Сигнал бедствия место для посадки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

1. Для своевременного оказания помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам, их пассажирам и экипажам используются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности (далее - сигналы бедствия).

2. Перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определяется федеральными авиационными правилами.

Комментарии к ст. 87 ВЗК РФ

Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия. Одновременно включается сигнал бедствия аппаратуры опознавания.

Сигнал бедствия устанавливается единый для всей авиации России и передается по радиотелеграфу буквами "СОС", по радиотелефону - открытым текстом "Терплю бедствие" (при международных полетах - словом "Мэйдей").

Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, обязан доложить о своих наблюдениях. Он также должен сообщить о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и получить указания дальнейших действий.

При невозможности установления связи с руководителем полетов, наблюдавший экипаж продолжает отслеживать развитие событий, связанных с бедствием, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.

Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна. Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации. Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.

В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и, по возможности, берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства. После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.

1) "Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY" при международных полетах);

3) позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, - 3 раза;

4) координаты места бедствия - 3 раза.

Пример: "Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие, Я, 93114, 93114, 93114; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.".

Если позволяет обстановка, то необходимо передать:

характер бедствия и требуемую помощь;

решение командира воздушного судна и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию;

время московское (UTC - при международных полетах).

Одновременно с передачей сигнала "SOS" или "Терплю бедствие" включается сигнал "Бедствие" на аппаратуре опознавания и сигнал "Авария" на ответчике УВД. При полетах вне границ Российской Федерации на ответчике УВД ИКАО устанавливается код 7700 "Бедствие".

Задайте вопрос юристу:

В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.

Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.

Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.

В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.

На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).

Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).

В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-

скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица (рис. 158).

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.

При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).

Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение

посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.

При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.


Посмотрев этот видеоурок, ребята узнают, что такое сигналы бедствия и какими способами их можно подать днём и ночью. Познакомятся со способами привлечения внимания спасательных команд и людей, случайно оказавшихся в районе бедствия. Также мы рассмотрим некоторые правила подачи сигналов бедствия.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сигналы бедствия"

Не стоит забывать, что поход — это не сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно. А иногда и природа преподносит людям суровые испытания — землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары и так далее. Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный ущерб. Напомним, что такие процессы и явления называют стихийными бедствиями — чрезвычайными ситуациями природного характера.

Поэтому главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности.

Однако, как бы тщательно туристы не готовились к походу, часто случаются ситуации, когда срочно требуется помощь. Согласно правилам, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками.

Сигнал бедствия — это международно признанное средство запроса помощи, которое сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.


Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния. Поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь. Именно поэтому путешественнику стоит знать несколько сигналов запроса помощи, которые помогут найти выход из ситуации.

Существует несколько разновидностей сигналов.


Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.

Дымовые. Используются столбы дыма от зажжённых костров.

Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолёт, приблизившийся к земле.

Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.

Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.

Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.

Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, её участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

Если ваш поход проходит на равнинной местности, то можно взять с собой радиостанцию.

Палочка-фонарик, которая работает до 10 часов. Правда свет от неё виден только вблизи.

Сигнальный буй нужен, если бедствие произошло на воде.

Также в водный поход можно взять водный маркер. От него вода становится насыщенно-зелёной или оранжевой.

А зеркало-гелиограф пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии до 20 километров.


У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами.

Самый простой и, наверное, самый древний способ подать сигнал — развести большой сигнальный костёр. С незапамятных времён воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировал об опасности.

Лучше приготовить не один костёр, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга в 30—50 метрах друг от друга и образующие равносторонний треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии на том же расстоянии, являются международным сигналом бедствия.



Возле каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой плёнки, тканью или толстым слоем елового лапника

На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолёта поджигается. Вспыхнувшая крона дерева даёт очень мощный, далеко заметный световой факел. Но применяя такой способ аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность.


Приведём простой пример. В тайге группа туристов сбилась с маршрута. Недельное блуждание по тайге ни к чему не привело — тропа не находилась. Несмотря на строгую экономию, запас продуктов истощался. Несколько раз над тайгой пролетали самолёты. Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не слышал и не видел. Наконец они решились на безумный шаг — соорудили факел-костёр. Однако, они не учли правила пожарной безопасности и случайно подожгли тайгу.

Пожар заметили. И пожарный десант спас туристов. Но сам пожар удалось остановить только через неделю. И ещё неделя ушла на подавление очагов пожара. Несколько пожарных получили тяжёлые ожоги. А оказалось, что туристы находились лишь в нескольких километрах от населённого пункта.

Поэтому, прежде чем сооружать факел-костёр необходимо очистить пространство возле дерева от сухой травы и валежника. Убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны такого дерева-факела расположен крупный водоём. Идеально — если оно растёт на лишённом растительности острове.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костёр подбрасываются сырые ветки, мох и траву. В пасмурную погоду лучше виден тёмный дым — в огонь добавляются зелёные листья, куски резины, покрышки и камеры от колёс автотранспорта, пластик, еловый лапник и сырой мох.

В случае, когда турист заметил сигнал бедствия, то стоит принять необходимые меры для спасения людей, нуждающихся в помощи. Эта миссия заключается в том, что необходимо наиболее точно определить место, откуда поступает сигнал, сформировать и подготовить группу спасения. Эта группа должна состоять из наиболее опытных членов. Они должны взять с собой провиант, палатки, тёплую одежду, спички или огниво. Остальная часть группы должна разбить аварийный лагерь.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку. В общем всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Например, это может быть всем известный международный сигнал бедствия SOS.

А кто-нибудь знает, как расшифровывается данный сигнал? Правильно, никак. Это произвольно выбранная из нескольких возможных буквенных или буквенно-числовых последовательностей, из которых может быть составлен этот девятизнаковый символ, поскольку данная последовательность удобна для запоминания.



Они понятны пилоту и штурману любой страны. Важно правильно их расположить так, чтобы сигнал был виден и с земли, и с воздуха. Для этого придерживаются следующих правил.

Символы не должны быть меньше трёх метров в ширину и десяти метров в длину. Пробельное пространство между знаками — не менее трёх метров. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасательные жилеты. Сигналы международного кода выкладывают и дёрном на траве, и еловым лапником на снегу. Главное правило: чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. То есть на светлой поверхности символы делают тёмными, а на тёмной — светлыми.


При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты, из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.

Через пробитое отверстие нужно наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к Солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.


Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если лётчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.


Лётчик воздушного судна может дать следующий ответ:

Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный c земли, не принят.

Как вы поняли из нашего урока подавать сигнал не так просто, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ваша сигнализация не осталась незамеченной. Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

Если же беды избежать не удалось, то прежде всего не стоит паниковать. Необходимо собраться с мыслями, вспомнить основные сигналы спасения, найти все подручные средства и материалы, которые можно использовать и немедленно приступать к работе. Главное, не отчаиваться и не предаваться негативным мыслям, а стоит выработать позитивный настрой, не прекращать свои попытки и не терять веры!

Подавать сигнал не так просто, как может показаться. Ваша сигнализация может остаться незамеченной. Кроме того, неумение правильно подавать сигналы с помощью некоторых видов табельных средств может стоить вам жизни.

Все средства подачи сигналов бедствия делятся на табельные и подручные (вид средств), а также на звуковые, визуальные и радиосигналы (принцип передачи сигнала). Главная их цель – указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолета продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов.

Табельные средства

Как подать сигнал бедствия без применения специальных средств

При попадании в бедствие в условиях дикой природы не всегда под рукой оказываются предметы, предназначенные для прямой подачи сигнала о помощи. При такой ситуации нужно знать, как подать сигнал бедствия, используя подручные материалы для создания знаков.

Визуальные средства сигнализации

Пиротехнические средства сигнализации. К ним относятся:

Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения:

♦ держите их подальше от себя;

♦ помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

♦ не ремонтируйте их в случае неисправности;

♦ если случилась осечка, не используйте вторично;

♦ всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

♦ находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят;

♦ соблюдайте максимальные меры предосторожности.

Сигнальное зеркало. Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое вы можете следить за объектом.

Сигналы бедствия земля воздух. Сигналы бедствия

Сигнализация необходима для привлечения внимания спасателей, и может понадобиться знание международных сигналов и кодов, чтобы общаться после установления контакта. Размещению и повышению эффективности ваших знаков поможет, если вы будете понимать принципы сигнализации спасателей. Если потерпевшие крушение эвакуируются по воздуху, возможно, придется подготовить место для посадки самолета или вертолета — поэтому здесь описываются подходящие для этого места и те предосторожности, которые необходимы в случае работы вертолета.

Авто- или авиакатастрофа

Если вы находитесь рядом со сломавшейся машиной, севшим на мель судном или совершившим вынужденную посадку самолетом, то они могут предоставить много возможностей для сигнализации. Если пожара не было, то остается топливо, мазут, жидкость гидравлических систем, которые могут гореть. Шины и электроизоляция, положенные в огонь, дадут черный дым. Стекло и хромированные поверхности помогут в качестве зеркал, особенно обтекатели, капоты двигателей и колпаки колес. Спасательные жилеты, надувные лодки и плоты и парашюты имеют яркую раскраску и привлекают внимание. Расположите эти яркие и блестящие предметы вокруг места вашего нахождения там, где они будут наиболее заметны, и вы привлечете к себе внимание. На ночь включите огни, фары и т. п. — или если аккумуляторные батареи разряжаются, то оставьте их про запас на тот случай, чтобы мигать фарами, давать сигналы клаксоном и другими способами привлекать внимание именно в то время, когда увидите пролетающий самолет или признаки потенциальных спасателей.

Огонь и дым

Костер — как огонь, так и дым — отличный способ привлечь внимание. Разжигание сигнальных костров является одной из первых задач, после того как будут решены неотложные проблемы, связанные с первой помощью раненым и обеспечением укрытий от неблагоприятных условий окружающей среды. В большой группе несколько человек должны заняться заготовкой топлива для лагерного и сигнальных костров как можно быстрее. Места для сигналов При размещении сигналов предварительно изучите местность. Для световых сигналов выбирайте высокие места. Если вы находитесь на гребне возвышенности, то простое возведение необычного силуэта, контура, конструкции может при влечь к вам внимание. Если вы выкладываете сигналы на земле, делайте это на горизонтальных участках или на тех склонах, которые с наибольшей вероятностью попадут в поле зрения спасателей, действующих с воздуха.

НА ЗАМЕТКУ Для поиска с воздуха обычно применяется тактика постепенного перемещения осмотра с низких гребней на более высокие. Это создает проблему того, что склоны за гребнем могут оказаться скрытыми по мере приближения самолета. Если сомневаетесь в выборе склона, то сигналы рядом с гребнем должны быть видны, с какой бы стороны ни шел самолет спасателей.

Международные коды

Когда визуальный контакт установлен, то более сложные международные коды -сигналы будут описаны далее — помогут сообщить о ваших основных потребностях, если вербальное общение невозможно. При передвижении спасателей на корабле или самолете, возможно, будет необходимо подготовить место причаливания к берегу или посадочную площадку, и некоторые знания базовых действий во многом помогут обеспечить операцию.

Радиопередатчики

Спасательные надувные лодки, плоты и даже спасжилеты иногда оснащаются радиопередатчиками, которые посылают сигналы о местоположении, хотя они могут быть не очень эффективны на очень больших расстояниях. Многие аварийные передатчики также весьма ограничены в радиусе действия, и, для того чтобы избежать пустой траты драгоценной энергии батарей, их следует оставить про запас до тех пор, пока не появится вероятность того, что их сигнал может быть услышан. Однако если радиосистема мощная, то сигнал бедствия следует послать немедленно и регулярно его повторять. Изучите инструкции ко всем радиопередатчикам, имеющимся в наличии. Бортовые передатчики могут работать на многих волнах, однако некоторые аварийные системы настроены только на частоты сигналов бедствия. В целом портативные приемопередатчики метрового диапазона (VHF), которые используются альпинистами, могут выходить на связь только с радиостанциями в зоне прямой видимости, без препятствий между ними (хотя иногда может быть установлена постоянная ретрансляционная станция на стратегической высоте). Такие приемопередатчики, как правило, настроены на волну горных спасателей, но порядок связи должен быть определен до выхода на маршрут. Если у вас есть работающий передатчик, уточните ситуацию с батареями. Можно ли использовать двигатель транспортного средства для заряда батарей? Выделите для этого определенное количество горючего и спланируйте свои сеансы связи по определенному графику, что гораздо лучше долгого висения в эфире без всякой системы. Если кто-то услышит ваш сигнал, то сможет понять, что его можно ожидать снова.

Подручные средства сигнализации

Отражатели. Для обозначения своего местоположения при отсутствии сигнального зеркала можно использовать косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа. Чем сильнее отполирована пластина, тем дальше виден световой сигнал.

Разложите на холме куски измятой (это увеличит количество отражающих плоскостей) фольги. Или прикрепите фольгу на дереве или шесте на хорошо просматриваемом пространстве, она будет вращаться и подавать сигналы.

Воздушный змей. Воздушный змей тоже может сослужить вам хорошую службу. Сделайте из тонких дощечек раму, натяните на нее тонкую (желательно цветную) бумагу, привяжите к хвосту змея куски фольги и яркие ленточки.

Виды сигналов бедствия

Сигналы бедствия разделяются в зависимости от способа их передачи. Существует несколько способов.

Как выбрать снаряжение для зимнего похода

Как правильно подать сигнал бедствия в лесу

Наземные кодовые сигналы

На открытых участках можно выложить сигналы кодовой таблицы. Самые банальные – HELP и SOS. Размеры одного сигнала должны быть не меньше 3 м. Помните, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Смастерить сигнал можно из подручных средств: обломков самолета, спасательных жилетов, одежды, бревен.

Жестовая кодовая система общения с пилотами

Читайте также: