Растения хищники растения паразиты

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Паразиты встречаются не только в животном мире, но и среди растений. Растения-паразиты существуют за счет получения энергии от автотрофного растения. Их мир очень разнообразен. В основном они растут в густых лесах, но некоторые виды встречаются и в пустыне. Они располагаются на кустах, деревьях, культурных или дикорастущих представителях флоры.

Как правило, они имеют видоизмененный или недоразвитый корень. У некоторых видов и вовсе нет его. Иногда непросто разглядеть паразита, так как он может быть спрятан внутри другого растения, а снаружи могут виднеться только его соцветия. Растение, к которому он прикрепился, со временем ослабевает и погибает.

Виды растений-паразитов

Этих представителей флоры можно разделить на два вида:

К первым относятся те представители, которые все еще могут участвовать в процессе фотосинтеза, то есть обеспечивают себя органическими соединениями, необходимыми для развития. Несмотря на это, они продолжают питаться за счет растения-хозяина, а после его гибели могут существовать самостоятельно.

Сорняки-паразиты также можно разделить еще на две группы:

Корневые паразиты прикрепляются к корням другого растения с помощью специальных присосок. Столовые – к стволу.

Какие бывают растения паразиты?

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Иван-да-марья активно применяется в народной медицине:

  1. При лечении гипертонической болезни.
  2. Для быстрого заживления ран.
  3. Для лечения сыпи и золотухи.

Повилика

Повилика – это стеблевой однолетний паразит, который располагается на растениях, кустарниках и деревьях. Она была завезена с семенами огородных культур из Южной Америки и Африки. Вскоре она заполонила всю Европу.

Повилика

По внешнему виду повилика напоминает нить с соцветиями, которые крепятся цветоножками к стеблю. Так как это абсолютный паразит, он не содержит хлорофилла, следовательно, он имеет желтоватый или бурый окрас.

Однако есть растения, к которым повилка не может прикрепиться – это дерево айлант, а также такие растения, как лебеда и дурман. Лебеда и дурман содержат в себе вещества, которые являются ядовитыми для нее.

Несмотря на то, что повилка не несет никакой пользы для природы, ее часто используют в народной медицине. Она применяется:

  1. При простудных заболеваниях.
  2. При расстройстве кишечника.
  3. При зубных болях.
  4. При болях во время менструации.

Заразиха

Заразиха – это корневой паразит. На конце ее стебля имеются гаустории, которыми она крепко крепится к корням растения-хозяина.

Заразиха

Этот паразит также потерял способность к фотосинтезу, поэтому его стебель светло-бурого цвета. Он покрыт небольшими чешуйками и крупными фиолетовыми соцветиями. Семена заразихи очень маленькие и практически невесомые, они легко перемещаются по воздуху с помощью ветра. Попадая в почву, семена могут до 10 лет выжидать, когда неподалеку появится другое растение.

  • Головная и зубная боль.
  • Аллергические реакции.
  • Дисфункция ЖКТ.
  • Неврологическое расстройство.

Омела

Омела – это полупаразит, не утративший возможность к фотосинтезу, поэтому его листья имеют насыщенный зеленый окрас круглый год. Этот представитель флоры может существовать самостоятельно, но все же ведет паразитический образ жизни. Омела имеет форму шара и располагается на кронах деревьев, кустарниках.

Ягоды Омелы

На кустарнике-паразите образуются сочные белые ягоды, которыми питаются птицы. После употребления их в пищу, птицы чистят клюв об ветки деревьев, оставляя на них семена омелы. При попадании семени на дерево, оно крепится к нему при помощи присосок. Далее появляется отросток, который также прикрепляется к коре. В течение года растение обхватывает всю ветку.

Омела

Омела не причиняет особого вреда дереву. В некоторых странах ее специально выращивают на соснах, для украшения.

Отвар из высушенной омелы является прекрасным средством в борьбе с гельминтами, а чай с омелой помогает понизить давление.

Растений хищники - это название некоторых видов растительных организмов, которые способны к гетеротрофному типу питания. Это значит, что помимо фотосинтеза, эти растения могут питаться уже готовыми органическими веществами. Обычно их жертвами стают мелкие насекомые. Они попадают в ловушки растения и затем поддаются воздействию пищеварительных ферментов. Привлекают насекомых запахи растения и их внешний вид. Затем насекомые прилипают к поверхности растения, либо захватываются с помощью подвижных частей побега.

Фото и рисунки постим
только ПО ЦЕНТРУ.
Не больше ДВУХ картинок на пост!
Размером не более 640х480!

Всем огромное спасибо!

Хищные растения считаются чудом природы. Обитая в местах с недостатком питательных веществ в почве, они выработали уникальную для растительного мира стратегию выживания - способность ловить и "поедать" живую добычу. Это не плод разыгравшегося воображения. Хищные растения не только реально существуют, но и необычайно широко распространены. Насчитывается 450 видов таких растений, относящихся к 6 семействам, их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Поскольку эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их еще называют насекомоядными
Растения используют пять различных типов приспособлений для поимки добычи - ловчие листья в форме кувшинчика, захлопывающиеся листья, липучие ловушки, засасывающие ловушки и ловушки типа рачевни. Однако тип ловушки не связан с определенным семейством растений.Привлекаемое чашевидными ловчими листьями, ничего не подозревающее насекомое садится на лист, скользит по его гладкой поверхности вниз и тонет в пищеварительном соке. Постепенно все питательные вещества насекомого впитываются растением через поверхность листа.

Такие растения применяют различные уловки для заманивания добычи. Края и внутренние стенки ловчих листьев некоторых из них окрашены в ярко-красный цвет, в то время как другие выделяют сахаристое вещество. У саррацении (Sarracenia) на горловине кувшинчика имеются длинные направленные вниз волоски, не позволяющие насекомым выбраться наружу. Есть два возможных объяснения, почему добыча не вылетает из ловушки: дурманящее вещество, содержащееся в сахаристой жидкости и быстро усыпляющее добычу, или нависающая крышечка, которая дезориентирует насекомое.
Внутри кувшинчика железки выделяют ферменты, ускоряющие растворение плоти насекомого. Но есть насекомые, которые могут существовать внутри таких кувшинчиков. Личинки комара Wyeomyia smithii фактически живут в кувшинчике пурпурной саррацении (Sarracenia purpurea), в то время как взрослые насекомые могут беспрепятственно залетать и вылетать оттуда. Паук Misumennops nepenthicola также часто устраивает там свое жилище.
Пузырчатка ловит добычу (как правило, дафний - водяных блох) с помощью небольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При касании к сигнальным волоскам у входного клапана ловушки, клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек.
Захлопывающиеся ловушки:
Наиболее известным примером такой ловушки является венерина мухоловка (Dionaea muscipula). Ловушка формируется на конце листа, черешок играет роль петли, а сам лист образует две окаймленных зубцами доли. На каждой из них имеются чувствительные волоски, приводящие в действие ловушку.
Это происходит, когда насекомое потревожит один из волосков. Но только при касании второго волоска из основания растения поступает достаточно мощный электрический импульс, заставляющий ловушку захлопнуться. Причем неважно, происходит ли повторное касание одного и того же волоска или двух разных - растение имеет надежный пусковой механизм "двойного действия", позволяющий избегать случайного срабатывания, например, откапли дождя.
Ловушка захлопывается очень быстро - в пределах одной пятой доли секунды. Заходящие друг за друга зубцы закрываются неплотно, и небольшое насекомое может даже выбраться наружу. Тогда ловушка открывается вновь, чтобы не расходовать ценную пищеварительную жидкость на мелкую, не очень питательную добычу. Но если попадается крупная добыча, ловушка медленно закрывается в течение нескольких часов, пока жертва не будет полностью раздавлена.
Лягушонок не входит в обычный рацион венериной мухоловки. И хотя ловушка этого растения не предназначена для такой крупной добычи, она захлопнется при касании сигнальных волосков, расположенных внутри долей ловчего листа.
Липучие ловушки:
Росянки (Drosera и Drosophyllum), жирянки (Pinguicula) и росолисты (Byblis) используют клейкое вещество. Как только насекомые садятся на лист, они вязнут в сахаристой жидкости, выделяемой особыми стебельковыми железами листьев. Пытаясь вырваться, жертва заставляет соседние волоски наклониться в сторону источника движения и в результате оказывается еще более прочно схваченной.
Засасывающие ловушки:
Пузырчатки (Utricularia и Polypompholyx) растут в прудах. Они могут либо свободно плавать, либо пускать корни. С их листьев свисают пузырьки, имеющие отверстие, закрывающее свободноподвешенный клапан. Особые железы выкачивают из пузырька почти всю воду, чтобы клапан оставался плотно закрытым благодаря давлению воды снаружи. Затем выделяется сахаристое вещество, привлекающее добычу и одновременно укрепляющее клапан. Щетинки направляют добычу к клапану, который мгновенно открывается при касании жертвой сигнальных волосков. Давление заставляет клапан открыться вовнутрь, и добыча вместе с водой засасывается в пузырек. Далее клапан быстро закрывается, вода выкачивается наружу, и начинается переваривание улова.

Ловушки-рачевни:
На мелководье, рядом с пузырчаткой, часто находят Genlisea - небольшие свободно плавающие и слегка протопленные розетки. Ловчие листья этого растения имеют короткий черешок, разделенный на две уходящие под воду трубки. По всей длине трубок проходит спиральная прорезь, вдоль внутренней поверхности которой находится ряд направленных внутрь волосков. Железки, расположенные на наружном крае, выделяют клейкое вещество. Небольшие водные организмы направляются волосками внутрь ловушки, откуда они уже не могут выбраться.

- Размеры ловушки-кувшинчика непентеса (Nepenthes), одного из самых больших видов насекомоядных растений семейства аристолохиевых, позволяет ему ловить крыс и мелких птиц.
- Одним из ферментов, выделяемых непентесом, является непентезий, разлагающий белки добычи на аминокислоты. Эти соединения обеспечивают растение азотом, которого часто не хватает в местах его обитания во влажных тропиках.
- Экзоскелеты насекомых являются еще одним потенциальным источником азота. Они полностью состоят из практически неразрушаемого вещества - хитина. Однако непентес может выделять фермент, способный растворить и этот материал.
- У многих насекомоядных растений есть "пружинные" клапаны, которые приводятся в действие электрическими импульсами, генерируемыми самим растением.
- Длина ловчих листов-кувшинчиков саррацении доходит до метра.

Жирянка - верхняя сторона листа покрыта многочисленными желёзками: одни из них выделяют сахаристую слизь, являющуюся ловушкой для мелких насекомых; другие желёзки генерируют ферменты, способствующие перевариванию пиши. Движения попавшихся насекомых приводят к медленному скручиванию листа, а слизь растворяет белки тела жертвы.Цветки одиночные, на длинных цветоносах. Возможный цвет: фиолетовый, голубой, розовый, редко белый.

Венерина мухоловка(Дионея)
Dionaea muscipula

Это единственный вид в роде. Многолетнее травянистое насекомоядное растение семейства росянковых. Стебель короткий, с розеткой листьев. Мелкие белые цветки собраны в щитки на высоком цветоносе. Листья с крылатыми черешками и двулопастными овальными пластинками. В центре находятся 3 волоска, при раздражении которых насекомым доли листка смыкаются, выделяя пищеварительную жидкость. Переваривание длится 5—10 дней, затем лист раскрывается. После второго или третьего улавливания насекомого лист отмирает.

По внешней стороне кувшинчика проходят две зубчатых полосы, служащих для крепления кувшина к опоре. Внутри кувшина находится жидкость: дождевая вода и фермент непентесин, специально образующийся для переваривания попавших в ловушку насекомых. Внутренние стенки гладкие, они покрыты воском, который делает их очень скользкими. Мелкие и жесткие волоски, обращенные книзу, отбирают у жертвы последнюю надежу вырваться из этого капкана.

Сарацения
Sarracenia drummondii.

Сарацения - это растение, которое скорее можно назвать пассивным хищником. Гостье с Атлантического побережья вполне достаточно фотосинтеза.Сарацения. Вальяжная и безмятежная, просто собирает мелких насекомых в свои трубочки. Все происходит неторопливо: жертва тонет внутри ловушки, без малейшего шанса вырваться или оказать сопротивление. Насекомое само попадает в этот бульон из дождевой воды и желудочного сока ловушки.

Самое хищное растение. Край и верхняя поверхность листа усажены крупными железистыми волосками, раздражимыми при соприкосновении и выделяющими слизь, служащую для улавливания насекомых.Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, а также содержит пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная.После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается.Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа, не вызывают начала пищеварительного процесса.Некоторые виды гигантских росянок могут переваривать даже улиток и мелких лягушек.

Пузырчатка (Utricularia), род насекомоядных растений семейства пузырчатковых. Обитают в воде и на болотах, некоторые — эпифиты. В связи с насекомоядностью, а у многих и водным образом жизни, у П. отсутствуют корни; листья разделены на тонкие нитевидные доли, которые заканчиваются пузырьками, служащими для ловли мелких водных животных. На свободном конце пузырька — отверстие с клапаном, открывающимся только внутрь; по краю отверстия сидят щетинки. Даже при ничтожном давлении какого-либо водного животного на клапан последний открывается, насекомое попадает внутрь пузырька и переваривается там при помощи ферментов, выделяемых стенками пузырька. Водные П. цветут, выбрасывая кисть над водой. У П. развиваются также зимние почки, служащие для перезимовки. Около 250 видов. В России 4 вида.

Это растение не только неприятно на вид. Похожее на голову морской безглазой змеи, раскрывающей свою пасть, оно обладает отвратительным запахом, привлекающим насекомых. Это растение-паразит, прикрепляющееся к корням растения-носителя, оно привлекает своим зловонием своих естественных опылителей - навозных жуков.

Альдрованда пузырчатая
Aldrovanda vesiculosa. Семейство: Росянковые Droseraceae, Род: Aldrovanda L.

Это совсем небольшое растение можно найти на торфяных болотах. Его листья, собранные в розетку, покрыты красноватыми ловчими волосками-щупальцами с красной головкой наверху. Она выделяет липкую жидкостей поэтому вся поверхность листа как будто покрыта росой. В центре листа волосики короткие, по краям — более длинные. Мухи, муравьи, привлеченные блеском капелек, попадают на лист и прилипают к нему. Жертва мечется, бьется и при этом задевает соседние волоски. Они тянутся к насекомому и обволакивают его своей слизью. Край листа начинает медленно загибаться и накрывает свою добычу, которая здесь же и переваривается. Жидкость, выделяемая волосками, по своему составу похожа на желудочный сок животных. Переваренные насекомые теми же железками всасываются внутрь растения.

Распространение: На территории РСФСР встречается в Ладожском озере у устья р. Свирь, в Бобровском, Новохоперском и Борисоглебском районах Воронежской обл., Суджанском р-не Курской обл., в дельте Волги, низовьях Кубани, в Ростовской обл. в районе Сальска и затем, после большого разрыва,- на Дальнем Востоке: по Амуру между Зеей и Буреей, в районе Хабаровска и на, юге Приморского края. В СССР, кроме того, произрастает в Литве, Белоруссии, на Украине, в Грузии (Абхазия), в Казахстане (дельта р. Или) и Узбекистане (дельта Амударьи); вне СССР - в Европе, Восточной Азии, Центральной Африке, Австралии. По всему ареалу встречается спорадически, в основном в районах с более или менее значительными участками водно-болотной растительности.
Экология: Водное насекомоядное растение. Растет в озерах и старицах, речных заводях, заросших мелиоративных каналах. Нередко образует большие скопления, особенно среди зарослей тростника и рогоза, в открытых участках водое-мов развивается хуже, очевидно, не выдерживает конкуренции с другими водными растениями. Встречаемость альдрованды пузырчатой в одном и том же водоеме в различные годы может быть неодинаковой, что затрудняет ее поиски. Размножается в основном вегетативно зимующими почками, значительно реже - семенами. Цветение наблюдается не-часто, причем не все цветки образуют плоды. Листья, снабженные чувствительными волосками, захватывают и перевари-вают мелких водных насекомых; растение таким путем восполняет недостаток азота.Лимитирующие факторы: Климатические изменения, загрязнение водоемов, гидротехническое строительство, мелиорация.
Охрана: Местонахождения альдрованды известны в Астраханском и Хоперском заповедниках, где следует установить контроль за состоянием популяций. Такие же наблюдения желательно вести за популяцией в устье р. Свирь. На Дальнем Востоке необходимо объявить ботаническими заказниками водоемы, в которых альдрованда встречается совместно с другими редкими водно-болотными видами.

Хищные растения объявлены туалетами летучих мышей
Находчивые растения рода непентес (Nepenthes) оказались в поле зрения биологов из университетов Брунея (UBD), Вюрцбурга (Universität Würzburg) и Грайфсвальда (Universität Greifswald) волей случая.
Во время экспедиции в лесах Борнео учёные следили за перемещениями летучих мышей Хардвика (Kerivoula hardwickii). Оказалось, многие зверьки раз за разом выбирали для отдыха и сна кувшины Nepenthes rafflesiana elongata. Химический тест листьев этих растений показал, что 33,8% питательных веществ непентесы получают из фекалий и мочи летучих мышей.
Дальнейший анализ выявил, что эти плотоядные растения не слишком усердствуют в поимке насекомых: вырабатывают мало пахучих веществ, заманивающих жертв, генерируют мало пищеварительной жидкости. Зато они вкладываются в рост собственно кувшинчиков, которые делают удобными насестами для летучих мышек.

Деревья-людоеды: страшный сон ботаника.
Бразильский естествоиспытатель Мариано да Сильва, путешествуя в 70-х годах прошлого века по Южной Америке, в тропическом лесу на границе между Бразилией и Гайяной обнаружил, к своему несказанному ужасу, дерево, которое питалось сырым мясом.
Заманивает жертву запахом
Дерево кормилось тем, что привлекало к себе обезьян особо аппетитным запахом. С тупым удовольствием вдыхая его, зверьки впадали в транс и карабкались по стволу наверх, все выше, выше. где и наступал для них последний ужин: листья кроны смыкались над неосторожными животными, так что они оказывались завернутыми в плотный кокон. Настолько тугой, что одурманенные обезьянки не успевали издать ни звука, ни всхлипа - погибали в полном молчании.
Как пишет да Сильва, в течение трех дней зеленый монстр переваривал добычу, а затем, как это принято у древовампиров, "сплевывал'' на землю обглоданные кости.
Конечно, любой здравомыслящий человек, услыхав такой поразительный рассказ, скорее всего, посчитал бы, что это не обезьяны, а сам да Сильва хорошенько нанюхался какого-то специального бразильского снадобья и под его действием запротоколировал свою белую горячку. И такая версия имела б право на существование, будь повествование ученого единственным и эксклюзивным. Но, увы, освидетельствований деятельности плотоядных растений куда больше - их десятки!

Петро́в крест, или чешу́йник, или потаённица, или царь-трава́ (лат. Lathraéa) — род растений семейства Заразиховые (ранее включался в Норичниковые).

В род Петров крест включают 5—7 видов цветковых растений, паразитирующих на корнях деревьев и кустарников. В них полностью отсутствует хлорофилл.
Растения достигают высоты 15—30 см.
Стебли густо покрыты белыми мясистыми чешуями — видоизменёнными листьями.
Соцветие — кисть, цветки, в зависимости от вида — от розоватового до пурпурного.
Первые годы растения развиваются под землёй. После развития корневища появляются соцветия, основное время вегетации — весна, во время сокодвижения. Корневище петрова креста растёт в разные стороны, разветвляется и образует так называемые крестовидные соединения — отсюда и его русское название.

Он присасывается к корням некоторых деревьев и кустарников и берёт оттуда необходимые питательные вещества.От корневища отрастают и тонкие корни, которые в месте соприкосновения с корнями растения-хозяина образуют особые утолщения – присоски.

Самое интересное, что убить этот томат абсолютно невозможно — большинство ядов для него безвредны, он способен пережить любые погодные условия от пустынной засухи до арктического холода, а выкорчевывать его с корнем опасно для жизни (мы ведь помним про шипы?). Поэтому если встретиться с таким субъектом, лучше бежать без оглядки прочь!

Автор: Ерокова Ильсияр Равгатовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст.Шентала
Населённый пункт: ст.Шентала, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Растения хищники и паразиты".

Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
Разработка урока

Предмет: биология

Тема: Растения хищники и паразиты.

Составил: учитель Ерокова Ильсияр Равгатовна
Шентала 2016год

Тема: Растения хищники и паразиты.

Цель урока:
формирование знаний о взаимосвязи особенностей строения растений-хищников и растений-паразитов со способами питания.
Задачи:

1. Организация учащихся к занятиям.

(Все используемые методы контроля знаний знакомы учащимся)

Учитель:
Пишем биологический диктант, ответы записываем на листах, разложенных на ваших столах.
1) Биологический диктант.

Задача:
проверить знание биологических терминов по теме. Вопросы: А) Процесс получения организмами веществ и энергии называется . . Б) Поглощение воды и растворённых минеральных веществ с помощью корня называют … питанием. В) Питание, осуществляемое с участием зелёных листьев, называется … . Г) Специальные щелевидные клеточные образования в кожице, через которые в лист поступает воздух, называются… . Д) Зелёный пигмент хлоропласта называется… . Е) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа на свету называется… . Ё) Совместное взаимно полезное существование двух организмов называется… .
2) Работа по карточкам.

Учитель:
Далее работаем индивидуально с карточками. Внимательно прочитайте, что вы должны делать. Найдите на листе для записи выполненных заданий номер вашего варианта. Понятно ли вам задание? Кто затрудняется, выполняет только часть А.
Задача:
выяснить знание процессов воздушного и почвенного питания, последовательности их протекания .
Задание. А)
Выписать номера предложений, характеризующих воздушное питание растений ( 1 вариант), почвенное питание растений (2 вариант). Б)Расположить их в последовательности протекания процессов в растении. 1. Вода с растворёнными минеральными солями поднимается по сосудам зоны проведения в стебель. 2. Через устьица кожицы в лист поступает воздух. 3. В хлоропластах на свету происходит фотосинтез. 4.Корневые волоски зоны всасывания берут из почвы воду с растворён- ными минеральными солями.
5.Из стебля вода и минеральные соли поступают в листья. 6.Растение использует для питания лишь углекислый газ.
3) Заполнение таблицы.

Учитель:
Заполняем индивидуально таблицу. Прочитайте задание. Понятно ли вам оно? Приступаем к работе.
Задача:
выяснить знания условий протекания фотосинтеза. Задание: Заполните таблицу, выписав правильный ответ (дан в скобках) из левой части таблицы в правую часть. фотосинтез Протекает ( во всех клетках, в клетках с хлоропластами) Вода и минеральные соли ( образуются, расходуются) Органические вещества ( образуются, расходуются) Кислород ( выделяется, поглощается) Энергия ( выделяется, поглощается)
4) Просмотр слайдов и определение назначения опыта.

Опыт №1
Взять 2 полоски чёрной бумаги, прикрепить на одном уровне с верхней и нижней стороны листа герани. Через 7 дней лист срезать, снять бумагу и прокипятить в спирте. Спирт окрасился в зелёный цвет. Лист промыть водой, положить в чашку Петри и добавить раствор йода.

Опыт №2
Взять растение бальзамина в цветочном горшке, срезать стебель, оставив пенёк, на него надеть резиновую трубку, обильно полить растение водой.
№3

Опыт №3
Сделать кольцевой срез на коре побега черёмухи, поставить побег в воду так, чтобы срез оказался под водой.
№4

Опыт №4
Взять побег бальзамина, поставить в воду, окрашенную красной тушью. Через несколько дней побег вынуть из воды, сделать поперечный срез стебля, приготовить микропрепарат и рассмотреть под микроскопом В конце повторения и проверки знаний учащиеся сдают выполненные задания.
3. Изучение нового материала.

1) Показ слайда с изображением росянки.

Задача:
развивать наблюдательность.
Учитель:
Итак, ребята, мы узнали, что растения имеют два способа питания: воздушное и почвенное. Но некоторые из них могут иметь и не совсем обычный для растений способ питания. Обратите внимание на изображение на слайде. Это росянка. Что необычного вы можете отметить в её внешнем строении? (Учащиеся делают предположения, описывают внешний вид растения.)
2) Рассказ учителя о росянке.
а) Внешнее строение (обобщение сказанного учащимися, дополнение). б) Привлечение насекомых и их переваривание. в) Место обитания.

3) Беседа
.
Задача
: развивать умение отвечать на поставленный вопрос, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Вопросы для беседы:
1.Почему растение названо росянкой? 2.Можно ли назвать росянку хищником? Почему? 3. Как вы думаете, может ли это растение фотосинтезировать и поглощать из почвы воду и минеральные соли? Ответ обоснуйте. 4. Следовательно, будет ли питание росянки насекомыми основным или дополнительным? 5. Как вы считаете, с чем связан такой необычный способ питания росянки?
Учитель:
А вот какие ещё растения-хищники встречаются в природе, и как они ловят животных, мы узнаем, прочитав текст учебника.
4) Работа с учебником.

Задача:
продолжить формирование умения работать с текстом учебника, составлять краткий пересказ, развитие речи.
Учитель:
Ребята, откройте учебники на странице 66, вместе вслух прочитаем второй абзац. (Кто-то один из учащихся читает вслух). Задание: Расскажите, о каких растениях-хищниках вы узнали? Какие приспособления они имеют для ловли животных? ( Краткий пересказ учащимся прочитанного в учебнике абзаца).
Учитель:
Значит, среди растений, как и среди животных, также есть хищники. Ребята, обратите внимание на тему урока. Она предполагает, что среди растений есть и паразиты. Обратимся вновь к учебнику. Откройте страницу 68. Прочитаем, кто же такие паразиты. ( Ученик читает вслух первое предложение первого абзаца). Теперь познакомимся с растением- паразитом. ( Ученик читает вслух второй абзац о раффлезии).
Вопросы :1 Как вы думаете, какой орган должен отсутствовать у этого растения? Ответ обоснуйте. 2.В связи с чем мог появиться такой способ питания? 3. Является ли паразитизм основным способом питания раффлезии или дополнительным, как хищничество у росянки? Почему?
Учитель:
Ребята, не только в тропических лесах есть растения- паразиты, но они встречаются и в нашей местности. ( Рассказ о повилике, показ гербарного материала). А сейчас немного поиграем.
4. Закрепление изученного материала.

Описание игры.
Класс делится на шесть команд. В каждой команде есть сильные и более слабые учащиеся. Командам предлагается выбрать шляпу какого-либо цвета из шести, прикреплённых на доске. На оборотной стороне шляпы задание, которое выполняет команда, отвечать может только один человек из каждой команды. Цвета шляп и задания. Белый - факты, цифры, информация Красный - эмоции Чёрный – осторожность Жёлтый – преимущество, выгода Зелёный – идеи Синий - итог Команда, выбравшая белую шляпу, приводит факты наличия в природе растений- хищников и растений-паразитов, даёт о них краткую информацию. Команда, выбравшая чёрную шляпу, предупреждает, кто и почему должен быть осторожным с изученными на уроке растениями. Команда, выбравшая жёлтую шляпу, показывает выгодное положение этих растений.
Команда, выбравшая красную шляпу, высказывает свои положительные или отрицательные эмоции, связанные с растениями-хищниками и растениями- паразитами. Команда, выбравшая зелёную шляпу, предлагает свои идеи, как можно использовать знания об этих растениях. Команда, выбравшая синюю шляпу, подводит итог всему сказанному.
Учитель:
Ребята, каждая команда выбрала себе шляпу, ответы должны быть краткими и по теме, изученной нами на уроке. Так как вы уже умеете играть в эту игру, на обдумывание ответа даётся две минуты. ( Ответы учащихся)
5. Задание на дом.
Работа по карточкам
6. Подведение итогов
. 1)Оценивание работы наиболее активных учащихся. Отметки за письменные работы выставляются после проверки работ. 2) Рефлексия. Было ли вам интересно на уроке?
Приложение 1.
Лист для записи выполненных заданий.
Ф.И. ученика_______________________________ Вариант_1__
Задание №1( биологический диктант)

А_________________________Б___________________________
В_________________________Г____________________________ Д_________________________Е____________________________ Ё_________________________
Задание №2

Задание №3 (Выполняется на карточке)
Задание №4 Доказательство № слайда Результат Движение воды и минеральных солей по стеблю к листьям Образование крахмала в листьях на свету Наличие корневого давления, двигающего воду по корням в стебель Движение органических веществ от листьев по стеблю
Приложение 2. Карточка с домашним заданием. Ответьте письменно на вопросы, пользуясь текстом учебника. 1. Недостаток чего привёл к появлению растений хищников? 2. Какие особенности появились в строении растений хищников? 3. Какие сходства с животными наблюдаются у растений хищников? 4.Является ли данный способ питания основным? 5. Приведите примеры растений хищников. 6. Какова причина появления растений паразитов? 7. Какие органы у них отсутствуют, а какие появились в связи с особенностями питания? 8. Является ли способ питания растений паразитов основным? 9. Приведите примеры растений паразитов.

Читайте также: