Разравнивание нанесенного грунта описание операции

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

РАЗРАБОТКА ВЫЕМКИ БУЛЬДОЗЕРОМ С ОТСЫПКОЙ КАВАЛЬЕРОВ

1 Область применения

1.1 Настоящую типовую технологическую карту рекомендуется применять при разработке проектов производства работ и при производстве строительно-монтажных работ.

1.2 Данная типовая технологическая карта устанавливает порядок разработки выемки под земляное полотно железной или автомобильной дороги и устройства двух кавальеров из разработанного в выемке грунта. Работы производятся в теплое время года.

1.3 Особенности производства работ в зимнее время, а также необходимые дополнительные мероприятия разрабатываются в проекте производства работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящей технологической карте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Примечание - При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Определения

В настоящей технологической карте применены следующие термины с соответствующими определениями по:

3.1 документ: Информация и носитель, на котором эта информация представлена.

3.2 процесс: Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующая входы для получения намеченного результата.

3.3 грунт: Горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека.

3.4 грунт дисперсный: Грунт, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного размера, слабосвязанных друг с другом; образуется в результате выветривания скальных грунтов с последующей транспортировкой продуктов выветривания водным или эоловым путем и их отложения.

3.5 почва (растительный грунт): Поверхностный плодородный слой дисперсного грунта, образованный под влиянием биогенного и атмосферного факторов.

3.6 земляное полотно: Комплекс земляных сооружений в виде насыпей, выемок, водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных и грунтовых вод от земляного полотна, сооружения инженерной защиты от природных геофизических процессов (согласно требованиям СП 116.13330.2012) и специальных мероприятий по повышению устойчивости основания.

3.7 кавальер: Насыпь из грунта, находящаяся в резерве.

А также следующие:

3.8 технологический документ: Результат технического документирования процесса труда, содержащий информацию о способах изготовления, сборки, строительства, эксплуатации и ремонта изделий, а также об организации производственного процесса.

3.9 технологическая карта: Технологический документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструмента.

4 Обозначения и сокращения

В настоящей технологической карте применены следующие обозначения и сокращения:

ВЛ: высоковольтная линия.

ЛЭП: линия электропередачи.

ППР: проект производства работ.

СИЗ: средства индивидуальной защиты.

ТК: технологическая карта.

5 Организация и технология выполнения работ

5.1 Общие положения

5.1.1 Работы должны выполняться по рабочим чертежам проекта и ППР.

5.1.2 Настоящая типовая технологическая карта рассматривает разработку грунта в выемке под устройство прямого, горизонтального участка насыпи полотна двухпутной железной дороги первой категории со следующими параметрами:

- длина участка - 380 м;

- ширина по дну - 30 м;

- ширина по верху - 32…60 м;

Применяются следующие машины и механизмы:

- автосамосвал КАМАЗ 5511 (10 т) - 12 шт.;

- автопогрузчик Амкодор 352 - 4 шт.;

- бульдозер Б-10.0111-1Е - 2 шт.;

- экскаватор ЕТ-25 - 1 шт.

Выполняется устройство двух кавальеров с параметрами:

- ширина по низу - 40 м;

- ширина по верху - 20 м;

- уклон откосов - 1:1.

Грунт представляет собой супеси и суглинки с примесью песка, гравия и дресвы, плотностью в природном залегании 1950 кг/м. Грунт относится к третьей группе для разработки механизированным способом. Общий объем разрабатываемого грунта в плотном теле 96432 м.

Уклоны откосов соответствуют требованиям СП 45.13330.2017. Работы выполняются в теплое время года.

Ситуационный план участка показан на рисунке 1.

Подсчет объемов работ и обоснование применяемых механизмов приведены в Приложении А.

Рисунок 1 - Ситуационный план участка

5.1.3 Выполнение работ должны осуществлять специализированные организации, имеющие допуск на данный вид работ, под техническим руководством и контролем ответственного производителя работ. Лабораторные испытания грунта проводятся специализированной лабораторией, имеющей соответствующую лицензию.

5.1.4 Запрещается производство работ по техническим решениям (проектам) организаций, не имеющих допуска на выполнение данного вида проектных работ.

5.2 Требования к готовности предшествующих работ

До начала устройства земляного полотна должны быть выполнены следующие работы:

5.2.1 Выполнена и принята геодезическая разбивочная основа с оформлением акта приемки геодезической разбивочной основы для строительства.

5.2.2 Решены вопросы по переносу подземных и надземных коммуникаций.

- площадки для стоянки и ремонта техники и подъездные автодороги;

- временное электроосвещение зоны производства работ;

- временное защитное ограждение зоны производства работ.

5.2.4 Проведена линия временного электроснабжения (или установлена электростанция).

5.2.5 Выполнены мероприятия по временному отводу поверхностных и грунтовых вод (при необходимости).

5.2.6 Срезан растительный слой грунта (Рисунки 1, 2).

Рисунок 2 - План будущей выемки после срезки растительного слоя

5.3 Требования к организации рабочей зоны

Организация рабочей зоны при разработке грунта в выемке показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Рабочая зона объекта

5.4 Технологическая последовательность разработки грунта выемки с отсыпкой его в кавальеры

5.4.1 Разработать грунт в выемке с помощью бульдозеров шириной захватки 3,0 м, толщиной слоя 0,25 м за четыре проходки на всю длину участка на глубину 1,0 м (Рисунок 4) с перемещением его в отвал (Рисунки 5, 6, 8).

5.4.2 Погрузить с помощью фронтальных автопогрузчиков разработанный грунт в автосамосвалы для перевозки в кавальеры в пределах участка до 300 м (Рисунок 7).

5.4.3 Разработать грунт в выемке на глубину 5 м включительно в соответствии с п.5.4.1, 5.4.2, рисунками 8, 9а, б, в.

Вы здесь: Главная Технология СП Лекции ТСП Транспортировка и уплотнение грунта Состав операций при укладке грунта в профильные насыпи

Главное меню

Строительные работы

Состав операций при укладке грунта в профильные насыпи

Строительство земляной плотины

При строительстве дамб и земляных плотин необходимо выполнять ряд строительных операций связанных с разработкой, доставкой, разравниванием и уплотнением грунта. Как правило, грунт для земляных плотин берут в карьерах пригодного для этих целей грунта. Разработку грунта ведут одноковшовыми экскаваторами с различным видом рабочего оборудования. Чаще это обратная или прямая лопата. Транспортировку грунта осуществляют автосамосвалами. Как правило, под каждый укладываемый слой грунта подготавливается насыпь.

Состав операций для подготовки основания под насыпь и под каждый укладываемый слой следующие:

- насыпка - навал грунта. Насыпка-навал грунта осуществляется автосамосвалами, желательно это делать в движении, для того чтобы равномерно распределить насыпаемый грунт на большую площадь поверхности дамбы;

Разработка грунта одноковшовым экскаватором в карьере

Разработка грунта одноковшовым экскаватором в карьере

- послойное разравнивание насыпного грунта. Послойное разравнивание грунта осуществляется бульдозерами или если имеются кулачковые катки с отвалом, то более рационально использовать их. При этом происходит совмещение строительных операций, что позволяет экономить время и ресурсы;

Навал грунта с разравниванием и уплотнением

Навал грунта с разравниванием и уплотнением

- доувлажнение и выдерживание грунта до равномерного распределения влаги. Если отсыпаемый грунт имеет влажность, которая ниже оптимальной, то приходиться его доувлажнять. Это иногда делают в карьерах грунта, а чаще на месте укладки. При этом необходимо после увлажнения грунта сделать технологическую паузу для равномерного распределения влаги по увлажняемому слою грунта;

- уплотнение грунта, которое производят обычно кулачковыми катками за 6-10 проходов до достижения грунтом проектной плотности;

- срезка неуплотненных слоев грунта с откосов и перемещение его в тело основной насыпи (срезка бахромы). Эту операцию можно отменить, если использовать для уплотнения откосов земляной плотины тяжелые бульдозеры или экскаваторы.

2.4.2. Разравнивание и планировку грунта обочин производят автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу, делая рабочие проходы в двух направлениях.

Первыми двумя проходами по одному следу выполняют грубое разравнивание грунта, при этом отвал автогрейдера срезает верхушки валиков и заполняет ими впадины. Работу ведут на ручном режиме управления. При движении автогрейдера на второй передаче отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 45-50°, угол резания - до 50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону обочин. При этом отвал поднимают на высоту разравниваемого слоя.

За третий проход производят окончательное разравнивание и предварительную планировку грунта с приданием проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 50-60°, угол резания - 45-50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически переместит конец отвала. Излишек грунта перемещают от края обочины к покрытию.

За четвертый проход выполняют окончательную планировку обочин в автоматическом режиме управления отвалом автогрейдера. Излишек грунта транспортируют от покрытия к краю обочины.

После планировки одной обочины отвал поднимают в транспортное положение, после чего производят поворот и переход на другую обочину.

При первых двух-трех проходах катка скорость движения составляет 2-3 км/ч, при последующих проходах скорость увеличивают до 5 км/ч.

Обочины должны быть уплотнены до требуемого коэффициента уплотнения, а также должны иметь ровную поверхность, перечный уклон обочин должен обеспечивать сток воды.

В первом периоде делают подкатку щебеночной (гравийной) смеси легкими гладковальцовыми катками массой 5-6 т за 5-6 проходов по одному следу. Скорость движения катков должна быть минимальной - 1,5-2 км/ч.

Подкатку начинают от краев основания с постепенным перемещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины вальца катка.

После первых проходов катка, в случае необходимости, дорожные рабочие добавляют и разравнивают щебеночную смесь в местах просадок.

Во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми катками на пневматических шинах ориентировочно за 15-25 проходов по одному следу.

Первые проходы делают по краям основания, последующие - постепенным смещением к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 30-50 см.

Скорость движения катков при первых проходах - минимальная. При последующих проходах скорость повышают до возможной паспортной рабочей скорости. Давление воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа в зависимости от класса прочности щебня. В сухую и жаркую погоду щебеночную смесь перед уплотнением и в процессе уплотнения поливают водой из поливомоечной машины. Необходимую норму розлива устанавливает представитель лаборатории.

В местах просадок дорожные рабочие граблями или киркой разрыхляют верхний слой основания, добавляют щебеночную смесь, планируют ее под рейку и оставляют под дальнейшую укатку.

Признаком достаточного уплотнения основания является отсутствие следа от прохода катка; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Контроль плотности в полевых условиях выполняют методом лунки.

В тех случаях, когда отсутствует каток на пневматических шинах, щебеночную смесь уплотняют вальцовыми самоходными катками в такой последовательности:

- во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми вальцовыми катками (массой 11 т и более) за 10-20 проходов катка по одному следу. Скорость движения катков на первых проходах 1,5-2 км/ч, при последующих проходах скорость повышают до паспортной.

В первом и втором периодах укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины вальца катка.

Если на поверхности основания появляются неровности и волны, назначают третий период укатки тяжелыми трехвальцовыми трехосными катками типа ДУ-9В за 5-6 проходов по одному следу.

Укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 вальца катка.

Уплотнение в третьем периоде заканчивают, когда от прохода катка не остается заметного следа; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Качество уплотненного слоя контролируется методом лунки.

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 1, 2.

Технологический план потока по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей представлен на рис. 2.

Разравнивание грунта производят тыльной стороной отвала. В бульдозерах универсального типа конструкция отвала может устанавливаться под различным углом к продольной оси бульдозера, называемым углом захвата. [2]

Разравнивание грунта выполняется бульдозерами, а уплотнение - катками послойно. [3]

Разравнивание грунта для подсыпки под полы производится также экскаватором Э-153 А, оборудованным бульдозером. [5]

Разравнивание грунта и затирку накрывочного слоя производят приемами, описанными выше. [7]

Для разравнивания грунта в отвалах, засыпки траншей, разработки выемок и котлованов, планировки строительных площадок и снятия растительного слоя применяют бульдозеры. Они представляют собой навесное оборудование, монтируемое на колесных и гусеничных тракторах. [8]

После нанесения и разравнивания грунта деревянные и металлические маяки снимают, места под ними замазывают раствором, разравнивают и притирают его, проверяют поверхность нанесенного раствора правилом, прикладывая его в разных направлениях, и исправляют все неточности, срезая или намазывая раствор. Затем наносят накрывочный раствор, разравнивают его и затирают. Если грунт хорошо выровнен, то на него можно нанести самый тонкий слой накрывки. [10]

После нанесения и разравнивания грунта деревянные и металлические маяки снимают, места под ними замазывают раствором, разравнивают и притирают его. Затем наносят накрывочный раствор, разравнивают его и затирают. Если грунт хорошо выровнен, то на него можно нанести самый тонкий слой накрывки. [12]

Планировку строительных площадок, разравнивание грунта в отвалах, засыпку траншей, разработку выемок и котлованов выполняют бульдозерами. [14]

Подъем отвала нужно совмещать с разгрузкой и разравниванием грунта , а опускание отвала - с переключением передачи и началом движения бульдозера. [15]

Разравнивание грунта и планировку поверхности слоев производят бульдозерами или автогрейдерами (рис. 3.38).

Рис. 3.38. Автогрейдер ДЗ-122 выполняет операцию по разравниванию грунта

Послойное разравнивание грунта и планировку поверхности выполняют после отсыпки каждого слоя на всю ширину земляного полотна на длине захватки. Поверхности слоя насыпи придают поперечный уклон 20…40 ‰ от оси к бровкам земляного полотна. При захватке более 500 м поверхность земляного полотна разравнивается продольными круговыми проходами вдоль насыпи, начиная от краев

к середине. Отвал автогрейдера

60 – 90° и углом резания до 50°. Угол наклона отвала выдерживают в

соответствии с заданным профилем полотна дороги. След предыду-

щих проходов отвала перекрывают не менее чем на 0,3 м.

При захватках 100 – 150 м целесообразно разравнивать грунт

автогрейдером по челночной схеме с разворотом отвала на 180°, т.е. с

использованием заднего хода машины в качестве рабочего.

При захватках менее 100 м рационально работать по челночно-

му способу без поворота автогрейдера, но с холостым возвратом ма-

шины задним ходом без разворотов в исходное положение. Для

уменьшения потерь времени включают максимально возможную ско-

рость заднего хода.

При послойном разравнивании грунта бульдозерами используют

следующую схему работы (рис. 3.39).

Рис. 3.39. Схема работы бульдозера при послойном разравнивании

грунта в насыпи

3.6. Доувлажнение грунта

При значениях естественной влажности грунта ниже допустимых пределов необходимо рассчитать потребное количество воды на захватку и выполнить операцию доувлажнения грунта. Слой грунта увлажняют проходами поливомоечных машин (рис. 3.40) после операции по его разравниванию.

Рис. 3.40. б Машина А поливомоечная КО-829Б

Движение машин и выполняется как по всей ширине земляного полотна (розлив воды идет через сопла), так и с обочины (розлив воды происходит по С шлангам). После увлажнения грунта необходимо дать время на его равномерное промачивание по толщине слоя: для несвязных грунтов – не менее 2 ч, для связных грунтов – не менее 4 – 8 ч. После равномерного распределения воды по толщине слоя необходимо сразу же приступать к процессу уплотнения грунта.

3.7. Уплотнение грунта

Принципиальный подход к определению требуемой плотности грунта состоит в том, чтобы в результате уплотнения плотность стала такой, при которой не будет происходить дальнейшего накопления остаточных деформаций земляного полотна от действующих повторных расчетных нагрузок и изменений влажности грунта.

Увеличение плотности грунта до требуемых значений обеспечивает стабильность основных параметров прочности грунта, делает их

мало изменяющимися под влиянием сезонных колебаний температуры и влажности.

Грунт представляет собой трехфазную систему, состоящую из твердых минеральных частиц (твердая фаза), воды (жидкая фаза) и газообразных включений (воздуха).

Уплотнение грунта есть процесс его необратимого деформирования путем внешнего силового воздействия, в результате которого определенный объем грунта уменьшается, а плотность грунта повышается.

Уплотнение грунта в сооружаемой конструкции земляного полотна при строительстве автомобильных дорог является одной из наиболее ответственных технологических операций.

обеспечивает надежность, прочность и долговечность всей дорожной

Качество уплотнения грунта в насыпи или рабочем слое выемки определяет устойчивость земляного полотна И , что в конечном итоге

конструкции в целом. Под устойчивостью Д земляного полотна пони-

мают способность сооружения сопротивляться внешним и внутренним усилиям без разрушения, сохранять первоначальную форму и положение в пространстве, а также равновесие в напряженном состоянии.

тов необходимо соблюдать б следующие А правила:

Для достижения высокого качества работ по уплотнению грун-

– грунт в насыпь и укладывают послойно, толщина слоя зависит от типа уплотняющего средства;

– в каждом С технологическом слое грунт должен иметь однородный состав и одинаковую влажность;

– грунт оптимальной влажности в каждом технологическом слое следует уплотнять сразу после процессов его отсыпки и разравнивания;

– при уплотнении грунта насыпи первые проходы катка выполняются с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца. При выполнении следующих проходов катка допускается перекрытие предыдущего следа на 20–30 см;

– работы по отсыпке и уплотнению грунтов прекращают в случае выпадения интенсивных осадков.

В случае грунтов с естественной влажностью, превышающей допустимые пределы отклонений, следует предусмотреть просушивание грунта. При использовании метода естественного просушивания

грунта время его просушивания в слое ориентировочно составляет (при температуре воздуха 15 – 20 о С и влажности воздуха 60 – 70 %):

• пески и супеси легкие – 2 ч;

• супеси пылеватые, суглинки легкие – 3 ч;

• супеси тяжёлые пылеватые, суглинки лёгкие пылеватые, суглинки тяжёлые, глины песчанистые – 5 ч;

• суглинки тяжёлые пылеватые, глины пылеватые – 7 ч.

При этом толщина слоя в рыхлом состоянии составляет:

– для песков, супесей лёгких – 35 см;

– для супесей пылеватых, суглинков лёгких – 30 см;

– для супесей тяжёлых пылеватых, суглинков лёгких пылеватых, суглинков тяжёлых, глин песчанистых – 23 см.

При ежедневном перепахивании слоя грунта рыхлителем или плугом время просушивания сокращается в И 1,5 раза. При выпадении осадков время просушивания соответственно увеличивается.

На завершающей стадии уплотнения Д грунтов в их структуре создается плотная упаковка грунтовых частиц с новой, более проч-

ной, чем раньше, структурой. При этом в трехфазной системе грунта отжатие воды происходит медленно А и не играет заметной роли в уплотнении из-за малого времени воздействия нагрузок при уплотнении машинами. Поэтому в процессе б уплотнения при фактической влажности происходит главным образом удаление воздуха. Создаются дополнительно более прочные и связи в точках контакта грунтовых зерен.

К числу основных технологических мер, обеспечивающих устойчивость земляного С полотна, относится послойное и равномерное уплотнение грунта насыпи уплотняющими машинами и механизмами. Одной из важных задач уплотнения является выбор уплотняющих средств и схемы их работы (табл. 3.4).

Важнейшим фактором, обеспечивающим высокую эффективность уплотнения, является время воздействия уплотнителя на грунт. Чем короче уплотняющее воздействие, тем выше сопротивление грунта уплотнению, и наоборот, чем дольше воздействие уплотняющей нагрузки, тем меньше сопротивление грунта уплотнению, а следовательно, выше эффект уплотнения.

Уплотнение грунта насыпи катками статического действия выполняется слоями толщиной 0,30 – 0,50 м. В случае использования тяжелых виброкатков или трамбующих машин толщина слоя составляет 0,50 – 0,80 м. Поперечный профиль насыпи после разравнивания должен иметь поперечные уклоны для обеспечения водоотвода.

Читайте также: