Солнце взошло роса высохла на траве на большой лужайке перед прудом расположились группы отдыхающих
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 19.09.2024
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.
3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая, но достаточно глубокая.
10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки. 13.В прибрежных кустах проснулись утки.
14.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.
17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.
Грамматическое задание
2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.
4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.
6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.
7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.
8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.
2. Из предложений 7-10 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
3. Из предложений 12-13 выпишите слово, правописание приставки в котором обозначает близость к чему-либо.
4. Из предложений 10-11 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
5. Из предложений 6-8 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.
6. Из предложения 6 выпишите глагольное словосочетание.
7. Среди предложений 15-17 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.
Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
СПП нерасчлененной структуры – придаточная часть поясняет одно слово в главной:
1) присубстантивно-атрибутивные – придаточная часть рапр-т сущ. (с указат-м местоим. или без него) присоед-ся относит-ми местоим-ми:
- атрибутивно-выделительные предл-я – в главной части сочетание указат. местоим. тот, та, то, те с сущ., придаточная присоед-ся союзными словами – который, какой, чей, что, где, куда, откуда: Расскажи мне ту сказку, которую любила мама.
или в 1 части указат. местоим. такой и сущ., придат-я присоед-ся соотносительными местоимениями и наречиями – какой, который, где, куда, откуда, когда: Мы забрались в такие заросли, где только волки водятся
- атрибутивно-распр. отношения: Я добрался на автобусе до Бреста, где меня уже поджидал брат
2) изъяснительно-объектные – придаточная распр-т одно из слов в главной и присоед-ся изъяснит-ми союзами что, чтобы, как, как бы, будто, как будто: Он сказал, что приедет вечером
3) сравнительно-объектные – распространяют форму ср. степени наречия, прилаг-го или категории состояния: Я получил более, нежели ожидал
4) местоименно-соотносительные – связь осущ-ся при помощи соотн-я близких по своему знач-ю местоимений: тот-кто, то-что, такой-какой, так-как, столько-сколько, настолько-насколько: Тишина такая, какая бывает только перед рассветом.
5) местоименно-союзные – связь осущ-ся соотношением указ. слова (так, такой, до того, столько) и союза (что, чтобы, словно, точно): Она с тех пор все старалась делать так, чтобы ее хвалили.
СПП расчлененной структуры – придаточная поясняет всю главную
1) придаточная места: присоед-ся указат-ми словами там, туда, оттуда, везде, нигде: Через 5 минут фигура уже заснула, где сидела.
2) времени: союзы: когда, пока, после того как, как только: Когда она играла на рояле, я вставал и слушал
3) условия – союзы: если, ежели, коли, кабы, раз: Я бы пошел, кабы позвали
4) цели – союзы – чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы: Для того, чтобы быть счастливым, нужно не т олько любить, но и быть любимым.
5) сравнительные – союзы – как, будто, как будто, словно, точно: Вошла она, как в молодости входила в этот дом, безотчетно волнуясь.
6) придаточная причины – союзы: потому что, от того что, из-за того что, в связи с тем что: Отказаться от встречи она не могла, потому что очень любила его.
7) следствия – союз так что: С ним все стало милее и ярче, так что ломило глаза
8) уступки – союзы хотя, хоть, несмотря на то что, даром что: Хотя еще было очень рано, но ворота были заперты.
8) подчинительно-присоединительные – присоед-ся при пом. относительных местоимений что, отчего, почему, зачем: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.
9) сопоставительно-подчинительные – союз: по мере того как, в то время как, между тем как: Она умеет читать и писать, тогда как ее сестра совершенно безграмотна
27. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи предикативных частей в БСП. БСП неоднородного и однородного состава, их разновидности. Пунктуация в БСП
БСП – сложное предложение, части кот-го связаны в единое смысловое и структурное целое с пом-ю интонации, без союзов и союз-х слов.
Средства связи предикативных частей в БСП: 1) интонация перечисления, предупреждения, следствия 2) опорные слова в 1 части – хар-но для БСП с изъяснительно-объектными отн-ми. Опорные слова: глаголы речи, мысли, чувства, восприятия и соотн-е с ними по знач-ю сущ-е, фразеолог-е обороты, реже прил. и кат. состояния: Я знаю – жизнь моя измениться. 3) Катафорические местоимения в 1 ч, которые вмещают в себя сод-е 2ч.: так, такой, таков, все, ничто, это, оно: Как все московские наш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами. 4) Анафорические местоимения: Сердце уже не стучало – оно тоже притаилось. 5) Лексические средства связи: тематические группы слов, синонимы и антонимы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар: одни в укор мне ставят холод, другие – неуемный жар. 6) Соотношение видовременных форм сказуемого и модальных планов предикативных частей.
Признаки БСП однородного состава: 1) открытость структуры; 2) смысловое и грамматич-е равноправие частей; 3) семантическая соотнесенность лексич-х единиц в частях БСП; 4) одинаковая граммати-я оформленность частей (время, вид); 5) перечислит-я интонация
Дополнительные признаки однородности:
- наличие или возможность общего второстеп-го члена или общей предик-й части: На кургане этом слышался голос штабных, виднелась седая голова Кутузова.
- Наличие общего для обеих предик-х частей предл-я в предшеств-м или послед-м контексте: Она и собой хороша. Бледное свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, взгляд чистый.
- Наличие общей оценки, опр-ей темат-е сходство частей или их ассоц-е сближение
Разновидности предл-й однородного состава: 1) БСП со знач-м перечисления: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. и 2) БСП со знач-м сопоставления: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Признаки БСП неоднор-го состава: 1) закрытость структуры 2) разнот-ть частей в семантическом плане 3) возможность разл-го грам-го оформления частей 4) исп-е разл-х типов интонац-го оформления конструкции
Дополнительные признаки: 1) невозможность общего втор-го члена или общей придат-й части 2) возм-ть синонимии с некот-ми типами СПП 3) исп-е катаф-х или анафорич-х мест-й
Разновидности БСП неоднор-го состава: 1) изъяснительно-объектные: Андрей оглянулся – за спиной его сидела молодая девушка 2) пояснительные – Я редко слыхивал подобный голос: в нем была и страсть, и молодость, и сила 3) присоединит-е (вторая часть углубляет сод-е 1): При розыгрыше подарков Кате достался пылесос, это было как раз кстати 4) сравнительные 5) условно-следственные: Совесть потеряешь – другой не купишь 6) уступительно-противительные: Едешь на день – хлеба бери на неделю 7) причинно-следственные: Вдруг мужики с топорами явились – лес загудел, зашумел, затрещал.
Пунктуация в БСП:
Запятая при перечислении событий, выражении их последовательности.
Точка с запятой: части БСП распространены или внутри уже есть запятые: Солнце взошло, роса высохла; на траве, на лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.
Двоеточие 1) пояснение: Весна пришла: на реке тронулся лёд. 2) причина: Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.
Тире 1) сопоставление/противопост-е: Маша уснула – Ольга помогала взрослым. 2) 2 часть - результат, следствие 1: Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице. 3) время /условие Папа вернётся с работы – он вам почитает. 4) сравнение: Посмотрит – рублём подарит 5) вторая часть начинается словами: это, так, такой, только: Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
28. Сложные формы организации связной речи. Слож-е синт-е целое (ССЦ), ср-ва и виды связи предл-й в ССЦ. Текст как ед-ца синтаксиса, его признаки. Диалогическое единство.
Речь может выступать в 2 осн-х формах – монологической (форма общения, когда автором высказ-я является одно лицо, говорящий или пишущий) и диалогическая (форма общения, при кот. автором высказываний выступают попеременно то одно лицо, то др. (3,4,5)).
Одна из форм организации монологич-й речи – ССЦ (сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли).
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид
Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
- |
О инструменте
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.
Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
СПП нерасчлененной структуры – придаточная часть поясняет одно слово в главной:
1) присубстантивно-атрибутивные – придаточная часть рапр-т сущ. (с указат-м местоим. или без него) присоед-ся относит-ми местоим-ми:
- атрибутивно-выделительные предл-я – в главной части сочетание указат. местоим. тот, та, то, те с сущ., придаточная присоед-ся союзными словами – который, какой, чей, что, где, куда, откуда: Расскажи мне ту сказку, которую любила мама.
или в 1 части указат. местоим. такой и сущ., придат-я присоед-ся соотносительными местоимениями и наречиями – какой, который, где, куда, откуда, когда: Мы забрались в такие заросли, где только волки водятся
- атрибутивно-распр. отношения: Я добрался на автобусе до Бреста, где меня уже поджидал брат
2) изъяснительно-объектные – придаточная распр-т одно из слов в главной и присоед-ся изъяснит-ми союзами что, чтобы, как, как бы, будто, как будто: Он сказал, что приедет вечером
3) сравнительно-объектные – распространяют форму ср. степени наречия, прилаг-го или категории состояния: Я получил более, нежели ожидал
4) местоименно-соотносительные – связь осущ-ся при помощи соотн-я близких по своему знач-ю местоимений: тот-кто, то-что, такой-какой, так-как, столько-сколько, настолько-насколько: Тишина такая, какая бывает только перед рассветом.
5) местоименно-союзные – связь осущ-ся соотношением указ. слова (так, такой, до того, столько) и союза (что, чтобы, словно, точно): Она с тех пор все старалась делать так, чтобы ее хвалили.
СПП расчлененной структуры – придаточная поясняет всю главную
1) придаточная места: присоед-ся указат-ми словами там, туда, оттуда, везде, нигде: Через 5 минут фигура уже заснула, где сидела.
2) времени: союзы: когда, пока, после того как, как только: Когда она играла на рояле, я вставал и слушал
3) условия – союзы: если, ежели, коли, кабы, раз: Я бы пошел, кабы позвали
4) цели – союзы – чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы: Для того, чтобы быть счастливым, нужно не т олько любить, но и быть любимым.
5) сравнительные – союзы – как, будто, как будто, словно, точно: Вошла она, как в молодости входила в этот дом, безотчетно волнуясь.
6) придаточная причины – союзы: потому что, от того что, из-за того что, в связи с тем что: Отказаться от встречи она не могла, потому что очень любила его.
7) следствия – союз так что: С ним все стало милее и ярче, так что ломило глаза
8) уступки – союзы хотя, хоть, несмотря на то что, даром что: Хотя еще было очень рано, но ворота были заперты.
8) подчинительно-присоединительные – присоед-ся при пом. относительных местоимений что, отчего, почему, зачем: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.
9) сопоставительно-подчинительные – союз: по мере того как, в то время как, между тем как: Она умеет читать и писать, тогда как ее сестра совершенно безграмотна
27. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи предикативных частей в БСП. БСП неоднородного и однородного состава, их разновидности. Пунктуация в БСП
БСП – сложное предложение, части кот-го связаны в единое смысловое и структурное целое с пом-ю интонации, без союзов и союз-х слов.
Средства связи предикативных частей в БСП: 1) интонация перечисления, предупреждения, следствия 2) опорные слова в 1 части – хар-но для БСП с изъяснительно-объектными отн-ми. Опорные слова: глаголы речи, мысли, чувства, восприятия и соотн-е с ними по знач-ю сущ-е, фразеолог-е обороты, реже прил. и кат. состояния: Я знаю – жизнь моя измениться. 3) Катафорические местоимения в 1 ч, которые вмещают в себя сод-е 2ч.: так, такой, таков, все, ничто, это, оно: Как все московские наш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами. 4) Анафорические местоимения: Сердце уже не стучало – оно тоже притаилось. 5) Лексические средства связи: тематические группы слов, синонимы и антонимы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар: одни в укор мне ставят холод, другие – неуемный жар. 6) Соотношение видовременных форм сказуемого и модальных планов предикативных частей.
Признаки БСП однородного состава: 1) открытость структуры; 2) смысловое и грамматич-е равноправие частей; 3) семантическая соотнесенность лексич-х единиц в частях БСП; 4) одинаковая граммати-я оформленность частей (время, вид); 5) перечислит-я интонация
Дополнительные признаки однородности:
- наличие или возможность общего второстеп-го члена или общей предик-й части: На кургане этом слышался голос штабных, виднелась седая голова Кутузова.
- Наличие общего для обеих предик-х частей предл-я в предшеств-м или послед-м контексте: Она и собой хороша. Бледное свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, взгляд чистый.
- Наличие общей оценки, опр-ей темат-е сходство частей или их ассоц-е сближение
Разновидности предл-й однородного состава: 1) БСП со знач-м перечисления: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. и 2) БСП со знач-м сопоставления: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Признаки БСП неоднор-го состава: 1) закрытость структуры 2) разнот-ть частей в семантическом плане 3) возможность разл-го грам-го оформления частей 4) исп-е разл-х типов интонац-го оформления конструкции
Дополнительные признаки: 1) невозможность общего втор-го члена или общей придат-й части 2) возм-ть синонимии с некот-ми типами СПП 3) исп-е катаф-х или анафорич-х мест-й
Разновидности БСП неоднор-го состава: 1) изъяснительно-объектные: Андрей оглянулся – за спиной его сидела молодая девушка 2) пояснительные – Я редко слыхивал подобный голос: в нем была и страсть, и молодость, и сила 3) присоединит-е (вторая часть углубляет сод-е 1): При розыгрыше подарков Кате достался пылесос, это было как раз кстати 4) сравнительные 5) условно-следственные: Совесть потеряешь – другой не купишь 6) уступительно-противительные: Едешь на день – хлеба бери на неделю 7) причинно-следственные: Вдруг мужики с топорами явились – лес загудел, зашумел, затрещал.
Пунктуация в БСП:
Запятая при перечислении событий, выражении их последовательности.
Точка с запятой: части БСП распространены или внутри уже есть запятые: Солнце взошло, роса высохла; на траве, на лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.
Двоеточие 1) пояснение: Весна пришла: на реке тронулся лёд. 2) причина: Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.
Тире 1) сопоставление/противопост-е: Маша уснула – Ольга помогала взрослым. 2) 2 часть - результат, следствие 1: Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице. 3) время /условие Папа вернётся с работы – он вам почитает. 4) сравнение: Посмотрит – рублём подарит 5) вторая часть начинается словами: это, так, такой, только: Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
28. Сложные формы организации связной речи. Слож-е синт-е целое (ССЦ), ср-ва и виды связи предл-й в ССЦ. Текст как ед-ца синтаксиса, его признаки. Диалогическое единство.
Речь может выступать в 2 осн-х формах – монологической (форма общения, когда автором высказ-я является одно лицо, говорящий или пишущий) и диалогическая (форма общения, при кот. автором высказываний выступают попеременно то одно лицо, то др. (3,4,5)).
Одна из форм организации монологич-й речи – ССЦ (сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли).
Читайте также: