Роль лишайников в природе и в жизни человека

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи.

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

План урока

II.Изучение нового материала

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

I.Организационный этап

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

II.Изучение нового материала

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

-Какое же строение имеет слоевище?

  • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в почвообразовании.
  • Участвуют в разрушении горных пород.
  • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
  • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих копытных.
  • Являются важной частью многих экосистем.

Значение лишайников в жизни человека:

  • Являются кормом для домашних оленей на севере.
  • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
  • Сырье для химической промышленности.
  • Служат для получения природных красителей.
  • Используют в медицине и парфюмерии.
  • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

5 класс биология 14.04.20

Тип урока: Изучение нового материала

Технология урока: Технология развития критического мышления

Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;

познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

II.Изучение нового материала

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

I. Организационный этап

Фронтальный опрос.

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

Формулировка темы урока.

II.Изучение нового материала

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

-Какое же строение имеет слоевище?

Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата .

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Значение лишайников в природе :

Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

Участвуют в почвообразовании.

Участвуют в разрушении горных пород.

Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.

Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.

Являются пищей для многих копытных.

Являются важной частью многих экосистем.

Значение лишайников в жизни человека:

Являются кормом для домашних оленей на севере.

Некоторые лишайники используются в пищу человеком.

Сырье для химической промышленности.

Служат для получения природных красителей.

Используют в медицине и парфюмерии.

Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

1.\u041c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0436\u0438\u0442\u044c \u0442\u0430\u043c \u0433\u0434\u0435 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0438
2.\u0423\u043b\u0443\u0447\u0448\u0430\u044e\u0442 \u043f\u043b\u043e\u0434\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0447\u0432\u044b \u0438 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0442 \u043f\u043e\u0447\u0432\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u0439.
3.\u041c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u043d\u0430\u043a\u0430\u043f\u043b\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u0434\u0438\u043e\u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c\u0438 \u0440\u0430\u0434\u0438\u043e\u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0437\u043e\u043d
4.\u042f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u0438\u0449\u0435\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0432\u0435\u0440\u043d\u044b\u0445 \u043e\u043b\u0435\u043d\u0435\u0439
5.\u0412 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f\u0445 \u0433\u0440\u0438\u0431\u044b \u043f\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432\u043e\u0434\u043e\u0440\u043e\u0441\u043b\u044f\u043c\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0442\u0435\u043b\u0435 \u043b\u0438\u0448\u0430\u0439\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432
\u0414\u043b\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430
1.\u0438\u0437 \u043d\u0438\u0445 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0441\u043f\u0438\u0440\u0442, \u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0438
2.\u043b\u0438\u0448\u0430\u0439\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044e\u0442 \u0432 \u043f\u0430\u0440\u0444\u044e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0432 \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0435
3.\u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044b \u043b\u0438\u0448\u0430\u0439\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c \u0443\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043f\u0438\u0449\u0443 ( \u0433\u0438\u0440\u043e\u0444\u043e\u0440\u0430 \u0432 \u042f\u043f\u043e\u043d\u0438\u0438)

tryam99

В природе
1.Могут жить там где другие растения не могут расти
2.Улучшают плодородие почвы и создают почву для жизни других растений.
3.Могут накапливать радиоактивные вещества являются своеобразными показателями радиоактивных зон
4.Являются пищей для северных оленей
5.В некоторых случаях грибы питаются водорослями которые находятся в теле лишайников
Для человека
1.из них получают спирт, краски
2.лишайники используют в парфюмерной промышленности и в медицине
3.отдельные виды лишайников человеком употребляется в пищу ( гирофора в Японии)

Новые вопросы в Биология

СРОЧНООООО Розвяжіть задачу: Рецесивний ген дальтонізму перебуває в Х -хромосомі. Чоловік хворіє на дальтонізм, а дружина та її батьки розрізняють кол … ьори нормально. Яка ймовірність народження в подружжя хворої дитини?

На рисунке 3 сосуды большего круга кровообращения лягушки обозначены цифрами: А) 3,4,5; Б) 1,2,4; В) 1,3,5; Г) 2,4,5.​


Научные доклады

Отдел Лишайники насчитывает более 20 тыс. видов, распространенных по всему земному шару. В этой статье вы узнаете какова роль лишайников в природе и жизни человека?

Значение лишайников в природе и жизни человека

Лишайники — это особые комплексные организмы, появляются благодаря сожительству определенных видов грибов с организмами, способными к фотосинтезу, — водорослями или цианобактериями.

Роль лишайников в природе:

— играют значительную роль в растительном покрове тундровых и лесных экосистем;

— участвуют в химическом выветривании горных пород, часто являются пионерами в освоении новых территорий;

— является ценным кормом для северных оленей благодаря высокому содержанию углеводов;

— используются для биоиндикации состояния окружающей среды благодаря неодинаковой чувствительности различных видов к загрязнению атмосферы (лихеноиндикация)

— виды, обитающие на деревьях, не наносят им непосредственного вреда, поскольку не являются паразитами, но могут служить местом укрытия и размножения насекомых вредителей.

Роль лишайников в жизни человека:

— по возрасту талломов лишайников (может достигать нескольких сотен или даже тысяч лет) в геологии устанавливают возраст ледовых морен, горных отложений и тому подобное;

— используются для получения антибиотиков (цетрария, кладония, пармелия, уснея), ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния)

— лишайники употребляют в пищу жители пустынных районов Среднего Востока, в Японии считают деликатесом умбиликарию съедобную.

Читайте также: