Социально игровые технологии в детском саду
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
В последние годы в системе образования Росской Федерации происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.
Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая или по другому интерактивная.
Социо-игровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Авторы социо-игровой технологии (Шулешко, Букатов, Ершова) одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей представляют работу в малых группах - компаниях (идея Шулешко Е.Е.).
Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудительность уступает место увлеченности (воспитатель прежде всего воспитывает ребенка, а потом развивает). Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том, чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко):
Основными методическими приемами организации занятия в социо – игровой деятельности являются:
1) наличие движений участников;
2) смена видов деятельности, мизансцен, ролей, разнообразие заданий и упражнений, чередование их;
3) использование малых групп
Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а так как работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой. Можно провести прямую зависимость между социо-игровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, ребенок учится сам, а все условия для этого ему создаёт педагог - это и есть главная задача!
Список литературы
1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.
Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила задачи :
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
Условия применения социо-игровой технологии:
1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
2. Разработка перспективного плана.
3. Соблюдение вариантов деления на группы.
4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.
5. Смена темпа и ритма.
6. Использование игр разнообразного характера.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
Последовательность введения игр:
Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста- организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
Игры с правилами.
Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:
У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
У детей нет чувства страха за ошибку.
Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через
общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Воспитатель МБДОУ д/с №21
Цель: Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.
Задачи:
- Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса:
Структура мастер-класса:
- Вступительная часть.
- Объявление темы и цели мастер-класса.
- Обоснование выбора социо-игровой технологии.
- Теоретически-демонстрационная часть.
- Три кита социо-игрового стиля обучения;
- Что формирует социо-игровой подход у детей;
- Положительные стороны социо-игрового стиля;
- Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры;
- Классификация социо-игровых заданий-упражнений.
- Практическая часть.
- Игры со слушателями, демонстрация приемов организации и проведения игровых заданий-упражнений.
- Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.
- Обмен мнениями по результатам совместной деятельности ведущего и слушателей.
Ход мастер-класса.
2 слайд
- Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
3 слайд
Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.
Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем.
4 слайд
Три кита социо-игрового стиля обучения:
- двигательная активность воспитанников;
- смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;
- работа детей малыми группами.
5 слайд
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения
следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.
6 слайд
Положительные стороны социо-игрового стиля.
7 слайд
Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:
8 слайд
Класификация социо-игровых заданий-упражнений
Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.
Для этого я приглашаю 12 участников.
Придумайте название своей команде.
Комментарии:
Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил, развитие речи, развитие внимания, умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.
Предлагаю рассчитаться на первый – второй.
Приглашаю команды присесть на стульчики.
Комментарии:
В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.
(Должен быть азарт ведущего!)
- Игры для «социо-игрового приобщения к делу.
Пожалуйста, подойдите к столам, и выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.
- Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!
- Полукруг спиной к двери. Приготовились! Пожалуйста!
Комментарии:
Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.
Садитесь в один круг. По моему сигналу по одному встаете и садитесь, друг за другом в едином ритме – так, чтобы когда сел предыдущий, встал следующий. Главное не подталкивать и не вмешиваться в работу другого.
Усложнение: - встать по двое, через одного.
- Встать одновременно по одному и через одного с каждого края (двойная эстафета).
- Произнесение скороговорки: 1-й – у Сени, 2-й – и Сани, 3-й – в сетях, 4-й сом с усами.
Комментарии:
В упражнении тренируется самостоятельность во вступлении в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Трудность в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
Остаемся сидеть в кругу. Условия игры: Один хлопок – команда рукам (их надо поднять или опустить); два хлопка – команда ногам (нужно встать или сесть).
Комментарии:
Моментальное включение в упражнение заставляет на ходу во время выполнения уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.
- поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку;
- найти нового разведчика;
- поменяться местами и пожать друг другу руку.
Комментарии:
В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.
- Задания для творческого самоутверждения.
- Игра «Бытовые приборы.
Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок.
У нас образовалось три команды.
Посыльные берут картинку ( с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).
- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения.
Комментарии:
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
Комментарии:
Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнером.
Заключение:
Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.
Читайте также: