Сказкотерапия в детском саду как здоровьесберегающая технология в

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

______________ Васильева Н.В.

Приказ № ____ от ___________

Статья на тему «Сказкотерапия как здоровьесберегающая

Выполнила: Котова Т.В

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает,

что только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми ; 29,9- имеют

заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории

поэтому необходимо использовать в ДОУ здоровьесберегающие технологий,

задачами которых являются:

-обеспечение условий для физического и психологического благополучия

всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-формирование основ безопасности жизнедеятельности;

-формирование знаний о пользе занятий спортом, здоровом образе жизни, о

-оказание помощи семье к приобщению детей к здоровому образу жизни.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья;

-технологии обучения здоровому образу жизни;

-технология коррекции поведения.

Одним из эффективных средств коррекции поведения, на мой взгляд,

индивидуальную и групповую форму работы.

Прежде чем организовать индивидуальную работу, необходимо определить

проблему ребенка, причину, по которой он, например, плохо себя ведет. Затем

выбрать такую сказку, в которой главный герой похож на ребенка. Потом надо

описать реакцию на его поступок тех героев, которые находятся рядом с ним,

их обиду, повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя плохо.

Финал сказки должен быть положительным. В конце надо обсудить

ребенком сказку, пусть он сам прокомментирует действия героя. Во время

происходящими с ребёнком, изменением мимики, настроения. Паузы, смена

интонации, громкости произношения – все эти приёмы можно использовать

при чтении сказки. Сказку можно читать или рассказывать. Сказка всегда

поможет ребенку упорядочить его внутренний мир, осуществить желаемые

изменения в себе.

соблюдать следующую структуру: сначала создаю настрой на совместную

рассказываю детям новую сказку, обсуждаем сказку, связываем новый опыт с

реальной жизнью. Ребёнок различает плохие поступки и хорошие, подражает

игровой форме, без принуждения.

Я использую следующие виды сказок: художественные (ребенок знакомится с

понятиях: семья, общество и т.д.), психокоррекционные (взрослый получает

позитивный настрой, так как в них отсутствует отрицательный герой).

В своей практике я использую различные формы работы со сказкой:

-Пересказ сказки. Здесь необходимо обращать внимание, что для ребёнка

оказалось в сказке

самым главным, важным. Это значит, что именно эти

детали значимы лично для него.

-Рассказ сказки от лица разных персонажей, первого лица.

Это даёт возможность выплеснуть наружу свои

впечатления, избавиться от негативных чувств.

- Создание собственной сказки. Такая сказка покажет душевное состояние

ребёнка, расскажет о его переживаниях, может быть, страхах, волнениях.

-Изготовление сказочных героев – кукол. Пока ребёнок изготовляет куклу, он

может поразмышлять о сказке, это своего рода медитация, расслабление.

Мною создана картотека сказок для детей разного возраста. Это сказки

посещение детского сада, снижения

страха врачей и уколов, темноты. В

картотеке есть сказки, которые учат детей придерживаться своих обещаний и

Аннотация: Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Подгруппы здоровьесберегающих технологий

Можно выделить три подгруппы здоровьесберегающих технологий:

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Таким образом вопрос здоровьесбережения ложится на плечи педагогов.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Функции сказок

Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и терапевтическую (коррекционную).

Диагностическая функция – выявление существующей проблемы ребенка.

Прогностическая функция сказки проявляется в той части сказки, которая повествует о будущем героя.

Терапевтическая (коррекционная) функция ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой.

Виды сказок

1. Дидактические сказки – создаются педагогами для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

2. Психокоррекционные сказки – сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д. Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

3. Медитативные сказки – рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе. Развивают различные виды чувствительности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и кинестетическую.

4. Психотерапевтические сказки – создаются для того, чтобы оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

Таким образом, ребенок узнает из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, поэтому развивается еще и двигательная активность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Список использованной литературы:

2. Брежнева М. В. Сказкотерапия — средство самопознания в раннем детстве [Текст] / М. В. Брежнева // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №5. — С. 51 — 53.

4. Психология развития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2011.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009

Автор: Ермоленко Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ №52 "Матрешка"
Населённый пункт: с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка, проект
Тема: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сказкотерапия

как здоровьесберегающая

для воспитанников группы раннего

Автор проекта: Ермоленко Татьяна Алексеевна

Актуальность

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит

интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и

привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-

экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования

творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно

и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед

дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития

творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от

адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных

методов и средств.

В основу проекта положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать

тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые

духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод

работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных

мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.

Мудрецы говорят, что самое главное это напитать душу ребенка добром. Наверное, это

и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и

психологическом здоровье личности .

направление

деятельности

Основная цель работы–развитие физических, умственных, социально

коммуникативных и психолого эмоциональных способностей детей дошкольного

возраста посредством сказкотерапии.

Цель метода сказкотерапии: -здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей

и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия направлена на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная

гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная

сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога –

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей

детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через

различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателя , что

способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок –

Проект содержит план работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателем.

формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего

формирование практических навыков и умений двигательного воображения

развитие навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

развитие детского творчества в различных видах деятельности;

развитие навыков связной речи детей

воспитание интереса к сказкам;

воспитание умения совместно участвовать в постановка сказок.

4.Срок проведения: краткосрочный, (с 26.11. по 30.11. 2018 г.)

5.Участники проекта: воспитатель группы, дети группы раннего возраста, родители

Сказкотерапия – один из методов здоровьесберегающей технологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругaни и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. это статья -консультация для педагогов по здоровьесберегающей технологии -сказкотерапия в статье рассматривается суть и польза молодой педагогической технологии.Приведены примеры видов сказок, используемых для сказкотерапии

Читайте также: