Семинар по технологии триз в детском саду
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду
Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.
Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как
– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)
— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)
— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)
— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)
— серое (Испорченное? Покрашенное?)
— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)
— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)
— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)
— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.
Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
- Игры для детей 3 – 4 лет,
- Игры для детей 5 — 6 лет,
- Игры для детей 6 – 7 лет.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.
Хорошо
• Хищники могут питаться ими
Плохо Погрызут много деревьев
• Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
Плохо Погубят посевы
• Ими можно будет полюбоваться
Плохо.
Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
• Охотникам разрешат охотиться на зайцев
Плохо
Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.
2. Развитие диалектического мышления – процесс непрерывный, постепенно усложняющий задачи для ребенка в соответствии с возрастом.
Использование гирлянд ассоциаций также способствует развитию логического мышления, осознанию причин разрушения экологического баланса в природе. Вот посмотрите, какую работу мы проводим, выстраивая цепочки питания животных.
• Показ эпизода работы по методу гирлянд и ассоциаций.
При этом дети должны доказать, что если гибнет одно из звеньев цепи, возникают проблемы у последующих, происходят нарушения экологического баланса.
Как вы считаете, сложно понять это детям? Можно применять данный метод в работе с дошкольниками?
3. Одной из важных задач экологического развития дошкольников является формирование системного подхода к окружающему миру – т.е. умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей ее сложности, со всеми связями, изменениями, взаимодополняющими явлениями.
Посмотрите, как с помощью системного оператора мы в доступной детям форме, сообщаем новые сведения.
4. Одним из самых широко используемых методов ТРИЗ – РТВ в работе по ознакомлению дошкольников с природой является морфологический анализ, выполняющий две основные функции:
• Создание нового объекта из двух ранее известных (т.е. развитие воображения, фантазии, творчества ребенка)
• Классификация, приведение в систему большого количества разрозненных
знаний об объектах, явлениях природы (развитие аналитико-синтетической деятельности, умения видеть общие, присущие определенной группе объектов, признаки).
А вот совершенно другое. Фантастическое направление работы по методу морфологического анализа.
Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.
Обоснование противоречий
1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;
2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;
3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;
4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.
Актуальность, значимость опыта
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен на развитие творческих и умственных способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.
Теоретическое обоснование опыта
Новизна опыта
Творческая деятельность - эта та, что создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых педагоги сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.
Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.
Сущность опыта
Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:
- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;
- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;
- развитие у ребенка умения знать и любить себя;
- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;
- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.
Принципы ведения занятий по ТРИЗ:
Но всё это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!
На занятиях с использованием приемов ТРИЗ всегда должно быть:
- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно;
- лично полезно сейчас и потом;
- должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.
Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
Технология опыта
Как и где использовать ТРИЗ:
* в воспитании у детей качеств творческой личности;
* в коррекции правильного звукопроизношения;
* в формировании словаря;
* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;
* в развитии элементарных математических представлений;
* в развитии конструктивной деятельности.
Элементы ТРИЗ я применяю как в познавательном, так и творческом развитии детей.
Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.
Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детско-взрослого коллектива.
По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники младшего возраста способны выделить 12 признаков объектов, дети среднего дошкольного возраста выделяют 16 признаков объектов.
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Результативность опыта
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.
Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.
Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Трудоёмкость опыта
Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.
Перспектива опыта
В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить её, усложнив новыми значками-признаками и дав возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках. Наша библиотека пополнится новыми книжками-малышками. А т.к. эта работа совместная, значит детско-взрослые отношения нашей группы будут становиться ещё более тесными. А наша работа эффективной для всестороннего развития наших детей.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.
Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.
Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю, не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.
Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Приемы и методы ТРИЗ я использую для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.
Используя в своей работе методику ТРИЗ я разработала :
-Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста.
-Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.
- Игровые пособия, которые применяю во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте), а также в режимных моментах.
Например: С помощью кругов Луллия и разнообразных картинок можно играть с детьми в различные игры. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
С чего начать? Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности
Я предлагаю вам выполнить задания со счетными палочками.
1. Перед вами дом, выложите его из палочек.
2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.
Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.
2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник
Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.
Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.
Так же целесообразно использовать игры – головоломки.
1.
Мышка, цвето (у)к, баклажан – шкатулка
2.
3. белка
Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.
Системность и системный разбор.
1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).
Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)
2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
А сейчас я приглашаю вас поиграть:
Материал : картинки с изображением человека, птиц, животных, растений, насекомых.
Ход игры: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок. Как по полю - полю, гость бежит (картинка с изображением человека), у ворот остановился и стучит. Кто в теремочке живет.
Никто ему не ответил, решил он в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).
Вот по полю, по полю звери бегут
У дверей остановились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, а вы кто?
Участники : Мы звери, можно мы с тобой жить будем?
Педагог: я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?
Ответы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т.д
Педагог : проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)
Вот к теремочку птицы летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?
Участники: мы птицы, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?
Ответы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)
Педагог : Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)
Вот по полю, по полю насекомые летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?
Участники : мы насекомые, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?
Ответы : насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.
Педагог : проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)
Вот в поле, в поле растения стоят
И своими ветками в окошечко стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?
Участники : мы растения, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?
Ответы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)
Педагог: заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)
В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы : в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.
В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В школах, на уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:
- Информация интересная, масса впечатлений.
- Интересно, но обременительно.
- Бесполезно, безразлично.
Читайте также: