С какими видами речевых умений работают воспитатели в детском саду выберите два ответа

Обновлено: 02.07.2024

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р).
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду."

Дата публикации: 01.03.20

Автор:
Садриева Галина Геннадьевна Воспитатель , МБОУ "Ананьинская ООШ" структурное подразделение "Ананьинский детский сад" , Чернушинский р-н, с. Ананьино

Консультация для воспитателей.


Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Требования к культуре речи воспитателя.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общениес воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которыестирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительнаяречь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иномувызывает у детей положительное отношение к еде:"Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детейк тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке,лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеетособенно большое значение, так как дети усваивают новые словав правильном звучании.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Культурные и методические требования к речи педагога строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Значение культуры речи педагога детского сада

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М.Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Такие исследователи, как А.И.Максаков, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи педагога детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


Педсовет

seminar-dlya-vospitatelej-kultura-rechi-pedagoga (1)

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

seminar-dlya-vospitatelej-kultura-rechi-pedagoga (2)
seminar-dlya-vospitatelej-kultura-rechi-pedagoga (3)

Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют , о каком компоненте речи идёт речь.

Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи

7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.

Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.

Приложение №1- стихотворение

Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи.

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 — свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки,

Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.

Главной задачей является — исправление данных ошибок!

Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ.

А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки. Они выполнены на самоклеющейся фотобумаге.

seminar-dlya-vospitatelej-kultura-rechi-pedagoga (4)

Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.

Солнце – это воспитатель!(Солнце)

Он творец красивой речи,

Освещая путь детишкам,(фото детей)

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение.(Облака)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,(Капельки)

Слово, мимика, контакт

Речь, что грамотна, чиста,

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво.

Тучки тёмные – ошибки.(Тёмные тучки)

Они есть и их немного.

Будем исправлять все дружно,

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью

От могущества и силы.

Но, а знания о речи

Только радость приносили!

О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.

В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.

Высказывания великих людей о речи.

(Каждому воспитателю в подарок)

Приложение №3 — Анкета

Оценка семинара

Из сегодняшнего семинара я извлекла……_______________

В ходе семинара мне понравилось…____________________

Какую бы тему хотела обсудить?_____________________

Я оцениваю семинар …_____________________________

Спасибо всем за участие.

Приложение №5.( Заготовки к картине).

Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников

Развитие речи в детском саду — важный этап для детей с 0 до 7 лет. От качества образовательного процесса в ДОУ зависит усвоит ли дошкольник речевые нормы, сможет ли влиться в коллектив в детсаде и школе. Особое внимание уделяется формированию диалогической речи, ведь именно в ходе диалога ребенок больше всего пополняет словарный запас, учится коммуникации и построению предложений.

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Диалог — это обмен репликами между собеседниками. Без диалогических навыков невозможен познавательный процесс, затрудняется усвоение социальных норм. Развитию понимания речи, навыкам построения диалога обязательно учат, начиная с младших групп ДОУ. Для этого используют различные методики:

  • неподготовленный диалог;
  • чтение литературы, в которой персонажи общаются друг с другом;
  • подвижные, сюжетно-ролевые, театральные игры.


Уголок развития речи в детском саду

Особенно важны беседы со старшими. Диалоги, в которых взрослые проявляют интерес к рассказам ребенка, лучше всего развивают коммуникативные навыки. В отличие от общения со сверстниками, в ходе которого практически не усваиваются новые словесные образования, регулярные разговоры с воспитателями и родителями помогают научиться эффективному диалогу.


Основные способы развития речи

Важная составляющая коммуникации: диалогическая речь дошкольников

Диалог является не просто обменом слов. В ходе его построения происходит передача информации, усвоение новых знаний. Собеседники воспринимают точку зрения друг друга, учатся уважать чужое мнение. Все это ложится в основу грамотной коммуникации.

Если не развивать диалогическую речь, ребенок окажется ограничен в средствах коммуникации. Он не сможет ни задать вопрос, ни попросить помощь, ни ответить на вопросы преподавателя. Сильны пострадают межличностные отношения с родителями, одногруппниками, воспитателями.

Диалог важен не только для построения социальных связей. Он лежит в основе коммуникации с преподавателями и влияет на усвоение материала. Развитие диалогической речи у дошкольников входит в обязательную подготовительную программу, необходимую для поступления в школу.

Дополнительная информация! Нормами ФГОС установлено, что перейти к обучению в школе можно только при условии грамотного владения языком.

Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников

Исследователи спорят, какие умения развиваются в диалоге у дошкольников младшего, среднего и старшего возраста. Навыки могут отличаться в зависимости от возраста. Далее представлены базовые умения для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Умение слышать

Ребенок реагирует на обращения, отвлекается от своих занятий, чтобы выслушать сверстника или взрослого. Он не прерывает диалог в середине предложения и не перебивает.

Умение понимать

Дошкольник не просто слушает собеседника, а вникает в смысл его слов. Это позволяет ему правильно подбирать ответы, выполнять просьбы, продолжать диалог. Ребенок старается придерживаться темы разговора, а не уходить к собственным рассуждениям.

Умение формулировать ответ

Ученик ДОУ развивает навык краткого и развернутого ответа. При его формулировке он следует нормам логики и стилистики, обращает внимание на социальный статус собеседника.


Пример игр, помогающих освоить умение отвечать

Развитие речи в дошкольном возрасте в рамках психологии и логопедии

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста изучается не только в рамках педагогической деятельности. Этому вопросу уделяют внимание в рефератах по психологии, логопедии,

Нормы речевого развития дошкольников по возрасту

Преподаватель логопед Полтавская О. А., основываясь на исследовательские и дипломные работы в сфере образования и психологии, выделяет несколько периодов речевого развития. Каждому соответствуют свои нормы, на основе которых составляет план преподавания в ДОУ. Далее будут рассмотрены этапы с 9 месяцев до 7 лет.

Подготовительный

С 9 месяцев ребенок начинает усваивать первые слова. В речи используются простые звуки: а, м, б, и, у. К 12 месяцам словарный запас включает от 2 до 10 слов.

Ранний

Этап с 1 до 3 лет. Ребенок начинает активно подражать взрослым, пытаясь повторять за ними слова. Поначалу большинство звуков искажается. Первые предложения составляют к 1,5 годам, в этом же возрасте запас слов должен составлять уже около 100 шт. В 2 года значительно расширяется диапазон произносимых звуков: появляются к, г, ф, о, мягкие согласные. Такие звуки, как мягкая л, э, й употребляются с 3 лет. К концу раннего этапа дошкольник должен уметь составлять сложные предложения с использованием союзов.

Дошкольный

Речевое развитие дошкольников с 3 до 6 лет. Словарный запас расширяется до 3000 единиц. Полностью осваиваются звуки: к 4 годам — ы, ц, з, к 5 — шипящие, р. Недостатки произношения считаются в норме до 7 лет. Если к 1 классу сохраняется неправильное звучание р или других звуков, необходимо обратиться к логопеду.

Важно! Отклонения от перечисленных норм могут свидетельствовать о ЗПР, общей задержке речевого развития, ДЦП.

Речь как часть общего развития ребенка

Речевое развитие способствует общему росту личности. Овладение родным языком, в первую очередь, помогает наладить коммуникацию. Правильно выстроенные связи со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную адаптацию и усвоение общественных норм. Неслучайно дети с ОНР, отстающие от сверстников только по степени освоения языка, даже после успешной терапии нередко проявляют агрессию, застенчивость, не могут найти друзей.


Место речи в общем сенситивном развитии ребенка

Устная речь лежит в основе мыслительной деятельности. Курсовые и серьезные научные исследования показывают, что дети с богатым словарным запасом лучше осваивают арифметику, чтение, письмо. Они проявляют больше мотивации во время изучения новых предметов.

Если развитию речи в дошкольном возрасте уделять недостаточно внимания, ребенок будет сталкиваться с проблемами не только при обучении на следующей ступени, но и в других сферах жизни.

Требования к речи воспитателей детского сада

К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:

  • Правильность. Следование нормам языка.
  • Точность. Употребление слов в правильном значении.
  • Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
  • Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
  • Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
  • Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
  • Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.


Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ

Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.

Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ

В чем состоит чистота речи у воспитателя ДОУ? В отсутствии жаргонных и диалектных выражений, а также слов-паразитов (вот, ну, короче, значит, в общем-то).

Обратите внимание! Проверить себя на соответствие этим требованиям воспитатели могут при помощи специально разработанных методических пособий.


Речевому развитию в ДОУ нужно уделять максимум внимания. От правильности обучающего процесса зависит общий умственный рост дошкольника. По рекомендациям психологов, осваивать базовые навыки беседы нужно и дома, с родителями или няней. Не стоит надеяться, что ребенок дошкольник усвоит навыки коммуникации без помощи взрослых.

Читайте также: