр или Тюильри, превратить во дворец.




Третья императрица Франции имела испано-французско-шотландские корни и потому, вероятно, была законодательницей мод. А ещё она была красавицей. Весь высший свет Европы XIX века пристально следил за тем, как и во что она одевается, какие драгоценности носит, какую мебель предпочитает.

Жемчуга, брильянты, рубин

Жемчуга, брильянты, рубины.


Наполеон III очень любил Евгению и ко дню свадьбы, а состоялась она в 1853 году, преподнёс будущей супруге поистине королевский подарок.

Диадема императрицы Евген

Диадема императрицы Евгении. 1998 алмазов, 212 жемчужин, серебро, частичная позолота


Набор драгоценностей, в который входили диадема и прочие нужные в повседневной жизни вещицы, удачно дополнили гардероб первой дамы империи.

Большой узел лифа подвене

Большой узел лифа подвенечного платья императрицы Евгении. 2438 малых и 196 розовых алмазов, серебро и частичная позолота


Правда, перед этим многочисленные рубины, бриллианты и сапфиры были извлечены из старых корон, дополнены жемчугами и искусно переделаны в новые украшения. Бриллианты и звёзды всегда светили Евгении.



Кстати, через четыре года после их бракосочетания немецкий астроном-любитель найдёт в небесах астероид, доселе неизвестный науке, и назовёт его именем императрицы. "(45) Евгения" — так с тех пор называется это космическое тело, впервые названное именем реального и живого ещё на тот момент человека. Императрица переживёт мужа и своего единственного сына.



Эжен Наполеон, последний наследник престола, так и не ставший императором, погибнет в возрасте 23 лет на войне с зулусами в Южной Африке. Евгения де Монтихо скончается в Мадриде в возрасте 94 лет.

Пройдут годы и уже в наши дни астрономы откроют спутник у астероида "(45) Евгения". Учёные дадут ему имя "Маленький принц" в честь сына Евгении — Эжена. Впрочем, не только он, но и Маленький принц Экзюпери, по мнению тех же учёных, имеет права на этот крошечный спутник. Как это ни странно, но судьба обоих принцев чем то похожа. Тот и другой были одинаково молоды, мечтательны и погибли в Африке, очень далеко от своей земли. Кстати, Экзюпери ещё задолго до современных учёных поселил своего принца именно на астероиде. Правда, был он вымышленным. Астероид В612 — так назывался он в сказке. Порой удивительные параллели обнаруживаются между реальными и вымышленными персонажами. Совсем недавно, в 2004 году, всё те же учёные нашли ещё один доселе неизвестный спутник у "(45) Евгении". Пока, личное имя ему не присвоили. Есть только номер.

Однако, мы несколько отвлеклись от нашей экскурсии.



Впрочем, как знать, что лучше — считать и взвешивать бриллианты в короне или мечтать и любоваться звёздами на небесах. Выбор всегда остаётся за вами. Мы свой уже сделали.



Вверх

Новые "Дневники" и "Группы" на myJane!

Существовавшие долгое время на сайте форум и личные дневники получили наконец серьезное обновление.
Теперь в дневниках можно вставлять фото, видео и даже песни, пользоваться рубриками и тэгами, оценивать рейтинг записей, подписываться на дневники и многое другое.
А самое главное - это конечно же новый набор супер-смайлов!

это я так, что-бы всем легче было следить за вашим разговором



_________________

фильм состоит из 3 частей:



_________________

Читайте также: