Сходства и различия животных и растений

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

1. Назовите основные отличительные признаки животных.

Главным отличием животных от растений является строение их клеток. В животных клетках отсутствуют оболочка, вакуоли и пластиды. Животные — многоклеточные организмы. Группы клеток создают различные органы и системы органов. Связь между органами в организме устанавливается нервной системой. Органы чувств помогают ориентироваться в пространстве, искать добычу. В отличии от автотрофных растений, животные являются гетеротрофами. По типу употребляемой пищи животных делят на плотоядных, растительноядных и всеядных.

2. Что общего у животных и растений? Каковы основные различия между ними?

Главное отличие между растениями и животными — строение их клеток. Из общего у растений и животных: некоторые органоиды в клетках. В клетках содержится ядро, цитоплазма.

3. Как вы думаете, что стало бы с животными, если бы их клетки приобрели жесткую клеточную оболочку, как клетки растений?

У животных оболочки клеток очень эластичные, поэтому они могут изменять форму. В то время как оболочки большинства растительных клеток содержат клетчатку, что придаёт им твёрдость и постоянную форму. У хищных животных появились бы проблемы с ловлей добычи, что привело бы к их вымиранию и разрушению пищевой цепочки.

4. Могут ли животные синтезировать органические вещества из неорганических? Ответ обоснуйте.

Животные не могут синтезировать органические вещества из неорганических. Для их синтезирования требуется хлорофилл, содержащийся в хлоропластах. А хлоропласты содержатся только в растительных клетках. Поэтому животные гетеротрофные, они обязаны искать себе пищу. Ибо если бы они могли синтезировать органические вещества из неорганических (были бы автотрофами), то питались бы от света.

5. Распределите животных (белка, лисица, косуля, сова, лось, ястреб) по группам: растительноядные и плотоядные. Запишите группы в тетрадь.

Растительноядные - белка, косуля, лось.

Плотоядные - лисица, сова, ястреб.

6. Рассмотрите рисунок 52. Перенесите схему в тетрадь и вместо рисунков запишите признаки сходства и различия растений и животных.

Слева:
Автотрофы
Постоянный рост
Оседлый образ жизни
Вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород
Содержат ядро, цитоплазму, оболочку, пластиды, вакуоли, мембрану

Центр:
Процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение)
Обладают раздражимостью
Построены из клеток.

Справа:
Гетеротрофы
Рост прекращается
Подвижный образ жизни
Вдыхают кислород, а выделяют углекислый газ
Содержат ядро, цитоплазму и мембрану
Есть нервная система и органы чувств

Между животными и растениями, несмотря на внешние различия, существует много общего.

Сходство растительных и животных клеток обнаруживается на элементарном химическом уровне. Современными методами химического анализа в составе живых организмов обнаружено около 90 элементов периодической системы. На молекулярном уровне сходство проявляется в том, что во всех клетках найдены белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и т. д.

Особенность молекулярной организации растительных клеток состоит в том, что в них находится фотосинтезирующий пигмент – хлорофилл. Благодаря фотосинтезу в атмосфере Земли накапливается – кислород и ежегодно образуются сотни миллиардов тонн органических веществ.

Растениям, как и животным, присущи такие свойства живого, как рост (деление клеток за счет митоза), развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение, причем половые клетки животных и растений формируются путем мейоза и в отличие от соматических имеют гаплоидный (п) набор хромосом.

Клетки и растений, и животных окружены тонкой цитоплазматической мембраной. Однако у растений имеется еще толстая целлюлозная клеточная стенка. Клетки, окруженные твердой оболочкой, могут воспринимать из окружающей среды необходимые им вещества только в растворенном состоянии. Поэтому растения питаются осмотически. Интенсивность же питания зависит от величины поверхности тела растения, соприкасающейся с окружающей средой. Вследствие этого у большинства растений наблюдается значительно более высокая степень расчлененности, чем у животных, за счет ветвления побегов и корней.

Существование у растений твердых клеточных оболочек обусловливает еще одну особенность растительных организмов – их неподвижность, в то время как у животных мало форм, ведущих прикрепленный образ жизни. Именно поэтому распространение животных и растений происходит в разные периоды онтогенеза: животные расселяются в личиночном или во взрослом состоянии; растения осваивают новые местообитания путем переноса ветром или животными зачатков (спор, семян), находящихся в состоянии покоя.

Растительные клетки отличаются от клеток животных особыми органоидами-пластидами, а также развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток. Животные клетки изолированы друг от друга, а у клеток растений каналы эндоплазматической сети через поры в клеточной стенке сообщаются друг с другом. В качестве запасных питательных веществ в клетках животных накапливается гликоген, а в растительных – крахмал.

Форма раздражимости у многоклеточных животных – рефлекс, у растений – тропизмы и настии. У растений встречается как половое, так и бесполое размножение и у подавляющего большинства их существует чередование полового и бесполого поколений. У животных определяющей формой воспроизводства потомков служит половое размножение.

Низшие одноклеточные растения и одноклеточные простейшие животные трудно различимы не только внешне. Например, у эвглены зеленой – организма, стоящего как бы на границе растительного и животного мира, питание смешанное: на свету она синтезирует органические вещества с помощью хлоропластов, а в темноте питается гетеротрофно, как животное. Рост растений почти непрерывен, а у большинства животных он ограничен определенным периодом онтогенеза, после прохождения которого рост прекращается. Бесспорно то, что у современных растений и животных были общие предки. Именно они и послужили общим корнем для эволюционного развития и дивергенции растений и животных.

Формировать знания о различиях и сходствах между растениями и животным, на примерах сформулировать различия и сходства растений и животных..

Формировать знания о живом и неживом.

Формировать умения различать живое от неживого по средствам выделения их свойств.

формировать умения различать живые организмы от неживой природы.

1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. 2.Развивать внимание через работу с предметными картинками.

3. Развивать устную речь, кругозор учащихся.

Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Формировать общеучебные умения: работать в малой группе, проводить самооценку, самоконтроль, выслушать мнение одноклассников, обосновать свои ответы

Учащиеся должны знать: различия и сходство между растениями и животными, признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.

Учащиеся должны уметь: работать с разными видами информации, обрабатывать ее и фиксировать в таблице, применять имеющиеся знания для создания определенного продукта своей деятельности; работать в группе.

1 Организационный момент .

Учащиеся делятся на 4 группы.

Задание 1 группе.

Нарисовать рисунок о том как будет выглядеть растение без света, как будут выглядеть растения в огороде, если их не поливать.

Задание 2 группе.

Подготовить рассказ о медведе, лисе, ласточке по плану:

Что умеет делать?

Задание 3 группе.

Подготовить рассказ о грибах.

На какие 2 группы делятся грибы?

Задание 4 группе.

Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.

2. Подготовка к созданию проекта.

Воспроизведение основных этапов проекта.

Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку- проекту была определена тема урока, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определенное задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа о животных, третья- о грибах, а четвертая группа – эксперты. Эксперты называют цель данной проектной деятельности.

3. Отчет каждой группы о проделанной работе.

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о природных объектах? ( природные объекты делятся на живые организмы и неживые предметы).

На доске картинки: солнце, ромашка, белка.

Как данные природные объекты распределить на 2 группы? (солнце- неживая природа, белка, ромашка- живая природа).

На какие 2 группы делятся неживые предметы?(В неживых предметах можно выделить силы природы и то, что создано руками человека).

На какие 2 группы делятся живые организмы? (Живые организмы делятся на растения и животных).

Что мы узнали на прошлых уроках о живых организмах? ( Живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, растут, размножаются).

Как называются растения, и как называют животных? ( Кормильцы и едоки).

- Вы знаете, что необходимо всем живым организмам- и животным и растениям, поэтому без особого труда выполните игровые задания. Рассмотрев все предложенные изображения каждого ряда и проанализировав их признаки, выделите лишний объект. На свободных линиях напишите, как можно назвать оставшиеся предметы.( учитель предлагает таблицу с изображениями. В каждом ряду один лишний предмет, который учащиеся назовут одним словом: живые организмы, животные, растения.)

- Сегодня на уроке мы будем определять различия и сходство между растениями и животными; повторим признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.

4. Разработка этапов проекта.

- Покажите рисунок, соответствующий словам:

Плачет ребенок в темной кладовке:

Пожелтели завяли листочки,

Исчезла свежесть, красота цветочка.

В темном месте завянет растение и пропадет,

Ведь не ребенок оно- на помощь не позовет.

Дети отвечают на вопрос: Что будет с растением, если поставить его в темное место?

В ы в о д : Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый цвет, болеют и погибают.

- Теперь покажите рисунок, который подходит к следующим строкам:

В огороде много гряд!

Морковь, капуста и салат.

Но никто не прибегает,

Огород не поливает.

Сверху солнышко печет,

А водичка не течет….

- Что будет с растениями, если его оставить без воды?

- Подведем итог работы 1 группы. Для этого мы ответим на вопросы, чем питаются растения? ( растения питаются солнечным светом, углекислым газом, который они поглощают из воздуха, водой, в которой растворены питательные вещества, радуют наш взгляд, пахнут, поднимают настроение).

- Вопрос к учащимся 2 группы: расскажите, что вы знаете о животных. ( учащиеся рассказывают о медведе, лисе, ласточке – чем дышат, чем питаются, что умеют делать).

В Ы В О Д : животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ, питаются растениями и животными, активно двигаются: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают.

В Ы В О Д: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они дышат, как растения и животные, и тоже имеют разный окрас.

- Итак ,без чего же не могут жить живые организмы?

без чего все живое на земле засохнет? ( вода)

что дает свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? ( солнце)

чем дышат живые организмы? ( воздух)

как называется плодородный слой земли? ( почва)

Сходство и различие растений и животных.

Питаются солнечным светом, водой, в которой растворены питательные вещества

Питаются растениями, насекомыми, мелкими животными

Выделяют в воздух кислород. Поглощают углекислый газ.

Выделяют в воздух углекислый газ. Поглощают кислород.

Не двигаются: не умеют ходить, бегать, прыгать.

Двигаются: умеют, ходить, бегать, прыгать.

- Данную таблицу мы создали для того, чтобы ею пользовались учащиеся не только нашего класса, но и других.

Причина сходства растительных и животных клеток - общность происхождения жизни.

Общее в строении растительных и животных клеток: клетка живая, растет, делится. протекает обмен веществ.
И в растительных, и в животных клетках имеется ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи.

Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений.

Клеточная стенка у растений есть ( из целлюлозы )
у животных - нет. Клеточная стенка придает растениям дополнительную жесткость и защищает от потерь воды.

Вакуоль есть у растений, у животных - нет.

Хлоропласты есть только у растений, в которых образуются органические вещества из неорганических с поглощением энергии. Животные потребляют готовые органические вещества, которые получают с пищей.

сходства:
1) растут
2) размножаються
3) едят

различия:
1) размножаються делением (в плане побег отрубил, посадил и он сам по себе растет)
2) "сухопутные" растения (есть же еще и водоросли, они типа морские) ВСЕГДА в земле и на поверхности одновременно, а страус НЕ ВСЕГДА головой в земле. =)
3) растения могут быть гермофрадитами.
4) растениям помогают в оплодотворение другие живые организмы (насекомые) , а животным нет.
5) растение выделяют кислород.

Читайте также: