Синквейн на тему размножение растений

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

4 Тема: Размножение живых организмов

5 Назовите основные свойства живых организмов. Все организмы состоят из клеток. Питаются. Дышат. Растут и развиваются. Размножаются.

7 Знак женского пола – зеркало Венеры 4 Знак мужского пола – щит и меч Марса

8 Обоеполый цветок 7

9 Схема оплодотворения 8

10 Схема перекрестного опыления 9

11 Схема полового размножения 10

13 Разнополые цветки 12

14 Схема самоопыления 13

15 Схема развития органов размножения растений 14

18 Объясните, почему именно из семени, а не из какой-то другой части растения, появляется новый организм?

19 Растения в отличие от животных и человека не передвигаются. Расскажите, как происходит расселение растений?

20 Зародыш живых организмов защищен от повреждений, обеспечен воздухом и питательными веществами. Объясните откуда зародыши растений, человека и птицы берут питание, воздух и как они защищены. (Используй рисунок)

22 Синквейн 3 1.Пыльца 2.Мелкая, липкая 3.Падает, цепляется, летает 4.Пыльца переносится 5.Опыление. Пыльцевое зерно покрывается двумя оболочками. Внутренняя называется – внутренняя интина. Внешняя – экзина. Каждое пыльцевое зерно имеет мужских половых клеток гамета - спермий. Зародыш. Новый организм развивается из зародыша образовавшегося от двух родителей. -Организм, в котором развивается зародыш называется материнским. -Развитие зародыша сопровождается усилением процессов в материнском организме, связанных с образованием запаса питательных веществ: белков, крахмала, жиров для зародыша. -Свершившееся оплодотворение яйцеклетки дает толчок к росту не только зародыша, но и окружающих его материнских частей цветка: вместе с семязачатками начинает усиленно разбивается завязь, весь пестик не только увеличивает свои размеры, но не редко значительно изменяет внешний вид.

24 Проверка 8 класс Лупа – Самый простой увеличительный прибор. Яйцеклетка – Женская гамета. Половое размножение – Размножение при помощи половых клеток. Микроскоп – Сложный увеличительный прибор. Гермафродиты – Организмы у которых есть и женские и мужские половые клетки. Оплодотворение – Слияние мужской и женской гамет. Обоеполые цветки – Цветки у которых есть и пестик и тычинки. Семя – Орган размножения растений. Гаметы – Клетки необходимые для полового размножения. Бесполое размножение – Размножение при помощи клеток тела. Разнополые цветки – Цветки у которых есть или пестики, или тычинки. Сперматозоиды или спермии – Мужские гаметы.

26 Аскариды человека: Червяк самки и самца Размножение дождевого червя

27 Краб самка Краб самец

30 Размножение (способность к самовоспроизведению) является одним из основных свойств всех живых организмов, обеспечивающим непрерывность и преемственность жизни, существование каждого вида. Высшие животные размножаются половым путем, при котором новый организм развивается из зиготы, образующейся в результате слияния мужской и женской половых клеток - гамет. Образование половых клеток и все последующие процессы, обусловливающие появление на свет нового индивидуума, осуществляются системой органов размножения. У животных существует два способа размножения: бесполое (в том числе и вегетативное) и половое. Синквейн 1 1.Размножение 2.Половое, бесполое 3.Рождается, развивается, живет. 4.Продолжает род 5.Наследственность

31 Рис. 1.Размножение эвглены зелёной путём митотического деления клетки.

32 Бесполое размножение форма размножения, не связанная с обменом генетической информацией между особями половым процессомполовым процессом. Бесполое размножение является древнейшим и самым простым способом размножения и широко распространено у одноклеточных организмов (бактерии, сине-зелёные бактерии, хлореллы, амёбы, инфузории). Этот способ имеет свои преимущества: в нём отсутствует необходимость поиска партнёра, а полезные наследственные изменения сохраняются практически навсегда.

33 Рис. 2. Почкование дрожжевых грибов Рис. 3. Почкование у кишечнополостных: на теле материнского организма образуется самостоятельный организм

34 Однако при таком способе размножения изменчивость, необходимая для естественного отбора, достигается только за счёт случайных мутаций и потому осуществляется очень медленно. Тем не менее, следует отметить, что способность вида только к бесполому размножению не исключает способности к половому процессу, но тогда этиполовому процессу события разнесены во времени

35 Бесполое размножение Деление надвое Шизогонияспоровики

37 Наиболее распространённый способ размножения одноклеточных организмов одноклеточных организмов деление на две части, с образованием двух отдельных особей. Среди животныхживотных способность к бесполому размножению чаще встречается у низших форм, но отсутствует у более продвинутых. Единственный способ бесполого размножения у животных вегетативный – путем почкования. Синквейн 2 1.Процесс 2.Бесполый, вегетативный 3.Делится, почкуется выделяется 4.Отсутствует необходимость поиска партнера 5.Размножение

38 В природе встречаются живые организмы, которые соединяют в себе признаки сразу двух полов – мужского и женского. Как называются такие организмы? В связи с чем возникло данное приспособление? Приведите примеры таких организмов в растительном и животном мире.

39 Гермафродитизм Животное, имеющее и мужские, и женские гонады, называется гермафродитом.гермафродитом Гермафродитизм широко распространён среди низших животных и в меньшей степени у высших. Синквейн 3. 1.Гермафродитизм 2.Обоеполый, половой 3.Распространяется, размножается, выделяет 4. Приспособлен к внутреннему оплодотворению 5.Система

40 Партеногенез циклический Размножение с участием обоих полов чередуется с партеногенетическим Свойствен видам, у которых самцов либо нет, либо редки и не способны функционировать облигатный факультативный Яйца развиваются партеногенетически и в результате оплодотворения.

41 Партеногенез это особый вид полового размножения, при которомПартеногенез новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки, таким образом обмена генетической информацией не происходит, как и при бесполом размножении. Аналогичный процесс у растений называется апомиксисапомиксис. Примеры естественного партеногенеза у млекопитающих неизвестны; они изредка встречаются у низших позвоночных и весьма обычны у беспозвоночных, особенно у насекомых. Существует два типа партеногенеза: облигатный (т.е. обязательный) и факультативный. Первый свойствен видам, у которых самцов либо нет совсем, либо они редки и не способны функционировать. К таким видам относятся некоторые тли, палочники, сверчки, бабочки; популяции без самцов изредка встречаются у рыб, например у серебряного карася. При факультативном партеногенезе яйца могут развиваться как партеногенетически, так и в результате оплодотворения, причем партеногенетическое размножение может преобладать в условиях, когда слишком редки контакты разнополых особей, например на границе ареала распространения вида. Известен также циклический партеногенез, при котором размножение с участием обоих полов чередуется с партеногенетическим. Например, многие виды тлей.

42 Синквейн 4 1.Партеногенез 2.Негенетический, редкий 3.Не оплодотворяется, развивается, распространяется 4.Особый вид размножения 5.Размножение

43 Рис.5. Один из этапов проникновения сперматозоида в яйцеклетку при оплодотворении Рис.6. Схема оплодотворения. При слиянии сперматозоида и яйцеклетки в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом

48 Такая форма полового процесса у простейших, когда две клетки не сливаются в одну, а взаимно обмениваются частями своих ядер, называется конъюгацией. После конъюгации инфузории расходятся, у них восстанавливается их нормальное строение, и тогда они снова начинают размножаться делением.

50 При половом размножении происходит образование гамет, или половых клеток. В отличиегамет от обычных клеток эти клетки обладают гаплоиднымгаплоидным (одинарным) набором хромосом. По сходству- различию возникающих гамет между собой выделяют несколько типов гаметообразования: изогамия гаметы одинакового размера и строения, со жгутиками изогамия гетерогамия или анизогамия гаметы различного размера, но сходного строения, со жгутикамианизогамия оогамия гаметы различного размера и строения. Мелкие, имеющие жгутики мужские гаметы, называются сперматозоидами, а крупные, не имеющие жгутиков женские гаметы яйцеклетками. оогамиясперматозоидамияйцеклетками

52 Эволюция размножения шла, как правило, в направлении от бесполых форм к половым, от изогамии к анизогамии, от участия всех клеток в размножении к разделению клеток на соматические и половые, от наружного оплодотворения к внутреннему с внутриутробным развитием и заботой о потомстве.

53 9 класс Размножение и развитие

56 Самцами рождаются, а мужчинами становятся

57 Настоящий мужчина вырастает из какого мальчика.

58 Настоящий мужчина отличается тем, что принимает решения и берет на себя ответственность за них. Настоящий мужчина вырастает лишь из того мальчика, который уважает женщин. Например, в походах должно быть правилом, когда мальчики переносят девочек на руках через ручей. А самое главное – мальчиков нужно ставить в такие ситуации, когда они должны принимать решения и брать на себя ответственность.

62 Проблемы пола и взаимоотношения полов нельзя сводить только к биологическим проблемам, что стало бы их грубым упрощением и искажением. Способность продолжить свой род - прекрасный дар, которым обладают все живые организмы, в том числе и человек. У животных, человека и растений различают мужской и женский пол. Чтобы дать начало другому организму, мужская половая клетка должна соединиться с женской.

63 Половой процесс может осуществлять обоеполыми организмами и даже организмами, у которых вообще нет мужских и женских половых клеток. Например, хламидомонада. Зачем нужен половой процесс?

64 ЖЕНЩИНА МУЖЧИНА Х Х Х У х у х х х х х у

65 БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ Взрослая форма ПочкованиеДеление Вегетативное размножение Споро- образование Потомство Развитие Взрослая форма БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ Мужская особь Взрослая форма Женская особь Гаметогенез Оплодотворение Мужская гамета Зигота Гаметогенез Женская гамета Партеногенез Развитие Взрослая форма Размножение, или самовоспроизведение–свойство всех живых организмов, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

67 Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Мы проходим свой путь от рождения до смерти, и ни кто не может остановить мгновенье. Наше тело вначале растет, развивается, а потом увядает, дряхлеет. И то, в каком состоянии находится организм, определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Человек задает себе вопросы: счастлив ли он; нравится ли ему дело, которым он занимается; Дороги ли ему люди, которые его окружают; чего он достиг за свою жизнь и стоило ли этого добиваться.

68 Биологическая роль живого существа оставить после себя потомства. Человек имеет право на жизнь, здоровье, деторождение. Именно осуществляя свою роль – деторождение каждый индивидуум развивается по определенный программе, заложенный в специальных структурах – половых клетках (гаметах). В силу уникальной роли половых клеток в онтогенезе – давать начало развитию нового организма – особое значение приобретают вопросы патологии гамет. Нарушение, произошедшие в половых клетках могут явится в причиной бесплодия. Врожденной детской патологии, различных наследственных заболеваний, что очень опасно для популяции человека в целом.

69 Общество, и прежде всего родители обязано осознать всю ответственость перед детьми за их жизнь и здоровье, в том числе репродуктивное. Они должны знать доступную нформацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем плода, об этапах развития ребенка. Таким образом, злоупотребление подростками спиртными напитками, курением, наркотиками, половая невоздержанность не проходит бесследно для будущего потомства. Перечисленные увлечения пагубно отражаются на здоровье подростка в целом и часто необратимо расстраивают их гаметогенез, возможность в будущем иметь здоровых детей. Заботиться о здоровье потомства – значит заблаговременно охранять свое здоровье! Заботиться о здоровье потомства – значит заблаговременно охранять свое здоровье! 9 класс подводит итоги урока



Биология


1

Ответы

1) . Существительное: гидра-полип ·
2). Прилагательное: многоклеточное, пресноводное, кишечнополостное
3) . Глагол: питается, дышит, размножается ·
4 ). Предложение: Пресноводная гидра – одиночный полип, многоклеточное животное, тип Кишечнополостные, питается, дышит, размножается бесполым и половым способами, способна к регенерации ·
5). С лово – обобщение: Кишечнополостные.

Синквейн на тему Размножение

размножение
вегетативное и половое
образуются, делятся, развиваются
обеспечивает непрерывность и преемственность жизни
воспроизведение

Данный урок является первым в теме: “Размножение”. В последующем, знания, полученные на этом уроке, помогут сравнивать различные способы размножения. Этот запас знаний позволит обучающимся выйти на уровень обобщения особенностей жизнедеятельности организмов.
Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника Н.И. Сонина “Биология 6 класс. Живой организм”.

Цель урока: изучение основных особенностей форм бесполого размножения организмов.

- иметь представление о разнообразии способов размножения организмов;

- понимать биологическое значение бесполого размножения организмов;

- знать особенности бесполого размножения организмов;

- отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами;

- организовать самоконтроль полноты и правильности полученных знаний и способов действия, а также самооценку своей работы на уроке;

- продолжить формировать умения: применять свои знания на практике;

- использовать различные источники информации в процессе поиска решений;

- воспитывать бережное отношение к растительному миру планеты;

- продолжить формировать умения: слушать собеседника, работать самостоятельно и в группе; развивать память, пространственное мышление и логику;

- воспитывать культуру общения;

- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека;

- формировать интерес к предмету;

- снять напряжение на уроке.

Учащиеся должны знать:

биологическое значение размножение организмов;

особенности бесполого размножения.

Учащиеся должны уметь:

размножать комнатные растения вегетативными органами;

работать в программах Microsoft Office.

  • Обучающиеся должны усвоить понятие “бесполое размножение”.
  • Повышенная активность деятельности обучающихся.
  • Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
  • Самостоятельный поиск обучающимися решения поставленной задачи.

Основные понятия и термины урока. Размножение, бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, споры, почкование, половое размножение, фрагментация, вегетативное размножение.

1) по источнику передачи информации: словесные, наглядные (ИКТ, ЦОР, ЭОР);
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: частично - поисковые, репродуктивный;
3) по стимуляции интереса к обучению: создание проблемной ситуации, акцентирование внимания на практической значимости получаемых знаний;
4) методы контроля - самоконтроль.

Эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, организация групповой работы.
Методы и приемы выбраны обоснованно в соответствии с целями урока и возможностями обучающихся.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Н. И. Сонина. “Биология. Живой организм 6 класс”; комнатные растения; компьютерная презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; макбуки; горшки с землей, стаканы с водой, резиновые перчатки; тесты; дидактические разработки; интернет-ресурсы.

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы будем вести записи на маршрутных листах. Для этого подпишите их в правом верхнем углу.

Ученики: подписывают свою Ф.И.

2. Стадия вызова. (Звучит лирическая музыка)

Учитель: У вас на листах под цифрами записаны вопросы-загадки. Ответив на них, вы сформулируете тему нескольких уроков.

1. Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле?

2. “Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.

3. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов.

4. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова.

5. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?

6. Нарушение какого процесса приводит к вымиранию видов растений и животных?

7. Определите механизм, обеспечивающий непрерывность существования и увеличения общей численности особей разных видов.

8. Воспроизведение себе подобных.

Учитель: На листах записываем тему “Размножение”.

Ученики: записывают тему на листах.

Учитель: Используя материал Интернет-ресурсов, ответьте самостоятельно на вопросы: Что такое размножение, какие бывают виды размножения? И заполните схему на листах.

Ученики: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просматривают анимацию “Размножение”, отвечают на вопросы и заполняют схему на листах. – проверка на слайде. (Слайд 3)

3. Стадия осмысления.

Учитель: Существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножение. Итак, тема урока “Бесполое размножение”. Запишите на листах. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока на листах.

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цель. (Слайд 5)

Учитель: Чтобы достигнуть цель урока, какие задачи нужно поставить?

Учитель: При изучении нового материала мы будем заполнять таблицу (Слайд 6) “Формы бесполого размножения”.

Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Процесс деления у эвглены зеленой” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 7)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Почкование – форма бесполого размножения” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 8)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Третья форма бесполого размножения – спорообразование. (Слайд 9)

Задание: Запишите организмы по материалу слайда. Время – 30 сек.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Четвертая форма бесполого размножения – фрагментация. (Слайд 10)

Задание: используя материал учебника на странице 128 последний абзац, заполнить таблицу. Время – 2 мин.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Пятая форма бесполого размножения – вегетативное размножение. (Слайд 11) Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.

Задание: дописать вторую графу по материалу слайда.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: (слайд 12) Теперь переходим к практической части.

“Вегетативное размножение комнатных растений”

Цель: освоить способы действия при вегетативном размножении комнатных растений.

Оборудование: горшок с землей, стакан с водой, резиновые перчатки.

1. Наденьте резиновые перчатки.

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите часть растения в почву.

4. Присыпьте землей.

5. Аккуратно полейте.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод. (заполните таблицу)

Ученики: выполняют практическую часть, записывают, отвечают устно.

Учитель: Назовите особенности характерные для бесполого размножения. (Слайд 13)

1) При бесполом размножении принимает участие только одна особь.

2) Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией.

3) Преимущество – быстрое увеличение численности.

Задание: на листах допишите недостающее.

Ученики записывают, отвечают устно.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 14)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 5), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Закрепление. (Слайд 15)

Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. (читает ученик вопрос-загадку с номером 1) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Учитель: Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить творческое задание - написать синквейн. Правила написания синквейна вы уже знаете. Ключевое слово синквейна - размножение.

Учитель: Итак, я вижу, синквейны, готовы. Пожалуйста, прочитайте их.

Учитель: Спасибо вам за такие замечательные произведения! (Слайд 16)

Учитель: И в заключение позвольте подарить вам синквейн, посвященный нашему уроку:

В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.

Учитель: Достигнуты ли цели и задачи урока? Давайте их вспомним. (Слайд 17)

Ученики отвечают устно.

Онлайн-книги

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Проблемно – практическое занятие по биологии

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

ТИП занятия: комбинированный

(изучение нового материала и его первичное закрепление).

Цели по содержанию:

Образовательная –

Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от способов вегетативного размножения.

показать его разнообразие и роль в жизни растений, а также в хозяйственной деятельности человека

Развивающая – а) Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.

3.Воспитательная: Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательный деятельности.

Конечный результат: Всесторонне развитая личность и социализация.

Методы обучения: частично-поисковый, эвристическая беседа

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства Обучения:

Учебник В.В. Пасечник Биология 6 класс: Бактерии. Грибы. Растения.

С D - Комнатные растения

Алгоритм работы на уроке

Ввод в проблему – стадия вызова

Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о вегетативном размножении растений (Учащиеся записывают на листах бумаги всё, что знают о растениях)

Осмысление ситуационной задачи и недостаточности знаний для полного представления о вегетативном размножении у покрытосеменных растений, а следовательно расселении и получении новых растений.

Естественное ВР (беседа на основе гербарного материала, выполнение схемы, значение: преимущества и недостатки: Естеств. вегет. размножения.

Читайте также: