Со вьюном я хожу обработка благообразова

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЙ

ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Категория С1

Руководитель: Копылова Елена Александровна

Концертмейстер: Шашкин Игорь Алексеевич

Руководитель: Хромова Елена Анатольевна

Концертмейстер: Малиновская Оксана Борисовна

Руководитель: Васильева Елена Владимировна

Концертмейстер: Черепанова Наталья Ивановна

Руководитель: Климанова Юлия Валерьевна

Концертмейстер: Барнашова Тамара Александровна

Руководитель: Дамм Ирина Викторовна

Концертмейстер: Тарабыкина Ольга Николаевна

Руководитель: Пинжина Анастасия Сергеевна,

Пляскина Валентина Владимировна

Концертмейстер: Тюрина Елена Николаевна

Категория С2

Руководитель: Кузина Татьяна Валентиновна

Концертмейстер: Кожинова Оксана Владимировна

Руководитель: Волуева Елена Геннадьевна

Концертмейстер: Пономарева Наталия Владимировна

Категория С3

Руководитель: Кожеурова Елена Леонидовна

Концертмейстер: Помазова Татьяна Александровна

Категория В1

Руководитель: Пинжина Анастасия Сергеевна

Концертмейстер: Тюрина Елена Николаевна

Руководитель: Самылова Галина Николаевна

Концертмейстер: Труш Ольга Юрьевна

Руководитель: Васильева Елена Владимировна

Концертмейстер: Черепанова Наталья Ивановна

Руководитель: Коваленко Юлия Николаевна

Концертмейстер: Размахнина Юлия Васильевна

Категория В2

Руководитель: Байгулова Юлия Мирославовна,

Шахворостова Людмила Александровна

Концертмейстер: Казарская Элеонора Александровна

Категория В3

Руководитель: Стракович Анна Юрьевна

Концертмейстер: Пономарёва Наталия Владимировна

Категория А1

Руководитель: Кузина Татьяна Валентиновна

Концертмейстер: Кожинова Оксана Владимировна

Руководитель: Варенцова Элеонора Дмитриевна

Концертмейстер: Краев Валерий Анатольевич

Руководитель: Пугачёва Альбина Васильевна

Концертмейстер: Лозовая Ольга Александровна

Категория А2

Руководитель: Фомина Елена Вениаминовна

Концертмейстер: Шаранда Юлия Николаевна

Категория А3

Место урока в теме: 4 курс, 7 семестр, урок № 15.

Вид занятия: урок по традиционной технологии с применением элементов технологии индивидуального обучения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный пульт, ноты, музыкальные инструменты (баян, металлофон), магнитофон, аудиокассета, свеча, концертные платочки (3 шт.).

1. Введение в тему урока

Народная музыка - зеркало жизни народа, в которой отражаются или запечатлеваются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играет решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характернейшие черты русской народной и выросшей из нее композиторской музыки.

В этом ключе, в разделе "Музыка моего народа" студенты педколледжа должны познакомиться с жанровым разнообразием русских народных песен и особенностями их исполнения.

2. Работа над музыкальным материалом

1. Русская народная песня "Блины":

г) знакомство с нотным и поэтическим текстом;

е) пластическое интонирование;

ж) игра в ансамбле с преподавателем.

2. Русская народная песня "Со вьюном я хожу":

б) развитие умения игры и пения, пение каноном;

в) музыкально-ритмические движения;

г) анализ (проделанной работы).

3. Слушание и анализ календарно-обрядовых русских народных песен той или иной области (региона).

3. Заключительная часть

Итак, на примерах разучиваемых школьных песен и прослушанной музыки углубляются знания студентов об особенностях календарно-обрядовых русских народных песен и происходит осознание той мысли, что к исполнению этих песен можно привлечь несложные движения в хороводах и игровых песнях, народные музыкальные инструменты и др., чтобы звучание было ярким, выразительным, характерным для русского народного песенного творчества.

Ход урока

Вводная часть

1. Разминка (для движения кисти и разогрева пальцев правой руки): игра гаммы до мажор в 2 октавы с соблюдением точной аппликатуры и меха, штрихом легато( и/или стаккато); арпеджио, аккордов.

Основная часть

2. Работа над русской народной песней "Блины" Преподаватель (далее П.): В светлой музыке "трель" не кончается;

В пенье птиц под вздыханье басов, По березовым рощам, венчаясь, Льются добрые русские песни Под волшебную рифму стихов. О какой музыке идет речь? В каком разделе изучается? Студент (далее С): Речь идет о русской народной музыке, русских народных песнях. Более подробно это изучается в теме "Музыка моего народа" (4 класс). П.: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры русских народных песен.

С:

1. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт.

2. Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, пляской.

3.Трудовые песни были связаны с какой-либо трудовой деятельностью.

4. Эпические песни, былины - героические повествования о далеком историческом прошлом; действующие лица - герои, богатыри.

5.Исторические песни воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками; имели большую конкретность, нежели былины.

6. Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души.

7.Частушки разнообразны по содержанию (лирические, шуточные, сатирические), отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску.

8. Городские и крестьянские песни (уклад жизни горожан и крестьян).

9. Революционные песни с драматическим характером, внутренней энергией, ритмической четкостью, напряженной целеустремленностью развития.

10.Современные народные песни: песни гражданской войны, комсомольские песни 20-х годов, песни колхозной деревни, песни Великой Отечественной войны, песни последних лет.

11. Календарно-земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, конкретной календарной дате, определенному циклу земледельческих работ. Календарно-обрядовые песни - это своего рода музыкальные символы, предназначенные для того, чтобы в художественно-образной форме отметить события общественной жизни, приуроченные к различным праздникам христианского календаря.

П.: О каком празднике идет речь в следующей загадке: “Дохристианский праздник, сохранившийся и поныне. Отмечают его за 7 недель до Пасхи в течение 7 дней, каждый из которых имеет свое название. Главное отличие этого праздника - обилие блинов и разгульное веселье”.

С: Это Масленица.

П.: Особенности празднования Масленицы: блины, игры, обряд сжигания чучела Масленицы, чествование новобрачных. Участие в ней принимают и стар, и млад. Одним из художественных элементов Масленицы является музыкальный элемент, то есть исполнение горочных, вьюнипшых, масленичных песен. Одной из таких масленичных песен является русская народная детская песня “Блины”. Блин с любой начинкой и без нее - это символ солнца, здоровья, ясных дней, ладных браков и крепких детей.

Послушайте эту песню (показ-исполнение преподавателем).

П.: Посмотрите и проанализируйте поэтический текст песни.

С: Блины любят и дети, и взрослые. Они очень вкусные. Их готовят на опаре мамы, бабушки, старшие сестры с желанием и любовью. Получается настоящая масленичная лакомка. На Масленицу пекут целую “гору” блинов, на подносе подают к столу и угощают гостей, желая всем крепкого здоровья.

П.: Проанализируем нотный текст песни.

С: Тональность ре мажор; размер С; темп подвижный; присутствует реприза. Здесь она означает повтор припева, 2 раза. Исполнить песню нужно легко и весело.

П.: Покажем рукой движение мелодии в песне. Как это называется?

С: Пластическое интонирование.

П.: Проинтонируем пластически русскую народную песню “Блины”.

П.: Не спеша, следя за правильной сменой меха и аппликатурой, разберем мелодию 1-го куплета.

(Далее работа по аналогии).

П.: Поиграем в ансамбле: я - партию левой руки, а вы - правой. Играем и поем.

П.: Д/з №1 - р.н.п. “Блины” - играть и петь первые 3 куплета в темпе, с точной сменой меха и аппликатурой.

3. Работа над русской народной песней “Со вьюном я хожу”.

П.: Мы разучили русскую народную песню “Со вьюном я хожу”. А можно ли ее исполнить здесь?

Как она прозвучит?

С: Можно исполнить, так как это тоже календарно-обрядовая песня. Она игровая, с ней можно водить хоровод. Исполнять ее будем умеренно, певуче. Постараемся точно передать одну из ее особенностей - внутрислоговой распев. Игра с пением).

П.: Сегодня у нас на уроке присутствуют помощники, так называемая творческая микрогруппа.

Получив задание, девочки проделали поисково-творческую работу и собрали интересные сведения о песне “Со вьюном я хожу”. Им слово.

l. Bo время святок с 6 по 19 января по новому стилю, или с 24 декабря по 6 января по старому стилю, проводились игрища - это праздничные собрания молодежи с играми и песнями. Во время святочных собраний играли в “Просо сеяли”, “Колечко прятать” и др. Характерной для святочных гуляний является песня “Со вьюном я хожу”, которая раскрывает смысл самих игрищ – смотрины и выбор невест. Во время игры происходят действия, символизирующие брак: находящийся в центре круга парень держит в руках “вьюн” - платок или шарф, затем в соответствии со словами он и кладет “вьюн” на плечо выбранной им из круга девушки.

От Семика (четверг) (девичий праздник, за 2 дня до Троицы. Девушки идут за околицу, одна из них одета в мужское платье - Семик, водят хороводы вокруг кудрявых берез) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых “Березонька, моя березонька”, “Со вьюном я хожу” и др., игры в горелки, ручеек, лапту.

2. Все собрания молодежи на Масленичной неделе также сопровождались песнями и играми, которые делились на 2 вида: 1) игра и песня, независящая от содержания игры (“Люб ли сосед?” и др.); 2) хороводные игры-песни с хореографическими действиями (“Капусточка”, “Со вьюном я хожу” и др.). Таким образом, мы пришли к выводу, что русская народная песня “Со вьюном я хожу” является обрядовой и приурочена к различным праздникам календаря. П.: Вы получили задание: продумать и сопроводить песню “Со вьюном я хожу” несложными музыкально-ритмическими движениями. Продемонстрируйте вместе со своими помощниками (используют концертные платочки).

П.: Какие движения были использованы?

С: Исходное положение, хороводный шаг, круг, движения руками - на плечо, снять; “ручеек”, поклон.

П.: Песня “Со вьюном я хожу” является образцом канона. Что такое канон?

С: Канон - это такое правило, при котором все голоса поют одну мелодию, но только в разное время начинают и заканчивают петь. Показ и исполнение каноном 1-го куплета песни.

П.: Д/з №2 - игра с пением наизусть р.н.п. “Со вьюном я хожу”; №3 - повтор выученного музыкального материала.

Заключительная часть

4. Слушание с анализом масленичных песен разных областей России.

П.: Фольклор - это такая основа музыки, связанная с народным песенным творчеством, которая не стареет. Собиранием, изучением, исполнением русских народных песен, в том числе и календарно-обрядовых, занимаются не только в нашей области, но и в других регионах России. Послушайте масленичные песни в исполнении лауреатов международных конкурсов “Славянский базар” и телефестиваля “Шире круг”, фолк-шоу группы “Дикий л*ед” (символ - ростовая кукла-медведь) под руководством Татьяны Гвайта. Они исполняют народные песни, пляски, обряды различных областей России, авторские произведения, вокально-хореографические композиции, театрализованные представления с участием зрителей в подлинно народном жанре, в современных обработках:

1.“Масленица”, народная, Смоленская область;

А мы Масленицу дожидали(сь).
/О, пташечки(а) прилетали (прлятали).
Ох, сыр с маслицем не едали,
А все Масленице сберегали.

2.“Теща”, народная. Московская область.

Теща про зятя призадобрилася:
Она пива наварила и пирог испекла.

Соль и муки на 4 рубли,
Сахару с узюмом на 8 рублей.

(В)стал ей пирог на 12 рублей.
Она думала, гадала: семерым его не съесть.

Зять пришел, за пристолье сел,
За пристолье сел, да весь пирог съел.

Теща по горенке похаживала,
Помаленечку зятя побранивала.

Похаживала, побранивала:
“Как тебя, зятюшка, не разорвало!”

“Приходи-ка ко мне, тещенька, на Масленку в четверг.
Уж я тебе, тещенька, честь воздам!”

(Обращается внимание на множественность внутрислоговых распевов, подголоски в этих песнях, интересную аранжировку, манеру исполнения, характер песен: 1) лирическая, 2) шуточная; кратко передается преподавателем содержание песен).

5. Итог урока. Оценивание студентов.

П.: Масленица - это массовый праздник с разгульным весельем, с самыми наилучшими пожеланиями друг другу. Так давайте же и мы в тесном кругу, передавая друг другу импровизированную свечу, как символ тепла, добра и света, выскажем самые добрые пожелания нашим гостям.

Примечание. Для слушания можно использовать и другой музыкальный материал (по усмотрению преподавателя), соответствующий теме урока.

Мост Через Века

Ретро: Хор ЛТИ - Со вьюном я хожу рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова

Содержание

От редактора-составителя
ДВУХГОЛОСИЕ. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ
ПЕСНИ-ДИАЛОГИ С ПЕРЕКЛИЧКОЙ ГОЛОСОВ
Весна. Музыка и слова М. Лазарева
Эхо. Музыка и слова М. Лазарева
Д. Кабалевский. Гости. Слова И. Рахилло
ДВУХГОЛОСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ-РАСПЕВАНИЯ ДЛЯ ХОРА
Упражнение 22. Савка и Гришка сделали дуду. Русская народная песня
Упражнение 26. В путь. Итальянская народная песня
Упражнение 27. Сольфеджио
Упражнение 23. Бим! Бом!
Упражнение 24. Бим! Бом!
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБРАБОТКЕ Г. КУРИНОЙ
Дон-дон, загорелся кошкин дом
У кота-воркота
Долгоногий журавель
Ходит, бродит по лужку

КАНОНЫ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ-КАНОНЫ
А Ерёма жил на горке. Русская народная песня
Как под горкой, под горой. Русская народная песня
Во поле берёза стояла. Русская народная песня
У меня ль во садочке. Русская народная песня
В сыром бору тропина. Русская народная песня
Заиграй, моя волынка. Русская народная песня
ПЕСНИ-КАНОНЫ НАРОДОВ МИРА
Будем петь и веселиться. Французская народная песня
В погреб лезет Жучка. Чешская народная песня
Где ты был, мой баран? Венгерская народная песня
Как-то Томми-крошка. Немецкая народная песня
Пой, малышка, песенку. Эстонская народная песня
Зовёт зверей кукушка. Эстонская народная песня
Дал верный тон наш камертон. Норвежская народная песня. Русский текст Я. Серпина
Мяу, мяу, моя кошка. Испанская народная песня
Мяу, мяу, хитрая кошка. Французская народная песня
Братец Яков. Французская народная песня
Музыканты. Немецкая народная песня
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-КАНОНЫ И ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КАНОНОМ
Н. Метлов. Бьют часы на башне
У. Кабиц. Вдруг потерялся наш петух
Ю. Литовко. Соловушка. Слова народные
Ю. Литовко. Бесконечный канон. Слова народные
Светит солнышко. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ю. Литовко. Наш весёлый пастушок. Слова народные
Белый голубок. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой
Солнышко вставало. Литовская народная песня. Русский текст А. Машистова. Обработка С. Шимкуса
Г. Литинский. Петя-спортсмен. Слова Ю. Островского
Л. Сибирцева. Рыбкин телевизор. Слова М. Бородицкой
Дыханье года. Четыре канона для детского хора а cappella. Музыка и слова С. Смольянинова
1. Осенний канон
2. Зимний канон
3. Весенний канон
4. Летний канон

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН А CAPPELLA
Зайчик. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ладушки-ладошки. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
На зелёном лугу. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Как под наши ворота. Русская народная песня
Веснянка. Русская народная песня
Ай-я жу-жу. Латышская народная песня
Посмотрите, как у нас-то в мастерской. Русская народная песня
Весна красна на весь свет. Белорусская народная песня
Где ты был так долго? Латышская народная песня
Дрёма. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
На горе-то калина. Русская народная песня
На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка А. Луканина
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка Д. Яичкова
У меня ль во садочке. Русская народная песня (вариант)
Уж как по мосту, мосточку. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Комарочек. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Соловей, соловеюшка. Русская народная песня (хороводная). Обработка А. Луканина
Я с комариком плясала. Русская народная песня
Лён зеленой. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Козёл и коза. Украинская народная песня. Обработка В. Соколова
Плясовая. Венгерская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка С. Благообразова
Уж ты сад. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Я на камушке сижу. Русская народная песня
Пошла млада за водой. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Уж мы шили ковёр. Русская народная песня. Запись С. Аксюка
Наша Дарья. Музыка и слова неизвестного автора
Ах ты зимушка-зима. Русская народная песня. Обработка З. Каминской
Ах ты степь моя. Русская песня. Слова А. Кольцова. Обработка А. Луканина
Зеленейся, мой зелёный сад. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Вышел как-то поздно ночью. Болгарская народная песня
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Казачья колыбельная. Русская песня. Слова М. Лермонтова. Обработка А. Луканина
Ах ты ноченька. Русская народная песня
Как в лесу, лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка С. Полонского
Куковала звонко кукушка. Финская народная песня. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Попова
Ветерочек лес колышет. Русская припевка. Запись и обработка А. Абрамского. Слова В. Застрожного
Мотылёк. Туркменская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка Л. Тихеевой
Светлячок. Грузинская народная песня
Ой, при лужку. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Дрёма. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Как у бабушки козёл. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Четыре охотника. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка И. Павчича. Переложение для двухголосного хора А. Григорян
У зари-то, у зореньки. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Ой, на дворе дождь. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Пастушок. Чешская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Во поле рябинушка стояла. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН С АККОМПАНЕМЕНТОМ
Во поле берёзонька стояла. Русская народная песня. Обработка А. Агафонникова
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка А. Лядова
Возле речки, возле мосту. Русская народная песня. Обработка М. Иорданского. Хоровая редакция В. Соколова
Утушка луговая. Русская народная песня. Обработка Л. Сибирцевой
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Как по полю. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Две курицы. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Ах вы сени мои, сени. Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко
Ой, по-над Волгой. Русская народная песня. Обработка В. Локтева
Маки-маковочки. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Зелёная рощица. Русская народная песня. Обработка А. Думченко

Читайте также: