Растим будущих инженеров в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Парциальная модульная программа развития интеллектуальных
способностей в процессе познавательной деятельности и
вовлечения в научно-техническое творчество.
Цель: Разработка системы формирования у детей предпосылок
готовности к изучению технических наук средствами игрового
оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи :
1. В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном
пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную
возрастным особенностям и современным требованиям к
политехнической подготовке детей ( к её содержанию, материально –
техническому, организационно методическому и дидактическому
обеспечению);
2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;
3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических
для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы, направленной
на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО,
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами
игрового оборудования.

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные
знания и навыки в области робототехники, прививать интерес
воспитанников к инженерным профессиям и автоматизированным
системам.

Образовательный модуль «Дидактическая система
Ф.Фрёбеля
Знакомство с дарами в группе раннего
возраста

На сегодняшний день активно используются строительный материал, конструкторы,
бумага, бросовые и природные материалы.
Вид материала определяет и вид конструирования:
•конструирование из строительного материала,
•лего конструирование

Проект: "Растим инженеров в детском саду", был разработан с для знакомства детей с важной профессией инженер. Запланирована совместная работа родителей и детей. Сами родители очень активизировались в изготовлении роботов с детьми в домашних условиях. В группе мы с детьми изготовили большого робота, презентовали его перед детьми других групп.

Оценить 834 0

2019-2020 уч. год

Эта тема на сегодняшний день остается актуальной, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие познавательных способностей, через знакомство с инженерными профессиями, направленных на раннюю профориентацию дошкольников.

Задачи проекта.

1.Ознакомление с историей возникновения инженерной профессии, ее разнообразии, ценности и значимости, через игровую, продуктивную, творческую деятельность.

2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды элементами, расширяющими представления дошкольников о профессии инженера.

3.Формировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

4.Повышение профессиональной компетентности по проблеме ранней профориентации дошкольников.

5.Сотрудничество с семьями воспитанников в процессе ознакомления с инженерными профессиями.

Проект строится на следующих педагогическихпринципах:

•интеграция различных видов детской деятельности - реализация интеллектуальных способностей детей: познавать, думать, экспериментировать, обогащать словарь, рисовать, лепить, конструировать, коммуникативные умения;

• наглядности - формирование у детей понятий и представлений происходит на основе чувственных восприятий явлений и предметов;

• доступности – доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей;

• научности – все знания, которые сообщаются детям, имеют научное подкрепление и обоснование.

В основе технологии реализации проекта лежит:

- организация художественно-творческой деятельности: организация выставки роботов изготовленных детьми совместно с родителями.

Аннотация: Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Для решения этой проблемы апробирование данной программы позволит в дошкольном уровне подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Ключевые слова: инженерное образование, техническое творчество дошкольников, робототехника, конструктивные способности, будущие инженеры, инновационная деятельность.

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможно без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства [ 1, с. 4 ] .

По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технического образования детей требует соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований ФГОС - это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте [2]. Одним из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров".

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением [ 1, с. 5 ] .

В детском саду создана предметно-пространственная среда – открытая, незамкнутая, развивающая, где дети самостоятельно стремятся к деятельности, к творческим задумкам. В каждой группе детского сада созданы игровые техноцентры, также имеются кабинеты: центр технического творчества, центр робототехники, центр занимательной математики.

В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность. Наши родители с большим энтузиазмом сотрудничают и принимают непосредственное участие во всех проводимых конкурсах, фестивалях, семинарах и мастер-классах.

Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованность и готовность принимать активное участие в увлечении ребенка. Поскольку вовлечение детей дошкольного возраста в робототехнику, это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе, тогда не будет завышенных ожиданий от деятельности кружка у родителей и возникнет понимание, для каких целей их ребенок развивается в данной области [3].

1.Выступление и презентации руководителей кружков, на родительских собраниях.

2.Мастер - класс для родителей дошкольников.

3.Совместные занятия; дети + родители + педагог (как пробное занятие).

4. Клуб робототехники для детей и их родителей.

5. Конкурсы и проекты на базе детского сада.

Эти мероприятия позволят дать полное представление родителям о техническом творчестве, а также появляется отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Внедрение программы в образовательную деятельность осуществляется в старшей и подготовительной группе. За время внедрения программы воспитанники достигли таких умений:

· Развитие логической взаимосвязи действий при работе с конструкторами.

· Умение работать со схемами, картами, условными обозначениями.

· Проговаривание своих мыслей вслух, объяснение хода своих рассуждений.

· Мотивация на предстоящую деятельность.

· Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).

В ходе внедрения программы у воспитателей возникли затруднения в знании и умении в области технического творчества, в области физики (термины, свойства, законы), в работе с моторными механизмами, с каркасными и модульными конструкциями. Также проблемы связанные с отсутствием:

• методических рекомендаций по использованию конструкторов Полидрон;

• мониторинга динамики развития по использованию программы.

Вывод: исходя из вышесказанного, в 2017-2018 учебном году начали активно внедрять программу в образовательный процесс МБДОУ, участвовали в создании развивающей среды в соответствии с программой и требованиями ФГОС ДО, повышали свою профессиональную компетентность, презентовали материалы из опыта своей профессиональной деятельности на различных уровнях, участвовали в инновационной деятельности. Позитивный опыт самопрезентации накоплен за время работы в статусе инновационной площадки. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества образования дошкольников.

Список литературы


Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов –от воспитанников детского сада до студентов и в этом поможет новое направление "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Содержимое разработки

Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОСДО) обучению основам технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на всех уровнях образования, начиная с дошкольной ступени.

Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.

Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техно среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально - техническому, организационно – методическому и дидактическому обеспечению);

2) формировать основы технической грамотности воспитанников;

3) развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования. Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть ООП).

Подходами к формированию Программы являются следующие:

1. Системно - деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.

3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

1) организацию общего рабочего пространства,

2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам,

3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе. Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними. Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.

Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Педагог включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

При составлении списка игрового оборудования авторы обращали внимание на:

-эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, в логике игры и в их описании;

-культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям;

-возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);

-прочность и долговечность игрушки;

-использование экологически чистых материалов;

-качество описания игрушки;

-качество упаковки игрушки.

Перечень методических пособий


-75%

Читайте также: