Символ урожая в белорусском орнаменте

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024



Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Декор и цвет костюма играли очень важную роль. Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам, а также рушникам – полотенцам. Наши предки общались не только с людьми, но и с богами, духами, прародителями, и своим обликом человек должен был дать всем им представление о том, кем он является, поэтому в одежде заключалось много смысловых уровней. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Прежде всего, одежда должна была защищать своего владельца, в том числе и в магическом смысле. И это отражалось уже в цветах, которые использовались при создании костюма. Черный и белый цвета символизировали добрые и враждебные силы, цветом человеческой жизни был красный. В своей одежде человек пытался примирить и уравновесить эти силы в своей жизни. Белое плотно – белый свет, черная полоса – потусторонние силы, красный орнамент вышивки – жизнь, солнце, мироздание. Иногда в узоры добавляли песочно-желтого, светло-зеленого и голубого цветов. Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубые тона производят впечатления лёгкости, чистоты. Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину. Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных растений, без которых немыслима жизнь на Земле. Цветовые особенности вышитых узоров резко отличали одежду различных сел или больших районов, являясь результатом развития народной культуры в этих местах.






Большое значение в народе придавалось поясу. Он служил оберегом, талисманом и охранял человека от всего дурного. Женские пояса были плоскими с узором из ромбов, перекрещивающихся линий, косых крестов и зигзагов, длиной до пяти метров. Мужские, как правило, были витыми, плетёными или ткаными. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса. Использовалось несколько видов орнамента: геометрический, состоящий из геометрических элементов, зооморфный орнамент, изображающий стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных, иногда подобный орнамент называют звериным стилем, и антропоморфный орнамент, который в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Еще один вид орнамента – растительный, использовался сравнительно мало.


Геометрический орнамент является одним из древнейших. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими предками атмосферного явления. Символика орнаментальных вставок на одежде, была связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли.


Другие очень устойчивые геометрические элементы – крестообразная фигура (разных вариантов), круг, квадрат, розетка. Вышивались на женской одежде (рукава, воротник, подол). Громовник – шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Знак Грома и Перуна. Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

Перекрещивающиеся прямые, срастающиеся в одну, или перекрещивающиеся прямые – знак союза двух начал: женского и мужского.

Более сложную группу представляют зооморфные и антропоморфные орнаменты. Традиции существовали в двух мирах – мужском и женском. Пересекались эти миры в свадебных, родильных и земледельческих обрядах. Знаки солнца, земли, огня, стилизованные кони, дикие звери, хищные птицы, петухи, вышитые или вытканные на рубахе, определяли магию мужского мира. Лев – символ божественной силы, власти, величия солнца и огня. С ним связывали ум, благородство, отвагу, гордость, справедливость. Смысл орнамента на женской одежде соответствовал виду деятельности хозяйки. Потому подолы с полосками узоров определенного значения просто менялись от работы к работе. Их пришивали к стану рубахи. Традиционно женские мотивы орнамента – это знаки воды, луны, плодородия, и изобилия, стилизованные олени и кони, как носители солнечной силы, птицы и женские фигуры. Основные виды животных в вышивке: олень (лось), кони, лев (барс).


Олень был очень почитаем (вспомним легенду об олене – золотые рога) и по представлениям крестьян, приносил счастье и веселье. Вышивался на подоле женской сорочки, женских фартуках и полотенцах. Символ красоты и солнца.

Частым сюжетом русской вышивки является кон ь. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла.


Птица была одним из наиболее распространенных мотивов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображались в сложных архаических сюжетах, рядом с древом или женской фигурой, помещались на корпусах коней и под ними. Птицы могли составлять самостоятельный орнамент вышивки, если помещались попарно на подоле рубахи или платья. Во многих образах все же можно определить конкретный вид птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники – особенно орел. Водоплавающие птицы представляли водную стихию, в вышивке под птицами нередко проводится зубчатая волнистая линия, как бы изображение воды, и в то же время они были связаны с солнцем, совершавшим свой дневной путь по океану на солнечной ладье. И зображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света. Птицы предсказывают будущее, сулят урожай, богатство, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. Их изображениями чаще всего украшают подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца. Каждая птица имеет свое значение: павлин – это птица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную энергию; соколы, петухи, голуби – символы молодожёнов. Характерной чертой свадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу. Голуби либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи. Орнаментальный мотив птицы на дереве перекликается с песенными образами. В песнях нередок мотив вещей птицы, предсказывающей хорошее будущее. Выражена в орнаменте и идея материнства – птенцы изображаются внутри птицы или окружают ее. Нередко птицы располагаются по сторонам круга-розетки, и вся композиция насыщена знаками солярной символики.


Петух и курица издавна почитались славянами. Предвестник зари и света – петух связывался с представлениями о солнце и издревле почитался как его священная птица. Не случайно в вышивках петух, как и конь, нередко сочетался с кругом-солнцем. Его связь с огнем, домашним очагом выражена в представлениях крестьян вполне определенно. Крик петуха в полночь играл магическую роль. Петух – священный мужской знак. В качестве символа мужского начала он частый элемент в охранных узорах на свадебных рушниках, но только в том случае, если он вышит красными или светлыми нитями. Черный петух вышивался на других обрядовых полотенцах как знак смерти и потустороннего мира, символизирующий воскрешение из мертвых и вечный круговорот в природе. Велико значение петуха и курицы в свадебной обрядности. Петух и курица связаны были с магией плодородия. На вышивках они чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде.


Центральное место в орнаментах на народной одежде занимает Мировое древо. Воплощение центра мироздания, символ союза стихий. В нем заключена гармония жизни: миры Прави ( ветви древа достигают неба) и Нави ( корни – знак подземного мира) находятся в равновесии, а Явь ( ствол, где мир людей ) – это мост между ними. На головных уборах, рубахах, в женских костюмах изображалось оно: древо жизни, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим: корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим: древо рода, родословное древо. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Наши предки связывали образ древа с центром Вселенной. Причудливое, с раскидистыми цветущими ветвями вечное древо жизни воплощало плодоносную силу живой природы. Древо является сложным составным орнаментом. Деревья вышивались в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными, длинными ветвями, нередко с корнями (двумя или тремя) или на треугольном основании, которое можно считать корнями, изображенными обобщенно. Древо являлось центром композиции, к которому были обращены животные, птицы. Дерево становилось объектом поклонения всадников или всадниц. Древо жизни могло вышиваться на различных вещах крестьянского обихода: полотенцах, простынях, скатертях, но могло применяться и в одежде мужчин (на поясах), женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Особенно часто мотив древа жизни встречается на предметах свадебного обряда. Это символ жизни, рая, связи поколений.


Рожаницы – древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода, олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы, в них воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины. Для фигуры роженицы характерны широко раскинутые руки и ноги (поза лягушки). Фигуру часто окружают лоси (кони), а в руках роженица держит птиц. Иногда птицы изображены в верхнем (небесном) ярусе. Рожаница изначально являлась женским символом. Рожаницы отвечали за женское начало всего сущего, олицетворяли животворящие силы природы и таинство рождения. Они могли подарить женщине телесное обновление, обрести физическую красоту.


Символическое изображение природы, силы Матери-Земли – это М акошь – богиня судьбы, прядущая путь души в земном воплощении, богиня-Мать и богиня-рожаница, попечительствующая деторождению, в этой ипостаси предстающая как хранительница рода и домашнего очага. Она почитается как богиня земного плодородия, водной стихии и исконно женских ремесел . Макошь является дочерью бога Рода – как женская ипостась созидающей силы творца мироздания. Она покровительствует женщинам хозяйкам и изображается на различной хозяйственной утвари, полотенцах и женской одежде. Изображается в виде женской фигуры и относится к солярной символике.


Повезло тем, у кого сохранился заветный бабушкин сундук со старинными нарядами и вышивками. Тот, кто когда-нибудь носил подлинный народный костюм, хорошо поймет, о чем я говорю. Сразу выпрямляется спина, гордо поднимается голова и хочется двигаться плавно и несуетливо. И вышитое полотно тепло обнимает тебя, как будто и впрямь оберегает. Недаром модные кутюрье снова и снова возвращаются к народным истокам, создают этно-коллекции. В том числе, и на основе русского народного костюма. Конечно, это стилизация. Традиционные русские узоры не просто копируют, а стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами.

В 2015 году Valentino выпустил модную коллекцию, вдохновленную народными русскими и украинскими костюмами. При создании этих костюмов использовалась ручная вышивка, представляющая собой стилизованные геометрические и цветочные орнаменты, древа жизни и другие узоры.

1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. – М.: Советская Россия, 1990.

4 Тверская вышивка в собрании Загорского музея / Под ред. Т. Ю. Клюевой. – М.: Советский художник, 1982.


1 комментарий по теме “ Символичные узоры рушников ”

Па рацэ далёка рушнiкi плылi)))

Добавить комментарий Отменить ответ

Мы в социальных сетях

Лента новостей

Сложно ли на факультете журналистики?

ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Образы женщин в рекламе

Мэйсон Гринвуд. Молодая звезда футбола или насильник-убийца

На Восток и на Запад. Самые громкие трансферы белорусских футболистов

О сайте


Статистика

Главный редактор сайта: Виктория Игоревна Грибкова
220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9-301
+375-17-259-70-32


Вот значения некоторых из узоров:
1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

YouTube
Instagram

Накануне Дня Независимости в Минске пройдет большой молодежный праздник — День вышиванки, ставшей своеобразным символом патриотизма и любви к своей стране. Многие ее любят за стильность и уникальность, ведь каждый вышитый на ней узор имеет свое значение.


ФОТО ТАТЬЯНЫ СТОЛЯРОВОЙ.

Одна из участниц праздника, мастерица-вышивальщица Октябрьского районного дома ремесел Наталья Молокович, посвящает в особенности белорусской символики:

— Белорусский орнамент — это традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий. Это своеобразный культурный шифр народа, служивший оберегом. Белый цвет символизирует чистоту. Красный — цвет солнца и крови как символа жизни. Черный олицетворяет землю. Орнамент помещают только на определенных частях одежды: у женщин это воротник, рукава и манжеты, у мужчин — манишка, воротник, манжеты и подол рубашки, потому что носят ее навыпуск.





Считалось, что орнамент нужен там, где есть прорехи, через которые может проникнуть зло. Каждый узор несет тот или иной смысл, раскрывает определенную идею.

Один из ключевых узоров в белорусском орнаменте — солнечный знак. Выглядит он как ромб с отростками, рассказывает мастерица:




— Этот символ широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Его вышивали, когда хотели выразить идею расцвета природы и жизни, а также когда у женщины не было детей. Солнце принято изображать как кружочек с точкой посередине. Однако в текстиле кружочек не сделаешь, поэтому он преобразовался в ромб.




Особой любовью пользовался у белорусов образ матери: наши предки прославляли женщину-мать, украшая ее символом одежду.



Приходите, будет интересно!

Читайте также: