Развивающий диалог технология в детском саду
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 18.09.2024
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Одной из них является технология проблемного диалога, автор которой – Мельникова Е.Л.
Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе.
В дошкольном образовании рассматривается использование проблемных ситуаций, которые, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина, включают в себя три основных компонента:
• неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации (новое знание или способ деятельности, которые ребёнок должен усвоить, разрешая противоречие); ценность противоречия в познании в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникающая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль;
• познавательную деятельность ребёнка;
• возможности ребёнка анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком лёгкое задание не способствуют возникновению проблемной ситуации (степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания)
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые педагог может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку проблемность – неотъемлемая черта познания старших дошкольников, и именно прблемность обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддъяков), а также в собственной постановке новых вопросов и проблем.
Педагог, максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми должен ещё и преднамеренно создавать ситуации специальными заданиями, направленность которых – заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать. Пути создания проблемных ситуаций, личностно-значимых для ребёнка:
• преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
• преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
• побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие – ядро проблемной ситуации – в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога).
Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:
1. подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
2. изложение различных точек зрения на один и то же вопрос;
3. предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
4. побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
5. постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
6. постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.)
Деятельностный подход означает отказ от определения процесса познания как передачи знаний, выработки умений и организации усвоения, а рассмотрение этого процесса как организации и управление совместной познавательной деятельностью субъектов (педагога и детей) этой деятельности.
Приоритетными задачами непрерывной образовательной деятельности является тренировка мыслительных операций - анализа, сравнения, обобщения, классификации, аналогии, развитие внимания, памяти, речи, коммуникативных способностей и др. Эти задачи конкретизируются в специально подобранном содержании на основе создания игровых ситуаций, в ходе которых организуется деятельность детей с предметными моделями.
Технология деятельностного подхода дает развернутый ответ на вопрос, как учить, выделив следующие этапы:
1.Введение в игровую ситуацию
1) Создание психологического настроя на игровую деятельность.
2) Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь его с предыдущим.
2. Мотивационная игра
Детям предлагается дидактическая игра, которая актуализирует необходимое для открытия нового знания. Игра должна быть составлена так, чтобы в ходе неё в деятельности ребёнка на возникло затруднения: (с детьми 3 – 4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребёнок фиксирует в речи. Дети 5 -6 лет, фиксируя в речи свои шаги, выполняют материализованное действие.)
Каждый ребёнок должен принять участие в игре. Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен самоопределиться:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) хочет он играть в эту игру или не хочет.
3. Затруднение в игровой ситуации
В конце мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи. Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Проходит всегда в одном и том же месте (месте для обдумывания), где ребёнок может чувствовать себя комфортно. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей, выводит их к самостоятельному выходу из затруднительной ситуации.
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание. Может выполняться работа в тетради (2 – 3 минуты).
6. Повторение и развивающие задания
Проводятся по желанию педагога другие дидактические игры при наличии свободного времени.
7. Итог деятельности
Дети фиксируют в речи:
1) что нового узнали;
2) где новое знание пригодится.
Во время НОД дети работают за столами 2 – 3 минуты. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении.
Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога.
Напомним, что различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
• Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески.
• Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей.
На этапе поиска решения педагог выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога.
Педагогами в Росси накоплен значительный опыт использования проблемно-диалогической технологии.
Предлагаем поближе познакомиться с рядом материалов:
В статье автор приводит примеры проблемных ситуаций по разным темам
В методической разработке большое внимание уделяется осознанию значимости проблемно-диалогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста, освоению педагогами технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по данной технологии. В работе рассматриваются приёмы создания проблемной ситуации, виды диалога, даются методические рекомендации построения непосредственно образовательной деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ
ЧЕСНОКОВА
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Психолог, к.п.н., старший
преподаватель кафедры психологии
и образования психологопедагогического факультета РГПУ
им. А. И. Герцена. Основные
направления научных
исследований: диалог как метод
проблемно-постановочного
образования
2 часть развивающего диалога инструментальная:
закрытые вопросы;
открытые вопросы;
положительная обратная связь
Развивающий диалог — метод не самый
простой очень интересный.
Нет никаких универсальных рецептов, но есть
направления для поиска и инструменты, которые
можно использовать в зависимости от ситуации.
Каждый раз диалог открывается в процессе
совместного исследования, именно поэтому важно
работать не в одиночку.
Алгоритм ведения проблемных ситуаций:
задаётся проблемный вопрос ( Как вы думаете? Как
вы считаете?);
выдвигаются версии детей с обоснованием;
педагог приводит контраргументы
(противоположное мнение) для каждой версии;
возвращаются к проблемному вопросу
( ситуации) и обосновывают
сосуществование двух версий.
Проблемные вопросы:
Существуют вопросы следующего характера:
Субъективный (Что вы думаете об этом?)
Уточняющий (Верно ли?)
Почемучкин (Объясните, почему?)
Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём
различие?)
Воображаемый (Что было бы, если? Предположите,
что будет, если)
Компетентности:
Сформирован навык выдвижения новых идей и их
аргументирование
Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
Развито творческое мышление;
Развита самостоятельность и саморегуляция;
Сформировано умение задавать проблемные
вопросы;
Развита способность к рефлексии.
Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
Воспитатель должен увлечь ребенка диалоговой технологией, а в её процессе будут решаться не только задача социально-коммуникативного развития, но будет, происходит и формирование умственных качеств личности, решаться важные задачи нравственного, эстетического воспитания.
При диалогической речи, одновременно подчеркивается необходимость воспитания у детей общительности, приветливости, вежливости.
Диалоговые технологии как условие социально-коммуникативного развития - построены на научных основах всестороннего развития личности ребенка. В их основе – программы, данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности. Они построены также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (игра, труд).
Использование диалоговых технологий в современном детском саду может реализовываться через какую-либо деятельность: трудовую, учебную, игровую и соответственно, это игра, труд, обучение. При этом важнейшим условием будет являться руководство использования диалоговой технологии педагогом-воспитателем.
При планировании работы по развитию диалогической речи необходимо руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей:
- систематичность, чтобы диалоговые умения регулярно закреплялись на практике;
- применение различных форм диалоговых технологий - фольклор, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, работа с нетрадиционными техниками рисования; [43, с. 154]
- применение инициативных стимулов, приглашающих к диалогу.
Чем больше ребенок будет заинтересован в продолжение диалога, тем больших результатов достигнет педагог.
С помощью использования диалоговых технологий, удовлетворяется потребность ребенка в общении, а на его основе формируется монологическая, связная речь и развивается социально-коммуникативное общение. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи - диалогической.
Основу диалоговой технологии составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:
• вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;
• побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);
Можно определить три этапа работы, которые будут способствовать формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при использовании диалоговых технологий.
3. Формирование умения договариваться друг с другом в процессе придумывания новых игр и правил для знакомых игр, поиска выхода из проблемных ситуаций.
При использовании диалоговых технологий и процесса формирования диалогической речи у старших дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых социально-коммуникативных и речевых умений.
Выводы по 1 главе.
Диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалоговые технологии являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Но практика показывает, что применительно к дошкольникам данный метод применяется значительно реже, чем к школьникам.
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения детей. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативность. Только в общении и через отношения с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью
Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога как речевыми, так и социальными.
Оценить 257 1
Мастер-класс для воспитателей
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том , чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения . А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом , он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога как речевыми , так и социальными.
Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса :
во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога , реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге ,
а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога .
Что же такое интерактивная технология обучения ?
- А сейчас хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных технологий на развитие диалогического общения детей дошкольного возраста .
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели , одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
1. Воспроизведите рассказ своими словами.
3. Озвучте отрывок из мультфильма в парах.
Таким образом, мы видим, что интерактивные технологии делают работу педагогов творческой и увлекательной, увеличивают эффективность образовательной деятельности. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.
Прежде чем говорить об использовании развивающего диалога во взаимоотношении с ребенком, давайте разберемся, что, собственно, такое – развивающий диалог. Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов.
Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей. Какие принципы лежат в основе развивающего диалога? Как за 20 дней Пауло Фрейрер обучал неграмотных людей письму? Он всего лишь проявлял к ним искренний интерес. Он регулярно интересовался, как живут крестьяне, как устроен их быт, какие у них потребности.
Например, они говорили о том, что им нужна система водопровода, чтобы решить трудности с поставкой воды, но для этого нужно составить письмо градоначальнику. И тогда, когда была выявлена потребность в обучении, крестьяне в считанные дни обучались грамоте. И не просто умели писать, а составляли развернутые сочинения о своей жизни, описывали процесс гончарного мастерства, писали стихи и т.п. Получается: после того как их главная потребность была удовлетворена путем получения такого инструмента, как письмо, они созрели до того, чтобы удовлетворять потребности более высокого порядка.
Как построена сегодняшняя система образования? Ученикам и учителям спускают учебную программу сверху, не исследуя потребностей в знаниях. Это основное противоречие, которое заложено в учебном процессе и которое порождает конфликты между учителями и учениками, учениками и родителями, родителями и педагогами… Система дошкольного образования построена по такому же принципу. Есть программа дошкольного образования, которую педагогам нужно реализовать.
Принципы развивающего диалога применяются не только в процессе обучения, но и в решении конфликтных ситуаций. Чем, к примеру, отличаются семьи, в которых здоровые отношения, от так называемых дисфункциональных семей?
Конфликты – это естественные проявления отношений, которые помогают нам развиваться.
1. Конфликты есть во всех семьях. Но здоровые семьи отличаются тем, что видят свои проблемы, осознают их.
2. Второй признак здоровых отношений – это то, что члены семьи не замалчивают свои проблемы.
3. Третья характеристика здоровой семьи – это то, что семья ищет способы решения проблемы сначала своими силами, а если не получается, то с помощью специалистов.
4. При этом обязательно находится решение, отвечающее потребностям участников конфликта, которые берут ответственность за свои потребности.
– устраивает истерики на пустом месте;
– не хочет одеваться;
Девочка просит у мамы 25-ю куклу. Мама не знает, что предпринять: купить 25-ю куклу, тем самым избежав истерики в магазине, или отказать, с объяснениями или без, поскольку все родители уже поняли, что объяснять бесполезно, но не знают, что при этом сказать. У ребенка своя логика, потому что свои потребности.
А что еще можно спросить у ребенка в этой ситуации (если, конечно, родителям вообще пришло в голову задать ребенку вопрос)? Например:
– Для чего тебе эта кукла?
– Что в ней особенного?
– Чем эта кукла отличается от других?
– Что означает для тебя иметь такую куклу?
И тогда может оказаться, что на этой кукле красивое платье и дочь хочет, чтобы у нее была кукла в таком платье.
Следующие вопросы могут быть такими:
– А что можно сделать, чтобы твоя кукла имела такое платье?
– Купить такое платье.
– Отлично! Замечательная идея! А что нужно, чтобы сшить?
– Это верно. А из чего шьют платье?
– Да, а где можно взять ткань?
И т.д. В результате, лишь задавая открытые вопросы, можно не только отказаться от ненужной покупки, но и научить ребенка шить платье…
Считается, что на каждое критическое замечание ребенок должен получить не менее 5-ти высказываний, содержащих позитивную обратную связь.
Сын хотел помочь матери и решил постирать белье. Он сложил в стиральную машину все белье, которое нашел: и
Тогда она сказала:
– Какой замечательный эксперимент! Теперь ты знаешь, что получится, если сложить вместе разное белье!
В результате сын ознакомился с режимами в стиральной машине и в следующий раз без проблем сделал все как нужно.
Читайте также: