Разбредутся первоцветы по полянке красота какая часть речи отсутствует

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Наутро было трудно представить себе, что перед тем три недели стояло лето: первоцвет и крокусы спрятались в зимних сугробах; жаворонки смолкли, молодые листья на ранних деревьях пожухли, почернели.

Минуту спустя она бочком наклонилась к соседу и стала тыкать ему первоцвет в тарелку с овсяным киселем.

Солнце только что зашло, и дорогу освещал бледно-желтый, как первоцвет, месяц, народившийся всего несколько дней назад.

И изящный красный первоцвет, и восхитительная синяя горечавка, и золотистый ладанник с нежными лепестками смеялся и кивал навстречу солнцу.

Цель урока. Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользы, которую они приносят человеку, необходимость охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Учитель. Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.

Дети. Ненастный, пасмурный, хмурый.

- Скучный, тоскливый, печальный.

Учитель. Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы скажете, отгадав загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

Когда это бывает?

Дети. Весной.

Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Дети. Подснежник.

Учитель. Правильно, это подснежник - первый весенний цветок. А это что за цветок?

А я цветочек жёлтенький

С зелёным стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Дети. Одуванчик.

Учитель. Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.

Первый весенний цветок - нежный подснежник.

Разберём по составу слово подснежник.

Дети выполняют задание.

- С помощью, какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети. Нежный - имя прилагательное.

Учитель. Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имён прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Обозначает признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имеет связь с именем Имеет синонимы

существительным и антонимы

Изменяется по числам и родам

Мужской род: какой? ой, ий, ый.

Женский род: какая? ая, яя.

Средний род: какое? ое, ее.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети. Март, апрель, май - весенние месяцы.

Учитель. Сколько в слове апрель букв и звуков?

Дети. В слове апрель 6 букв и 5 звуков.

Учитель. Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка.

А теперь запишем предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Подчеркните в нем грамматическую основу, устно укажите части речи.

- Посмотрите на доску.

На доске: Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики,

подснежники, фиалки, жаворонки.

- Прочитайте. На сколько групп можно разделить эти слова?

Дети. На две.

Учитель. Какие?

Учитель: объедините слова в группы по темам и назовите их.

4)Разговор о весенних цветах

Учитель. Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах - первоцветах.

Дети рассматривают выставку рисунков первоцветов.

-А что же такое первоцветы?

Дети. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Учитель. Запишите предложение:

Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.

Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их число.

Дети выполняют задание.

- Что обозначают эти имена прилагательные?

Учитель. С какой частью речи они связаны?

Дети. С существительными.

Учитель. А как бы выглядело это предложение без имени прилагательных? Прочитайте.

Дети. Цветут пролески, ветреницы, медуницы, хохлатки.

Учитель. Какова же роль имён прилагательных в нашей речи?

Дети. Они украшают речь.

Учитель. Посмотрите на доску, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетания - имена прилагательные с именами существительными. Устно объясните все орфограммы.

Пробудились в…сенние цв…точки. Солнечным днём на л…сной проталинке по…вились жёлтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой в…дой и засияли улы…кой в…сны. Подн…лась с земли и расцв…ла нежная медуница. Тянутся к сол…цу мохнатые ст…бельки с розовыми, фиолетовыми, синими цв…тами.

- А теперь запишем название первоцветов нашего Сергиевского края.

Дети. Медуница, перелеска, ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, чистяк весенний, пролеска сибирская, гусиный лук и другие.

Учитель. За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют пахучей. Подберите синонимы к слову пахучая.

Дети. Душистая, ароматная.

Учитель. Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи. Запишите имена прилагательные, с помощью которых мы описали листья мать-и-мачехи.

Дети. Душистые, мягкие, блестящие, холодные.

Учитель. Объясните орфограммы.

Дети выполняют задание.

- А эти цветы - ярко-голубые звёздочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской

Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому и назвали растение ветреницей. Ох и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождём, как цветки - снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками лёгкому весеннему ветерку.

Хохлатка - маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. Отсюда и его название.

Ну а самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Иванов посвятил ему стихи.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья!

А древняя легенда рассказывает о нём:

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник - символ надежды.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты и Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

А теперь послушайте сказку о подснежнике.

Учитель. С цветами просыпаются и бабочки.

Наши тонкие цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Весной бабочка проснулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

- Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянках расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании?

Дети. Прилагательное.

Учитель. Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.

Наступила … весна. … подснежниками покрываются … поляны.

Далее дети пишут диктант.

Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.

Учитель. Что же именно вызывает у вас радостное настроение, когда мы стоим на лесной полянке, усеянной синими и синеватыми подснежниками? Какая разница по смыслу между словами синий и синеватый? Разберите эти слова по составу.

Дети выполняют задание.

- Подберите слава к схемам, записанным на доске.

окий енькая нее

- Определите род этих прилагательных.

Дети выполняют задание

- А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.

Праз…ничный, уд…вительные, радос…ное.

На какие правила эти имена прилагательные?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

После выполнения задания дети делают проверку.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Посмотрите на плакат.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб сорвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

О чём говориться в этом стихотворении?

Дети. Если будем по-настоящему, серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.

- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.

7) Домашнее задание

Учитель. Напишите несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Васян Коваль

От(предлог) лесного(прилаг-ное) пожара(сущ-ное) овраги(сущ-ное) и(союз) опушка(сущ-ное) берёзовой(прил-ное) рощи(сущ-ное) почернели(глагол). В предложении отсутствуют части речи: местоимение, имя числительное, причастие, деепричастие, частица.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Задание 4 № 235

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В траве на опушке растут маслята и сыроежки.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица, имя прилагательное.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Указания по оцениванию Баллы

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Читайте также: