Скомплектуйте и подготовьте к работе мта для уборки подсолнечника

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Cаратовское областное отделение общественной организации

Вы здесь

Перед началом работы тракторист-машинист должен получить инструктаж на рабочем месте проверить техническое состояние трактора и агрегата — навесить на трактор или прицепи соответствующую машину.

Трактор, прицеп и каждая сельскохозяйственная машина, и назначенные для работы, должны быт исправными и полностью укомплектованными, включая набор инструментов, приспособлений и медицинскую аптечку, в соответствии с заводским руководством и требованиями техники безопасности. Места, где возможно травмирование, называют опасными зонами машин и механизмов. Чтобы исключить травматизм, все опасные зоны закрывают (где возможно) защитными ограждениям стандартного типа.

Цель: Приобрести практические умения и навыки в комплектовании агрегата и подготовке его к работе.

Время: 6 часов.

последователь­ность выполнения задания

технические условия и указания к выполнению задания

оборудование и инструменты, нормативные условия выполнения задания

Провести ЕТО

трактора МТЗ-80

2. Провести внешний осмотр трактора на наличие неисправностей, при необходимости устранить: а) подтекание охлаждающей жидкости, масла, топлива, бензина

Не должны иметь трещин, проколов

Люфт не более 25 градусов

Свободный ход педали 70-90 мм

Свободный ход педали 40-45 мм

3. Проверить уровень масла, при необходимости долить до верхней метки: 4. Проверить наличие топлива, при необходимости долить

Заправочное оборудование, топливо

5. Проверить наличие охлаждающей жидкости, при необходимости долить

Вода, тосол, антифриз

6. Проверить наличие бензина в бачке пускового двигателя

Соотношение масла к бензину 1/20

Проверить техническое

1. Проверить комплектность культиватора, прочность всех креплений, исправность грядилей (они не должны иметь перекоса в

Лапы стрельчатые - 16 штук

горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно рамы, а

культиватора КПС-4, провести обслуживание

также стоек рабочих органов, вилок подъема и штанги

2. Ослабленные крепления подтянуть. Неисправные детали ремонтируют, а при необходимости заменяют.

3. Проверить давление воздуха в шинах: 0,19-0,24 В зависимости от состояния почвы

Шинный манометр, ручной насос ОН-1 ф

4. Проверить крепление ободьев колес к ступице

5. Произвести смазку культиватора:

- проверить и при необходимости смазать ступицы колес;

- смазать винты механизма регулировки.

Запустить двигатель трактора, соблюдая технику безопасности

1. Поставить на стояночный тормоз

2. Проверить рычаги гидросистемы. Рычаг коробки перемены передач и вала отбора мощности находятся в нейтральном положении.

3. Включить бендикс

4. Установить ручную подачу топлива

5. Запустить пусковой двигатель

6. Запустить основной двигатель

7. Проверить давление масла в двигателе

Составить агрегат трактора с культиватором, соблюдая технику безопасности

1. Подъехать к культиватору на пониженной передаче задним ходом

3. Поставить гидроцилиндр на культиватор

4. Соединить шланги гидросистемы с трактором и гидроцилиндром

5. Убрать транспортные планки с культиватора

Установить рабочие органы на заданную глубину обработки

1. Установить культиватор на ровную площадку

2. Под опорные колеса подложить бруски толщина которых на 2-4 см меньше требуемой глубины обработки (с учетом погружения колес в почву)

2. Регулировочные бруски, глубина обработки:

- первый след - 10-12 см

- второй след - 6-8 см

4. Винтами механизма регулировки установить брус культиватора горизонтально (относительно площадки) и закрепить рабочие органы в держателях.

5. В первый ряд установить лапы с меньшей шириной захвата (270 мм), во второй с большей шириной захвата (330 мм)

6. При большом количестве сорняков на поле установить лапы шириной захвата 330 мм в оба ряда.

7. Лапы установить так, чтобы их лезвие опиралось на площадку. Допустимый зазор - в носке до 1 мм, в пятке до 5 мм

8. Отрегулировать давление на грядили перестановкой пружинного упора по отверстиям нажимной штанги. С увеличением плотности почвы увеличить сжатие пружин, с уменьшением плотности почвы сжатие пружин уменьшить.

1. Передними концами бороны прицепляют к поводкам, а задними через растяжки (цепи) к кронштейнам навески (штангам).

1. Произведите опробование культиватора, проверку установленной глубины хода рабочих органов и зубовых борон, проехав при нормальной рабочей скорости 50-100 метров. Если глубина обработки не соответствует заданной ^механизмом регулировки глубины хода рабочих органов, установите заданную глубину. Регулировку глубины производить при выглубленных рабочих органах.

Рабочая скорость - 12 км/ч Линейка

2. Полный оборот винта соответствует изменению глубины обработки почвы на 1,5 см.

3. Растяжки борон должны слегка провисать при рабочем положении борон.

Техника безопасности и противопожарные мероприятия

1. Во время выполнения задания иметь комплект исправного инструмента.

2. Запрещается:

ü находиться около агрегата посторонним лицам во время регулировок агрегата

ü производить очистку, смазку, ремонт и подтяжку болтовых соединений культиватора без

блокировки транспортными планками спицы с рамой

ü курить, зажигать спички и т.п. вблизи горюче-смазочных материалов.

3. При монтаже и демонтаже колес домкрат устанавливайте под брус рамы.

4. При прицеплении с/х машины к трактору, тракторист должен подводить трактор к с/х машине задним ходом без рывков при малой частоте вращения двигателя и внимательно следить за действиями ученика, соединяющего машину с трактором, не снимая ногу с педали сцепления.

5. Присоединять с/х машину к трактору разрешается только при полной остановке трактора и выключенной передаче

Агротехнические требования к культивации.

Сплошная культивация – это процесс рыхления почвы на глубину 12-16см без оборачивания, обрабатываемого слоя с одновременным подрезанием сорняков. Этот способ обработки почвы применяют при уходе за парами и подготовке почвы к посеву. Культивацию почвы следует проводить в лучшие агротехнические сроки. После сплошной культивации почва должна быть мелкокомковатой и равномерно обработанной на требуемую глубину, высота гребней - 4см, неровности дна -2см, перекрытие между смежными проходами агрегата равнялось -15см. Нижний влажный слой не должен перемещаться на поверхность поля а количество не подрезанных сорняков не должно превышать -3%. Для лучшего выравнивания поверхности поля культивируют одновременно с боронованием. Первую культивацию проводят поперек направления пахоты, а последующую поперек предыдущей. При обработке почвы нельзя допускать пропусков и огрехов; поворотные полосы на концах поля должны быть прокультивированы.


Цель занятия : Учащиеся должны закрепить первоначальные умения в проведении ежесменного технического обслуживания гусеничных и колесных тракторов, научиться подготавливать пахотные агрегаты к работе, выполняя агротехнические требования и соблюдая меры техники безопасности.

Материал и оборудование: Гусеничный и колесный тракторы, прицепной и полунавесной, навесной плуги, заправочное оборудование, инструмент и приспособления для проведения ежесменного технического обслуживания тракторов и плугов, шнур длиной 5-6 метров, подставка под код колеса плугов для регулировки его на глубину вспашки, подкладки под полевую доску корпуса толщиной 10-15 мм, угломер для проверки положения предплужников и дисков ножей, сумки тракториста с полным набором инструмента, топливно-смазочные материалы, учебные плакаты и технические условия на сборку и регулировку плугов, домкраты, прочные подставки под плуги, медицинские аптечки.

Порядок проведения занятия.

График чередования подзвеньев по рабочим местам.

Номер рабочего места

Наименование работ

Чередование звеньев

Подготовка гусеничного и колесного тракторов к работе с плугом.

Подготовка прицепного плуга к работе и комплектование пахотного агрегата.

Подготовка навесного или полунавесного плуга к работе и комплектование пахотного агрегата

В процессе подготовки рабочих мест к занятию мастер должен проверить исправность оборудования, инструмента, чтобы не было потерь учебного времени. Подготовив рабочие места к занятию, он составляет для каждого из них инструкционные карты, которые должны обеспечивать правильную организацию самостоятельной работы учащихся при выполнения задания. В инструкционную карту входят правила техники безопасности, перечень оборудования и основных операций, порядок и последовательность их выполнения на данном рабочем месте, а также краткие технические условия выполняемых работ. Подготовки мастера к выполнению задания заканчивается разработкой плана и конспекта занятия.

Организационная часть: 1-2 мин.

Вводный инструктаж6 -5 мин.

А. Тема занятия

Б. Проверка знаний по техническому обслуживанию тракторов и плугов, подготовке их к работе, комплектованию пахотных агрегатов.

В. Порядок и последовательность выполнения задания.

Г. Ознакомление учащихся с учебно-технической документацией.

Д. Обеспечение безопасности при выполнении задания.

Е. Выдача инструмента, учебно- технической документации и распределение учащихся по рабочим местам.

3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж -24 мин.

А. Проведение ежесменного технического обслуживания гусеничных и колесных тракторов.

Б. Проведение технического обслуживания прицепных полунавесных и навесных плугов.

В. Подготовка плугов к работе.

Г. Комплектование пахотных агрегатов.

Д. Проверка составленных агрегатов к работе.

Е. Установка агрегатов на место стояки.

4. Заключительный инструктаж- 10 мин.

А. Отметить учащихся, хорошо выполнивших задание.

Б. Указать на допущенные ошибки и нарушения требований техники безопасности.

В. Сообщить учащимся оценки за выполненную работу.

Г. Назвать тему следующего урока и дать задание на дом.

Методические указания по проведению задания.

1.Какие операции необходимо выполнить при подготовке гусеничного (колесного) трактора к работе прицепным, полунавесным и навесным плугом?

2. Какие операции выполняют при ежесменном техническом обслуживании навесных, полунавесных, прицепных плугов?

3. В какой последовательности выполняют операции по установке плуга на заданную глубину вспашки?

4. Где и как устанавливают дисковый нож?

5. Как установить на раме плуга предплужники?

6. Какие агротехнические требования предъявляют к вспашке?

7. Какие требования необходимы для обеспечения безопасности при подготовке к работе?

Затем мастер объясняет порядок и последовательность выполнения работы, характеризует каждое задание, знакомит учащихся с рабочими местами и их материальным оснащением. Особое внимание при этом уделяет обеспечению безопасности, как при подготовке пахотных агрегатов к работе, так и их использования. Следует напомнить учащимся, что детали плуга имеют относительно большие острые лезвия, поэтому устанавливать или изменять их положение нужно осторожно, совмещать отверстия во время крепления стоек корпусов, отвалов, предплужников необходимо только бородки, во время регулировок, смены деталей и т.д. Нельзя находиться под плугом, поднятым в транспортное положение, а при навешивании плуга на трактор – между продольными тягами механизма навески, поднимать и опускать навеской плуг нужно осторожно, чтобы никого не задеть. Повышенную осторожность соблюдают при движении на тракторе к плугу задним ходом. Перед началом движения следует убедиться, что на пути следования нет помех и отсутствуют люди, подать предупредительный сигнал, оглядеться и вести трактор к плугу при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держать руку (ногу) на рычаге (педали) управления сцеплением и при этом быть готовым к немедленному остановке трактора- выключению сцепления и выключению тормоза. Учащиеся должны знать время работы агрегата и, что его транспортировке нельзя смазывать плуг, очищать рабочие органы, подтягивать крепления, садиться на раму плуга, заменяют лемех, подтягивают крепления при заглушенном двигателе или отцепленном от трактора плуге, очищают рабочие органы чистиками. Работать нужно в рукавицах.

Познакомив учащихся с содержание задания, объемом работы, порядком их выполнения, мастер распределяет под звенья по рабочим местам и объявляет график чередования звеньев.

Во время текущего инструктажа мастер следит, как учащиеся выполняют отдельные операции, демонстрируют отдельные наиболее сложные регулировки и проверки, которые вызывают затруднения, при обнаружении ошибок объясняет их происхождение и помогает устранить, сообщая, к каким последствиям они могут принести.

Присоединять навесной плуг к трактору вначале должен сам мастер, а затем под своим наблюдением он разрешает выполнять эту операцию учащимся. При движении трактора задним ходом учащийся- водитель должен за 3-5 м до плуга включить пониженную передачу, а для уменьшения скорости движения сбавить подачу топлива в цилиндры двигателя и частичным выключением сцепления выбрать ее пробуксовку, действуя на рулевое управление. Трактор направляют так, чтобы шаровые втулки продольных тяг навесного механизма при остановке трактора расположились против соответствующих цапф плуга. Соединение следует начинать с левого конца оси подвески плуга ( с левой цапфы).

Во время текущего инструктажа мастер следит, чтобы учащиеся выполняли задания в соответствии с инструкционной картой и чтобы у них быстрее развивалось профессиональное мышление и умение качественно выполнять работу, предоставляет им полную самостоятельность в проверке качества подготовки плуга к работе и качества его работы, а также в определении необходимости дополнительных регулировочных операций. Но при этом нужно постоянно наблюдать за действиями учащихся, чтобы не произошло несчастного случая. Мастер должен следить, чтобы каждый учащийся был активен и освоил все операции данного задания. Во время самостоятельной работы учащихся мастер обязан обходить рабочие места, проверять правильно ли учащийся выполняют намеченные заданием операции и используют инструмент и приспособления, в порядке ли содержат рабочее место и спецодежду. Мастер должен накапливать материал для проведения заключительного инструктажа, а также для оценки деятельности каждого учащегося. На рабочем месте он беседует с учащимися, задает им вопросы: например, почему они выполняют эту работу именно так, а не по другому, для цели проводят данную операцию и т.д.

Мастер напоминает учащимся, что при подготовке гусеничных тракторов тягового класса 3 механизмы навески для работы с навесными и полунавесными плугами собирают по двухточечной схеме. Общий шарнир продольных тяг закрепляют стопорными кольцами у трактора ДТ-75, при работе с полунавесным шестикорпусным плугом точно в его середине, а раскосы располагают слева от головок подъемных рычагов. У трактора ДТ-75 при агрегатированной с пятикорпусным навесным и полунавесными плугами общий шарнир смещают от центра вправо на 60 мм, левый раскос располагают справа от головки подъемного рычага, а правый слева. При работе трактора ДТ-75 с четырехкорпусными навесным и полунавесным плугами оба раскоса устанавливают справа от головок подъемных рычагов, а общий шарнир продольных тяг смещают от центра вправо на 120 мм, когда плуг навесной, и на 80 мм, когда плуг полунавесной. Центральную тягу механизма навески располагают на одной вертикальной линии с шарниром продольных тяг.

Учащимся следует сообщить, длину левого раскоса при работе с четырехкорпусным плугом устанавливают около 700 мм, с пятикорпусным -720-760 мм. Измеряют длину по центрам болтов, крепящих раскос. Крепление составных частей раскосов должно быть жестким, а продольных тяг, рычагов гидроцилиндра и левого раскоса- свободным. Для жесткости в раскосы ставят специальные пальцы, а палец жесткости рычага гидроцилиндра удаляют, чтобы обеспечить свободное соединение механизма навески с гидроцилиндром. Длину ограничительных стяжек устанавливают такой, чтобы задние шарниры продольных тяг в транспортном положении плуга отклонялись в обе стороны от нормального рабочего положения примерно на 20 мм.

Учащимся нужно напомнить, что регулировать длину стяжек можно только, когда плуг находится в транспортном положении. Регулировать их длину, когда плуг опущен в рабочее положение нельзя. Стяжки в этом случае обычно сильно укорачивают , что приводит при подъеме плуга в транспортное положение к разрыву ограничительных стяжек. Если ограничительные стяжки окажутся длиннее нормы, то плуг будет сильно раскачиваться при транспортировке, что ухудшит поперечную устойчивость трактора и может привести к его опрокидыванию. Эта опасность возрастает при движении агрегата по косогору. После регулировки ограничительных стяжек направляют бобышки их стяжных хомутов в противоположные стороны: у нижней муфты – вниз, а у верхней –вверх, чтобы при вспашке они не задевали друг друга.

Когда используют гусеничный трактор с прицепным плугом, навесной механизм у него поднимают в верхнее положение, а центральную тягу закрепляют скобой или цепочкой на левом подъемном рычаге, ограничитель хода штока ставят в нижнее положение. Шлангами высокого давления соединяют гидроцилиндр плуга с гидромеханизмом трактора. Если плуг не гидрофицирован , выключают гидравлический насос трактора. Затем учащиеся после наладки гидравлической системы отсоединяют от вилок бугелей ограничительные стяжки механизма навески, снимают раскосы и продольные тяги. В вилки бугелей устанавливают прицепную скобу с прицепной вилкой, которую прикрепляют к скобе через среднее отверстие в середине скобы.

Мастеру следует напомнить учащимся , что высота точки прицепа у трактора зависит от условий работы. Для вспашки плотных, целинных и залежных земель точку прицепа устанавливают в самом нижнем положении от поверхности поля, вилки бугелей располагают внизу, а прицепную скобу – в вилках бобышками вверх. Для вспашки почв средней плотности при нижнем положении вилок бугелей прицепную скобу крепят бобышками вниз. Когда предполагается вспашка рыхлых почв на глубину 22-27 см., бугели ставят вилками вверх прицепную скобу , закрепляют в них бобышками вверх. И наконец, когда готовят плуг для вспашки рыхлых почв на глубину 16-22 см, при верхнем положении вилок бугелей прицепную скобу укрепляют в них бобышками вниз т.е., устанавливают прицепное устройство в самое верхнее положение.

Далее мастер спрашивает учащихся, какие операции необходимы для изменения положения задних колес при установке их на нужные места полуосей (ведущих валов), и напоминает о мерах безопасности при вывешивании задней части трактора домкратом (установка под передние колеса клиньев упоров и установка под задний мост прочных подставок). Мастер должен сообщить что и перед подъемом передней части трактора для установки в нужное положение передних колес также используют клинья - упоры, но подкладывают их под задние колеса. Кроме того, задние колеса затормаживают и фиксируют включенные тормоза (педали) защелкой. После установки передних колес в нужное положение регулируют сходимость передних колес. При необходимости мастер должен напомнить учащимся , какие операции и в какой последовательности нужно выполнить для изменения положения передних колес у тракторов МТЗ-82 и МТЗ-52.

Мастер напоминает учащимся, что во время проведения технического обслуживания прицепных плугов проверяют и при необходимости подтягивают крепления ходовых колес, прицепного устройства , рабочих органов , механизмов подъема плуга и гидравлической системы (при наличии). Поверхности трения деталей механизмов и сборочных единиц смазывают в соответствии со смазочной таблицей. Далее мастер должен рассказать о мерах предосторожности при проведении ежесменного технического обслуживания обязательно сказать, что перед установкой колес для вспашки на заданную глубину под переднюю часть рамы плуга ставят прочные козлы высотой примерно 800 мм.

Затем мастер сообщает учащимся, как налаживают плуг для перевода его в транспортное положение при наличии автомата и как – при использовании гидроцилиндра. Здесь же мастер сообщает, что для исключения повреждения дороги перед транспортировкой плуга с его колес снимают шпоры. Далее мастер сообщает, что после проведения всех операций ежесменного технического обслуживания и необходимых регулировок плуг присоединяют к трактору и проверяют работу его механизмов.

Мастер должен напомнить учащимся, что подготовку плуга к работе они должны выполнять, строго руководствуясь технологической картой. Учащихся нужно предупредить, что качество вспашки во многом зависит от правильной установки прицепа плуга, но правильное положение продольной тяги на поперечине и поперечины в понизит елях грядилей при предварительной регулировке установить практически невозможно. Их положения зависят от плотности почвы и других факторов, которые заранее учесть трудно. Поэтому окончательно регулируют прицеп в поле во время припашки плуга. В поле проверяют и правильность натяжения тяги заднего колеса, которую несколько укорачивают перед транспортировкой плуга, а также правильность положения предплужников и дискового ножа.

Учащимся необходимо знать, что проверять работу плуга нужно после образования борозды заданной глубины. Мастер показывает, как проверить правильность хода бороздного колеса путем сравнения борозд, образованных передним корпусом настоящего прохода и последним корпусом предыдущего. Для этого непосредственно за передним корпусом плуга у пятки лемеха немного отгребают почву со дна борозды предыдущего прохода. Если дно борозды, образованное передним корпусом, выше дна борозды от прохода последнего корпуса (борозды, расположенной справа от переднего корпуса), то увеличивают глубину вспашки первого корпуса, подняв бороздное колесо. Обратная ступенька на границе борозд свидетельствует о том, что передний корпус пашет глубже заднего. В этом случае бороздное колесо нужно опустить. Таким, образом подбирая положение бороздного колеса, добиваются, чтобы передний корпус шел на нужной глубине.

Мастеру следует напомнить учащимся, что отклонение глубины хода заднего корпуса плуга от заданного устраняют, изменяя положение заднего колеса и прицепа. Если последний корпус идет глубже, чем требуется, то болт вертикальной регулировки заднего колеса ввинчивают (это легче делать, когда плуг в транспортном положении), отпуская колесо, а если мельче, то вывинчивают. Вывинчивание болта для увеличения глубины хода заднего корпуса приводит к положительному результату только в случае, когда заднее колесо оставляет глубокую колею. Если глубокая колея не образуется или между болтом вертикальной регулировки и стаканом есть зазор, то различным положением болта глубину вспашки заднего корпуса изменить нельзя. В этом случае необходимо изменить положение поперечины прицепа в понизит елях грядилей или изменить высоту точки прицепа на тракторе. Для увеличения глубины заднего корпуса поперечину в понизит елях грядилей рамы несколько опускают, но на столько, чтобы не изменить глубину хода первого корпуса плуга.

После выполнения указанной регулировки учащиеся присоединяют раскос прицепа плуга к поперечине так, чтобы продольная тяга была параллельна грядилям плуга. В беседе необходимо отметить, что если положение прицепа не отрегулировать по минимальному следу, то во время работы полевые доски врезаясь в стенки борозд создадут дополнительные сопротивления плугу.

Учащиеся должны знать, что положение предплужников в поле обычно не изменяют, но иногда в этом бывает необходимость. Например, если плуги забиваются почвой и почва собирается перед предплужниками из-за малой глубины их хода, необходимо предплужники опустить так, чтобы лезвия лемехов шли ниже залегания основной массы корневой системы растений. При глубине вспашки менее 20 см предплужники снимают. Иногда поднятый предплужниками пласт почвы укладывается на поверхности пашни полосами или только частично заделывается в почву, располагаясь в стыке пластов верхней части. Это происходит при сильном выносе предплужников вперед. Однако следует предупредить учащихся, что при глубокой вспашке приближать предплужник к основному корпусу нельзя. Плуг будет забиваться почвой вследствие заклинивания пластов между тыльной стороной предплужника и рабочей поверхностью основного корпуса. Признаком мелкой глубины хода предплужников служит плохое заделывание растительных остатков и наличие сгруживания их перед предплужником.

Эти детали целесообразно показывать непосредственно на данном плуге.

Нужно также сказать, что перед навеской плуга ПЛН-6-35 у трактора укорачивают до предела центральную тягу механизма подвески.

В заключительном инструктаже мастер анализирует работу каждого звена и каждого учащегося в отдельности. Отмечает положительные и отрицательные стороны работы учащихся, указывает на допущенные ошибки и обсуждает их с учащимися. В процессе выполнения заданий учащиеся могут не полностью или неточно провести ежесменное техническое обслуживание, не правильно установить предплужники, дисковый нож или прицепное устройство плуга трогать агрегат с места рывком , неправильно пользоваться рукоятками гидрораспределителя, нарушать требования техники безопасности и др. В конце занятия мастер сообщает оценки за проделанную работу каждым учащимся и дает задание на дом для следующего урока. Если некоторые учащиеся получат низкие оценки за работу, то следует объяснить, чем это вызвано: ошибки, нарушение требований техники безопасности, недостаточное усвоение материала и т.д.

Подсолнечник

1) Технологии возделывания подсолнечника
2) Выбор сорта и гибрида
3) Почему важно соблюдать севооборот
4) Требования к почве и её обработка
5 )Эффективные удобрения
6) Идеальное время для посева
7) Уборка и желаемый результат!


Экспертным мнением и опытом поделится Солосёнков Павел Александрович агроном компании ООО "ЭкоИсток". Опыт работы более 7 лет в агро-экономики и работы полевым агрономом, агрономом-технологом. Возделывают такие культуры как зерновые, бобовые, масленичные и т.д.

I. Технологии возделывания подсолнечника

Существует три вида технологии:

Классический - тяжело бороться с двудольными сорняками, необходимо применение почвенных гербицидов.

Экспресс (Express) - комплексная обработка после того как появились первые всходы.

Чистое поле (Clearfield) - Эффективная защита против полного спектра сорных культур + защита от заразихи (растения-паразита, развивающегося на корнях подсолнечника).

Большую популярность завоевала, конечно, технология Clearfield, так как дает высокий урожай. Благодаря хорошему надзору за однолетними и двухлетними сорняками можно получить максимум с каждого посеянного гектара.

Что говорит по этому поводу Павел Солосёнков:

II. Выбор сорта и гибрида

Немаловажный пункт при возделывании подсолнечника, так как именно этот выбор решит ваш дальнейший урожай.

Итак, какие же существуют сорта:

Простые (в современном аграрном хоз-ве их почти не используют)

Кондитерские (алмаз, лакомка, щелкунчик и т.д.) данный сорт сеют для получения семечки и использования ее в пищу в обжаренном либо в сыром виде

Масличные (римисол, форвард, ясон и т.д.) используется для получения растительного масла

Гибриды (антей, ян, богдан и т.д.)
Для того, чтобы фермер при любых сложностях смог получить неплохой урожай, селекционеры скрещивают два и даже несколько разных сортов, в результате чего получается гибрид.

Преимущество гибридов
Гибриды занимают отдельное место среди всех выше перечисленных сортов. В большинстве случаев гибриды подходят для любых сфер использования, урожайность гибридов выше примерно на 15% их недостаток в том, что они бывают только однолетними.

При выборе гибридов подсолнечника важно учитывать особенности региона, в котором будет выращиваться культура, климатические условия, севооборот, болезни и вредители.

Некоторые отзывы агрономов:

Вегетационный период:

При выборе сорта или гибрида также важно учитывать и сроки вегетации, т.е. периоды с момента появления первых всходов до полноценного созревания семечек. По этому основанию виды подсолнечника разделяются на 4 группы:

Среднеранние (около 110 дней после всходов и до спелого зернышка). Содержит до 55% растительного масла, урожай получается около 3 тонн с одного гектара

Среднеспелые (вегетационный период длится до 116 суток). Содержание масла порядка 50-54%. Урожайность – до 4 тонн с гектара. Масла в составе 50-54% урожайность доходит до 4 тонн с одного гектара.

Среднепоздние (требуется до 120 суток)

По итогу: чем больше будет длится вегетационный период, тем выше урожайность. Похожая ситуация у сортов, более позднее созревание способствует получению высокой масличности.


Экспертное мнение при выборе сорта:

«Все сорта хороши выбирай на вкус т.е. можно сказать все зависит от того какой тебе нужен. Не имеет смысла сеять ранний сорт с низким ФАО, если вы не собираетесь сеять по нему озимую пшеницу или где-то в дальних регионах где быстро наступает зима, нужно наоборот сеять короткий-ранний. К примеру, в черноземной зоне нельзя сеять ранний он ничего не даст, низкая урожайность, потом 2 месяца еще погоды, а его уже надо убирать. Поэтому в первую очередь конечно выбирается по погодным условиям своего региона, где ты находишься, по технологической карте погоды, чтобы была возможность убрать.

Для Южного и Центрального федеральных округов России подходит подавляющее число гибридов, начиная от ранней группы спелости и заканчивая среднеспелыми. Для Поволжья рекомендуется брать ультраранние и среднеранние сорта подсолнечника".

III. Почему важно соблюдать севооборот

По мнению специалистов, подсолнечник особо требователен к соблюдению правильного севооборота по сравнению с другими зерновыми культурами. Определяется это двумя главными факторами:

1) остаточная вода в грунте

2) присутствие инфекции в почве

Наилучшими предшественниками считаются озимые, яровые культуры, кукуруза и мн.др.

Наихудшим образом будет, если вы посеете подсолнечник, где ранее выращивали многолетние травы, сахарную свеклу, а также прочие культуры, которые способны глубоко проникать корнем в почву, после них обычно становится меньше запасов воды в грунте, что плохо влияет на будущий урожай подсолнечника.

Помимо этого, специалисты не советуют сеять подсолнечник там, где ранее были посеяны масличные, бобовые культуры, широколистные растения, представители крестоцветных и пасленовых культур, они подвержены с подсолнечником заболеваниям, которые могут остаться в грунте.

По многолетним изучениям подсолнечника научными исследователями, выявили еще одну важную особенность, НЕЛЬЗЯ сеять подсолнечник в одном и том же месте постоянно. Возвращать подсолнух на прежнюю плантацию нужно не менее чем через 5-6 лет, а то и более. Все для предотвращения инфекционных заболеваний растения, которые могут оставаться глубоко в грунте и семян заразихи.

Комментарий агронома-технолога по соблюдению севооборота подсолнечника:

«Севооборот для подсолнечника имеет значение конечно. Приоритет сеять подсолнечник по зерновым, с обязательной обработкой соломы Био деструкторами.

Сеять подсолнечник по подсолнечнику категорически нельзя. сами знаете почему. Есть варианты сеять семечку по кукурузе, вариант не плохой, тем более большинство сорняков уже убрано на кукурузе, единственный момент обработать кукурузные остатки биодеструктором с Trihoderma грибами, чтобы азот из почвы достался семечке. В остальном проблем нет, так как семечка влагу берет с низу, а кукуруза с поверхности. Важно культивировать почву под семечку лущильниками чтобы посев был равномерным. Это важный момент.

IV. Требования к почве и её обработка

Требования к почве в первую очередь определяется свойствами его корневой системы и потребностью в воде. Почвы с глубоким пахотным слоем, хорошей проницаемость для корней, без уплотнений почвы и подпочвы, с высокой полезной влагоемкостью пригодны для выращивания подсолнечника.

Этим требованиям лучше всего отвечают лессовые почвы, лессовые и песчаные суглинки. На более легких почвах можно с успехом выращивать подсолнечник, если содержание гумуса достаточно высокое, а корни могут использовать грунтовые воды. Исключаются илистые, мало структурные холодные почвы и почвы с застойной влагой.

Какая должна быть обработка весной, говорит Павел Солосёнков

«По весне главное для подсолнечника выровнять почву и одновременно ее не переуплотнить.

V. Эффективные удобрения

Во время вегетации подсолнечник не меньше других нуждается в питании. Каждый элемент (N, P, K, S, Mg, Fe, Cu, B и др.) выполняет строго определенные физиологические функции. Сначала подсолнечник не требует много минеральных веществ, но усвоение их опережает темпы прибавки сухого вещества. В первый месяц вегетации на подсолнечник расходуется 15% азота, 10% фосфора и 10% калия, хотя накопление органического вещ. за это время не превышает 5% макс. величины

Когда лучше всего вносить удобрение

Дозы удобрений определяются исходя из планируемой урожайности для конкретного удобрения по формуле: Д=((100*В) – (30*П*КП)) / (Ку*С).

VI. Идеальное время для посева

«Прогрев стабильной температуры в атмосфере +5 0 и выше не опускается до 0 0 по почве, подсолнечник может сгнить, если почва холодная. Порядка 5 0 -10 0 градусов должна прогреться почва для того, чтобы можно было спокойно сеять семечку. Мы ориентируемся на температуру именно почвенную, на лунные календари вот это все мы это обычно не смотрим, есть климатические условия возделывания определённых культур, мы опираемся на них.

VII. Уборка и желаемый результат!

Все зависит от вызревания плодов подсолнуха, самого сорта и метеоусловий. В России культивируется множество разновидностей подсолнечника, среди них есть и раннеспелые, и позднеспелые. В особенности выделяются такие сорта как: СУР и Родник с 80-дневным периодом вегетации и высокой масличностью. Сорта районируют дважды в южных областях: в мае и в разгар летнего сезона. У ультраскороспелых сортов (Бузулук, Енисей, круиз) вегетационный период длится около 3 месяцев. Созревание сверхранних (Казачий, Березанский, Донской-0 и ВНИИМК-88883) занимает около 80-86 дней. Сорта отлично произрастают в условиях непогоды Поволжья и на юге Урала.

Лучший период уборки для подсолнечника - это середина августа до конца сентября, в зависимости от местности и созревания определенных сортов.

Советы по уборке подсолнуха:

По мнению эксперта, «В идеале убирать конечно без десикации, но опять же десикация проводится новыми современными препаратами, декватами по зеленой массе уже когда начинает увядать растение. Все зависит от того какая погода надвигается, просто стабильно делать десикацию я бы не стал, если стоит активная жара, то от десикации нет никакого смысла, если нам нужно быстро высушить и быстро убрать, и потом подсушить или подработать тогда да. Во всем играет погода, здесь нет какого-то оптимального варианта.

На этот год я бы сказал, что осень будет короткая, дождливая в ЦФО и я бы выбирал по короче срок вегетации и отходил от подсолнечника с длинным сроком ФАО.

Главные ошибки, которые можно допустить при возделывании подсолнечника

1) Неправильная подготовка почвы весной (для борьбы с сорняками, проходили несколько раз культиватором с прокатывающими задними катками, тем самым переуплотняя почву, в результате чего урожая не было)

2) Некачественное опрыскивание от сорняка (не было нормальных всходов)

Читайте также: