Скульптуры летнего сада описание и название

Обновлено: 05.07.2024

Сэкономь на путешествии!

История

Царь пригласил для воплощения своей идеи шведского садовника Шредера, который создал высокие шпалеры из лип, кленов, акаций и украсил аллеи красивыми скамейками для отдыха гуляющих, Рассказывали, что, осмотрев его работу, Петр спросил, нельзя ли устроить в саду что-нибудь поучительное, чтобы посетители не просто гуляли, но и одновременно получали полезные сведения. Швед призадумался и предложил разложить на скамейках книги, прикрыв их от дождя. Но царь выбрал другой вариант - он решил сделать в саду фонтаны, на которых изобразить сценки из басен Эзопа. И вот среди дорожек садового лабиринта появилось целых 60 фонтанов с фигурами животных, вода к которым подавалась специально установленной машиной. Каждый фонтан наглядно иллюстрировал одну из Эзоповых басен. А чтобы было доходчивей, рядом стоял столб с текстом самой басни и ее толкованием. Петр любил и лично, придя в сад, собирать гулявших и объяснять им смысл иносказания. К сожалению, фонтаны не дожили до наших дней, их разрушило катастрофическое наводнение 1777 г.

Спустя несколько месяцев Венера, проделав долгое путешествие по всей Европе, предстала перед придирчивым взглядом царя, оценившего приобретение и велевшего поставить его в Летнем саду. Зрелище обнаженной женской натуры, пусть и беломраморной богини, было абсолютно невиданно до сих пор. Ее осматривали, норовили потрогать, одни возмущались, другие отпускали сальные шуточки, кое-кто даже пытался разбить ее от греха подальше. Чтобы уберечь статую, царь приставил к ней часового с ружьем. При Екатерине II статуя была перенесена в Таврический дворец, а затем под именем Венеры Таврической - в Эрмитаж, где ее можно видеть и поныне.

Сам сад в XIX в. тоже изменился - по новой моде в нем перестали подстригать деревья, и, сохраняя планировку регулярного сада, он принял вид пейзажного парка. В нем выстроили павильоны для отдыха - Чайный и Кофейный домики. Их и сейчас можно видеть в саду - в них находится выставочный зал и кафе. В середине XIX в. на добровольные пожертвования горожан в саду поставили памятник баснописцу Крылову, любившему здесь гулять по утрам. Под умиротворенной фигурой поэта на пьедестале изображены звери - герои его басен. Это работа скульптора Клодта - того самого, что изваял знаменитых лошадей, украшающих Аничков мост.

Единственное сооружение начала XVIII в., сохранившееся в Летнем саду по сей день, - это Летний дворец Петра.

Во дворце жили только летом (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. В нем всего 14 комнат, две поварни и два коридора. На первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, на втором - его жены Екатерины и детей. Одной из самых любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная, хозяйством которой заведовал известный механик Андрей Нартов. Кстати, именно в этом дворце появилась первая в городе система проточной канализации.

Летний дворец сохранился с петровских времен до наших дней без существенных изменений. В начале XIX в. он служил дачей для высших государственных чиновников, а сейчас работает как музей.

Что посмотреть

От Летнего дворца пройдем вдоль Фонтанки, любуясь беломраморными статуями. Интересно, что итальянский мрамор не выдерживает русские холода, поэтому на зиму скульптуры прячут в специальные деревянные футляры. Кроме холода, старинные статуи частенько страдают от вадализма, поэтому в последнее время начали заменять их современными копиями, а оригиналы передавать на хранение в специальные фонды Русского музея, в ведение которого не так давно перешли Летний сад и Летний дворец.

На дальнем конце Летнего сада расположен Карпиев пруд. В этом искусственном водоеме раньше разводили карпов к царскому столу. Тогда он был украшен многоструйными фонтанами. Сейчас, если повезет, вы можете увидеть там лебедей. У пруда стоит большая ваза из розового порфира - подарок шведского короля императору Николаю I. Решетку сада со стороны Мойки (ее называют решеткой Шарлеманя по имени создавшего ее архитектора) украшают щиты с изображением головы Медузы Горгоны.

Скульптура Летнего сада на сегодняшний день насчитывает 92 мраморные скульптуры (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов, 1 герма) [1] . Большая их часть была исполнена итальянскими мастерами конца XVII-начала XVIII веков.

Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. [2] Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.



По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т.п.

Интересны скульптурные портреты исторических деятелей — Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др. Некоторые являются подражанием античным оригиналам. Большая часть скульптур неоднократно подвергалась реставрации.

Порфировая ваза полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 года на своё прежнее историческое место в Летнем саду [8] [9] .

П риятно погулять летом в жаркую погоду в "Летнем саду".
Летний сад - не только прекрасное место для отдыха, но и бесплатный музей искусства под открытым небом.


От дороги и Марcова поля Летний сад отделяет "Лебяжья канавка".

Этот сад создавал мастер Иван Матвеевич Угрюмов, под личным руководством Петра Первого в 1704 году. Царь сам лично нарисовал план парка. Он хотел создать регулярный архитектурный парк с чёткой планировкой и прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником.

Таким был сад в 1716 году, если верить гравюре Алексея Зубова "Летний сад и Летний дворец".

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I темно-красная порфировая ваза (на фото выше). В 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.

При создании сада в него было завезено огромное количество земли и проводились работы по укреплению почвы, а деревья высаживались круглый год. В создании парка принимали участие видные архитекторы и мастера-садоводы. Парк должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы.

Летний сад со всех сторон окружен водой. С севера и востока - реки Нева и Фонтанка, с южной и западной стороны — Мойка и Лебяжья канавка.

Северная часть, примыкающая к дворцу Петра носила название Первого Летнего сада. Здесь по проекту Д. Трезини был построен небольшой двухэтажный Дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. Южная часть, от канала до Мойки - Второй, а часть южнее речки – третий Летний сад (современный Михайловский сад и территория вокруг Михайловского замка).

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике.

При Петре сад был местом проведения ассамблей, балов и фейерверков.

За 300 лет неблагоприятные климатические условия разрушали статуи. Кроме того, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение.

Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – точных копий, выполненных из искусственного мрамора.

Фонтанка питала фонтаны водой. В саду было создано 4 фонтана (первых в России), отличавшиеся своей красотой. Для их работы был прорыт канал, а паровая машина качала воду из Безымянного Ерика, который позже получил название Фонтанки.
Это фонтан "Пирамида". У него есть своя интересная история и даже загадка. Вокруг него четыре скульптуры которые символизируют время. что именно они символизируют?
Посмотреть скульптуры и получить ответ на вопрос можно под этой ссылкой, там есть и история фонтана

Эти фонтаны более скромны, чем в Петергорфе, но они удачно оживляли парк. Сильное наводнение 1777 года разрушило их и фонтаны решили не восстанавливать. В ходе реконструкции парка удалось по старым чертежам восстановить систему водоснабжения и заново создать фонтаны.

На этом месте берегу Фонтанки при Петре был построен грот, напоминающий сказочную пещеру.

Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

В XIX веке сад стал модным местом прогулок для петербургской знати. Его воспел А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был еще и излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые люди, выбирая себе невест. В принципе, такое есть и сейчас ))) только выбирают не для венца. ))

Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы.

Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена "Зала для славных торжеств". Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Птичий двор. Раньше здесь был еще и небольшой зоопарк. Сейчас клетки есть, но зверей в них нет. На дашенке видны отверстия для гнезд голубей, но современные голуби их не жалуют ))) может быть и к счастью.

Рантьше в птичнике содержались голуби, орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы.

Боскет Менажерийный пруд. Название происходит от французского слова "зверинец".

Водоем был устроен в 1719 - 20 годах. В беседке Петр уединялся, когда хотел побыть один. К ней можно было подплыть только на лодке.

В 1786 году все это засыпали, а в 2011 году восстановили.

В 50-тые годы XIX века в саду был установлен памятник баснописцу И.А. Крылову. С какого перепуга не понятно, я считаю ему там не место. В Петербурге много парков где этот памятник мог бы стоять. раньше когда сад был похож на лесолпарк и не имел фонтанов, мождет быть надо было как-то все оживить, но теперь там и так эта половина сада перегружена объектами.

Скульптура, исполненная скульптором П. Клодтом, изображает И.А. Крылова, сидящим на камне с раскрытой в руках книгой.

Пьедестал выполнен из сердобольского камня и украшен горельефными композициями с разными животными на сюжеты наиболее известных басен Крылова, переведенных им с французского.

Старое мощение елочкой.

Летний дворец Петра. Туда можно пойти на экскурсию но до 16 часов и если нет дождя.

Александр Македонский и пожиратель свимх детей.

Вид на Неву напротив Летнего сада (увеличено).

На этом о Летнем саде все и так много фото получилось.

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 40 жетонов
  • Социальный капитал 6 178
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 12 часов
  • Минимальная ставка 40 жетонов

Скульптурное оформление Летнего сада на сегодняшний день насчитывает 92 мраморные скульптуры (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов, 1 герма) [1] . Большая их часть была исполнена итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В число скульптурных произведений Летнего сада включаются также 29 терракотовых рельефов, украшающих фасад Летнего дворца Петра I.

Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов

В 1720 году в галерее (самой большой из трёх галерей сада) на берегу Невы была установлена купленная в Риме античная статуя Венеры, найденная при раскопках в Италии в 1719 году. У скульптуры была отбита голова, отсутствовали руки. Кологривов тайно (так как в Риме действовал папский запрет на вывоз древностей из города) отдал её для реставрации в мастерскую Легри. Однако до властей Рима дошёл слух о ценной находке, и Венера была конфискована, её испытали (по обычаю того времени ударами долота в трёх разных местах) и признали древней работой. Последовали сложные дипломатические переговоры, к которым был привлечён известный своей ловкостью Рагузинский. В конце концов Климент XI согласился обменять античную статую на мощи святой

Вместе со статуей Венеры Рагузинскому удалось вывезти из Рима ещё десять античных скульптур и портретных бюстов, среди них изображения Луция Вера, Вителлия, Марка Аврелия, Нерона. Возможно они были установлены внутри Грота в нишах.

Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п.

Интересны скульптурные портреты исторических деятелей — Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Немезиду, Евтерпу, Терпсихору, Флору, Меркурия, Вакха и др. Некоторые являются подражанием античным оригиналам. Большая часть скульптур неоднократно подвергалась реставрации.

Порфировая ваза полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 года на своё прежнее историческое место в Летнем саду ] .


Летний сад — самый старый парк Санкт-Петербурга. История создания Летнего сада связана с началом строительства северной столицы России. Почти ровесник города, Летний сад заложен в 1704 году — спустя год после основания Петербурга. Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века Парк "Летний сад" был заложен по повелению и первоначальному плану Петра I в 1704 году и создан в стиле голландского барокко.

webDSC08897

Создание Летнего сада в Петербурге началось в мае 1704 года. Планировкой сада и постройкой садовых сооружений занимались такие известные архитекторы, как М.Г. Земцов, И.М. Матвеев, Ж.Б. Леблон, Ф.Б. Растрелли. В 1707 -1708 годах в сад были доставлены первые статуи из окрестностей Львова, а в 1716 -1723 годах были приобретены статуи из Италии.

webDSC08898

webDSC08899

Большинство статуй в Летний сад приобретали по заказу Петра I в Италии, в мастерских известных скульпторов. Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней. Одни погибли во время наводнений, губительных для Летнего сада. Другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа.

webDSC08900

С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка. Но в 2009 г начался первый этап реконструкции и капитальный ремонт Летнего сада. На основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов.

webDSC08901

Сегодняшнее размещение скульптур в Летнем саду отличается от первоначального. Нынешнее расположение установилось в конце XIX века, когда многие скульптуры, к сожалению, уже были утрачены. В наши дни, у южных ворот Летнего сада можно увидеть огромную порфировую вазу – подарок шведского короля Николаю I. Эльфдальская ваза была установлена здесь в 1838 году. В 1855 году в Летнем саду установили памятник Ивану Андреевичу Крылову работы выдающегося скульптора П.К. Клодта.

Читайте также: