Развитие речи по теме урожай

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Данная игра рассчитана на детей 6-7 лет. В игре дети научатся работать как в парах так и по одному, научатся находить звуки в словах. У детей будет развиваться речь.

Описание игры

Игра многофункциональная для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа). В игре дети могут играть парами и по одному. Игра направлена на развитие речи у детей. Игра имеет 4 варианта:

Дети с помощью уже знакомых им овощей развивают словарный запас, учатся находить слоги в словах, учатся определять гласные, согласные звуки в слове, учатся определять мягкость, твердость звуков в словах.

Правила игры

  1. Возьмите игру.
  2. Выберите вариант игры.
  3. Разложите на столе корзинки и карточки с овощами.
  4. Педагог помогает ребятам прочитать ход игры или руководит игрой сам.
  5. Ребята начинают подбирать карточки с овощами к выбранным вариантам игры с корзинками.
  6. Педагог помогает ребятам сделать правильный выбор задавая наводящие вопросы.
  7. Ребенок с помощью педагога или сам находит правильный ответ и делает умозаключение.

Цель:

  1. Активизировать словарный запас детей по теме Овощи.
  2. Упражнять детей в деление слов на слоги.
  3. Учить детей отличать гласные звуки от согласных.

Задачи:

Ход игры

1 вариант игры

- Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.

- Перед вами 3 корзинки: в первую корзинку мы соберем плоды, в названии которых есть 1 слог; во вторую - в названии которых 2 слога; в третью - 3 слога.

- Как можно проверить, сколько слогов в слове? (прохлопать слово; простучать карандашом по столу; поставить руку под подбородок - сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов).

- Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.

2 вариант игры

- Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.

- Перед вами 2 корзинки: в красную корзинку мы соберем плоды, которые начинаются на гласный звук.

- В синюю корзинку мы соберем плоды, которые начинаются на согласный звук.

- Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.

3 вариант игры

- Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.

- Перед вами 2 корзинки: в зеленую корзинку мы соберем плоды, в которых есть звуки которые обозначают мягкость.

- В синюю корзинку мы соберем плоды, в которых есть звуки которые обозначают твердость.

- Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.

4 вариант игры

- Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай. - Перед вами корзинка с 3 кружочками: вам нужно подобрать такие слова которые будут стоять в начале слова, в середине и конце, если красный кружочек стоит в начале слова то тогда мы ложем в эту корзинку те слова в которых гласный звук стоит в начале слова и т.д.

- Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Ход занятия:

Приветствие

- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся

- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

- Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Овощи в банке - игра с пуговицами

- Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Рисование - Салат

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

- Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.


(Проводится вместе с родителями).

Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
(Дети садятся на корточки)

Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать.
(Дети медленно встают на ножки)

Выросли у морковки зеленые листочки.
(Поднять руки вверх)

Пора срывать морковку.
(Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.

- У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много. перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.

- Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.


Огурцы и помидоры, рисунок

Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали
(наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)

- Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.

Огород козла Мефодия, картинка

- Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.

Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
- Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
- Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

  • уточнение и закрепление словаря;
  • развитие связной речи;
  • знакомство со звуком (ы);
  • закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;
  • макеты деревьев
  • картинки с изображением фруктов
  • макеты фруктов
  • Ёжик и Лисёнок
  • корзины
  • конверт с письмом
  • мяч
  • тарелки
  • вырезать из цветного картона фрукты для деревьев

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт).

- Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.

- Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску)

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно).

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

4. Синий мундир,

А в середине сладко. (слива)

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу ? Что это? (фрукты).

- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (в саду)

- Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду где всегда бывает лето.

- Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ё. и Л.)

- Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.

- Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

- Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

- Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

- Ребята, но Ё. и Л. не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся? Давайте расскажем нашим друзьям как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать). А что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок, повидло)

- А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

- Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

- Например, Саша, покажи нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!

- Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

- Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)

- Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие). Например, Настя, покажи фрукты большого размера, а Артем покажет фрукты маленького размера.

- Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали им фрукты: 1гр. – фрукты круглой формы, 2 гр. – фрукты маленького размера.

Раздаю детям корзинки и они самостоятельно работают.

- Ребята, а теперь давайте посмотрим правильно ли вы справились с заданием

Выкладываем фрукты на стол по очереди и называем правильно или нет.

- Молодцы, все правильно справились с заданием.

- Ребята, а Ёжик и Лисёнок тоже успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно они приготовили?

Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:

  • яблоко, груша, лук, слива;
  • большое яблоко, большая груша, вишня;
  • помидор, огурец, банан;
  • баклажан, слива, ананас;

Проверяю ответы детей. Добиваться полного ответа.

- Ребята, какой вы слышите последний звук в слове когда мы говорим о фруктах много? (Мы слышим звук – ы). Давайте вместе произнесем этот звук.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Где мы путешествовали?

- Почему сад называется фруктовый?

- Ребята, а кто же у нас лучше всех сегодня занимался? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

6 Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

7 Нарядилась Алёна В сарафанчик свой зеленый, Завила оборки густо. Узнаешь ее?…(Капуста) Растет она – в земле, Известна – в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире. (Картошка).

8 Он кусает – но не пес. Зубок есть. Но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что это…(Чесночок). Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом. (Редиска) Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный…(Баклажан)

9 Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые.(Огурцы)

Читайте также: