Соломенные фигуры на тему урожая беларусь

Обновлено: 04.07.2024

Изделия на любой вкус

Изделия на любой вкус

Из истории

В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в их божественную силу, поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.


Фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему другом, советчиком, защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.


Расцвет ремесла соломоплетения в Беларуси пришелся на XVIII–XIX века. Именно в то время создавались такие шедевры, как соломенные Царские Врата, присущие только белорусской культуре. Традиционно Врата украшали позолотой и драгоценными камнями, но в Беларуси крестьяне использовали вместо золота ажурное плетение из соломы и лоскутки разноцветной ткани вместо камней. Одни из таких Царских Врат сегодня находятся в Национальном художественном музее. Они являются точной копией Врат, найденных в Полесье после войны. Отреставрированный оригинал вместе с аналогичными Вратами из соломки сейчас находятся в Раубичах в Музее белорусского народного искусства, ещё одни – в Гродненском историко-археологическом музее.


Техника

Для плетения мастера используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи наиболее длинный и прочный. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для изготовления небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную соломку, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры для придания коричневого оттенка.

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель.

Одуванчики из соломки

Одуванчики из соломки

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, корзинок, кошей, шкатулок.

Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров.

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.


Пауки

Самыми загадочными белорусскими изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – пауки, которые изготавливались в основном ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и Его творение – Вселенную. В начале работы перед мастером – полный хаос соломенных трубочек. Затем они нарезаются, на длинную нитку собирается 12 трубочек и из них создаётся ровная геометрическая форма – тетраэдр. Потом эти отдельные модули собираются в большой. И вот он, идеальный космос, из полного хаоса мастер собирает строго выверенную геометрическую форму. Есть три вида традиционных пауков: ромбовидный, пирамидальный, шарообразный. Пауки в форме шара символизировали солнце. Все они декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев.

Конструкцию вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу над столом. А ещё их помещали в самых уязвимых местах: над детской колыбелью, над порогом или на кухне. Считалось, что в доме, где есть такой оберег, изготовленный хозяйкой, будут царить мир, благополучие и счастье. Наши предки считали: когда этот паук висел в центре хаты, можно было проследить, какие помыслы несёт в себе новый человек, приходящий в дом. Порывом ветра от открытой двери паука начинало раскручивать. Тут хозяйка примечала, в какую сторону: если в правую, то человек добрый и хороший, с добрыми намерениями, в левую – недоброжелатель. В день весеннего равноденствия паука, прослужившего всю зиму, сжигали.

В Речицком районе целый ряд мастеров занимается соломоплетением, это и Тамара Акимкина, и директор Речицкого центра ремёсел Юлия Крагель, и многие другие.

Белорусский оберег – паук

Белорусский оберег – паук

Каждое изделие из соломки – настоящее произведение искусства. Соломенные обереги и куклы превратились в сувениры и идеальные подарки на все случаи жизни.

Художественная соломка Белоруссии

Более чем за полувековой период Советской Белоруссии одни виды народного искусства, такие, как праздничная домотканая одежда и узорная набойка по холсту, почти исчезли, другие — вышивка и керамика — продолжают жить, ограничивая сферу своего бытования, третьи — узорное ткачество, резьба, роспись по дереву и полотну, художественная соломка — постоянно обновляются и получают новое рождение.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церквушки даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце-золото снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга — своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по-особому выплетенных круглых жгутов и плоско-сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско выплетенный ромб, обведенный жгутом круглой плетенки. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины — основной орнаментальный мотив врат. Они везде. Как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты круглой соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат.

Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь никакими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломинок создавали необычайно ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красного полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.

Чтобы обычная соломка заговорила языком пластических форм, заиграла всеми переливами золотистого цвета, необходим длительный процесс ее заготовки и обработки.

Вначале осторожно жнут серпом, чтобы не поломать, затем режут от коленца до коленца, одновременно сортируя по толщине, связывают в небольшие пучки. Затем соломка запаривается кипятком или горячей водой, после чего она становится мягкой, эластичной и пригодной для плетения. Плетение производят по-разному. Например, жгуты круглой соломки, часто используемые для шкатулок, плетут по проволочному каркасу, а пучки прямой соломки просто перевязывают через определенные интервалы ниткой под цвет соломы. После высыхания по мере надобности дополнительно украшают изделие.

Фантазия мастера неисчерпаема. Казалось бы, при заметном однообразии изделий — фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята — Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно-фантастические птицы то игриво поблескивают круглой плетенкой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненого кристалла косыми срезами упругой соломки. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотистым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус, виртуозная техника. Мастерица никогда не вводит в свои композиции, как это часто делает Гаврилюк, другие материалы. Компонуя плетеную, крученую, дробленую соломку с прямой соломкой, колосьями или коленцами, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи.


Головацкая в основном выполняет две группы соломенных скульптурок. Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой, фигурки-игрушки и крупные, около 30—90 сантиметров, декоративные скульптуры. Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта. Природные качества материала здесь выступают открыто и натурально. Обычный пучок соломы, перевязанный в нескольких местах и согнутый по концам, превращается в лошадку, козленка, аиста и так далее.

Фактически здесь сам материал диктует форму и требует от мастера исключительной творческой интуиции. Непосредственность исполнения придает этому ряду фигурок выразительность, может быть, большую, чем тем торжественным и нарядным, которые обычно изготовляет мастерица для музеев и выставок. Как настоящая народная игрушка, образцы мелкой пластики согреты юмором, полны простосердечия и наивности.


Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры материала. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки, ее структуры, мастерица создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно-пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резчика или гончара, касаясь ствола дерева или теста глины, нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, так и пальцы Головацкой находят в соломке ее богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов традиционной национальной одежды, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения, которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.

Искусство белорусской соломки находится сейчас на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами, прошедшими школу традиционного соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.

Художественная соломка Белоруссии

Более чем за полувековой период Советской Белоруссии одни виды народного искусства, такие, как праздничная домотканая одежда и узорная набойка по холсту, почти исчезли, другие — вышивка и керамика — продолжают жить, ограничивая сферу своего бытования, третьи — узорное ткачество, резьба, роспись по дереву и полотну, художественная соломка — постоянно обновляются и получают новое рождение.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церквушки даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце-золото снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга — своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по-особому выплетенных круглых жгутов и плоско-сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско выплетенный ромб, обведенный жгутом круглой плетенки. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины — основной орнаментальный мотив врат. Они везде. Как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты круглой соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат.

Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь никакими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломинок создавали необычайно ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красного полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.

Чтобы обычная соломка заговорила языком пластических форм, заиграла всеми переливами золотистого цвета, необходим длительный процесс ее заготовки и обработки.

Вначале осторожно жнут серпом, чтобы не поломать, затем режут от коленца до коленца, одновременно сортируя по толщине, связывают в небольшие пучки. Затем соломка запаривается кипятком или горячей водой, после чего она становится мягкой, эластичной и пригодной для плетения. Плетение производят по-разному. Например, жгуты круглой соломки, часто используемые для шкатулок, плетут по проволочному каркасу, а пучки прямой соломки просто перевязывают через определенные интервалы ниткой под цвет соломы. После высыхания по мере надобности дополнительно украшают изделие.

Фантазия мастера неисчерпаема. Казалось бы, при заметном однообразии изделий — фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята — Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно-фантастические птицы то игриво поблескивают круглой плетенкой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненого кристалла косыми срезами упругой соломки. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотистым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус, виртуозная техника. Мастерица никогда не вводит в свои композиции, как это часто делает Гаврилюк, другие материалы. Компонуя плетеную, крученую, дробленую соломку с прямой соломкой, колосьями или коленцами, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи.


Головацкая в основном выполняет две группы соломенных скульптурок. Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой, фигурки-игрушки и крупные, около 30—90 сантиметров, декоративные скульптуры. Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта. Природные качества материала здесь выступают открыто и натурально. Обычный пучок соломы, перевязанный в нескольких местах и согнутый по концам, превращается в лошадку, козленка, аиста и так далее.

Фактически здесь сам материал диктует форму и требует от мастера исключительной творческой интуиции. Непосредственность исполнения придает этому ряду фигурок выразительность, может быть, большую, чем тем торжественным и нарядным, которые обычно изготовляет мастерица для музеев и выставок. Как настоящая народная игрушка, образцы мелкой пластики согреты юмором, полны простосердечия и наивности.


Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры материала. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки, ее структуры, мастерица создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно-пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резчика или гончара, касаясь ствола дерева или теста глины, нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, так и пальцы Головацкой находят в соломке ее богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов традиционной национальной одежды, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения, которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.

Искусство белорусской соломки находится сейчас на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами, прошедшими школу традиционного соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.

Каждый год участники стараются удивить членов жюри и порадовать солигорчан и гостей нашего района, которые встречают эти фигуры вдоль дорог, когда проезжают мимо. То, что такие временные артобъекты вызывают живой интерес, подтверждают и многочисленные посты и фото в социальных сетях солигорчан. А потому конкурсу быть и жить!

В этом году конкурс Соломенных фигур был посвящен 95-летию Солигорского района, которое, к слову, мы отпразднуем 28 сентября.

Победителй компетентное жюри определяло по 3-м номинациям: лучшая композиция, оригинальность идеи и ее творческое воплощение, целостность композиции и оформительское мастерство.

Итоги подведены, победители определились:

А мы предлагаем вам посмотреть на соломенные фигуры, созданные солигорскими сельхозорганизациями в этом году. Кстати, разместили мы их, согласно месту, занятому в конкурсе Соломенных фигур-2019.

















Приоритетные направления деятельности по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся, мирная и спокойная жизнь на белорусской земле.


В понедельник, 7 февраля, в народном Музее матери Центра творчества детей и молодежи Солигорского района состоялась диалоговая площадка Солигорской.

Читайте также: