Разбор посадки самолета на кукурузное поле

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

У историй про авиакатастрофы редко бывают хеппи-энды, но произошедшее в Раменском районе Подмосковья происшествие иначе как счастливым не назовешь. Экипаж самолета A321 компании "Уральские авиалинии" посадил машину на брюхо прямо на кукурузное поле. На борту было 226 пассажиров и семь членов экипажа. Для них всех 15 августа стало вторым днем рождения, считают специалисты. А пилоты, не потерявшие голову в критический момент, вполне могут стать героями нового римейка культового фильма "Экипаж".

Самолет выполнял обычный рейс из подмосковного аэропорта Жуковский в Симферополь. Большинство пассажиров - семьи с детьми, летящие к морю отдохнуть в последний летний месяц. Ничто не предвещало такого крутого разворота в утреннем подмосковном небе.

Спустя 15 минут после вылета авиалайнер столкнулся со стаей чаек, которые попали в двигатели воздушного судна. Сразу отказали оба двигателя, до аэропорта не дотянуть, оставался единственный вариант - сажать огромную машину прямо в поле. "Экипаж принял решение произвести посадку перед собой", - сухо сообщает минтранс. Трудно осознать, что это означает, без подробностей.


Airbus А321 - один из самых крупных в семействе "Аэробусов", его посадочный вес до 77 тонн. То есть с такой массой воздушное судно касается земли. Если вес превышен, грозит катастрофа. Поэтому в случае вынужденной посадки экипаж сбрасывает невыработанное топливо, это лишние тонны. Поступить так сейчас не было возможности. Вынужденное приземление произошло на кукурузном поле, в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы. Садились с выключенными двигателями и убранными шасси.

Представим, как огромная махина с полным баком топлива брюхом ложится на землю. Конечно, был удар, пассажиров трясло. Самолет получил повреждения, вылилась примерно тонна топлива. Но на этом инцидент и закончился. Конечно, можно говорить о чуде, но в первую очередь это история о героизме и профессионализме экипажа воздушного судна.

"Экипаж слаженно организовал и осуществил эвакуацию всех пассажиров по аварийным надувным трапам", - заявили в минтрансе. На минуточку, пассажиров более двухсот человек, среди них пострадавшие, дети, все напуганы, а разливается топливо… трудно в такой ситуации сохранить холодную голову и не допустить паники. Но героическому экипажу это удалось. На земле тоже отреагировали оперативно, на место катастрофы выехало 20 бригад "скорой помощи", был задействован вертолет санавиации, рассказали в Минздраве.

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минтрансу подготовить документы для представления членов экипажа к наградам. А расследованием инцидента займется специально сформированная комиссия. Бортовые самописцы не пострадали, их отправили в Межгосударственный авиационный комитет. Расшифровка займет около трех дней, сообщил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он отметил, что необходимо предпринять дополнительные меры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Следственный комитет по Московской области возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".

После инцидента в больницу отправили три десятка пассажиров. Всего за медицинской помощью обратились более 70 человек, а госпитализировали только одну женщину. Глава Минздрава Вероника Скворцова высказала слова признательности пилотам и членам экипажа. Благодаря их профессионализму удалось избежать серьезных травм и повреждений у пассажиров, отметила она.

В авиакомпании сразу же после инцидента заявили, что отправят пассажиров в Симферополь резервными бортами. Правда, многие пассажиры не захотели снова лететь и сдали билеты, им полностью вернут деньги. Остальные отправляются в Симферополь разными рейсами, некоторые улетели уже 15 августа. Багаж выгрузили из пострадавшего самолета и передали пассажирам.

Всем пассажирам выплатят компенсацию по 100 тысяч рублей, заявили в компании "Рампорт Аэро", которая владеет аэропортом Жуковский. А пострадавшим полагаются страховые выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, сообщили во Всероссийском союзе страховщиков. Самолет и ответственность авиаперевозчика застрахованы в компании "АльфаСтрахование", где подтвердили готовность сделать выплаты. Выплачиваться будет фиксированная сумма за травму, например, за перелом бедра предусмотрена компенсация от 80 до 300 тысяч рублей.


  • Пилот рассказал, почему не выпустил шасси при посадке А321 в кукурузном поле

Это первое появление героев перед телекамерами, перед журналистами. Пилоты уже знают о спорах о том, что было круче: посадка лайнера на Гудзоне или это приземление на кукурузном поле. Экипаж успел уже прочитать в прессе отзывы об этом споре.

Напомним, в четверг рано утром вылетевший в Симферополь самолет Airbus A321 совершил жесткую посадку в кукурузном поле неподалеку от аэропорта Жуковский. Причиной аварии стала стая чаек. Птицы попали в двигатели самолета сразу после взлета.

Пилотам удалось совершить чудо: посадить самолет с двумя неработающими двигателями и полными баками горючего на брюхо, не выпуская шасси. Из баков вылилось около тонны топлива. Экипаж лайнера представят к государственным наградам.


При аварийной посадке никто из 266 пассажиров и 7 членов экипажа не погиб. По последним данным, к медикам обратились 74 человека. У большинства из них синяки и ссадины. Всем пассажирам выплатят компенсацию в размере 100 тысяч рублей.

Самолет А321 совершил аварийную посадку без выпуска шасси в кукурузном поле. Все члены экипажа и 226 пассажиров остались живы.

В подмосковном Жуковском в ближайшее время должны снять двигатели самолета, который в четверг аварийно приземлился в поле. Начнут разбирать салон. Это необходимо, чтобы добраться до баков, где все еще остается топливо, и его нужно откачать.

Сделать это обычным способом невозможно: заправленный лайнер, который пилоты мастерски посадили в поле, лежит на фюзеляже. Тем временем и в России, и за ее пределами продолжают обсуждать происшествие и восхищаться мастерством летчиков.

В этой истории все развивалось стремительно, в том числе и признание заслуг экипажа. Уже в пятницу президент сообщил, что обоим пилотам присвоены звания Героев России. Стюардессам и стюардам - ордена Мужества. В родном Екатеринбурге их встречали как Гагарина.

Теперь Алишер едет в Крым на машине. Говорит, что не переживает за сутки пути - в аэропорты после той жесткой посадки в поле он пока ни ногой.

Airbus А321 набирал высоту, когда, как позже выяснится, в двигатель попало несколько чаек - раздались хлопки, загорелся правый двигатель.

Командир хотел вернуться в аэропорт. Но отказал и второй двигатель: до аэропорта было не дотянуть. В итоге Дамир Юсупов принял единственно верное решение - сажать самолет на кукурузное поле. При отказавших двигателях, с убранными шасси и полными баками топлива.

В итоге все пассажиры и члены экипажа - живы.

Летать он и правда не боялся - мечтал стать пилотом с детства, но стал им только в 32 года. Брат Дамира в шоке - он стал командиром только год назад - и так посадить лайнер в чистом поле.

Отец Дамира Касим Юсупов в прошлом командир экипажа вертолета Ми‑8, как и сын-герой реагирует на случившееся сдержанно. Говорит, что его дети ничем не отличались от других.

Жена Дамира Наталья рассказывает, что с мужем познакомилась в небе. Дамир летел в командировку, а Наталья с дочкой - в отпуск.

Героически проявил себя и второй пилот Георгий Мурзин, которому всего 23 года. А также бортпроводники - Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина, Дмитрий Ивлицкий.

Пока россияне не устают восхищаться хладнокровностью и профессионализмом Дамира Юсупова. Эксперты разбирают по деталям его ювелирную посадку: не все так на шасси умеют приземляться.

Следователям еще предстоит разобраться во всех деталях. Но, по предварительным данным, двигатели загорелись потому, что в них попали птицы. С этой бедой сталкиваются многие аэропорты мира, но и технология борьбы давно отработана. В Жуковском уверяют - аэропорт оснащен всем необходимым для отпугивания пернатых.

Тем временем жесткую посадку Airbus обсуждают во всем мире - российский героический экипаж на первых полосах газет.

Пассажирский самолет "Уральских авиалиний", выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в подмосковной деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате жесткого приземления все находившиеся на борту люди выжили, пострадали 74 человека. Разбираемся, в чем причины происшествия и как пилотам удалось сохранить жизни людям.

Посадка на брюхо

Москва 24 сняла с коптера севший в поле самолет А321

Airbus A321, принадлежащий авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнял рейс Москва – Симферополь. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Но сразу после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе.

Экипаж в лице командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина был вынужден совершить аварийную посадку в Раменском районе Московской области на кукурузном поле у деревни Рыбаки между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома. Момент посадки пассажиры снимали на телефоны.

"После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. На "ручном" командир взял управление на себя", – рассказал Георгий Мурзин.


Мальчик Витя, летевший вместе с родителями и маленькой сестрой, рассказал телеканалу Москва 24 о том, что происходило в самолете.

"Мы сначала очень резко взлетали, самолет поднимался, потом появился какой-то звук и повторялся через каждые пару секунд. Потом самолет начал потихоньку падать. Первый раз я ударился головой об сидение передо мной. Потом мы стали резко падать. Такое ощущение, что самолет будто прыгал, потом резко затормозил, все кричали", – вспоминает он.

Пилоты посадили А321 на брюхо – шасси при посадке были убраны. Перед приземлением экипаж выключил двигатели. После аварийного приземления эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники "Уральских авиалиний": Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина. Пассажиров рейса вывезли с места приземления на специальных автобусах.

Пассажиры аварийного рейса рассказали о ситуации на борту Airbus А321

В результате жесткой посадки за медпомощью обратились 74 человека, из них 19 детей. Жертв удалось избежать. В основном пассажиры получили средние и легкие травмы конечностей.

Жена командира Airbus A321 Дамира Юсупова Наталья рассказала телеканалу Москва 24, что еще не видела супруга после случившегося. "Он пока ничего не рассказывает, просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся", – говорит женщина.

Удача или профессионализм?


Многие эксперты согласны: случившееся – большая редкость и удача, но спасти людей помогла не только она. По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, пилоты приняли единственно верное решение, которое было возможно в конкретной ситуации.

"Производя снижение, экипаж обнаружил, что единственный работающий двигатель начал тоже отказывать. И, будучи на предпосадочной прямой, командир корабля принял очень правильное профессиональное решение – не ждать, пока откажет еще один двигатель, а потом камнем падать на землю. А посадить самолет перед собой", – говорит эксперт.


Видео: телеграм-канал Mash

Заслуженный пилот России Юрий Сытник обращает внимание на то, насколько грамотно подошли пилоты к самой посадке в нестандартных условиях. "Они выключили систему питания двигателей, электроснабжение, систему кондиционирования. То есть были выполнены все действия, чтобы предотвратить пожар на этом самолете", – пояснил специалист.

Это два героя России, которые выполнили свой профессиональный долг на оценку отлично. В короткое время, не имея высоты, скорости, не имея времени на раздумья, приняли единственно правильное решение.

Кроме того, эксперты указали на высокое качество самого пилотирования: помимо того, что отказали оба двигателя, Юсупов и Мурзин сажали самолет с полным весом и на ручном управлении – без компьютеров. "Если двигателей нет, то самолет фактически планирует, летчик может максимум только подрулить. И посадить его еще и так, чтобы он не загорелся, не развалился", – пояснил независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.

Кстати, по мнению Лукашевича, кукурузное поле – достаточно удачная площадка для экстренной посадки: на ней нет оврагов, никаких препятствий. "Сама кукуруза там уже такая высокая, под два метра. Она сыграла, возможно, роль запененной полосы", – добавил специалист.

На месте аварийной посадки Airbus A321 продолжают работать спецслужбы

Эксперты также отмечают, что сажать самолет без шасси, а "на брюхо" – еще одно грамотное решение пилотов. Однако оно было принято вопреки инструкциям: производитель рекомендует обратное. Инструкции выпускать шасси при посадке на сушу есть в чек-листе из презентации Airbus, посвященной действиям пилотов при экстренной посадке на воду и сушу.

По словам экспертов, такие рекомендации существуют, так как считается, что при посадке на земную поверхность, даже неподготовленную, шасси смягчают удар.

Эксперты в летной отрасли заявили РБК, что выпуск шасси становится бессмысленным, если у экипажа нет достаточной высоты или времени на эту процедуру. "Шасси выходят очень медленно. Если самолет летит низко над землей, меньше 300 метров, то одна стойка может выйти, а может – нет. Это может быть еще большей проблемой, чем на голое брюхо садиться: самолет может крутануть во время касания", – поясняют эксперты, отмечая, что руководящие документы позволяют отклониться от любых инструкций, если пилот "действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета".

"Шасси в любом случае бы сломались, и самолет все равно опустился бы на брюхо. Поэтому не было просто никакого смысла их выпускать. Но если бы пилоты пытались посадить самолет с шасси, те могли бы надломиться, выгнуться и пробить крыло или бак", – говорит Лукашевич

В целом, по словам экспертов, попадание птиц в двигатель – ситуация не такая уж и редкая. "Каждый год примерно более тысячи случаев", – пояснил Сытник. Однако не всегда это приводит к отказу двигателей. "В первую очередь, это зависит от размера птицы. Двигатель, например, спокойно "пережевывает" птицу размером с воробья", – отметил Лукашевич.

При этом специалисты единогласно отметили, что конструкция Airbus A321 не является причиной происшествия. По их словам, самолет очень надежный. Дело скорее в том, что лайнер столкнулся не с отдельными птицами, а со стаей.

По словам Сытника, птицы – частые гости аэропортов. "Как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются. Поэтому часто бывают столкновения с ними", – пояснил собеседник Москвы 24. К слову сказать, Минприроды настаивает на проверке свалок в районе аэропорта в Жуковском.

Место аварийной посадки A321 в поле сняли с коптера

Для таких случаев в аэропорту работают системы отпугивания птиц. "Они борются с птицами при помощи звуков, выстрелов, крики подбитой птицы, крики хищных птиц включают. В общем, как могут, так и распугивают", – добавил Сытник. В аэропорту Жуковский во время взлета Airbus A321 комплексная система по отпугиваю птиц была в исправном состоянии и работала.

Установить истинные причины аварии следователям только предстоит. "Скорее всего, это стечение обстоятельств. Но следователи обратят внимание на все факты", – выразил мнение заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. После происшествия уже было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта").

Второй день рождения


Фото: скриншот телеканала Москва 24

Чудо в Жуковском – хотя и редкий, но не единственный случай, когда мастерство пилотов и слаженная работа экипажа помогали посадить самолет в экстренной ситуации и сохранить жизни всем находящимся на борту людям. Возможно, второй день рождения праздновали все, кто летел из Таллина в Москву 21 августа 1963 года. Лайнер авиакомпании "Аэрофлот" вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55, и через некоторое время у самолета заклинило стойку шасси (передняя опора застряла в полуубранном положении).

Вернуться в аэропорт вылета не было возможности из-за тумана, поэтому воздушное судно решили посадить на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Причем пилотам предстояла посадка "на брюхо". В "Шоссейной" – так тогда назывался Пулково – к приему Ту-124 приготовились все экстренные службы, пожарная техника и машины скорой помощи доставили к грунтовой полосе. Самолет вырабатывал топливо, нарезая круги над городом, и вдруг остановился один из двигателей. Пилоты взяли курс на взлетно-посадочную полосу – второй двигатель тоже отказал. Единственное, что оставалось, сажать самолет на Неву в черте города. Лайнер пролетел над Литейным, Большеохтинским и строящимся мостом Александра Невского – и благополучно сел на воду. Все пассажиры и члены экипажа выжили.

Чудом на Гудзоне окрестили приводнение Airbus А320, летевшего по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл в январе 2009 года. Почти сразу после вылета из аэропорта лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал терять высоту. Лайнеру была необходима аварийная посадка, однако шансов долететь до какого бы то ни было аэропорта не было – командир взял курс на реку Гудзон. Невысокая скорость и небольшая высота, на которую успел подняться самолет, помогли предотвратить разрушения фюзеляжа при соприкосновении с водой. Пассажиры выбрались на крылья, откуда их эвакуировали на катерах и речных трамваях. Без пострадавших не обошлось: некоторые пассажиры переохладились, ведь температура воды была в районе +2 градусов. Однако все 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы.


Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

А год спустя пилоты российской авиакомпании "Алроса" посадили полностью обесточенный самолет в тайге. 7 сентября 2010 года Ту-154 выполнял рейс по маршруту Полярный (город Удачный) – Домодедово (Москва). Спустя 3,5 часа полета пропало электропитание, перестала работать навигация, связь, топливные насосы. Пилоты снизили самолет с более чем десяти до трех тысяч метров, чтобы найти площадку для посадки. Они заметили заброшенный аэродром "Ижма", который время от времени использовался как вертолетная площадка.

Начальник взлетно-посадочной полосы Сергей Сотников, несмотря на то, что она была недействующей, поддерживал ее в рабочем состоянии, очищал от кустарников, не давая зарасти. Пилотам удалось приземлиться на скорости выше расчетной, с неработающими закрылками, на полосу, которая была в два раза короче нужной для Ту-154 – все 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы. После капитального ремонта лайнер снова поднялся в небо. 29 сентября 2018 года, за день до окончания сертификата летной годности, воздушное судно приземлилось в новосибирском аэропорту Толмачево и отправилось на заслуженный отдых в музей авиации.

Читайте также: