Сказкотерапия в детском саду как здоровьесберегающая технология в
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
______________ Васильева Н.В.
Приказ № ____ от ___________
Статья на тему «Сказкотерапия как здоровьесберегающая
Выполнила: Котова Т.В
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает,
что только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми ; 29,9- имеют
заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории
поэтому необходимо использовать в ДОУ здоровьесберегающие технологий,
задачами которых являются:
-обеспечение условий для физического и психологического благополучия
всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-формирование основ безопасности жизнедеятельности;
-формирование знаний о пользе занятий спортом, здоровом образе жизни, о
-оказание помощи семье к приобщению детей к здоровому образу жизни.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья;
-технологии обучения здоровому образу жизни;
-технология коррекции поведения.
Одним из эффективных средств коррекции поведения, на мой взгляд,
индивидуальную и групповую форму работы.
Прежде чем организовать индивидуальную работу, необходимо определить
проблему ребенка, причину, по которой он, например, плохо себя ведет. Затем
выбрать такую сказку, в которой главный герой похож на ребенка. Потом надо
описать реакцию на его поступок тех героев, которые находятся рядом с ним,
их обиду, повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя плохо.
Финал сказки должен быть положительным. В конце надо обсудить
ребенком сказку, пусть он сам прокомментирует действия героя. Во время
происходящими с ребёнком, изменением мимики, настроения. Паузы, смена
интонации, громкости произношения – все эти приёмы можно использовать
при чтении сказки. Сказку можно читать или рассказывать. Сказка всегда
поможет ребенку упорядочить его внутренний мир, осуществить желаемые
изменения в себе.
соблюдать следующую структуру: сначала создаю настрой на совместную
рассказываю детям новую сказку, обсуждаем сказку, связываем новый опыт с
реальной жизнью. Ребёнок различает плохие поступки и хорошие, подражает
игровой форме, без принуждения.
Я использую следующие виды сказок: художественные (ребенок знакомится с
понятиях: семья, общество и т.д.), психокоррекционные (взрослый получает
позитивный настрой, так как в них отсутствует отрицательный герой).
В своей практике я использую различные формы работы со сказкой:
-Пересказ сказки. Здесь необходимо обращать внимание, что для ребёнка
оказалось в сказке
самым главным, важным. Это значит, что именно эти
детали значимы лично для него.
-Рассказ сказки от лица разных персонажей, первого лица.
Это даёт возможность выплеснуть наружу свои
впечатления, избавиться от негативных чувств.
- Создание собственной сказки. Такая сказка покажет душевное состояние
ребёнка, расскажет о его переживаниях, может быть, страхах, волнениях.
-Изготовление сказочных героев – кукол. Пока ребёнок изготовляет куклу, он
может поразмышлять о сказке, это своего рода медитация, расслабление.
Мною создана картотека сказок для детей разного возраста. Это сказки
посещение детского сада, снижения
страха врачей и уколов, темноты. В
картотеке есть сказки, которые учат детей придерживаться своих обещаний и
Аннотация: Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Подгруппы здоровьесберегающих технологий
Можно выделить три подгруппы здоровьесберегающих технологий:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Таким образом вопрос здоровьесбережения ложится на плечи педагогов.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Функции сказок
Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и терапевтическую (коррекционную).
Диагностическая функция – выявление существующей проблемы ребенка.
Прогностическая функция сказки проявляется в той части сказки, которая повествует о будущем героя.
Терапевтическая (коррекционная) функция ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой.
Виды сказок
1. Дидактические сказки – создаются педагогами для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
2. Психокоррекционные сказки – сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д. Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
3. Медитативные сказки – рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе. Развивают различные виды чувствительности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и кинестетическую.
4. Психотерапевтические сказки – создаются для того, чтобы оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.
Таким образом, ребенок узнает из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, поэтому развивается еще и двигательная активность.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
Список использованной литературы:
2. Брежнева М. В. Сказкотерапия — средство самопознания в раннем детстве [Текст] / М. В. Брежнева // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №5. — С. 51 — 53.
4. Психология развития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2011.
5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009
Автор: Ермоленко Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ №52 "Матрешка"
Населённый пункт: с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка, проект
Тема: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сказкотерапия
как здоровьесберегающая
для воспитанников группы раннего
Автор проекта: Ермоленко Татьяна Алексеевна
Актуальность
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит
интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и
привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-
экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования
творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно
и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед
дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития
творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от
адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных
методов и средств.
В основу проекта положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать
тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые
духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод
работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных
мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.
Мудрецы говорят, что самое главное это напитать душу ребенка добром. Наверное, это
и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и
психологическом здоровье личности .
направление
деятельности
Основная цель работы–развитие физических, умственных, социально
коммуникативных и психолого эмоциональных способностей детей дошкольного
возраста посредством сказкотерапии.
Цель метода сказкотерапии: -здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей
и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия направлена на
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная
гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная
сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога –
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей
детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через
различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателя , что
способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок –
Проект содержит план работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателем.
формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего
формирование практических навыков и умений двигательного воображения
развитие навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
развитие детского творчества в различных видах деятельности;
развитие навыков связной речи детей
воспитание интереса к сказкам;
воспитание умения совместно участвовать в постановка сказок.
4.Срок проведения: краткосрочный, (с 26.11. по 30.11. 2018 г.)
5.Участники проекта: воспитатель группы, дети группы раннего возраста, родители
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругaни и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. это статья -консультация для педагогов по здоровьесберегающей технологии -сказкотерапия в статье рассматривается суть и польза молодой педагогической технологии.Приведены примеры видов сказок, используемых для сказкотерапии
Читайте также: