Самолет совершает посадку с использованием тормозного парашюта

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В Сети появилось видео необычной посадки российского истребителя пятого поколения Су-57 в Жуковском во время МАКС-2019. В Рунете эта запись вызвала жаркие споры: одни считают, что парашюты при приземлении позволили самолету быстрее затормозить, другие отметили, что пилот при этом себя чувствует "как в седане класса Е".

В подмосковном Жуковском проходит авиасалон МАКС-2019. Здесь президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган осмотрели новейший российский истребитель Су-57.

Тем временем в Сети появилось видео с Су-57, на котором самолет совершает необычную посадку - до касания с ВВП выпускает парашюты. В Рунете такая посадка вызвала жаркие споры.

Одни интернет-пользователи объясняют, что парашюты нужны были, чтобы сократить длину пробега.

"Тормозной парашют с комплектом устройств, обеспечивающих его размещение и крепление на самолёте и введение в действие, предназначается для сокращения длины пробега", - объясняет в соцсети Twitter @nnn22225802443.

Другие задумались над удобством для летчика при такой посадке.

"Система гашения перегрузок пилота при посадке великолепна - он там как в неплохом седане класса Е", - считает @sapinig.

Третьи вообще полны скепсиса.

"Смотрится, конечно, эффектно. Я не знаю, на какую перегрузку рассчитаны стойки шасси Су-57. Если это расчетная посадка, то это новое слово, - полагает Дмитрий Васиченко. - А если это было хулиганство пилота, то у нас в полку за это отстраняли от полетов. "Уронить" машину за 2-3 метра до касания - это угробить стойки".

"Никогда не видел, чтобы тормозной парашют выбрасывался до касания. Интересно, так всё и было задумано?" - удивляется romandocent.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Посадка самолёта-истребителя с тормозной парашютной системой.

Посадка самолёта-истребителя с тормозной парашютной системой.

тормозно́й парашю́т — парашют с комплектом устройств, обеспечивающих его размещение и крепление на самолёте и введение в действие; предназначается для сокращения длины пробега (см. Посадка). Обычно вводится на скорости 180—400 км/ч; резко увеличивает сопротивление воздуха, что позволяет быстро снизить скорость движения самолёта и сократить длину пробега на 30—35%. Использование Т. п. особенно целесообразно при посадке самолёта на увлажнённую или обледенелую ВПП, когда эффективность тормозов колёс шасси резко снижается из-за уменьшения коэффициента сцепления и пользование ими на начальном этапе пробега становится опасным. На лёгких самолётах обычно применяют один Т. п. площадью 15—40 м 2 , на средних и тяжёлых — тормозные парашютные системы, состоящие из нескольких куполов общей площадью до 200 м 2 (см. рис.). Время вытягивания и наполнения куполов 1,5—3 с. Тормозное усилие парашютов пропорционально квадрату скорости движения самолёта. На скорости 20—30 м/с Т. п. обычно отцепляют, так как они становятся неэффективными.

Т. п., как правило, размещаются в хвостовой части фюзеляжа таким образом, чтобы линия действия тормозящего усилия проходила возможно ближе к центру масс самолёта. Тормозная парашютная система состоит обычно из вытяжных и основных парашютов (включающих купол и стропы), чехла, контейнера со створками и замка. После открытия створок контейнера пружина выталкивает в поток вытяжной парашют, который вытягивает чехол и основные парашюты. Выпуск и отцепку парашютов производит лётчик при помощи дистанционной системы, обеспечивающей необходимую блокировку и последовательность операций. Применяются также автоматические системы введения парашютов, срабатывающие, как правило, после касания передней или основной опорами шасси самолёта поверхности ВПП. На приборной доске лётчика имеется светосигнализатор, который указывает, что Т. п. введён в действие. Т. п. применяются в основном на военных самолётах, так как возникающие при выпуске Т. п. перегрузки могут быть достаточно большими.

В. Ф. Федоренко.

Полезное

Смотреть что такое "тормозной парашют" в других словарях:

Тормозной парашют — парашют с комплектом устройств, обеспечивающих его размещение и крепление на самолёте и введение в действие; предназначается для сокращения длины пробега (см. Посадка). Обычно вводится на скорости 180 400 км/ч; резко увеличивает сопротивление… … Энциклопедия техники

тормозной парашют — Парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие парашюта следующей ступени. [ГОСТ 21452—88] Тематики парашютные системы … Справочник технического переводчика

Тормозной парашют — … Википедия

парашют — устройство для торможения движущихся предметов за счёт сопротивления воздушной среды. Используется для безопасного спуска с высоты людей, грузов, техники, космических аппаратов, для уменьшения пробега самолёта при посадке, для торможения… … Энциклопедия техники

ПАРАШЮТ — [шу ], а, муж. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п.… … Толковый словарь Ожегова


Что может стать лучшим испытанием для тормозного парашюта самолета? Конечно же его открытие прямо во время полета на огромных скоростях.

Несколько дней назад инженеры и испытатели провели тестирование тормозного парашюта истребителя F-35A Lightning II. Речь идет о модификации, предназначенной для ВВС Норвегии — в американские военно-воздушных силах F-35 парашютной системой торможения не оснащается. В Норвегии же использование парашюта предназначено для уменьшения тормозного пути самолета на ВПП, которые могут быть покрыты льдом в зимних условиях.

Изначально парашют был открыт при работе двигателя в режиме форсажа, но горячий выброс сразу же пережег парашютные стропы из-за чего испытание окончилось провалом. В следующий раз открыть тормозной парашют было решено при низкой тяге двигателей. На этот раз смена тактики испытаний закончилась успехом: датчики успели собрать всю необходимую информацию о распределении нагрузок на парашютный купол.

Заметим, что тормозной парашют выпускается при касании самолета земли, а для резкого снижения скорости самолета в воздухе используются воздушные тормоза, часто представляющие собой элементы фюзеляжа, повышающие сопротивление воздуха. Так что раскрытие тормозного парашюта во время полета — интересное и необычное испытание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

01

02

Тормозные парашюты используются в ВВС Норвегии для сокращения пробега самолетов при посадке уже довольно давно - с 1960-х годов, еще когда на вооружении стояли F-104 "Старфайтер". Считается, что это обеспечивает бóльшую безопасность при эксплуатации самолетов в сложных погодно-климатических условиях субарктического региона, для которого часто характерны обледенение и заснеженность взлетно-посадочных полос, сильный порывистый ветер. А если уж совсем глубоко копать, то нужно учитывать еще и разреженность воздуха в высоких широтах.

Потом такая опция стала обязательное и для F-5, и для пришедших им на смену F-16.

03

04

05

06

07 Будё борт 660 (ближний) и 662 из 334 ибаэ

08

16

Kjeller_F16

За упаковку и снаряжение парашютов при подготовке к вылету отвечает служба спасательного оборудования ВВС (Luftforsvarets redningsutstyrtjeneste). Кроме этого в их обязанности входит проверка готовности к использованию спасательных жилетов, костюмов, плотов и т.п. Подразделения службы развернуты на трех авиабазах - Эрланн, Будё и Бардуфосс.

09

000
001

002
003


В связи с реализацией текущих планов замены F-16 на F-35 с самого начала планировалось продолжить национальную традицию и на самолетах нового типа.

11

12

Потенциальную возможность приземления F-35A с тормозным парашютом проверил 20 октября 2012 года летчик-испытатель Lockheed Martin Дэвид НЕЛЬСОН на предсерийной машине AF-4 в испытательном центре ВВС на АвБ Эдвардс (шт. Калифорния).

14

13

Норвегия стала первой и пока единственной страной, закупающей F-35С в комплектации с тормозным парашютом. К идее проявили интерес в Канаде и Нидерландах. И пока канадцы оказались дальше всех остальных к ее практической реализации, голландцы, скорее всего, будут закупать свои самолеты с такой же опцией, потому что в этом году они уже выплатили норвежцам 96 миллионов крон (11 млн. долл.) в качестве компенсации части затрат на НИОКР по этому направлению.

Таким образом, у норгов есть маленький повод для гордости - их машины сейчас пока наиболее оригинальны среди "конвейерно-инкубаторских" F-35 всех остальных наций. Правда единственное внешнее отличие найти не так-то просто, если не знать, где искать - небольшой тумблер вверху на левой стороне приборной панели в кабине пилота.

10


Слева приборная панель норвежского F-16, справа - F-35. На обоих тумблер тормозного парашюта слева вверху (с) Foto: Forsvaret

Понятное дело, внутри изменений гораздо больше. Чтобы при эксплуатации планер выдерживал рывковую нагрузку до 30 тонн, ещё осенью 2013 года при сборке корпусов норвежских машин один из устанавливаемых хвостовых шпангоутов имел специальную конструкцию, включая изготовление из особого сплава с бóльшим содержанием титана.

1200021346.791x593

1200021347.1000x593

Первый усиленный шпангоут для норвежских F-35 (с) Фото: Lockheed Martin Aeronautics

1200021348.1000x593

Капсула тормозного парашюта будет устанавливаться под обтекателем над верхним гаргротом двигателя с приводом от гидравлической системы самолета (с) Foto: Lockheed Martin

Проведенные исследования показали, что все внесенные изменения оказывают пренебрежительно малое влияние на увеличение радиолокационной сигнатуры, а максимальная дальность полета уменьшится на 6 морских миль (11,1 км).

17

Люк капсулы тормозного парашюта на серийном норвежском F-35 номер 5087 (c) Foto: Luftforsvaret

18

Хотя конструкция и позволяет их установку, первые четыре F-35 на АвБ Люк будут без самих капсул - зачем им парашюты в пустынной Аризоне? С дополнительной опцией пойдут только те машины, которые предназначены для использования непосредственно на территории самого королевства.

Испытания предсерийного F-35/AF-2, штатно оборудованного установкой капсулы, начнутся после Нового года все на той же АвБ Эдвардс. Потом они переместятся на Аляску - нужно найти достаточно длинную и хорошенько "промороженную" ВПП.

Но что это мы все о парашютах, да о парашютах? В Норвегии хорошо понимают, что не все увлекаются именно такой игрушкой. Для тех гостей, кто знает толк в настоящих извращениях, у радушных хозяев подготовлено особое предложение:


F-18 ВВС Швейцарии садится на АвБ Эрланн ВВС Норвегии с использованием тросового аэрофинишера (с) Foto: Helge Hopen / FLO

Тросовые аэрофинишеры RAG (Runway Arresting Gear) были установлены на норвежских авиабазах Рюгге, Эрланн и Будё с 1970-х - 1980-х годов. Система по конструкции схожа с используемой на авианосцах, но с одним тросом и создает меньшие нагрузки на садящийся самолет.

Когда управление гражданской авиации Норвегии (Luftfartstilsynet) выдало предписание убрать старые RAG, не соответствующие современным требованиям безопасности полетов, новые тормозные системы были установлены в 2006-2007 гг..

В то время как в прежней конструкции тормозной трос лежал поверх ВПП на небольших резиновых роликах, новый полностью опускается под поверхность и скрывается в специальной канавке с нагревательными кабелями для предотвращения ее обледенения в зимнее время. Новая система компьютеризирована и регулирует усилие торможения в зависимости от посадочной скорости и веса летательного аппарата. Вся механическая часть системы автоматизирована и скрыта под землей по обеим сторонам от ВПП. На АвБ Эрланн установлены два тормозных троса – по одному в 450 метрах от каждого конца взлетно-посадочной полосы. Стоимость установки одной аэрофинишерной системы с двумя тросами на каждой авиабазе – 35 миллионов норвежских крон.

Управляется система дистанционно с вышки командно-диспетчерского пункта и может использоваться для аварийного торможения самолета с неисправным шасси. Но, как правило, основное предназначение системы RAG – посадка истребителей, что позволяет сократить их пробег до 366 метров. Разумеется, они при этом должны быть оборудованы специальными тормозными крюками под фюзеляжем. То есть, это касается любых палубных самолетов, а также F/A-18 авиации морской пехоты США и вообще всех, кому американцы продали "Хорнеты" – Австралия, Испания, Канада, Финляндия, Швейцария.

У американцев тормозными крюками также может оснащаться и большая часть истребителей ВВС:




F-16



F-15

Посадка британского "торнадо" с использованием аварийного тормозного гака, отсюда.
В комментариях по ссылке мнения разделились - то ли на фото тренировка, то ли фактический отказ.





Но сами норвежцы держат RAG исключительно для гостей и не используют на своих F-16, довольствуясь тормозными парашютами, которые считают более гибкой системой и не желают подвергать планеры самолетов излишним нагрузкам.

Читайте также: