Роль мхов в образовании болотных экосистем презентация
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
Тесты по биологии 7 класс. Тема: "Роль мхов в образовании болотных экосистем"
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какой тип мха наиболее распространен в болотистой местности?
2. С помощью каких клеток происходит фотосинтез?
а) при помощи митохондрий;
+б) посредством хлоропласта;
в) при воздействии аксонов;
г) посредством нейронов.
4. Выберите неверное утверждение:
а) стебли сфагновых мхов сильно ветвятся;
+в) сфагновые мхи имеют ризоиды;
г) крупные прозрачные клетки листьев сфагнума активно поглощают влагу.
тест 5. Болото — это…
а) экосистема с нормальным уровнем влажности;
+б) экосистема с избыточным увлажнением;
в) отдельная биосфера;
г) экосистема, вызывающая сухость почв.
6. Выберите верную схему замещения леса болотом:
а) семена деревьев и кустарников прорастают через зеленый мох, который замещается сфагнумом, который, в свою очередь, забирает питательные вещества у других растений, а потому лес погибает;
+б) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через зеленый мох, который постепенно замещается сфагнумами, которые, в свою очередь, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает;
в) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через сфагнумы, которые постепенно замещаются зелеными мхами, которые, в свою очередь, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает;
г) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через двудомные мхи, которые, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает.
7. Выберите неверное утверждение:
а) мхи плохо проводят тепло;
б) вода в болотах медленно поступает в корни растений;
+в) в болотах много кислорода;
г) болотистые растения небольшие по размеру.
8. Укажите функцию, которую не выполняют болота:
а) болота являются домом для редких растений, животных и насекомых;
б) болота выполняют функцию природного фильтра;
в) в болотах образуется торф и бурый уголь;
+г) болота — повышенный источник углекислого газа, а значит в них погибает все живое.
На биологию в 6 классе отводится 34 часа.
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
В.В. Пасечник. – М.: Дрофа. 2010.
Верно ли высказывание:
Верно ли высказывание:
Отдел
Моховидные
Класс
Печёночные
Класс
Класс
Антоцеротовые
Подкласс
Зелёные мхи
Подкласс
Сфагновые мхи
Подкласс
Андреевые мхи
Листья и стебли состоят из клеток двух типов, хорошо различимых под микроскопом:
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Водные экосистемы. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Водные экосистемы Естественные озёра, реки Искусственные водохранилища, канавы, пруды Экологические факторы (в разных частях водоёма различны) - глубина - течения - состояние грунтов -ледяной покров - t и кислородный режим - освещенность - химический состав воды
Экологические группы организмов, обитающих в водоёмах Бентосные организмы – обитающие на дне водоёмов (одноклеточные водоросли) Фитопланктон – организмы, обитающие в толще воды (водоросли и их колонии) Макрофиты – сборная группа многоклеточных низших и высших водных растений (водоросли, моховидные, плауновидные, папоротниковидные, хвощевидные, цветковые растения)
Конспект урока по биологии "Роль мхов в образовании болотных экосистем". Это урок-игра, урок-путешествие, урок открытия новых знаний. Учащиеся знакомятся об особенностях сфагновых мхов, строении, их многообразии, практическом значении и применении. Расширяют свои знания о болоте как экосистеме.В ходе урока учащиеся совершают виртуальное путешествие. На определённых станциях (например: "Исследовательская", "Экологическая" и др.) узнают много нового о мхах. Учащиеся на уроке работают в группах. За.
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чабан С.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по биологии (7 класс).
Тема. Роль мхов в образовании болотных экосистем.
Цель: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях сфагновых мхов, расширить знания о болоте как экосистеме, развивать понятие об особенностях строения мхов, их многообразии, практическом значении и применении.
Продолжить развивать навыки установления связей между различными природными объектами; навыки работы с дополнительной литературой. Продолжить формировать умение работать в группах.
Воспитывать экологическую культуру и культуру общения.
Тип урока: урок-игра (путешествие).
Структура и содержание урока.
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Почему мхи способствуют образованию болот?
3.Изучение нового материала.
-Работа в группах.
Продолжая урок, сообща формируем цель путешествия.
Информация первой группы учащихся.
Моховидные распространены во всех климатических зонах суши. В наше время известно свыше 25 тыс. видов мхов. Это преимущественно многолетние, реже однолетние травянистые растения. Зелёные стебли особей полового поколения у разных видов бывают длиной от 1-2 мм до одного метра. Мхи растут на поверхности почвы практически повсеместно - от болот до пустынь, некоторые виды освоили пресные водоёмы. Наибольшее количество видов произрастает в хорошо увлажнённых местах - влажных лесах, на лугах и т.д. На болотах и в тундре мхи составляют основу растительных сообществ. Часто они поселяются на деревьях и скалах. Мхи, растущие в пустынях, на протяжении нескольких лет могут сохранять жизнеспособность, находясь в высушенном состоянии.
Информация второй группы учащихся.
В настоящее время отдел Моховидные включает следующие классы:
Печёночные мхи (к ним относится маршанция).
Листостебельные мхи (к ним относятся сфагнум и политрих).
Свыше 300 видов рода Сфагнум распространены на болотах и других переувлажнённых местах, преимущественно Северного полушария. Стебли сфагнумов достигают в высоту 50 см. Растения сильно разветвляются у верхушки и лишены ризоидов. Листья состоят из клеток двух типов: одни из них живые, а другие - мёртвые. Живые клетки зелёные, в них происходит фотосинтез. Мёртвые клетки бесцветные, в их оболочках есть поры, через которые они впитывают воду. Через поры клетки впитывают огромное количество воды (в 20-25 раз больше собственного веса). Это свойство отражено в названии мхов (греч. sphagnos - губка).
Среди сфагнумов имеются как однодомные, так и двудомные виды. Сфагнумы растут верхушкой, а нижняя часть стебля постепенно отмирает. Отмершие части растений погружаются в воду. Поскольку в болотной воде обычно мало кислорода, а сфагнум выделяет кислоты, убивающие микроорганизмы, то отмершие его части не перегнивают. Они оседают на дне болот на протяжении десятков, сотен и тысяч лет, спрессовываются и образуют торф. Слои торфа иногда могут достигать в толщину несколько десятков метров. Но скорость образования торфа незначительная: за десять лет откладывается слой не толще одного сантиметра.
Информация третьей группы учащихся.
Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г. н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода и т.д. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории имеют возраст до 8 тыс. лет. Таким образом, болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.
Информация четвёртой группы учащихся.
Важную роль в хозяйственной деятельности человека играет торф, мировые запасы которого оцениваются в 270 млрд. тонн. Торф используется как органическое удобрение и топливо. В виде прессованных плит его используют в строительстве как теплоизоляционный материал. В химической промышленности торф служит сырьём для производства пластмасс, красок, лаков, спиртов, кислот и т.д. Высушенный сфагнум имеет обеззараживающие (антибактериальные) свойства, поэтому его ранее использовали для перевязки ран.
Информация пятой группы учащихся.
4.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
В конце путешествия учитель напоминает ребятам о том, что вернуться домой они смогут только после того, как ответят на вопросы, записанные на листках ромашки. К доске по желанию вызываются учащиеся, которые срывают лепесток цветка и отвечают на вопросы (каждый отвечает на один вопрос). Таким образом, повторяется и закрепляется изученный на уроке материал.
Где можно встретить торфяной мох сфагнум?
Покажите районы произрастания мха сфагнума.
В чём сходство и отличие строения сфагнума и кукушкина льна?
Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением.
Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей
массы?
Какую роль в процессе размножения мхов играет вода?
Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах
находят неразложившиеся трупы животных.
Где и как происходит образование торфа?
В каких отраслях народного хозяйства нашёл применение торф?
Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь недалеко от торфяного болота?
Какую роль в природе играют мхи, в том числе и сфагновые?
Какую роль в природе играют сфагновые болота?
5.Домашнее задание: изучить материал учебника к теме урока.
- описать жизненный путь стебелька сфагнума.
- отметить на контурной карте торфяные болота;
-Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс - М.: Просвещение, 2014.
Читайте также: