Семена березы попадают в водоем

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Листья в водоеме

Подскажите пожалуйста, как Вы решаете проблему опавших листьев на дно в водоеме. На участке огромная береза в три ствола, а за забором такой же огромный дуб и всю эту прелесть водоем как магнит притягивает.
Про сетку теоретически знаю, но как выглядит эта "красота" в действительности?

МОля, у меня водоемчик маленький примерно 2*1,5м поэтому я его поверхность просто выметаю периодически веником (вода просачивается, а мусор остается на венике). А весной сливаю воду и чищу дно. Сетку надо натягивать с середины августа, мне это не нравится. У нас и так лето короткое.

МОля, я свой водоем от листьев и зеленой тины чищу металлическим ситом каким муку просеиваем, оно с ручкой, вода проходит, грязь остается. Можно за ручку к палке скотчем примотать. А со дна все удаляется, когда чищу после зимы, страшно сказать, моющим пылесосом на режиме всасывания :) У меня пластиковые водоемы.

МОля, у меня вообще рядом с прудиком растут 2 огромных клена и лиственница(представляете себе падающие хвоинки?). Мне помогает только мелкоячеистая сетка. Насколько я знаю, сливать воду без крайней нужды не рекомендуют, пока еще после этого восстановится баланс. Потому использую 2 ручных водных пылесоса (есть и электрический, но мне он совсем не нравится), один из них от фирмы Юббинк, подключается к шлангу и при доливе воды за счет создающегося в нем давления вся грязь, включая камни, оседает в фильтре. А 2ой еще проще - стержень с фильтром внутри, что за фирма, не помню, покупала в Крокусе в отделе, торгующем принадлежностями для бассейна.

А интересно, можно ли вообще не чистить пленочный пруд, будет ли там баланс сам восстанавливаться? Хотя бы со временем? Или это обязательная процедура? И что ему грозит, просто мутная вода или проблемы какие-нибудь будут?

Да сетка мне и самой не нравится. Это самая крайняя мера. Пока прудик был размером с ванну проблем не было, весной просто опускала руку и за пять минут вылавливала все, что насыпалось за осень и осело на дно. Сейчас прудик примерно 2*3 и глубиной около 1,2. Пол дня занималась тем, что ползала вокруг на коленях и выгребала детскими грабельками, и совсем не уверена, что все вычистила. Осенью на дачу приезжаем только на выходные листву, которая плавает собираю, всю оставшуюся неделю она спокойно оседает.
Тарусса, про пылесосы слышала, но думала, что они только электрические. Поспрашиваю в магазинах.
Angela, я насобирала два ведра листьев и ила, думаю все это нужно убирать.
Про сито с ручкой классная идея. Попробую обязательно.

[5] По моему опыту содержания аквариумов (думаю, к прудам это тоже применимо) - если хотите, чтоб вода не цвела, никогда не меняйте ее полностью - даже при полной чистке аквариума надо сохранять как можно больше старой воды. Так что для баланса - надо чистить по минимуму, особенно если удобрений в пруд не сыплете. Но летом вода все равно идеально прозрачной не будет - и это совершенно естественно, так и в любом природном водоеме - должно жить хоть немножко фитопланктона.

Angela, если пруд не чистить, то это грозит не только мутной водой. Начинают разводиться пиявки, но это только начало. Дальше будет зависеть от того в тени Ваш водоем или на солнце. В тени проще, а вот на солнце пиявки начинают свариваться и на этот запах приползают раки (уже три раза пленку латали - у них же клешни). В тени такого нет, но из пруда пьет пес и пиявки в него вцепляются. Мало было пастбищных клещей, так теперь еще пиявок с него собирать приходится.

SElen, но раки. Я уверена, что масса народу будет только рада, если раки сами приползут на участок. Развести на берегу костерок, котел с кипяточком повесить. Лепота! Ради этого можно и пиявок потерпеть. Тем более ими лечат. Гирудотерапия, так сказать. Собранных с собаки пиявок можно сдавать куда следует.

Васька, пробовала пиявок сдавать - не берут. Говорят, что если собачьей крови попили, то от человека шарахаются. У них защитный механизм включается - проверка на экологическую чистоту. Пес-то не пьет, не курит, живет в саду, а человеки? Вот пиявку и воротит.
А с раками еще хуже - черта с два их поймаешь. А начинаешь с сачком бегать, так клешнями скрипят - грозятся. Жуть берет.

Вылавливал листья, вылавливал - лень победила, перестал вылавливать. Не убираю совсем также и остатки водных растений - белокрыльника, сусака и др. И что же? А совсем ничего - водоем все пережевывает без остатка, вода прозрачная даже в разгар лета.
P.S. Размер 5 на 7 м, объем около 10 кубов

agg, 5 на 7 - это шикарно! Напомните только, какой пруд у Вас, пленочный или из цемента? А у меня 3 на почти 3. Если серьезно, лиственных деревьев вблизи у меня нету, только большой куст лимонника, и то он в пруд не попадает, как ни целится. Вот я и думаю: а надо ли чистить? Ну если только лягушку какую-нибудь дохлую выкинуть. С аквариумом я поняла, что чем меньше его трогаешь, тем лучше, интересно, с прудом этот номер пройдет?

Объясните пожалуйста, а почему в пруду дохлые лягушки? Они что, тонут?

А я чищу свой прудик сачком, который купила в магазине для рыболовства. Очень убобно большой такой и с телескопической ручкой и цена всего то 200 руб (не то что сачки в секциях для прудов).

agg, два ведра листьев на мой размер водоема - думаю не пережует. Да и вычистить граблями до стерильности нереально. Там много еще чего осталось на радость нимфеям. А пруд не просто на солнце, а на полном солнце - светит с десяти утра до восьми вечера.
Пиявок и раков у нас просто нет.

Skissa, лягушки не тонут, просто некоторые, которые зимуют в пруду, не переживают зимовку. Хотя, когда у меня пруда еще не было и им приходилось тусоваться во вкопанной ванной, они иногда не могли оттуда выпрыгнуть и приходилось ставить им доску. Надо сказать, что в ванной я ни разу не находила дохлых лягушек, но многие форумчане по весне находили. В этом году у меня в пруду жили три штуки (маленькая, побольше и большая), еще не знаю, пережили они зиму или нет.

[13] Бывает, что и тонут. особенно если лягушки не озерные (зеленые), а травяные (бурые) - они в воду случайно попадают (кроме весны, когда нерестятся), если берег крутой, выбраться не могут и тонут :( Я прошлой весной из своего водоема еще несколько мышиных трупиков выловила (не слишком приятное занятие) - так что поскорей соорудила пологий выход на берег

Так как мы не хотим, чтобы пруд заиливался из-за большого количества листвы, мы закрываем его на время листопада сеткой примерно недели на четыре.
http://foto.arcor-online.net/palb/alb.
В результате ил нарастает незначительно и его можно убрать с помощью "пылесоса" для прудов. Этот аспект нам важен, т. к. мы в пруду купаемся. Пруд плёночный, плёнка покрыта геотехтилем ( vlies) и песком. Сетка синтетическая с очень мелкими ячейками. Натягивается на плавающие опоры.

Хорошо очищают воду в пруду водяные гиацинты. Только они зиму не переносят. У меня у пруда старая ива, пруд естественный (грунтовые воды очень близко), дно не чищу. Тину сгребают гости, когда хотят поплавать. В пруду живут рыбки "уклейки", сами завелись много лет назад, лягушки и жуки-плавунцы..

Диагностическая работа проводится 29–30 сентября 2021 года с целью определения у учащихся 5-х классов уровня сформированности функциональной грамотности, включающей читательскую, естественнонаучную и математическую грамотность.

Демоверсия МЦКО 2021 по функциональной грамотности 5 класс

Задания с демоверсии МЦКО

2)Выберите два утверждения, соответствующих информации, которая расположена во вкладках. 1) Высота берёзы может доходить до 30 метров. 2) У берёзы и липы первые семена появляются в одном и том же возрасте. 3) Максимальная продолжительность жизни берёзы в два раза больше, чем у вяза. 4) Берёзовые леса России находятся под угрозой исчезновения. 5) Берёза высевает свои плоды-орешки осенью.

3)Нарисуйте на ленте времени флажок в точке, которая соответствует максимальной продолжительности жизни берёзы.

7)Какую массу нектара могут собрать пчёлы со 100 цветков Донника жёлтого, растущих на высоте 1000 м?

8)Какое растение из представленных в таблице на высоте 500 м над уровнем моря образует больше нектара, чем остальные?

9)На основании результатов исследования выберите, какие утверждения являются верными. А. Со 100 цветков Донника жёлтого, растущих на высоте 500 м, пчёлы могут собрать столько же нектара, как со 100 цветков Клевера белого, растущих на высоте 1500 м. Б. Чем выше растёт Клевер белый, тем меньше нектара могут собрать пчёлы с одного и того же количества цветков.

12)Опираясь на текст, расположите в правильной последовательности процессы, которые привели к появлению окаменелостей на берегу реки. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр. 1) Река размывала берег, горные породы с раковинами оказались на поверхности. 2) Моллюски погибали, их раковины откладывались на дне, а затем покрывались слоями других отмерших организмов. 3) Моллюски жили в водах древнего моря. 4) Море отступило, и раковины оказались в толще горных пород на суше.

13)Выберите виды деталей, для описания формы которых Миша ошибочно использовал названия ПЛОСКИХ, а не ОБЪЁМНЫХ фигур. 1) Кузов 2) Кабина 3) Рама 4) Колесо 5) Ось

15)У Миши было 200 руб. карманных денег. Он захотел купить арбуз, чтобы полакомиться им с друзьями. Все арбузы были взвешены. Ребятам хотелось купить арбуз побольше. Арбуз какой массы они смогли купить? 1) 3 кг 2) 4 кг 3) 5 кг 4) 6 кг

Линия С4 ЕГЭ 2010г.
1. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответ: 1) географический критерий - ареал; 2) экологический критерий - особенности питания, изменение активности в течение суток; 3) физиологический критерий - число детенышей в помете.
2. Назовите не мене 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами – способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
3. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Ответ:1) появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2) сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3) размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
4. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
Ответ: 1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела); 2) особи с признаками, усиливающие их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и через ряд поколений распространялись в популяции.
5. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют низкий рост, по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) низкорослость на пастбищах – результат естественного отбора; 2) животные в первую очередь поедают высокорослые растения, которые не успевают образовывать семена; 3) низкорослые растения имеют больше шансов выжить и оставить потомство, поэтому преобладают
6. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира
Ответ: 1) стадия зиготы соответствует 1-клеточному организму; 2) стадия бластулы. Где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного.
7. В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиций эволюционного учения и определите форму отбора.
Ответ: 1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы; 2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской; 3) изменение окраски в популяциях бабочек - проявление движущей формы естественного отбора.
8. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. Ответ:
1) Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2) природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3) на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
9. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Ответ:
Элементы ответа: 1) создают органические вещества из неорганических; 2) аккумулируют солнечную энергию;
3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
10. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований, Ответ:
Элементы ответа: 1) в них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура; 2) неразветвленные сети и короткие цепи питания; 3) круговорот веществ незамкнутый, так как органические вещества частично изымаются человеком с урожаем.
11. Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками? Ответ:
1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3) формы защитной окраски.
12. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
13. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
Ответ: 1) круговорот веществ в них незамкнутый, т.к. первичная продукция в большей мере изымается человеком; 2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие; 3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.
14. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ: 1) продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и
других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 2) консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 3) редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.
15. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
Ответ: 1) пищевые объекты насекомоядных птиц становятся недоступными для добывания; 2) ледовый покров на водоемах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3) изменение продолжительности светового дня.
16. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приве-дите не менее 3-х доказательств.
Ответ: Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
18. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой. Ответ:
в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство с божьей коровкой;
сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению её генофонда.
19. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу? Ответ: 1) повышается возможность свободного скрещивания; 2) усилен обмен генетическим материалом и обогащается наследственность; 3) способствует распространению особей и расширению ареала.
20. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? Ответ: 1) обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала; 2) возникает нежелательное близкородственное скрещивание; 3) усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.
21. В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб? Ответ: 1) в многообразии видов; 2) в широком распространении видов; 3) в наличии разнообразных приспособлений к среде обитания; 4) в высокой численности видов.
22. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции? Ответ: 1) ископаемые остатки и отпечатки; 2) переходные формы; 3) филогенетические ряды.
23. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу? Ответ: 1) появление легочного дыхания;
2) формирование расчлененных конечностей; 3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
24. Ученые считают, что первые наземные позвоночные -стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?
Ответ: 1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках; 2) сходное расположение костей в скелете плавников
кистепёрой рыбы и в скелете конечности стегоцефала; 3) стегоцефалы, как и кистеперые рыбы дышат легкими.
25. Почему у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ:
Элементы ответа: 1) считают, что человек имеет животное происхождение; 2) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека; 3) в редких случаях у человека происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки животных предков.
26. Объясните, как в процессе эволюции сформировалась маскировочная форма тела рыбы - морского конька-тряпичника? Ответ: 1) у предковых форм возникли мутации, приведшие к появлению новой формы; 2) в процессе борьбы за существования особи с измененной формой тела получили преимущество среди морских растений; 3) в процессе естественного отбора неприспособленные к данным условиям особи были вытеснены, а новые признаки закрепились и передались по наследству.
27. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
Ответ: 1) тип приспособления - мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;
2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
28. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях. Ответ: 1) Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от: 1) частоты появления мутаций; 2) сроков наступления половой зрелости; 3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.
29. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? Ответ: 1) сходством строения систем органов; 2) наличием волосяного покрова; 3) развитием зародыша в матке; 4) выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
30). Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Ответ: 1)люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом; 2) от межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству;
люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
31. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ: 1) увеличение численности растений; 2) сокращение численности хищников - жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
32. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Ответ: 1) видовым разнообразием; 2) числом звеньев в цепи питания; 3) саморегуляцией и самовозобновлением.
33. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? Ответ: 1) содержанием кислорода; 2) различиями в колебаниях температуры (широкая амплитуда колебаний в наземно-воздушной среде); 3) степенью освещенности; 4) плотностью.
34. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи? Ответ: 1) числом видов;
2) числом ярусов; 3) видовым составом, разнообразием видов.
35. Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма? Ответ: 1) клещ питается кровью собаки; 2) клещ использует организм хозяина многократно, не уничтожая его; 3) клещ причиняет вред собаке.
36. В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России? Ответ:
1) линька, развитие густого перьевого покрова; 2) запасание жира; 3) запасание и смена кормов; 4) кочевки и перелеты.
37. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? Ответ: 1) неурожай семян ели; 2) увеличение численности хищников - лисиц, куниц; 3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.
38. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? Ответ: 1) уменьшение численности шмелей; 2) увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др.).
39. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? Ответ: 1) большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 2) сбалансированным круговоротом веществ; 3) участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования.
40. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. Ответ: 1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы 2 порядка) из-за нарушения цепей питания; 3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
41. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление." Ответ: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.
42. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Ответ: 1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2) в смешанном лесу пени питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
43. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем экосистема? Укажите не менее 3-х причин. Ответ:
1) круговорот веществ в ней незамкнутый; 2) разнообразие видов небольшое, короткие цени питания; 3) отсутствует саморегуляция.
44. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Ответ: 1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
45. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
Ответ:
1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
46. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров
Элементы ответа: 1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3) служат нищей для хищников; 4) удобряют почву.
47. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх признаков.
Элементы ответа: 1) особенности строения органов и их функции, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.; 2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;
развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).
48. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
Элементы ответа: 1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение иди расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.
49. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Элементы ответа: 1) к увеличению численности растительноядных организмов; 2) к уменьшению численности растений; 3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.
50. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
Элементы ответа: 1) мутации - материал для естественного отбора; 2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции; 3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.
51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Элементы ответа: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.
52. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
Элементы ответа: 1) непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3) понижают продуктивность растений.

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, т.к. функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).
Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.


Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.


Плоды и семена, которые распространяются ветром или очень лёгкие (орхидеи), или имеют увеличенную парусность за счёт разнообразных крылышек (клён, ясень), парашютиков и хохолков (одуванчик, осина, иван-чай).
Плоды водных и околоводных растений распространяются водой. Соответственно они не намокают и приспособлены к плаванию, иногда на очень большие расстояния (кокосовая пальма, осока).


Способы распространения плодов, семян

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Чем дольше разносятся семена, тем менее вероятна конкуренция со стороны родительского растения. Это дает также больше шансов колонизировать новую территорию, что со временем приводит к увеличению размеров популяции в целом. Однако при этом существует опасность, что семя, будучи занесено слишком далеко от родительского растения, не найдет подходящего места для прорастания.

Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена, - ветер , животные и вода .

Распространение животными

Распространение семян при помощи животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.

Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка. У гравилата крючочки имеются на столбике. У лопуха скопление мелких плодов окружено крючковидными листочками обёртки (видоизменённые листья), образующими единую структуру: кроме того, здесь имеются мелкие жёсткие волоски, которые проникают в кожу, вызывая раздражение и расчёсывание, в результате чего плоды отпадают. У подмаренника, моркови и лютика перикарпий покрыт выростами (прицепками). У череды плод снабжён летучкой, как у одуванчика, но с прочными шипами. Цветоложе репешка покрыто жёсткими загнутыми колючками. Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.

Распространение ветром

1 группа: Распространение семян ветром.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клёна, граба.

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лёгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путём растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причём у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Распространение водой

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.

Кокосовый орех - костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения никак нельзя считать строгим, а также степень их специализации к распространению; ветром, животными или автохории (сильно варьирует). Очевидно, во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трёх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Иные способы распространения плодов и семян

Самораспространение

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

Пожалуй, наиболее интересный пример – разбрасывание семян бешеным огурцом. Плод этого растения, принадлежащего к семейству тыквенных, очень похож на своего родственника – обыкновенного огурца.

Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу.

При отделении огурца от плодоножки создается давление на содержимое плода по принципу реактивной тяги, которая двигает плод в противоположную полету семян сторону, что способствует разбрасыванию семян на более значительной площади.

Любопытный механизм разбрасывания семян есть у обыкновенной кислицы (заячий щавель). Конструкция механизма сходна с таковой у бешеного огурца.

Бобы – плоды, характерные для представителей сем. бобовых, например, для гороха, конских бобов, фасоли, утёсника, ракитника, золотого дождя из одного плодолистика содержащего много семян. Перикарпий, высыхая, скручивается, так как его наружные и внутренние волокнистые слои сокращаются в разных косых направлениях; в результате создаётся напряжение, и боб может внезапно раскрыться по боковым швам, с силой выталкивая наружу несколько семян. Другие семена выбрасываются менее энергично по мере дальнейшего скручивания.

У эшшольции от растения активно отделяется – отскакивает - целиком весь плод с созревшими семенами.

Растения, разбрасывающие семена, обычно произрастают в таких местах, где по тем или иным причинам невозможно использовать другие пути расселения (ветер, животные). Чаще всего они обитают в глухих уголках леса, где почти не бывает ветра, и где редко проходят звери.

У многих ирисовых, лилейных, примул распространение семян построено по принципу метательных приспособлений.

Читайте также: