Роль покрытосеменных в природе и жизни человека план конспект

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

- создание условий для осознания важности и необходимости покрытосеменных растений в планетарном и региональном масштабе.

- Актуализировать знания о признаках цветковых растений.

-Изучение значения покрытосеменных в природе и жизни человека.

-Ознакомление с культурными и лекарственными растениями Донского края.

- развитие навыков самостоятельной творческой работы, систематизации знаний, формулирования вывода.

-продолжить воспитание бережного, уважительного отношения к природе своего края.

Технология: проектная, личностно – ориентированная.

Формы организации учебной деятельности:

- подготовка и защита проектов.

Подготовительный этап к уроку.

Оборудование к уроку: детские проекты на бумаге; компьютер, интерактивная доска.

- Ребята, сегодня мы повторяем всё, что нам известно об отделе Покрытосеменные растения. Посмотрите на тему урока. В формулировке темы два знака: вопросительный и восклицательный. В ходе урока мы должны определить, какой знак следует оставить, а какой убрать.

Я думаю, вы понимаете, что цель нашего урока еще раз обозначить самые важные и значительные моменты, касающиеся этого отдела растений. Мы с вами должны рассмотреть все сферы применения и распространения этих организмов на нашей планете и в нашем родном крае- Ростовской области. Нам надо познакомиться с важнейшими культурными растениями, произрастающими в Ростовской области.

( По ходу вступления учитель демонстрирует второй слайд презентации по уроку, на котором обозначены цели урока, см. приложение)

Итак, вспомним какие растения относятся к покрытосеменным, какими признаками обладают эти организмы.

- Что такое покрытосеменные растения?

- Какими признаками обладают эти растения?

- Встречаются ли покрытосеменные в нашей области?

- Какие цветковые растения вам знакомы?

Работа в группах.

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Задача каждой группы показать, что особенности строения покрытосеменных позволяют им широко распространиться и заселить разные среды обитания.

Группы получают задания:

1-я – Рассмотреть особенности строения корня и доказать, что корень даёт цветковым дополнительные преимущества перед другими растениями.

Назвать растения Ростовской области, обладающие разными типами корневых систем.

2-я – Рассмотреть особенности строения стебля и доказать, что стебель даёт возможность приспособиться к разным средам обитания.

Определить, какие растения нашей области имеют разные виды стебля. Доказать хозяйственное значение этих растений.

3-я – Рассмотреть лист и объяснить особенности этого органа, позволяющие выживать в экстремальных условиях. Назвать растения Ростовской области, у которых имеются видоизменённые листья. Показать значение этих видоизменений.

4-я – Рассмотреть генеративные органы и указать преимущества размножения с помощью цветков, плодов и семян.

Определить какие растения Ростовской области образуют плоды и семена, имеющие хозяйственное значение.

Группы работают 2-3 минуты и защищают свою точку зрения.

Делается общий вывод:

Покрытосеменные имеют множество эволюционных приобретений, дающих им ряд преимуществ перед другими растениями .

Эти преимущества дают возможность занимать новые среды обитания, распространяться по планете, занимать значительное место в жизни человека. Среди растений Ростовской области имеется большое количество хозяйственно значимых, используемых человеком видов цветковых растений.

Это выступление может сопровождаться демонстрацией презентации по теме урока, слайды 4-14 (см. приложение). В ходе демонстрации презентации ведется подробная беседа с классом по теме урока, в соответствии с целями.

Постепенно учащиеся подходят к выводу по теме урока.

- Ребята, еще раз обратимся к теме урока. Какой же знак мы оставим?

- Какой вывод следует сделать по сегодняшней беседе?

Покрытосеменные – самая распространённая и значительная группа растений на Земле. Эти растения составляют основу флоры Ростовской области, которая отличается богатством и многообразием форм. Среди растений области множество диких, культурных, декоративных, лекарственных растений, имеющих огромное значение в жизни человека.

5.) Подведение итогов и выставление оценок за урок.


Слайд 1


Слайд 2

Цветковые растения Участие в круговороте веществ Образование природных сообществ Хозяйственное значение в жизни человека


Слайд 3


Слайд 4

Образование природных ландшафтов    Покрытосеменные – основной элемент любых биологических сообществ. Образуют внешний вид земной поверхности В нашей области это степи и лесостепи.


Слайд 5


Слайд 6

Хозяйственное значение покрытосеменных Ростовской области Зерновые – основные сельскохозяйстве нные культуры Дона. Овощи и фрукты – источник витаминов и микроэлементов.


Слайд 7


Слайд 8

получения растительных масел  Подсолнечник – основная масличная культура.  Это растение высоко ценится на Дону и издавна возделывается в нашей местности.


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

Эстетическое значение  Внешний вид населённых пунктов, жилых помещений и офисов невозможно представить без цветковых растений.


Слайд 12

Родная земля… Тенистые сады, привольные степи, богатые поля и луга, пастбища. Где бы ты ни был, повсюду тебя окружают удивительные, привычные глазу, дорогие сердцу, необходимые для жизни цветковые растения.


Слайд 1

Растения – эфемеры Ростовской области. Творческий проект учениц 7 класса Заикиной Татьяны и Корнеевой Анны Учитель Заикина Н. С.


Слайд 2

Нарядно, но не долго…  С наступлением весны донские степи одевают необыкновенный наряд: пестрый, яркий. Но, к сожалению, этот наряд держится недолго.  Растения – эфемеры: ковыли, тюльпаны, ирисы- это визитная карточка Донских степей.


Слайд 3

Ковыль – украшение степи.  Ковыли – одни из самых удивительных эфемеров Ростовской области.  Листья утонщены-так растение справляется с недостатком влаги.  Вегетирует короткое время в начале лета.


Слайд 4

Полевые ирисы.  Удивительно грациозны полевые ирисы.  Зацветая на короткий период времени, они придают нашим степям необыкновенную тонкую красоту.


Слайд 5

Донские тюльпаны. Невозможно представить себе донскую степь без тюльпанов, этих простых и одновременно аристократичных цветов.


Слайд 6

Приспособления эфемеров.  Все эфемеры имеют ряд сходных приспособлений к условиям существования в сухой жаркой степи: - Прежде всего это короткий вегетационный период. - Кроме того, сохранение запасов влаги и питательных веществ в луковицах, как у ирисов и тюльпанов. - Или, видоизменение листьев, для уменьшения испарения, как у ковылей.


Полный текст материала Урок биологии "Покрытосеменные самые значительные растения Земли и Ростовской области?"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


Природа

Какое значение покрытосеменных в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение покрытосеменных растений в природе

Покрытосеменные или цветковые представляют собой крупный отдел растительного мира, в состав которого входит 13000 родов, 533 семейства. Они делятся на двудольных и однодольных. Эти виды различаются количеством семядолей в зародышах, строением цветка и листа.

Они вместе с другими растениям берут участие в образовании природных экосистем. Их можно повстречать везде, кроме тундры и тайги. Покрытосеменные в экосистемах являются главным звеном питания травоядных животных. Им принадлежит главная роль в улучшении и образовании плодородия почв. Цветковые способствуют уменьшению эрозии почв. Ну, и конечно, растения поддерживают воздушную среду планеты.

Значение покрытосеменных растений в жизни человека

Покрытосеменные растения широко используются человеком в хозяйственной деятельности, декоративном растениеводстве и медицине. Они являются пищей для домашних животных. Цветковые являются сырьем для пищевой, деревообрабатывающей, фармацевтической промышленности. Их используют в строительстве домов и кораблей. Из целлюлозы, полученной из клеток этих растений, производят бумагу, древесно-волокнистые и облицовочные плиты, картон.

Многие цветковые содержат в себе сильно пахнущие, целебные или ядовитые вещества. Из них производят различные лекарства и духи. Листья, цветки, плоды и стебли часто применяются человеком в кулинарии в качестве пряных, ароматических добавок к блюдам.

Стоит отметить еще и эстетическую сторону этих растений. Они являются настоящим украшением скверов, парков, приусадебных участков. Многие из них стали нашими любимыми комнатными растениями. Они прекрасно справляются с ролью озеленителей рекреаций, рабочих и жилых помещений. Часто растения вдохновляются на новые победы и проекты.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation


Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать их тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения?

Во-первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений — цветковые. Ещё эти растения называют покрытосеменными. Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода. Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения — это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.

Значит, покрытосеменные, или цветковые, растения имеют настоящий цветок . Для них характерно развитие плода , который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян .

Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. Из цветка после оплодотворения развивается плод с семенами.

Плод покрытосеменных растений является органом размножения. Он развивается из цветка и предназначен для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Плоды могут быть сухими ( боб, орех ) и сочными ( ягода, яблоко, тыквина ).

Также у покрытосеменных есть корень, стебель и листья. Корень — подземный орган растений. Он закрепляет растение в почве и обеспечивает поглощение воды с растворёнными в ней питательными веществами. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

Стебель — осевой орган растений, который несёт листья, почки и цветки. По стеблю происходит передвижение воды и веществ между корнями и листьями. Различают надземные и подземные стебли, травянистые и деревянистые.

Лист — орган растений, основной функцией которого является фотосинтез. Для осуществления фотосинтеза в клетках листьев есть особый пигмент — хлорофилл. Листья растений также участвуют в дыхании и испарении.


Покрытосеменные — самые высокоорганизованные растения. В настоящее время известно около 250 тыс. разных покрытосеменных растений. Среди них есть как высокие деревья , так и приземистые кустарники и травы .

Дерево — одна из форм растений, имеющая ствол из древесины с лиственной кроной. Деревья делятся по виду листьев на хвойные и лиственные. По сроку жизни листьев деревья делятся на листопадные и вечнозелёные. У листопадных листья опадают осенью, а весной из почек вырастают новые. У вечнозелёных деревьев смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева.

Кустарники — жизненная форма растений. От деревьев кустарники отличаются отсутствием главного ствола и меньшими размерами. Кустарники наиболее часто растут на опушках лесов или в лесах, образуя подлесок. Часто встречаются на вырубках.

Травы — растения, которые не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Их листья и стебли отмирают с наступлением холодов. Травы бывают однолетними и многолетними. Произрастают травы в приземном слое лесов, на лугах, в степях, полупустынях, а местами даже и в пустынях.


Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты — в тундрах, степях, пустынях. Особенно много их в смешанных лесах.

Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании необходимого для дыхания живых организмов кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных.

Покрытосеменные растения, такие как пшеница, рис, кукуруза, овёс, гречиха и другие зерновые культуры, являются неотъемлемой частью рациона человека. Не менее важны овощные, плодовые и ягодные культуры: картофель, редис, огурцы, томаты, яблони, вишни, смородина и многие другие.

Ряд растений (лён, хлопчатник) человек с давних времён использует для получения тканей.

Также среди покрытосеменных растений много лекарственных.

Лекарственные растения — группа растений, которые являются сырьём для получения лекарственных средств.

Самыми известными лекарственными растениями являются: алоэ, брусника, зверобой, календула, медуница, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, шалфей, шиповник и многие другие.

Не менее важна и эстетическая роль растений, которыми человек украшает дома, сады, парки.

Древесина издавна используется в качестве материала для изготовления построек, предметов быта и др.


Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы. В результате некоторые виды растений исчезают или становятся очень редкими.

Покрытосеменные, или цветковые, растения имеют корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами. Среди покрытосеменных много пищевых, лекарственных, декоративных растений.

Конспект урока по биологии в 5 классе. В конспекте представлены все наглядные материалы, которые смогут учителю провести очень хороший и полноценный урок.

Содержимое разработки

Кернер С.В. – учитель биологии

Урок биологии в 5 классе

(программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Тема урока будет выведена позже.

Сегодня вам предстоит поработать в парах.

Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? (верно, растения).

Что будет, если вдруг все растения погибнут? ( Не будет кислорода для дыхания и пищи для животных).

Какие отделы растений мы изучили? (Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные).

Давайте, вспомним их.

Перед вами на парте разложены карточки, на которых, изображены представители из разных отделов и названия отделов. Вы должны распределить каждое растение к своему отделу. Работаем в парах.

КАРТОЧКА (1 группа)






КАРТОЧКА (2 группа)







АРТОЧКА (3 группа)







Работа в парах с отделами растений

Рассмотрите слайд № ____ . Обсуждаем ответ на вопрос слайда – почему именно в виде лестницы на слайде расположены эти отделы? (Названия открываются по щелчку). Продумайте свой ответ, используйте таблицу на слайде № ___. (Расположены в порядке их усложнения строения и большей приспособленности к выживанию в любых условиях. Это отображает последовательность их появления на Земле и усложнение строения).

Слоевище или одноклеточные формы

Стебель, листья, ризоиды, коробочка со спорами

Корневище, корни, листья, споры на нижней стороне листа

Корень, стебель, лист (хвоя), шишки с семенами

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Различные места на суше, в основном леса

Все области суши, даже пустыни, и вода

Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами знаем уже многое о растениях, но о чем нам осталось поговорить (О значении растений)

Как вы думаете? (давайте предположим?) какой же будет цель нашего урока?

изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Как вы думаете? (давайте предположим?)

Что мы сегодня узнаем с вами на уроке?

Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

На какие группы делятся растения в зависимости от хозяйственной деятельности человека? Какие растения относятся к этим группам?

Молодцы. Вы составили план нашего урока.

Изучение нового материала

Для того чтобы узнать какую роль играют растения в природе, жизни животных, в жизни человека мы будем работать в парах с помощью учебника, презентации (использовать индивидуальный ноутбук) и раздаточного материала.

Первичное закрепление изученного материала

Мы определили значение растений в природе и в жизни человека. А как вы думаете, можно ли выделить главную роль? (Образование кислорода).

Правильно главное заслуга - образуют кислород и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых существ.

Чистый воздух-это большое благо и главное в этом посадка зеленых насаждений. Вы, как ученики, что можете сделать для этого? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя)

Не просто так, сейчас на столах у вас стоят стаканчики с землёй. Мы сегодня с вами сделаем доброе дело, посадим для нашего пришкольного участка – томаты. Ваши баночки подписаны, вы теперь будете самостоятельно ухаживать за растением.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания в вашей жизни?

Сколько тайн хранит природа и как приятно эти тайны открывать. Я надеюсь, что впереди вас ждет много интересных открытий.

Домашнее задание: слайд № ____

§18 учить (учебник биологии Плешакова, Сонина, 5 класс)

Ответить на вопросы в конце параграфа

Приложения к уроку

































1.1. Растения из-за своего свойств поглощать углекислый газ отдают кислород. Растения играют важную роль в атмосфере. Без кислорода все бы живые существа просто погибнут!

Роль зелёных растений в поддержании постоянного газового состава атмосферы и обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Для фотосинтеза необходим солнечный свет. Фотосинтез происходит в зелёных растениях. Выделяется кислород ___, углекислый газ _____ поглощается листьями растений. Зелёная субстанция растений – это хлорофилл. Вода поступает в ткани растений из почвы, через корневую систему. Образуется глюкоза, которая переходит в крахмал, запасаемый растениями.

1.2. Роль растений в жизни животных велика.

Самое главное - это:

1) растений служат животным пищей, т. к. сами животные не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а должны потреблять ее в готовом виде

2) растения - главный источник образования кислорода на нашей планете. А кислород необходим большей части животных для дыхания

3) растения служат средообразующим компонентом (т. е. образуют для животных окружающую среду). Растения формируют леса, луга, кустарниковые заросли, где животные обитают, прячутся от хищников, поджидают или преследуют жертв, строят гнезда и прочее.

Эти три компонента в совокупности позволяют сделать вывод - животные без растений жить не могут.

1.3. В жизни человека растения играют огромную роль , ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения ), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски.

На Земле сложно найти такое место, где бы полностью отсутствовали растения. Даже в жарких пустынях и заснеженном Северном полюсе можно отыскать признаки растительной жизни. Представители флоры отличаются большим разнообразием и многообразием, уникальными свойствами и неповторимым внешним видом.

Дикорастущие и культурные растения Человек начал окультуривать дикие растения много веков назад. В течение этого времени было выведено множество новых сортов с самыми разными полезными качествами: пшеница, рожь, фасоль, подсолнух, фруктовые деревья и многие другие.

В результате человеческой деятельности все растения, населяющие планету, можно разделить на две большие группы:

Дикорастущие растения – обитают в условиях дикой природы. Они никогда не испытывали на себе влияние человека и не нуждаются в специальном уходе. Дикорастущие растения выглядят так, как их создала природа сотни лет назад. К ним относятся все представители лесной, степной, луговой флоры, которые растут сами по себе.

Культурные растения – обладают качествами, имеющими большую ценность для человека: высокую урожайность, отменный вкус плодов, питательную ценность и т. д. Без бережного ухода культурные растения могут утратить свои важные свойства, и для них очень важен регулярный уход.

Читайте также: