Сообщение на тему насекомые вредители и переносчики возбудителей заболеваний

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Различные насекомые распространяют различные болезни. Москиты являются переносчиками таких инфекций, как малярия, лихорадка денге, и различных типов паразитарных болезней, вызываемых глистами, включая филяриоз и желтую лихорадку. Среди переносчиков болезней есть и другие насекомые.

Лейшманиоз и флеботомная лихорадка распространяются москитами и встречаются в основном на Ближнем Востоке. Переносчиками бубонной чумы в некоторых развивающихся странах до сих пор являются крысиные блохи, трипаносомоза, или сонной болезни, — муха цеце. Вирусные заболевания, например сыпной тиф, могут распространяться различными видами клещей.

Распространение болезней

Тропические болезни распространяются не только насекомыми, но и воздушно-капельным и бытовым путем.

Недостаточное соблюдение правил гигиены и плохая очистка воды способствуют распространению подобных болезней путем заражения пищи или питьевой воды человеческими фекалиями. Перечень заболеваний включает многие виды глистных инвазий, а также брюшной тиф, паратиф, холеру, различные формы пищевого отравления, дизентерию и, возможно, полиомиелит.

Несмотря на успехи современной медицины, многие люди, особенно в развивающихся странах, до сих пор умирают от тропических болезней. Развитие туристической отрасли повысило опасность заражения этой группой заболеваний для жителей развитых стран во время проведения отпуска в Африке и на Ближнем Востоке.

Некоторые болезни свойственны группам людей с устойчивыми расовыми признаками. Причины этих болезней -либо генетические нарушения, передающиеся от поколения к поколению, либо проблемы питания и санитарии, характерные для определенных географических регионов.

Гены — это основные структурные элементы физической наследственности. Они определяют все признаки организма, такие как пол, цвет волос и кожи, телосложение, а также восприимчивость к некоторым болезням.

В каждой клетке организма имеется 23 пары хромосом, в каждую из которых входит полный набор генов. Только женские и мужские половые клетки имеют по 23 хромосомы, образующие пары в момент слияния и передающие таким образом зародышу родительские признаки.

Каждый ген, состоящий из ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), имеет в хромосоме свое место. В случае появления дефектных генов или нарушения последовательности их расположения человеку могут грозить определенное нарушение или заболевание. Питание и уровень гигиены непосредственно влияют на состояние здоровья. Недостаток основных витаминов и минеральных веществ обычно приводит к нарушениям роста и умственного развития. Низкий уровень санитарии может вызвать инфекционные заболевания, к которым особенно восприимчивы люди, страдающие от недостаточности питания и слабости. Проблемы питания и санитарии наиболее характерны для развивающихся стран.

Серповидноклеточная анемия

Эта серьезная болезнь встречается в эндемичных по малярии районах — в Африке, Индии, Западной Азии, Средиземноморье. Кроме того, этой формой анемии болеют выходцы из Африки, проживающие в Вест-Индии, Северной и Южной Америке, а также рассеянные по всему миру иммигранты из Вест-Индии, предки которых являются африканцами.

Серповидноклеточная анемия обусловлена присутствием в эритроцитах дефектных гемоглобинов (гемоглобин — это щжный пигмент: крови, транспортирующий кислород по всему организму; молекула гемоглобина состоит из центральной части — тема — и присоединенных к ней четырех цепей молекул глобина). Нарушение строения гемоглобина генетически передается потомству при зачатии.

Гем — это железистое соединение, контролирующее транспортирование кислорода. При данной структуре глобина вся молекула гемоглобина переносит кислород от легких к тканям. Серповидноклеточная анемия возникает в результате нарушения структуры глобина, то есть когда образуется гемоглобин S, существенно отличающийся от нормального гемоглобина А.

Структуру эритроцитов определяет пара генов — по одному от матери и отца. Если оба унаследованных гена нормальны, состав гемоглобина будет также нормальным. Но если нормальный ген один, то костный мозг, постоянно выполняющий кроветворную функцию, смешает нормальный гемоглобин А с дефектным гемоглобином S. Возникнет серповидноклеточная аномалия эритроцитов. В случае дефектности обоих генов в крови значительно повышается содержание дефектных гемоглобинов.

Существует мнение, что это весьма распространенное нарушение защищает от малярии — болезни, вызываемой крохотным паразитам, переносчиком которого является особый вид комара. На определенной стадии развития паразит внедряется в эритроциты, однако серповидный ген, очевидно, вырабатывает против него иммунитет. Если аномалия эритроцитов не проявляется никакими симптомами, у больного больше шансов выжить благодаря повышенной сопротивляемости малярии.

В Африке лишь 10% страдающих этой болезнью детей достигает зрелого возраста, поскольку их неустойчивые эритроциты разрушаются, вызывая анемию, часто со смертельным исходом.

В случае понижения уровня кислорода в крови возникает опасность иного рода. Молекулы гемоглобина изгибаются, приобретая серповидную форму и придавая такую же форму эритроцитам (т. е. красным кровяным клеткам) — отсюда и происходит название болезни. Деформированные таким образом клетки способны блокировать кровеносные сосуды, нарушая кровообращение. Дефицит кислорода, возникающий на некоторых участках тканей, приводит к их отмиранию. В конечном итоге возможно увеличение и нарушение функции селезенки, которая выводит аномальные клетки из крови. Это повышает восприимчивость больного к пневмонии и другим инфекционным болезням.

При лечении серповидноклеточ- ной анемии применяют кислородную терапию и переливание крови.

Другие генетические заболевания

Талассемия

Талассемия также относится к группе наследственных болезней крови, наиболее распространенных в Средиземноморье. Смертельный исход возможен, но более обычно замедление физического развития ребенка. Существуют два типа этой формы анемии: к первому относится большая талассемия с возможным смертельным исходом, ко второму — малая талассемия, обычно не имеющая серьезного патологического действия.

В нормальной молекуле гемоглоби- на-А четыре цепи глобина состоят из двух альфа-цепей и двух бета-цепей. Талассемия развивается в результате дефекта в одной из цепей, который вызывается аномальным геном или отклонением в процессе образования новых молекул белка под влиянием генетической информации.

Мы рождаемся с двумя генами, контролирующими образование бета- цепей. Один дефектный ген вызывает малую талассемию. При наличии двух дефектных генов развивается большая талассемия, характеризующаяся образованием дефектных ге- моглобинов. Они очень медленно снабжают ткани кислородом, стимулируя усиленную работу костного мозга. В результате он увеличивается в объеме, что может привести к деформированию костей и замедлению роста и развития организма.

Родители передают нам четыре гена, контролирующих продуцирование глобиновых альфа-цепей. Наличие у новорожденного одного или двух дефектных генов приводит к появлению нескольких симптомов. Если дефекты имеются у трех генов, развиваются анемия и желтуха. Болезнь неизлечима; ее течение замедляют переливаниями крови.

Квашиоркор

Причина этой болезни, называемой еще детской пеллагрой, — нарушения питания, обусловленные белковой недостаточностью. Болеют представители любой расы, но чаще всего — дети в развивающихся странах, испытывающих недостаток в мясе, рыбе, яйцах, молоке и других источниках белков. В некоторых регионах от квашиоркора страдает более половины детей до пяти лет; из них для 50% возможен смертельный исход.

С грудным молоком ребенок обычно получает все белки, необходимые для нормального развития и роста. Но только здоровая мать способна дать ребенку достаточно молока. Отнятого от груди ребенка часто кормят крупяными кашами, которые богаты крахмалом, но бедны белками и витаминами. Признаки квашиоркора появляются через 3-6 месяцев после отлучения от груди. Больной ребенок апатичен и равнодушен к окружению и самочувствию. Другие симптомы почти всегда включают хронический понос, слабую форму анемии, задержку роста и вздутый живот. Последнее — признак слабости мышц живота, увеличения и жирового метаморфоза печени, а также избыточного накопления жидкости (т. е. отека), которая задерживается в организме из-за белкового дефицита.

Своевременное лечение часто восстанавливает здоровье ребенка. Обычно оно занимает несколько недель, пока в организме повысится уровень белка. Когда отек исчезает, живот приобретает нормальную форму, пациент становится активным, проявляя интерес к окружению.

Болезнь Тея-Сакса

Липиды — это пищевые жиры. Аномальное накопление липидов, называемое липидозом, относится к группе редких болезней, которые вызываются расстройствами химической переработки липидов, поступивших в организм. Это, в свою очередь, приводит к расстройствам обмена веществ, таким как болезнь Тея-Сакса.

Большинство липидозов являются унаследованными и поэтому проявляются с момента рождения в накоплении липидов в печени и селезенке. Болезнь Тея-Сакса неизлечима. Наиболее она распространена среди ашке- нази — евреев восточноевропейского происхождения. Дети, унаследовавшие эту болезнь, редко живут дольше пяти лет из-за дефицита ферментов, расщепляющих жиры. Избыточные липиды, достигнув мозга, вызывают вырождение его клеток. В итоге развивается тяжелая форма паралича, возникает слепота, в мозге происходят дальнейшие физические изменения, что приводит к смертельному исходу.

Альбинизм

Браки исключительно между членами одной группы людей ведут к родственному скрещиванию. Генетический фонд (т. е. совокупность генов в группе) постепенно уменьшается, увеличивая риск унаследования болезней будущими поколениями.

Жители Аппалачей — гор на востоке США — живут небольшой замкнутой общиной, как и их предки, прибывшие туда из Англии в XVI в. Унаследованный членами общины хромосомный дефект привел к распространению среди них альбинизма — заболевания, вызывающего дефицит пигмента кожи, волос и глаз. Альбиносы часто чрезвычайно чувствительны к свету, поскольку у них отсутствует защитное покрытие сосудистой оболочки глаза.

Гемофилия

Гемофилия — неизлечимая наследственная болезнь, при которой нарушается или замедляется процесс свертывания крови. Здесь, как и при альбинизме, родственное скрещивание увеличивает риск передачи болезни будущим поколениям. Генетический дефект нарушает способность организма вырабатывать белок, необходимый для свертывания крови. Мутантный ген, ответственный за этот признак, сцепленный с полом, находится на X-хромосоме. Болеют главным образом мужчины, а их женское потомство является носителем.

Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Некоторые насекомые (мухи, кома ры и др.) бывают носителями возбуди телей опасных болезней человека и животных.

Комнатные мухи живут недалеко от человека (в домах), на помойках, фермах с домашними животными и переносят яйца аскарид, различных микробов, в том числе возбудителей таких опасных болезней, как дизентерия и брюшной тиф . А африканская муха цеце переносит трипаносому – возбудителя смертельно опасной для человека сонной болезни .

Муха осенняя жигалка может переносить возбудителей такого опасного заболевания, как сибирская язва . Жигалка осенняя появляется в жилых по мещениях в конце лета и знакома мно гим по болезненным укусам. Размноже ние этих мух связано с нечистотами, различными гниющими органически ми остатками: здесь они откладывают яйца, из которых развиваются безногие и безголовые червеобразные личинки. После окончания развития личинки окукливаются в почве, а вскоре из ку колок выходят взрослые насекомые. Мухи посещают как нечистоты, так и доступные им продукты питания чело века. На лапках и теле они переносят возбудителей брюшного тифа, дизенте рии, холеры, яйца глистов.


Комары способны передавать такие опасные заболевания, комариные энцефалиты . Похожий на комара обыкновенного комар малярийный переносит возбудителя малярии.

Не только люди, но и животные страдают от кровососущих насекомых. Сельскохозяйственным животным вредят слепни и оводы . Питающиеся кровью слепни мучают домашний скот своими укусами и вызывают потерю в массе. Там, где много кровососов, удои молока у коров падают на треть. Есть насекомые, откладывающие потомство под кожу млекопитающих. Личинки овода, паразитирующие под кожей скота, вызывают воспаление и делают кожу непригодной к использованию в кожевенной промышленности.


Черные тараканы и прусаки загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания. На лапках и покровах тела т араканы могут переносить различные болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.


К вредным для человека насекомым относятся некоторые представители отряда вшей. Вши – мелкие бескрылые насекомые с уплощенным телом, небольшой головой, короткими усиками . Ноги у вшей вооружены особыми коготками, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти млекопитающих, перьям птиц. Яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. Питаются вши кровью человека. Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифа .

Блохи - это бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Их гладкое тело сплющено с боков . Такая форма тела приспособлена к обитанию в шерсти зверей и в перьях птиц. Голова и грудь у блох маленькие, а брюшко крупное. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Питаются блохи кровью. Они могут передавать человеку таких возбудителей болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф . Блохи развиваются с полным превращением. При этом их червеобразные личинки живут в норах грызунов, во влажной пыли и мусоре человеческого жилья.


Многие насекомые являются вредителями сельскохозяйственных растений и лесных культур. Питаясь различными частями растений, они могут резко снизить ожидаемый урожай и нанести большой вред лесному хозяйству. Некоторые насекомые – возбудители и переносчики болезней человека и животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний учащихся о значении насекомых в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Развивающие: развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; воспитывать экологическую культуру.

Методы: словесные-диалог,частично поисковый.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: технология критического мышления с элементами проблемного обучения,игровой технологии, здоровьесберегающей технологии,ИКТ

Межпредметная связь: литература, математика.

I. Организационный момент.Стадия вызова

Добрый день, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня на уроке мы с вами попробуем окунуться в мир фауны.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса-бога смеха! Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу

Пчела - древний символ человечества. В Египте пчела символ рождения, смерти и воскрешения, трудолюбия. На Руси пчела была и образом царской мощи и мудрости.В христианстве пчела стала символом трудолюбия.

II. Проверка дз (индивидуальное задание)ПРОВЕРИМ ДЗ

Обменяйтесь с соседом по парте. Взаимопроверка. ОЦЕНКА 1

1.К общественным насекомым относят пчел, муравьев,термиты,осы,шмели. да

2.В пчелиной семье главная пчела матка.Живет она около 5 лет да

3.Совокупность врожденных форм поведения,закрепленных за определенным видом животных- это рефлекс (инстинкт) нет

4.Разводить шелкопряда стали в Японии около 3000 лет назад. (Китай) нет

5.Апполон занесен в Красную книгу. Да

6.Трутни пр инимают участие в сборе нектара Нет

7.Перга — это пропитанная медом пыльца. Да

8.Самки тутового шелкопряда откладывают яйца,которые называются греной. Да

Запишем в дневники ДЗ П.___,творческое задание на выбор: подготовить небольшое стихотворение о насекомых-вредителях; или составить синквейн.

ВОСПИТ.МОМЕНТЗдоровьесберегающие технологии

Проверим как вы сидите за партой. Руки? – НА МЕСТЕ!Ноги? – НА МЕСТЕ!Локти? – У КРАЯ! Спина? – ПРЯМАЯ!

Актуализация знаний.Отгадаем загадки

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

Позн.задача:Может ли муравей гидрометеослужбу посрамить

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

В уголке сплёл гамачок.

Не солнце, не огонь,

Самого не видно,А песню слышно.(Комар)

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт.

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет.

С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это — (БОЖЬЯ КОРОВКА)

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая. (ПЧЕЛА)

Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза)

Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (таракан)

Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (сверчок)

У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть. (блоха

Тип Членистоногие.О каких классах данного типа шла речь в загадках?(насекомые,пауки)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Какие задачи мы должны поставить на уроке? Что мы должны изучить?ТЕМА УРОКА.

Проблемный вопрос. Могут ли насекомые- вредители быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Мотивация учащихся: рассказ-загадка

Изучение нового материала

А теперь используя текст, по которому вы сейчас работали,составьте кластер

2к-переносчики заболеваний ОЦЕНКА 3

1) Наука о насекомых? (энтомология)


2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха цеце).


3) Этих личинок комаров очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль)

4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол)

6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог)

7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка)

8) Как называется личинка бабочки? (гусеница)

9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей)

10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон) ОЦЕНКА 4

Отдых наш – физкультминутка,занимай свои места!(Мадагаскар )

Божья коровка Саранча ОЦЕНКА 5

Задание № .Познавательная задача

Каждая гусеница плодожорки портит 2 яблока.Средний урожай яблони 600 яблок.Сколько бабочек должны отложить яйца,чтобы уничтожить урожай 1 яблони, если одна бабочка откладывает 100 яиц? ОЦЕНКА 6

Вид-Пчела медоносная ОЦЕНКА 7

Задание №. Капитаны команд должны будут от имени насекомого рассказать о повреждении культурных растений или о заболеваниях

Муха колорадский жук ОЦЕНКА 8

Насекомых-вредителей и насекомых-переносчиков заболеваний так много. Как сними бороться?А как вы сними боретесь?

1)физические (сбор)

2)химические (пестициды)Применяют этот вид методов осторожно. Почему? (поскольку вместе с вредителями могут погибнуть и полезные животные).
3)агротехнические (посев и посадку растений проводят с расчетом чтобы растения успели окрепнуть до появления насекомых)

4)биологический (охране и привлечению насекомоядных птиц и летучих мышей;развитию насекомых — естественных врагов насекомых-вредителей;

Можем ли мы теперь ответить нв наш проблемный вопрос,который прозвучал в начале урока?Могут ли вредители насекомые быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

-Русские ученые внесли немалый вклад в развитие науки о насекомых-энтомологии.Восп.момент

Русский ученый Тихомиров получил искусственный партеногенез у шелкопрядов; М. С. Ганин описал новый тип развития перепончатокрылых, Н. В. Бобрецкий установил особенности развития двукрылых, а Н. А. Холодковский — прямокрылых. П. И. Бахметьев начал изучать анабиоз, А. О. Ковалевский открыл у насекомых зародышевые листки. На протяжении 19 в. крупными научными экспедициями и отдельными учеными (в России Семеновым-Тян-Шанским, Пржевальским, Роборовским и др.) были собраны обширнейшие материалы по энтомологии.

Вредители-насекомые Переносчики заболеваний

На лепестках нашей ромашки мы видим названия насекомых вредителей и переносчиков заболеваний,которых мы должны изучить.Испольуя знания,которые у вас уже имеются и учебник на с.

назовите отряд,к которому относится насекомое и вред,который оно наносит человеку,животным,природе.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”

Заключение. Вывод.
Вы обдумайте мой рассказ,не заучивая фраз.И задумайтесь о том:Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?И к чему все привело?Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

ОЦЕНИВАНИЕ ПО ЛИСТАМ. Выставление оценок. Самооценка.

Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.
Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. То что человек любит и чем дорожит.

Сегодняшний урок закончим "Эстафетой доброты”. Необходимо передавать рукопожатие. Я начинаю"Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова должна вернуться ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей . Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.

Читайте также: