Роль мхов в образовании болотных экосистем презентация

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Тесты по биологии 7 класс. Тема: "Роль мхов в образовании болотных экосистем"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какой тип мха наиболее распространен в болотистой местности?

2. С помощью каких клеток происходит фотосинтез?

а) при помощи митохондрий;

+б) посредством хлоропласта;

в) при воздействии аксонов;

г) посредством нейронов.

4. Выберите неверное утверждение:

а) стебли сфагновых мхов сильно ветвятся;

+в) сфагновые мхи имеют ризоиды;

г) крупные прозрачные клетки листьев сфагнума активно поглощают влагу.

тест 5. Болото — это…

а) экосистема с нормальным уровнем влажности;

+б) экосистема с избыточным увлажнением;

в) отдельная биосфера;

г) экосистема, вызывающая сухость почв.

6. Выберите верную схему замещения леса болотом:

а) семена деревьев и кустарников прорастают через зеленый мох, который замещается сфагнумом, который, в свою очередь, забирает питательные вещества у других растений, а потому лес погибает;

+б) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через зеленый мох, который постепенно замещается сфагнумами, которые, в свою очередь, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает;

в) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через сфагнумы, которые постепенно замещаются зелеными мхами, которые, в свою очередь, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает;

г) семена деревьев и кустарников не могут прорасти через двудомные мхи, которые, поглощают влагу и питательные вещества от деревьев и кустарников, а потому лес заболачивается и со временем погибает.

7. Выберите неверное утверждение:

а) мхи плохо проводят тепло;

б) вода в болотах медленно поступает в корни растений;

+в) в болотах много кислорода;

г) болотистые растения небольшие по размеру.

8. Укажите функцию, которую не выполняют болота:

а) болота являются домом для редких растений, животных и насекомых;

б) болота выполняют функцию природного фильтра;

в) в болотах образуется торф и бурый уголь;

+г) болота — повышенный источник углекислого газа, а значит в них погибает все живое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На биологию в 6 классе отводится 34 часа.

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /

В.В. Пасечник. – М.: Дрофа. 2010.


Повторение Верно ли высказывание:

Верно ли высказывание:

Верно ли высказывание:

Отдел

Моховидные

Класс

Печёночные

Класс

Класс

Антоцеротовые

Подкласс

Зелёные мхи

Подкласс

Сфагновые мхи

Подкласс

Андреевые мхи








Листья и стебли состоят из клеток двух типов, хорошо различимых под микроскопом: в у зких зеленых клетках происходит фотосинтез; в белых (мёртвых) клетках содержится воздух или вода. Зелёные клетки Прозрачные мёртвые клетки

Листья и стебли состоят из клеток двух типов, хорошо различимых под микроскопом:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Водные экосистемы. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Водные экосистемы Естественные озёра, реки Искусственные водохранилища, канавы, пруды Экологические факторы (в разных частях водоёма различны) - глубина - течения - состояние грунтов -ледяной покров - t и кислородный режим - освещенность - химический состав воды

Экологические группы организмов, обитающих в водоёмах Бентосные организмы – обитающие на дне водоёмов (одноклеточные водоросли) Фитопланктон – организмы, обитающие в толще воды (водоросли и их колонии) Макрофиты – сборная группа многоклеточных низших и высших водных растений (водоросли, моховидные, плауновидные, папоротниковидные, хвощевидные, цветковые растения)

Конспект урока по биологии "Роль мхов в образовании болотных экосистем". Это урок-игра, урок-путешествие, урок открытия новых знаний. Учащиеся знакомятся об особенностях сфагновых мхов, строении, их многообразии, практическом значении и применении. Расширяют свои знания о болоте как экосистеме.В ходе урока учащиеся совершают виртуальное путешествие. На определённых станциях (например: "Исследовательская", "Экологическая" и др.) узнают много нового о мхах. Учащиеся на уроке работают в группах. За.

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор Чабан С.В.
Дата 31.12.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Конспект урока по биологии (7 класс).

Тема. Роль мхов в образовании болотных экосистем.

Цель: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях сфагновых мхов, расширить знания о болоте как экосистеме, развивать понятие об особенностях строения мхов, их многообразии, практическом значении и применении.

Продолжить развивать навыки установления связей между различными природными объектами; навыки работы с дополнительной литературой. Продолжить формировать умение работать в группах.

Воспитывать экологическую культуру и культуру общения.

Тип урока: урок-игра (путешествие).

Структура и содержание урока.

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Почему мхи способствуют образованию болот?

3.Изучение нового материала.

-Работа в группах.

Продолжая урок, сообща формируем цель путешествия.

Информация первой группы учащихся.

Моховидные распространены во всех климатических зонах суши. В наше время известно свыше 25 тыс. видов мхов. Это преимущественно многолетние, реже однолетние травянистые рас­тения. Зелёные стебли особей полового поколения у разных видов бывают длиной от 1-2 мм до одного метра. Мхи растут на поверхности почвы прак­тически повсеместно - от болот до пустынь, некоторые виды освоили прес­ные водоёмы. Наибольшее количество видов произрастает в хорошо увлаж­нённых местах - влажных лесах, на лугах и т.д. На болотах и в тундре мхи составляют основу растительных сообществ. Часто они поселяются на деревьях и скалах. Мхи, растущие в пустынях, на протяжении нескольких лет могут сохранять жизнеспособность, находясь в высушенном состоянии.

Информация второй группы учащихся.

В настоящее время отдел Моховидные включает следующие классы:

Печёночные мхи (к ним относится маршанция).

Листостебельные мхи (к ним относятся сфагнум и политрих).

Свыше 300 видов рода Сфагнум распространены на болотах и других переувлажнённых местах, преимущественно Северного полушария. Стебли сфагнумов достигают в высоту 50 см. Растения сильно разветвляются у верхушки и лишены ризоидов. Листья состоят из клеток двух типов: одни из них жи­вые, а другие - мёртвые. Живые клетки зелёные, в них происходит фото­синтез. Мёртвые клетки бесцветные, в их оболочках есть поры, через ко­торые они впитывают воду. Через поры клетки впитывают огромное количество воды (в 20-25 раз больше собственного веса). Это свойство отражено в названии мхов (греч. sphagnos - губка).

Среди сфагнумов имеются как однодомные, так и двудомные виды. Сфагнумы растут верхушкой, а нижняя часть стебля постепенно отмирает. От­мершие части растений погружаются в воду. Поскольку в болотной воде обычно мало кислорода, а сфагнум выделяет кислоты, убивающие микроор­ганизмы, то отмершие его части не перегнивают. Они оседают на дне болот на протяжении десятков, сотен и тысяч лет, спрессовываются и образуют торф. Слои торфа иногда могут достигать в толщину несколько десятков метров. Но скорость образования торфа незначительная: за десять лет от­кладывается слой не толще одного сантиметра.

Информация третьей группы учащихся.

Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой доро­ги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г. н.э. В торфе находят останки древних лю­дей, предметы их домашнего обихода и т.д. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные пе­риоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской терри­тории имеют возраст до 8 тыс. лет. Таким образом, болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.

Информация четвёртой группы учащихся.

Важную роль в хозяйственной деятельности человека играет торф, мировые запасы которого оцениваются в 270 млрд. тонн. Торф используется как органическое удобрение и топливо. В виде прессованных плит его ис­пользуют в строительстве как теплоизоляционный материал. В химической промышленности торф служит сырьём для производства пластмасс, красок, лаков, спиртов, кислот и т.д. Высушенный сфагнум имеет обеззараживаю­щие (антибактериальные) свойства, поэтому его ранее использовали для перевязки ран.

Информация пятой группы учащихся.

4.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

В конце путешествия учитель напоминает ребятам о том, что вер­нуться домой они смогут только после того, как ответят на вопросы, записанные на листках ромашки. К доске по желанию вызываются учащиеся, которые срывают лепесток цветка и отвечают на вопросы (каждый отвеча­ет на один вопрос). Таким образом, повторяется и закрепляется изученный на уроке материал.

Где можно встретить торфяной мох сфагнум?

Покажите районы произрастания мха сфагнума.

В чём сходство и отличие строения сфагнума и кукушкина льна?

Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением.

Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей
массы?

Какую роль в процессе размножения мхов играет вода?

Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах
находят неразложившиеся трупы животных.

Где и как происходит образование торфа?

В каких отраслях народного хозяйства нашёл применение торф?

Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь недалеко от торфяного болота?

Какую роль в природе играют мхи, в том числе и сфагновые?

Какую роль в природе играют сфагновые болота?

5.Домашнее задание: изучить материал учебника к теме урока.

- описать жизненный путь стебелька сфагнума.

- отметить на контурной карте торфяные болота;

-Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс - М.: Просвещение, 2014.

Читайте также: