Сингапурские технологии в детском саду

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Дата публикации: 14.06.2018

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования, как первой ступени образования в системе непрерывного образования.

Цель дошкольного образования сегодня – успешный, конкурентно способный воспитанник. Для достижения этой цели педагоги должны не только снабжать детей теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества, а так же навыкам критического и креативного мышления.

Совместная проектная и исследовательская деятельность, работа в команде, формируют положительные качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры дошкольника, отвечающие современным потребностям общества. Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в детском саду заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.

Обстановка на занятиях с использованием Сингапурских обучающих структур способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Новые методы развивают личность каждого воспитанника, заставляют его думать, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. Практика показывает, что Сингапурские методы развивает в детях жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

В каждой из структур между детьми присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.

Таким образом, используя Сингапурские обучающие структуры в образовательной деятельности, повышается мотивация к обучению, познанию нового. Что ведёт к более эффективному освоению образовательной программы ДОУ и развивает успех у дошкольника.

Достижения образовательного учреждения:

Всего обучились 24 воспитателя, 12 специалистов детского сада (учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию и плаванию, педагог-психолог, воспитатель по обучению татарскому языку, старший воспитатель и заведующий детским садом. С сентября 2017 года педагогический коллектив стал активно применять в практике Сингапурские образовательные структуры. С педагогами были организованы взаимопосещения, консультации, тренинги по применению Сингапурских технологий.

В течение года были проведены коучинги, семинары-практикумы, мастер-классы, как в рамках дошкольной организации, так и в рамках городского и республиканского масштабов. За учебный год мы увидели эффективность применения инновационных педагогических технологий по данной программе у детей старшего дошкольного возраста. Наши воспитанники стали более коммуникабельными, они активно взаимодействуют друг с другом, креативно и критически мыслят. Об этом свидетельствует мониторинг, который проводится 2 раза в год.


Цель мастер - класса: Представление в активной форме опыта работы по использованию элементов сингапурской технологии на уроках русского языка. Задачи: 1.Мотивация педагогов к овладению методикой сингапурской технологии. 2.Совместная отработка методических приемов по внедрению сингапурской технологии. 3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Содержимое разработки

Сингапурская методика обучения

Цель мастер - класса:

Представление в активной форме опыта работы по использованию элементов сингапурской технологии на уроках русского языка.

1.Мотивация педагогов к овладению методикой сингапурской технологии.

2.Совместная отработка методических приемов по внедрению сингапурской технологии.

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.

Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развития школьного образования. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.

В основе сингапурской технологии лежит командная работа, которая основывается на создании комфортной психологической атмосферы.

Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.


При обучении по сингапурской методике дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250

1. Структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.



Фрагмент урока: организационный момент.

Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).



Этот фрагмент урока может выглядеть следующим образом.

Учитель дает задание:

- Сейчас мы должны вспомнить все об имени существительном. Посередине запишите понятие имя существительное. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, характеристику, вопросы, примеры и антипримеры. Каждый выполняет самостоятельно (5 минут). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2 и т.д. После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры. Определение: имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Характеристика: изменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Примеры: город, мальчик, река, друг, газета. Антипримеры: прыгать, сильный, пушистый, весело.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

Нейропсихолог, педагог-психолог с международным опытом (Болгария, Кипр, Мальта, Финляндия, Сингапур), мама двоих детей.

Сады в торговых центрах, уроки на двух языках и занятия по осознанности – наш автор Лена Мазурова рассказывает, как устроено дошкольное образование в Сингапуре.

Мы переехали в Сингапур по работе мужа, когда нашей старшей дочери Ане было почти 3 года. Недели две пожили как туристы, объездили знаковые места, потусили на всех крутых игровых площадках и стали искать садик.

Поначалу запутались в понятиях: есть kindergarten (пребывание до обеда), childcare (детсад на полный день), а также международные школы, куда берут с четырех лет (у малышей есть расписание, уроки, но нет свободной игры).

© Из личного архива автора

Реджио-подход

Мы просмотрели порядка 20 учреждений. Первое, что бросается в глаза: садики могут располагаться в торговых центрах, на первых этажах офисных зданий без своей территории. То есть ребёнок все время находится в закрытом помещении. Конечно, при постоянных плюс 30С (в сезон дождей бывает + 26С, когда все достают тёплые кофты) и очень большой влажности не погуляешь 3-4 часа на улице. Но сидеть в здании весь день - так себе перспектива.

Мы остановились на Islander Preschool на острове Сентоза. Прежде всего, из-за Реджио-подхода. Это формат обучения или развития, при котором учитываются не просто потребности, но и создаются условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. В основе Реджио-педагогики лежит свободная игра. Вместо готовых пластиковых игрушек, малышам предлагается создать что-то самим из природных материалов. Для меня, как детского психолога, это огромный плюс. Приятный бонус садика - огромная площадка во дворе с кроликами и павлинами.

© Из личного архива автора

Рис с рисом

Утро в детском саду начинается с медицинского осмотра - измеряют температуру, смотрят, есть ли сыпь и отечность глаз. Здесь нет озабоченных родителей, которые оставляют детей с соплями дома. Нет, сопли - не болезнь. Когда мы только начинали ходить в сад, малыши бегали босиком, но потом случилась вспышка HFMD (hand foot and mouth disease) - аналог коксаки, и дети стали носить сменную обувь.

Вообще в Сингапуре абсолютно другой климат и другие болезни. Например, распространена аллергия на плесень - везде кондиционеры на +19С и в учреждениях не всегда хорошо их чистят.

© Из личного архива автора

Огромный плюс Islander - питание. Во многих садах нужно давать перекус с собой, а здесь предусмотрен полноценный завтрак/обед/полдник/фрукты. Еда для людей, живущих в Азии, более чем понятна, но у нас сначала она вызывала шок. Курица с рисом, рыба с рисом, рис с рисом, отсутствие супов. Удивительно, но для Ани это не было проблемой, она никогда не жаловалась на еду. Тем более, что на завтрак чаще всего давали хлопья разных видов и оттенков. Ну и сладкого, конечно, тут тоже хватает. Часто дети сами готовили себе еду - панкейки, например. Это тоже все особенности Реджио-подхода.

© Из личного архива автора

В садике была насыщенная жизнь: детей возили на экскурсии, организовывали студии после уроков – например, театральное мастерство или невероятно крутой класс mindfullness по осознанности и наполненности.

© Из личного архива автора

Синглиш-инглиш

Обучение ведётся параллельно на английском и китайском языках. В Сингапуре даже существует официально признанный диалект - синглиш (смесь английского и китайского). Вначале немного непонятно, но потом привыкаешь и даже понимаешь, о чем говорят таксисты.

Сингапур - многонациональный город, где уважают все религии и народы. Раз в год проходит Racial Harmony Day, когда каждый может прийти в национальном костюме своей страны и принести блюдо, которое есть только у вас на родине. Мы взяли гречку (ее практически никто не ел), сделали винегрет - кто-то даже попробовал, и конфеты (они были в не конкуренции). Наверное, такое уважительное отношение к многокультурности - один из самых больших плюсов для ребёнка.
Для учащихся организован школьный автобус, но мы не пользовались, потому что уходит он из нашего кондоминиума слишком рано (около 8 утра, а мы приезжали обычно на час позже). Ехать на машине около 15 минут (на фото как раз наш кондоминиум Reflections at Keppel Bay).

© Из личного архива автора

Ещё из приятного для меня как мамы - отсутствие родительских собраний, только встреча тет-а-тет с учителями раз в семестр. Честно, никогда не могла понять смысла сидеть и слушать про успеваемость других детей. Здесь же тебе говорят конкретно про твоего ребёнка, про его успехи и трудности, спрашивают совета и открыты к диалогу всегда.

© Из личного архива автора

Из не очень приятного - стоимость сада. Islander обходился в 5964 сингапурских долларов в семестр (примерно 287 000 рублей) или 1,2 млн рублей в год.

Аня ходила в садик с удовольствием и даже сейчас вспоминает о нем с теплотой и радостью. Что касается меня, я рада, что у нас в жизни случился Сингапур. Но я не меньше счастлива вернуться в Москву. В город, где сервис 24 часа, есть смена времён года и после дождя чувствуешь свежесть.

Шадрина8_ЖЖ



Дошкольное детство как гарант благополучия нации
История сингапурской системы дошкольного образования совсем короткая. До 2000 года ее фактически не было: разные организационные формы в этой сфере возникали по инициативе частных лиц и церкви. Кто-то занимался присмотром и уходом, кто-то создавал детский сад, подготовительный класс или образовательный центр, дававший малышам азы академических знаний. Мест не хватало, росли очереди, между родителями существовала высокая конкуренция. При этом никакой специальной квалификации для работы с детьми дошкольного возраста не требовалось. В Сингапуре было трудно быть маленьким ребенком.

С 2001 года правительство обратило внимание на подготовку учителей для дошкольных организаций. Было решено, что все учителя, идущие работать в детские сады, должны быть дипломированными специалистами.
Сегодня в Сингапуре насчитывается 1600 детских садов и центров для детей дошкольного возраста. Практически все они частные (некоторые – под управлением религиозных организаций или частных фондов). В текущем году решением правительства Сингапура было открыто пять государственных детских садов при школах. Хотя дошкольное образование не является обязательным, 97% детей посещают дошкольные организации.

Кто работает с детьми
В январе 2001 года в Сингапуре был создан Preschool Qualification Accreditation Committee (PQAC) для педагогического образования и аккредитации персонала, работающего в детских дошкольных организациях. Это своего рода политехникум (типа нашего среднего профессионального образования), по окончании которого выпускник получает диплом, позволяющий ему работать в системе дошкольного образования – учителем, младшим учителем, а также специалистом по ИЗО или музыкальным руководителем. Управляет этой организацией Министерство образования совместно с Министерством социального и семейного развития. Таким образом, уже 13 лет дошкольные учителя Сингапура имеют эффективный учебный маршрут. К слову сказать, на должность учителя в детском саду обычно существует небольшой конкурс.
В детских садах в основном все занятия проводят учителя. Они должны владеть технологиями обучения детей работать самостоятельно как в малых группах, так и в больших коллективных проектах. Например, при посещении детского сада при Церкви Св. Якова (директор – Жаклин Чанг) мы увидели не только коллективную деятельность, связанную с осуществлением таких больших проектов, как построение самолета или создание общего панно из пуговиц, но и множество мини-проектов, реализуемых группами по 4–5 человек.
Совершенно случайно мы попали на обсуждение фильма про отдых своей семьи на природе, который самостоятельно срежиссировал и снял шестилетний мальчик. Дети с интересом смотрели и обсуждали представленный творческий продукт. Директор Жаклин Чанг пояснила: проектом становится все, что вызывает интерес у ребенка – будь то пчела, залетевшая на участок детского сада, или поваленное ветром дерево. Задача педагога заключается в том, чтобы услышать вопрос ребенка и поддержать проявившийся интерес и инициативу. На вопрос, как им это удается, Жаклин Чанг ответила, что первый год для педагога, приходящего на работу в детский сад, – это год стажировки. Они также работают с детьми, но старшие учителя им помогают, направляют. Поменять не только методику обучения, но и менталитет учителей, привыкших быть лидерами на уроке, было не просто, но им это удалось.

Вывод
Необходимо признать, что единственным источником экономического процветания Сингапура – города-государства, практически начисто лишенного природных ресурсов – является его народ. Поэтому вся государственная политика направлена на человека, на создание оптимальных условий для его личностной, социальной и профессиональной самореализации. Общество стремится окружить нежной, но требовательной заботой каждого своего гражданина буквально с момента рождения.
Роль системы дошкольного образования в этом общем деле исключительно велика. Конкурентная среда, качественное обучение педагогов, тесная связь с семьей, государственная поддержка позволяют ей не просто развиваться, но и двигаться вперед семимильными шагами, выступая одним из важнейших гарантов благополучия страны в XXI веке.

Читайте также: