Солнце взошло роса высохла на траве на большой лужайке перед прудом расположились группы отдыхающих

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.

3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая, но достаточно глубокая.

10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки. 13.В прибрежных кустах проснулись утки.

14.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Грамматическое задание

2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.

7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.

2. Из предложений 7-10 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

3. Из предложений 12-13 выпишите слово, правописание приставки в котором обозначает близость к чему-либо.

4. Из предложений 10-11 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 6-8 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 6 выпишите глагольное словосочетание.

7. Среди предложений 15-17 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.

Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

СПП нерасчлененной структуры – придаточная часть поясняет одно слово в главной:

1) присубстантивно-атрибутивные – придаточная часть рапр-т сущ. (с указат-м местоим. или без него) присоед-ся относит-ми местоим-ми:

- атрибутивно-выделительные предл-я – в главной части сочетание указат. местоим. тот, та, то, те с сущ., придаточная присоед-ся союзными словами – который, какой, чей, что, где, куда, откуда: Расскажи мне ту сказку, которую любила мама.

или в 1 части указат. местоим. такой и сущ., придат-я присоед-ся соотносительными местоимениями и наречиями – какой, который, где, куда, откуда, когда: Мы забрались в такие заросли, где только волки водятся

- атрибутивно-распр. отношения: Я добрался на автобусе до Бреста, где меня уже поджидал брат

2) изъяснительно-объектные – придаточная распр-т одно из слов в главной и присоед-ся изъяснит-ми союзами что, чтобы, как, как бы, будто, как будто: Он сказал, что приедет вечером

3) сравнительно-объектные – распространяют форму ср. степени наречия, прилаг-го или категории состояния: Я получил более, нежели ожидал

4) местоименно-соотносительные – связь осущ-ся при помощи соотн-я близких по своему знач-ю местоимений: тот-кто, то-что, такой-какой, так-как, столько-сколько, настолько-насколько: Тишина такая, какая бывает только перед рассветом.

5) местоименно-союзные – связь осущ-ся соотношением указ. слова (так, такой, до того, столько) и союза (что, чтобы, словно, точно): Она с тех пор все старалась делать так, чтобы ее хвалили.

СПП расчлененной структуры – придаточная поясняет всю главную

1) придаточная места: присоед-ся указат-ми словами там, туда, оттуда, везде, нигде: Через 5 минут фигура уже заснула, где сидела.

2) времени: союзы: когда, пока, после того как, как только: Когда она играла на рояле, я вставал и слушал

3) условия – союзы: если, ежели, коли, кабы, раз: Я бы пошел, кабы позвали

4) цели – союзы – чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы: Для того, чтобы быть счастливым, нужно не т олько любить, но и быть любимым.

5) сравнительные – союзы – как, будто, как будто, словно, точно: Вошла она, как в молодости входила в этот дом, безотчетно волнуясь.

6) придаточная причины – союзы: потому что, от того что, из-за того что, в связи с тем что: Отказаться от встречи она не могла, потому что очень любила его.

7) следствия – союз так что: С ним все стало милее и ярче, так что ломило глаза

8) уступки – союзы хотя, хоть, несмотря на то что, даром что: Хотя еще было очень рано, но ворота были заперты.

8) подчинительно-присоединительные – присоед-ся при пом. относительных местоимений что, отчего, почему, зачем: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.

9) сопоставительно-подчинительные – союз: по мере того как, в то время как, между тем как: Она умеет читать и писать, тогда как ее сестра совершенно безграмотна

27. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи предикативных частей в БСП. БСП неоднородного и однородного состава, их разновидности. Пунктуация в БСП

БСП – сложное предложение, части кот-го связаны в единое смысловое и структурное целое с пом-ю интонации, без союзов и союз-х слов.

Средства связи предикативных частей в БСП: 1) интонация перечисления, предупреждения, следствия 2) опорные слова в 1 части – хар-но для БСП с изъяснительно-объектными отн-ми. Опорные слова: глаголы речи, мысли, чувства, восприятия и соотн-е с ними по знач-ю сущ-е, фразеолог-е обороты, реже прил. и кат. состояния: Я знаю – жизнь моя измениться. 3) Катафорические местоимения в 1 ч, которые вмещают в себя сод-е 2ч.: так, такой, таков, все, ничто, это, оно: Как все московские наш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами. 4) Анафорические местоимения: Сердце уже не стучало – оно тоже притаилось. 5) Лексические средства связи: тематические группы слов, синонимы и антонимы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар: одни в укор мне ставят холод, другие – неуемный жар. 6) Соотношение видовременных форм сказуемого и модальных планов предикативных частей.

Признаки БСП однородного состава: 1) открытость структуры; 2) смысловое и грамматич-е равноправие частей; 3) семантическая соотнесенность лексич-х единиц в частях БСП; 4) одинаковая граммати-я оформленность частей (время, вид); 5) перечислит-я интонация

Дополнительные признаки однородности:

- наличие или возможность общего второстеп-го члена или общей предик-й части: На кургане этом слышался голос штабных, виднелась седая голова Кутузова.

- Наличие общего для обеих предик-х частей предл-я в предшеств-м или послед-м контексте: Она и собой хороша. Бледное свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, взгляд чистый.

- Наличие общей оценки, опр-ей темат-е сходство частей или их ассоц-е сближение

Разновидности предл-й однородного состава: 1) БСП со знач-м перечисления: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. и 2) БСП со знач-м сопоставления: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Признаки БСП неоднор-го состава: 1) закрытость структуры 2) разнот-ть частей в семантическом плане 3) возможность разл-го грам-го оформления частей 4) исп-е разл-х типов интонац-го оформления конструкции

Дополнительные признаки: 1) невозможность общего втор-го члена или общей придат-й части 2) возм-ть синонимии с некот-ми типами СПП 3) исп-е катаф-х или анафорич-х мест-й

Разновидности БСП неоднор-го состава: 1) изъяснительно-объектные: Андрей оглянулся – за спиной его сидела молодая девушка 2) пояснительные – Я редко слыхивал подобный голос: в нем была и страсть, и молодость, и сила 3) присоединит-е (вторая часть углубляет сод-е 1): При розыгрыше подарков Кате достался пылесос, это было как раз кстати 4) сравнительные 5) условно-следственные: Совесть потеряешь – другой не купишь 6) уступительно-противительные: Едешь на день – хлеба бери на неделю 7) причинно-следственные: Вдруг мужики с топорами явились – лес загудел, зашумел, затрещал.

Пунктуация в БСП:

Запятая при перечислении событий, выражении их последовательности.

Точка с запятой: части БСП распространены или внутри уже есть запятые: Солнце взошло, роса высохла; на траве, на лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.

Двоеточие 1) пояснение: Весна пришла: на реке тронулся лёд. 2) причина: Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.

Тире 1) сопоставление/противопост-е: Маша уснула – Ольга помогала взрослым. 2) 2 часть - результат, следствие 1: Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице. 3) время /условие Папа вернётся с работы – он вам почитает. 4) сравнение: Посмотрит – рублём подарит 5) вторая часть начинается словами: это, так, такой, только: Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

28. Сложные формы организации связной речи. Слож-е синт-е целое (ССЦ), ср-ва и виды связи предл-й в ССЦ. Текст как ед-ца синтаксиса, его признаки. Диалогическое единство.

Речь может выступать в 2 осн-х формах – монологической (форма общения, когда автором высказ-я является одно лицо, говорящий или пишущий) и диалогическая (форма общения, при кот. автором высказываний выступают попеременно то одно лицо, то др. (3,4,5)).

Одна из форм организации монологич-й речи – ССЦ (сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли).

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.

Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

СПП нерасчлененной структуры – придаточная часть поясняет одно слово в главной:

1) присубстантивно-атрибутивные – придаточная часть рапр-т сущ. (с указат-м местоим. или без него) присоед-ся относит-ми местоим-ми:

- атрибутивно-выделительные предл-я – в главной части сочетание указат. местоим. тот, та, то, те с сущ., придаточная присоед-ся союзными словами – который, какой, чей, что, где, куда, откуда: Расскажи мне ту сказку, которую любила мама.

или в 1 части указат. местоим. такой и сущ., придат-я присоед-ся соотносительными местоимениями и наречиями – какой, который, где, куда, откуда, когда: Мы забрались в такие заросли, где только волки водятся

- атрибутивно-распр. отношения: Я добрался на автобусе до Бреста, где меня уже поджидал брат

2) изъяснительно-объектные – придаточная распр-т одно из слов в главной и присоед-ся изъяснит-ми союзами что, чтобы, как, как бы, будто, как будто: Он сказал, что приедет вечером

3) сравнительно-объектные – распространяют форму ср. степени наречия, прилаг-го или категории состояния: Я получил более, нежели ожидал

4) местоименно-соотносительные – связь осущ-ся при помощи соотн-я близких по своему знач-ю местоимений: тот-кто, то-что, такой-какой, так-как, столько-сколько, настолько-насколько: Тишина такая, какая бывает только перед рассветом.

5) местоименно-союзные – связь осущ-ся соотношением указ. слова (так, такой, до того, столько) и союза (что, чтобы, словно, точно): Она с тех пор все старалась делать так, чтобы ее хвалили.

СПП расчлененной структуры – придаточная поясняет всю главную

1) придаточная места: присоед-ся указат-ми словами там, туда, оттуда, везде, нигде: Через 5 минут фигура уже заснула, где сидела.

2) времени: союзы: когда, пока, после того как, как только: Когда она играла на рояле, я вставал и слушал

3) условия – союзы: если, ежели, коли, кабы, раз: Я бы пошел, кабы позвали

4) цели – союзы – чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы: Для того, чтобы быть счастливым, нужно не т олько любить, но и быть любимым.

5) сравнительные – союзы – как, будто, как будто, словно, точно: Вошла она, как в молодости входила в этот дом, безотчетно волнуясь.

6) придаточная причины – союзы: потому что, от того что, из-за того что, в связи с тем что: Отказаться от встречи она не могла, потому что очень любила его.

7) следствия – союз так что: С ним все стало милее и ярче, так что ломило глаза

8) уступки – союзы хотя, хоть, несмотря на то что, даром что: Хотя еще было очень рано, но ворота были заперты.

8) подчинительно-присоединительные – присоед-ся при пом. относительных местоимений что, отчего, почему, зачем: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.

9) сопоставительно-подчинительные – союз: по мере того как, в то время как, между тем как: Она умеет читать и писать, тогда как ее сестра совершенно безграмотна

27. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи предикативных частей в БСП. БСП неоднородного и однородного состава, их разновидности. Пунктуация в БСП

БСП – сложное предложение, части кот-го связаны в единое смысловое и структурное целое с пом-ю интонации, без союзов и союз-х слов.

Средства связи предикативных частей в БСП: 1) интонация перечисления, предупреждения, следствия 2) опорные слова в 1 части – хар-но для БСП с изъяснительно-объектными отн-ми. Опорные слова: глаголы речи, мысли, чувства, восприятия и соотн-е с ними по знач-ю сущ-е, фразеолог-е обороты, реже прил. и кат. состояния: Я знаю – жизнь моя измениться. 3) Катафорические местоимения в 1 ч, которые вмещают в себя сод-е 2ч.: так, такой, таков, все, ничто, это, оно: Как все московские наш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами. 4) Анафорические местоимения: Сердце уже не стучало – оно тоже притаилось. 5) Лексические средства связи: тематические группы слов, синонимы и антонимы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар: одни в укор мне ставят холод, другие – неуемный жар. 6) Соотношение видовременных форм сказуемого и модальных планов предикативных частей.

Признаки БСП однородного состава: 1) открытость структуры; 2) смысловое и грамматич-е равноправие частей; 3) семантическая соотнесенность лексич-х единиц в частях БСП; 4) одинаковая граммати-я оформленность частей (время, вид); 5) перечислит-я интонация

Дополнительные признаки однородности:

- наличие или возможность общего второстеп-го члена или общей предик-й части: На кургане этом слышался голос штабных, виднелась седая голова Кутузова.

- Наличие общего для обеих предик-х частей предл-я в предшеств-м или послед-м контексте: Она и собой хороша. Бледное свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, взгляд чистый.

- Наличие общей оценки, опр-ей темат-е сходство частей или их ассоц-е сближение

Разновидности предл-й однородного состава: 1) БСП со знач-м перечисления: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. и 2) БСП со знач-м сопоставления: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Признаки БСП неоднор-го состава: 1) закрытость структуры 2) разнот-ть частей в семантическом плане 3) возможность разл-го грам-го оформления частей 4) исп-е разл-х типов интонац-го оформления конструкции

Дополнительные признаки: 1) невозможность общего втор-го члена или общей придат-й части 2) возм-ть синонимии с некот-ми типами СПП 3) исп-е катаф-х или анафорич-х мест-й

Разновидности БСП неоднор-го состава: 1) изъяснительно-объектные: Андрей оглянулся – за спиной его сидела молодая девушка 2) пояснительные – Я редко слыхивал подобный голос: в нем была и страсть, и молодость, и сила 3) присоединит-е (вторая часть углубляет сод-е 1): При розыгрыше подарков Кате достался пылесос, это было как раз кстати 4) сравнительные 5) условно-следственные: Совесть потеряешь – другой не купишь 6) уступительно-противительные: Едешь на день – хлеба бери на неделю 7) причинно-следственные: Вдруг мужики с топорами явились – лес загудел, зашумел, затрещал.

Пунктуация в БСП:

Запятая при перечислении событий, выражении их последовательности.

Точка с запятой: части БСП распространены или внутри уже есть запятые: Солнце взошло, роса высохла; на траве, на лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.

Двоеточие 1) пояснение: Весна пришла: на реке тронулся лёд. 2) причина: Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.

Тире 1) сопоставление/противопост-е: Маша уснула – Ольга помогала взрослым. 2) 2 часть - результат, следствие 1: Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице. 3) время /условие Папа вернётся с работы – он вам почитает. 4) сравнение: Посмотрит – рублём подарит 5) вторая часть начинается словами: это, так, такой, только: Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

28. Сложные формы организации связной речи. Слож-е синт-е целое (ССЦ), ср-ва и виды связи предл-й в ССЦ. Текст как ед-ца синтаксиса, его признаки. Диалогическое единство.

Речь может выступать в 2 осн-х формах – монологической (форма общения, когда автором высказ-я является одно лицо, говорящий или пишущий) и диалогическая (форма общения, при кот. автором высказываний выступают попеременно то одно лицо, то др. (3,4,5)).

Одна из форм организации монологич-й речи – ССЦ (сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли).

Читайте также: