Растения отдела голосеменных не имеют 1 шишек 2 плодов

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Тест по биологии Голосеменные растения 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания, в части Б — 3 задания.

1 вариант

А1. Семенами размножается

1) мох
2) плаун
3) папоротник
4) сосна

А2. Семена ели созревают

1) в почках
2) на листьях
3) в шишках
4) в плодах

А3. Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений

1) папоротников
2) голосеменных
3) хвощей
4) мхов

А4. К светолюбивым растениям относят

1) ель
2) пихту
3) сосну
4) щитовник

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Органами размножения хвойных деревьев являются цветки и плоды.
Б. Клетки листьев ели вырабатывают кислород в ходе фотосинтеза.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью размноже­ния и видом растения.

Особенность размножения

А) Размножаются спорами.
Б) Размножаются семенами.
В) Спорангии располагаются на нижней стороне листьев.
Г) Орган размножения — шишка.

Вид растения

1) Папоротник ко­чедыжник
2) Сосна сибирская

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Шишка
2) Хвоя
3) Цветок
4) Ствол

2 вариант

А1. У папоротников и голосеменных растений отсутствуют

1) корни
2) стебель
3) цветки
4) листья

А2. Хвоя лиственницы представляет собой видоизменённый

1) стебель
2) лист
3) шишку
4) почку

А3. На чешуйках шишек расположены семена у

1) сосны
2) мха
3) хвоща
4) папоротника

А4. Сбрасывает хвою на зиму растение

1) ель
2) сосна
3) пихта
4) лиственница

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Голосеменным растениям для осуществления фотосинтеза необходим углекислый газ.
Б. Семена хвойных растений располагаются в шишках от­крыто.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и органом голосеменного растения, который её выполняет.

Особенность жизнедеятельности

А) Осуществляет почвенное питание
Б) Обеспечивает фотосинтез
В) Укрепляет растение в почве
Г) Образует шишки

Орган голосеменного растения

1) Побег
2) Корень

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Ствол
2) Плод
3) Хвоя
4) Шишка с семенами

Ответы на тест по биологии Голосеменные растения 5 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
Б1-2
Б2-1212
Б3. Органы голосеменных растений. 3 (цветок)
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
Б1-3
Б2-2121
Б3. Органы голосеменных растений. 2 (плод)

Рабочие программы и КТП составлены в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочие программы и УТП составлены в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Выберите один правильный ответ

А1. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

  1. моховидных
  2. хвощевидных
  3. голосеменных
  4. покрытосеменных

А2. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

  1. имеют плоды и семена
  2. половые клетки созревают в шишке
  3. питаются, дышат, растут, размножаются
  4. оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

А3. Семена голосеменных растений, в отличие от цветковых,

  1. содержат зародыш с запасом питательных веществ
  2. образуются в плодах
  3. не имеют семенной кожуры
  4. развиваются на чешуйках шишек

А4. Почему появление семян у растений в процессе эволюции считают крупным ароморфозом

  1. они могут долго сохраняться в почве
  2. семенами питаются животные
  3. улучшается минеральное питание растений
  4. они содержат зародыши с запасом питательных веществ

А5. Какое растение относят к голосеменным

  1. гинкго двулопастный
  2. хвощ полевой
  3. живокость полевую
  4. миндаль обыкновенный

А6. В процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением:

  1. покрытосеменных
  2. голосеменных
  3. папоротников
  4. мхов

А7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

  1. размножение семенами
  2. автотрофное питание
  3. наличие вегетативных органов
  4. отсутствие цветка и плода

А8. Семенами размножается:

  1. хвощ полевой
  2. плаун булавовидный
  3. папоротник орляк
  4. лиственница сибирская

А9. Шишка хвойных – это :

  1. плод
  2. орган размножения, видоизменённый побег
  3. семязачаток
  4. зародыш

В1. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные

2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные

3) имеют семязачаток

4) образуют пыльцу

5) для полового размножения необходима вода

В2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

Б) отдел Голосеменные

В) порядок Сосновые

Г) класс Хвойные

Д) вид Сосна обыкновенная

Е) царство Растения

С1. Дайте краткий ответ на вопрос.

Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

Тест по биологии Голосеменные растения 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания, в части Б — 3 задания.

1 вариант

А1. Семенами размножается

1) мох
2) плаун
3) папоротник
4) сосна

А2. Семена ели созревают

1) в почках
2) на листьях
3) в шишках
4) в плодах

А3. Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений

1) папоротников
2) голосеменных
3) хвощей
4) мхов

А4. К светолюбивым растениям относят

1) ель
2) пихту
3) сосну
4) щитовник

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Органами размножения хвойных деревьев являются цветки и плоды.
Б. Клетки листьев ели вырабатывают кислород в ходе фотосинтеза.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью размноже­ния и видом растения.

Особенность размножения

А) Размножаются спорами.
Б) Размножаются семенами.
В) Спорангии располагаются на нижней стороне листьев.
Г) Орган размножения — шишка.

Вид растения

1) Папоротник ко­чедыжник
2) Сосна сибирская

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Шишка
2) Хвоя
3) Цветок
4) Ствол

2 вариант

А1. У папоротников и голосеменных растений отсутствуют

1) корни
2) стебель
3) цветки
4) листья

А2. Хвоя лиственницы представляет собой видоизменённый

1) стебель
2) лист
3) шишку
4) почку

А3. На чешуйках шишек расположены семена у

1) сосны
2) мха
3) хвоща
4) папоротника

А4. Сбрасывает хвою на зиму растение

1) ель
2) сосна
3) пихта
4) лиственница

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Голосеменным растениям для осуществления фотосинтеза необходим углекислый газ.
Б. Семена хвойных растений располагаются в шишках от­крыто.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и органом голосеменного растения, который её выполняет.

Особенность жизнедеятельности

А) Осуществляет почвенное питание
Б) Обеспечивает фотосинтез
В) Укрепляет растение в почве
Г) Образует шишки

Орган голосеменного растения

1) Побег
2) Корень

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Ствол
2) Плод
3) Хвоя
4) Шишка с семенами

Ответы на тест по биологии Голосеменные растения 5 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
Б1-2
Б2-1212
Б3. Органы голосеменных растений. 3 (цветок)
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
Б1-3
Б2-2121
Б3. Органы голосеменных растений. 2 (плод)

Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о разнообразии и размножении хвойных голосеменных, гербарные экземпляры побегов и шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных работ.

I. Домашнее задание. П. 42, завершить лабораторную работу.

  • Органы растения.
  • Отделы растений.
  • Характерные черты водорослей. Представители.
  • Характерные черты мхов. Представители.
  • Характерные черты папоротникообразных. Представители.

Ш. Изучение нового матеериала

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

Как происходит размножение папоротников, мхов?

Посредством чего размножаются голосеменные? (Семенами).

Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

Слайды “Разнообразие голосеменных”.


Голосеменные появились на Земле примерно 370 млн лет назад. Они оказались гораздо лучше приспособлены к засушливым условиям, чем папоротники. Для оплодотворения им не нужна вода.

Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите основные признаки голосеменных.

  1. Размножение посредством семян.
  2. Не образуют плодов.
  3. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
  4. Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
  5. Чаще всего вечнозеленые растения.
  6. Настоящие сосуды отсутствуют.
  7. Разнополые растения.
  8. Оплодотворение происходит без участия воды.
  9. Мужские гаметы – неподвижные спермии.

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.

Наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

В чем заключается это преимущество?

(В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание).

Среди растений отдела голосенных много древних видов и уже вымерших, но много и современных. Наиболее знакомые и важные представители этого отдела – класс хвойные.

Назовите хвойные растения.


Закрепление знаний и умений.

1. Какие растения называют голосеменными?

2. В чем состоит главное отличие голосеменных растений от споровых?

3. Основные признаки голосеменных растений.

Тема. “Изучение внешнего вида хвойных растений”.

Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2. Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину. Отметьте особенности хвоинок.

4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от семян.

8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

1 вариант описывает сосну.

Сравнительная характеристика сосны и ели.

Где образуются семена у голосеменных растений?

Почему отдел получил название “голосеменные”?


Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки представляют собой видоизменнный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

Слайд цикл развития сосны (Приложение)

После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра.

При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

Читайте также: