Шишкин рожь описание картины презентация

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.

1. Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.

2. Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.

3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: фланелеграф, репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.

Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин.

Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец

Методы и приемы:

1. Организационный момент.

2. Беседа о творчестве И. И. Шишкина.

- Посмотрите на наш фланелеграф. Здесь вы видите портрет И. И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года.

3. Рассматривание репродукции картины.

- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

- Какая же все - таки замечательная эта картина.

- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).

- А какое время изображено на картине? (Осень).

- Как вы догадались? (Много желтых красок).

5. Словарная работа.

- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.

7. Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.

- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).

- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).

- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).

- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю).

- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).

10. Итог занятия.

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев[9]), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника[10][11]. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…

Это произведение Шишкин писал, вернувшись из своих родных мест — из Елабуги[2]. Там он неоднократно бывал и в тиши родных знакомых с детства видов черпал вдохновение[3]…

Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его[14]. Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущением тревоги[7]. На горизонте медленно и неотвратимо встают тучи[1]; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога[8]. Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, контрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план[14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы[7][15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

Он тезисно перечислил все то, что хотел изобразить и изобразил, причем изобразил великолепно, мастерски[8].

[8]), и в том же году была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи[8].

, — писал И. Н. Крамской в письме к Илье Репину[2][8].

Оба произведения — картины с одинаковой темой и одинаковым названием — двух выдающихся русских художников-пейзажистов — И. Шишкина и А. Саврасова — вполне сосуществуют. Появление произведения (причем сразу в двух вариантах) А. Саврасова нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это разные выдающиеся картины, и в их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи.

И. И. Шишкин картина Рожь

Работа, которую мы здесь рассмотрим, была написана в 1878 году. Холст, масло. Размеры: 107 × 187 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одной из тех картин, которые в лучшей манере отражают невероятную красоту и глубину искусства художника.

Идея для картины появилась у Ивана Шишкина после посещения Елабуги, где он побывал в 1877 году. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны. Увиденное так вдохновило художника, что он написал картину, которая поразила зрителей своей удивительной красотой. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке, и вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции. С тех пор работа находится в Третьяковской галерее.

На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Дорога, которая начинается на переднем плане и витиевато уходит вглубь чего-либо, характерна как для живописи Ивана Шишкина, так и для живописи многих других художников-пейзажистов. Такой приём предназначен для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь картины. Таким образом зритель может спокойно путешествовать по изображению, при этом не кидаясь взглядом из одной стороны картины в другую. Дорога — как указатель для следования по картине взглядом.

Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны. Старые сосны выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Деревья стоят вдоль дороги, также провожая взгляд зрителя вглубь картины, вплоть до одинокой сосны вдалеке, которая стоит в центре.

Также стоит обратить внимание на сухое, погибшее дерево, от которого остался только ствол и сухие сучья. Есть две версии, почему художник изобразил здесь засохшее дерево. По одной версии, таким образом художник хотел сделать более натуральным этот идеальный пейзаж, приблизить его к реальности. По другой версии, засохшим деревом И. И. Шишкин изобразил свои страдания, которые пережил после потери своего отца, жены и двух детей.

Картина прописана очень детализировано, так что можно рассмотреть каждую травинку на земле, каждую веточку на деревьях.

На картине ясный день, но художник подчеркнул, что собирается дождь. Вдалеке можно увидеть, как надвигаются грозные кучевые облака, которые несут с собой ливень и буйство стихии. Также можно обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю.




История создания картины

Шишкин за работой

Вдохновившись этим видом, художник сделал план местности, а дома в скором времени создал репродукцию.

На полотнах многих русских художников присутствует дорога — как один из символов национальной жизни. Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины. Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. Дорога в данном случае выступает почти метафизическим знаком национальной жизни, обрастая массой подсмыслов и музыкальных обертонов: тут и устремленность к горизонту, за горизонт, мистическая углубленность, и вечное странничество, и… Этот ряд определений можно продолжать до бесконечности.

Настроение картины

История[ | ]

Картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, в том же году была приобретена П. М. Третьяковым у автора[2] (инв. 837).

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

№ слайда 1

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Родился 25 января 1832 г. в гор

№ слайда 2

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье.В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.)

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:талантливому студенту посоветов

№ слайда 3

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Достигнутые успехи позволили Ши

№ слайда 4

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.

Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Были созданы картины «Рубка лес

№ слайда 5

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Дебри881г, холст, масло, 142x93 см Нес

№ слайда 6

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Дебри881г, холст, масло, 142x93 см Несмотря на суровое название, это, пожалуй, один из самых интимных и лирически окрашенных холстов Ивана Шишкина. Картина проникнута особым ощущением таинственности, своеобычной малозаметной прелестью скрытой жизни лесной природы. Глухомань. Невероятно тонко прочувствовал художник незримый рост елей, сосен.

И.И.Шишкин(1832-1898) Дубы. ВечерЭтюд для картины Дубовая роща

№ слайда 7

И.И.Шишкин(1832-1898) Дубы. ВечерЭтюд для картины Дубовая роща"1887г,холст, масло, 42x62 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Рожь1878г, холст, масло, 107x187 см Го

№ слайда 8

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Рожь1878г, холст, масло, 107x187 см Государственная Третьяковская галерея, МоскваОсобенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже.

Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания

№ слайда 10

Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы - туда, в благоухающее царство хлеба. Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Это глубокое заблуждение. Ведь поэзия бывает разная. Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета. Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. (рассказ И.Долгополова)

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Братцево.

№ слайда 11

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Братцево.Этюд к картине "Полдень. В окрестностях Москвы"1866г, холст, масло, 65x59 см Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань

Картины И.И. Шишкина1898 г, холст, масло, 43,3x67,1 Государственная Третьяковска

№ слайда 12

Картины И.И. Шишкина1898 г, холст, масло, 43,3x67,1 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Kартины Третьяковской галереи

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Шалаш1861г, холст, масло, 36,5x47,5 см

№ слайда 13

Картины И.И. ШишкинаИ.И.Шишкин(1832-1898) Шалаш1861г, холст, масло, 36,5x47,5 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Проверяем ответы:

№ слайда 18

Практическое задание на выбор: 1. Сделать презентацию на компьютере по теме «Люб

№ слайда 19

Источники:1. Краткая биография И.И. Шищкина http://shishkin-art.ru/bio2. Краткая

№ слайда 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

№ слайда 21

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Родился 25 января 1832 г. .

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.)

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Достигнутые успехи позволи.

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дебри 881г, холст, масло, 142x93 .

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дебри 881г, холст, масло, 142x93 см Несмотря на суровое название, это, пожалуй, один из самых интимных и лирически окрашенных холстов Ивана Шишкина. Картина проникнута особым ощущением таинственности, своеобычной малозаметной прелестью скрытой жизни лесной природы. Глухомань. Невероятно тонко прочувствовал художник незримый рост елей, сосен.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дубы. Вечер Этюд для картины Дубо.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дубы. Вечер Этюд для картины Дубовая роща" 1887г, холст, масло, 42x62 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Рожь 1878г, холст, масло, 107x187.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Рожь 1878г, холст, масло, 107x187 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Брат.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. Этюд к картине "Полдень. В окрестностях Москвы" 1866г, холст, масло, 65x59 см Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань

Картины И.И. Шишкина 1898 г, холст, масло, 43,3x67,1 Государственная Третьяко.

Картины И.И. Шишкина 1898 г, холст, масло, 43,3x67,1 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Kартины Третьяковской галереи И.И.Шишкин (1832-1898) Пруд в старом парке Этюд для одноименной картины

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Шалаш 1861г, холст, масло, 36,5x4.

Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Шалаш 1861г, холст, масло, 36,5x47,5 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Проверяем ответы: Р О Ж О С О Г О Д П Е Ь К К Л Ь Р Е Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш.

Проверяем ответы: Р О Ж О С О Г О Д П Е Ь К К Л Ь Р Е Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш Е С С Е В Д А Д У Р О Л Д Ь Е Ш И Л П П У Б Я Б Д К Е Т О Д Ы И Р А Л И Д О Р О Г А

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Читайте также: