Растения у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии относят к семейству

Обновлено: 05.07.2024

Клубеньковые бактерии впервые были обнаружены в 1888 году ученым М. Бейеринком. Он выделил азотфиксирующие симбиотические микроорганизмы из корневых клубеньков бобовых растений. Особенность этих бактерий в том, что они благоприятствуют формированию клубеньков, в которых фиксируется атмосферный азот.

Это взаимовыгодный союз, так как бактерии потребляют органические соединения в клубеньках, а растению доступны связанные соединения азота. Эти взаимоотношения называются симбиотическими.

Все клубеньковые бактерии, которые поражают корневую систему бобовых различаются. При этом, они рассматриваются как родственные.

Клубеньковые бактерии характеризуются:

  • подвижностью;
  • наличием монотрихий или перитрихий;
  • размерами палочки — от короткой до средней. В цифрах это 0,5-0,9 мкм ширины и 1-3 мкм длины;
  • такие бактерии являются грамотрицательными, аэробами и не спорообразующими организмами.

Клубеньковые бактерии питаются:

  • различными углеводами;
  • полисахаридами (гликоген, декстрин);
  • многоатомными спиртами;
  • органическими кислотами;
  • фосфором;
  • кальцием;
  • калием;
  • соединениями железа и др.

Отдельные виды бактерий при усвоении углеводов могут образовывать кислоты.

Микроорганизмы часто сами синтезируют некоторые витамины, такие как тиамин, рибофлавин и цианокобаламин, а также вещества роста — гетероауксин, гиббереллины, цитокинины.

Видовая специфика клубеньковых бактерий

Клубеньковые бактерии формируют симбиотические связи с растениями, принадлежащими семейству Leguminosae.

Клубеньковые бактерии отличаются видовой спецификой в зависимости от того, кто является их растением-хозяином. Отдельный вид бактерий образует клубеньки на одном или нескольких видах бобовых растений:

  • Rhizobium phaseoli — фасоль;
  • Rhizobium leguminosarum — вика, горох, чечевица, кормовые бобы;
  • Bradyrhizobium lupine — люпин;
  • Bradyrhizobium — маш, арахис, вигна и т. д.

Специфичность клубеньковых бактерий — явление не до конца изученное. Многие считают, что бактерии начинают взаимодействовать с корневой системой растения в результате привлечения клеток микроорганизмов при помощи корневых выделений.

Подвижные бактерии, характеризующиеся хемотаксисом, заражают растения быстрее.

Растения преимущественно заражаются через молодые корневые волоски.

В бобовых растениях содержатся белки или гликопротеины (лектины), которые специфичным образом связывают полисахариды. Последние выполняют функцию распознавания.

С помощью взаимодействия поверхностных полисахаридов бактерий и лектинов корней бобового растения можно определить, может ли произойти инфицирование корневого волоска этим видом клубеньковых бактерий.

Как взаимодействуют бактерии и растения-хозяева

Клубеньковые бактерии проникают в корневые волоски бобовых растений разными способами:

  • через верхушку корневого волоска;
  • в месте около его конца;
  • через щели, которое расположены в основаниях боковых ответвлений корня.

Понять, что растение инфицировано, можно по специфическим изменениям формы корневых волосков: их изгиб похож на форму ручки зонтика.

То, насколько корневой волосок искривляется, зависит от:

  • вида бобового растения;
  • места проникновения бактерий;
  • активности штамма клубеньковых бактерий.

Место проникновения бактерий характеризуется разрыхлением клеточной стенки волоска, которое происходит под действием гидролитических ферментов бактерий.

Бактерии формируют инфекционную нить: это гифообразная слизистая масса. Движение нити происходит в направлении клеток эпидермиса и основания волоска, а далее — в паренхиму через клетки коры.

Внедрившись в клетки растений, инфекционная нить покрывается целлюлозной оболочкой.

Бактерии могут размножаться исключительно в тетраплоидных клетках коры. За редким исключением — в клетках эпидермиса корня.

Происходит интенсивное деление инфицированной клетки и незараженных клеток. Как результат — образуется клубенек.

9. Представители класса

Сравнительная характеристика типов беспозвоночных животных

1. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу

А) голосеменных, классу хвойных

Б) голосеменных, классу хвойниковых

В) покрытосеменных, классу однодольных

Г) покрытосеменных, классу двудольных

2. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие

А) головка Б) сложный зонтик

В) простой зонтик Г) корзинка

3. Томаты, баклажаны относят к семейству

А) крестоцветных Б) розоцветных

В) пасленовых Г) астровых

4. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)

А) Имеют стержневую корневую систему

Б) Имеют сетчатое жилкование листьев

В) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть

Г) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

5. У сложноцветных плод

А) зерновка Б) семянка В) костянка Г) орешек

6. Клевер, горох и сою, у которых цветок напоминает сидящего мотылька, а корни ступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями, относят к семейству

А) бобовых Б) розоцветных

В) пасленовых Г) сложноцветных

7. Растения семейства бобовых

А) имеют плоды ягоды или коробочки

Б) существуют только в виде травянистых форм

В) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

Г) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

8. Большинство лилейных

А) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

Б) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

В) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

Г) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

9. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод

А) семянка Б) коробочка

В) стручок Г) орешек

10. Одуванчик относят к растениям семейства

А) розоцветных Б) крестоцветных

В) пасленовых Г) сложноцветных

11. К систематическому признаку классов цветковых растений относят

А) форму стебля Б) количество хромосом в клетках

В) строение корневой системы Г) длину листьев

12. Плод боб встречается у растений семейства

А) сложноцветных Б) пасленовых

В) злаков Г) мотыльковых

13. К однодольным растениям относят:

A. Пшеницу, чечевицу, кукурузу

Б. Горох, фасоль, капусту

B. Кукурузу, лук, частуху

Г. Частуху, ясень, яблоню

A. Лилейным Б. Капустным (Крестоцветным)

B. Розоцветным Г. Пасленовым

A. Лилейным Б. Капустным (Крестоцветным)

B. Розоцветным Г. Пасленовым

16. Почему злаки относят к классу однодольных

А) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника

Б) составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма

В) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

Г) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании

17. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют

А) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием

Б) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев

В) корень, побег, цветок и плоды

Г) соцветие метелку, сложное строение листьев

18. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

А) розоцветных Б) бобовых В) капустных Г) лилейных

19. Картофель и перец относят к семейству

А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых

20. Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно

А) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий

Б) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника

В) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка

Г) разнообразие способов распространения плодов, семян

21. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства

А) розоцветных Б) пасленовых В) крестоцветных Г) бобовых

22. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

А) лилейных Б) бобовых В) злаков Г) пасленовых

23. Найдите название класса среди перечисленных групп растений

А) моховидные Б) двудольные В) цветковые Г) голосеменные

24. Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, относят к классу

А) однодольных Б) двудольных В) голосеменных Г) лилейных

25. Какой признак характерен для растений семейства бобовых

А) наличие мочковатой корневой системы

Б) наличие на корнях клубеньковых бактерий

В) небольшая поверхность корневых волосков

Г) слаборазвитый главный корень

26. К какому классу и семейству относят ландыш майский?

А) класс Однодольные, семейство Злаки

Б) класс Однодольные, семейство Лилейные

В) класс Двудольные, семейство Сложноцветные

Г) класс Двудольные, семейство Паслёновые

27. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных

А) в зародыше семени две семядоли

Б) корневая система - стержневая

В) листья сложные, с сетчатым жилкованием

Г) корневая система - мочковатая

28. К двудольным растениям относят:

A. Фасоль, чечевицу, грушу

Б. Горох, фасоль, капусту

B. Кукурузу, чеснок, частуху

Г. Частуху, ясень, яблоню

A. Лилейным Б. Капустным (Крестоцветным)

B. Розоцветным Г. Пасленовым

А. Лилейным Б. Мятликовым

В. Розоцветным Г. Пасленовым

1.В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?

ОТВЕТ: Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.

2.В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?

ОТВЕТ: Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

3.Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

ОТВЕТ: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус, парные – весла и сросшиеся – лодочка. Корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.

4.Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?

ОТВЕТ: Костянка - односемянный плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.

5.Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?

ОТВЕТ: трубчатые и язычковые- для образования семян (располагаются в центре), воронковидные и ложноязычовые - для привлечения насекомых-опылителей (располагаются по краям).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, перистое жилкование, относятся к классу:

2. Для растений, относящихся к классу однодольных, характерно жилкование:

3. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:

4. У растений семейства Крестоцветные:

а) лепестков 5, мотыльковый тип венчика;

б) 4 свободных лепестка располагаются крестообразно;

в) венчик образован 5 сросшимися лепестками;

г) венчик состоит из 5 белых, желтых или розовых лепестков.

5. Плод стручок характерен для представителей семейства:

6. Плоды яблоко, костянка, орешек, сборная листовка характерны для растений семейства:

7. Соцветие головка характерно для большинства растений семейства:

8. Кочан капусты – это …

в) верхушечная почка;

г) боковая почка.

9. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных?

а) листья простые, без прилистников, правильные цветки собраны в соцветие кисть;

б) листья простые, без прилистников, правильные цветки собраны в пазушные соцветия;

в) листья сложные, с прилистниками, цветки неправильные, собранные в соцветие кисть;

г) листья простые или сложные, с прилистниками, цветки правильные, собранные в соцветия щиток или зонтик.

10. У растений семейства Пасленовые:

а) плод – листовка;

б) плод – только ягода;

в) плод – ягода или коробочка;

г) плод – только коробочка.

Растения, у которых одна семядоля, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование относятся к классу:

2. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

в) только перистое;

г) перистое или пальчатое.

3. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства:

4. У растений семейства Бобовые:

а) а) лепестков 5, мотыльковый тип венчика;

б) 4 свободных лепестка располагаются крестообразно;

в) венчик образован 5 сросшимися лепестками;

г) венчик состоит из 5 белых, желтых или розовых лепестков.

5. Плод ягода характерен для представителей семейства:

6. У клевера соцветие:

а) простая кисть;

б) сложная кисть;

в) простой зонтик;

7. Растения семейства Пасленовые отличаются от растений семейства Крестоцветные тем, что у них:

а) листья простые;

б) правильные цветки;

в) цветок имеет двойной околоцветник;

г) чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.

8. Для растений семейства Розовые характерны типы плодов:

а) стручок или стручочек;

б) ягода или коробочка;

в) яблоко, костянка, орешек;

г) только яблоко.

9. Почему горох, фасоль, клевер относят к семейству бобовых?

а) листья простые, без прилистников, правильные цветки собраны в соцветие кисть;

б) листья простые, без прилистников, правильные цветки собраны в пазушные соцветия;

в) листья сложные, перистые, тройчатые, с прилистниками, цветки неправильные, собранные в соцветия кисть или головка;

г) листья простые или сложные, с прилистниками, цветки правильные, собранные в соцветия щиток или зонтик.

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Читайте также: