Растение размножение которого не зависит от воды это

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

7 класс дата: 21.12

Тема: Контрольная работа № 1

по теме: " Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции ".

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Растения по типу питания являются:

а) автотрофами, б) миксотрофами, в) гетеротрофами , г) потребителями.

2. К вегетативным органам растений относится:

а) цветок, б) корень, в) плод, г) семя.

3. Растения отличаются от других живых организмов: а) наличием органов и тканей, б ) наличием хлоропластов в клетках, в) наличием дыхания, г) наличием ядра в клетках.

4. Травянистые формы не встречаются среди: а) мхов, б) покрытосеменных, в ) голосеменных,

5. Опыление у голосеменных осуществляется с помощью: а) насекомых, б) ветра , в) птиц, г) воды.

6. Плод стручок характерен для растений семейства: а ) Бобовые , б) Пасленовые, в) Крестоцветные,

7. Для растений Класса Двудольные характерно: а) мочковатая корневая система, б ) сетчатое жилкование, в) отсутствие камбия, г) дуговое жилкование.

8. К растениям семейства Бобовые относится: а) тюльпан, б) клевер , в) кукуруза, г) сурепка.

9. Тип плода у картофеля: а) боб, б)стручок, в) коробочка, г) ягода.

10. Укажите правильную последовательность основных единиц классификации царства Растения, начиная с самой маленькой:

а) царство - отдел - класс - порядок - семейство - род - вид,

б) вид - род - семейство - отдел - класс - порядок - царство,

в) вид - род - семейство - порядок - класс - отдел - царство,

г) вид - род - семейство - класс - порядок - царство - отдел.

12 .Установите соответствие между органами растений и функциями:

А) плоды - ягода или коробочка;

Б) все чашелистики и все лепестки в цветке сросшиеся;

В) соцветие головка;

Г) на корнях поселяются клубеньковые бактерии;

Д) жилкование сетчатое;

Е) в цветке 10 тычинок.

1) Паслёновые- АБ

13. Дайте определения терминам:

Цветок - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

Гаметофит - гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки (гаметы). . Развивается из гаплоидных спор.

Слоевище - егетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, не дифференцированное на органы (стебель, корень, лист) и не имеющее настоящих тканей, хотя внешне (напр. , у бурых водорослей) иногда может напоминать стебель и листья высших

14. Какова роль Бобовых растений в жизни человека? В пищу используют горох,фасоль,сою,бобы,арахис,чечевицу,конские бобы. В медицине применяют конник и дрок.Некоторые бобовые имеют декоративное значение (люпин,душистый горошек). Ценную древесину представителей бобовых используют для изготовления столярных изделий.
В природе. Представители семейства бобовые образуют симбиоз с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями,таким образом обогащая почву формами азота.

15. В чём заключается эволюционное преимущество покрытосеменных растений над голосеменными ? Самое главное преимущество: семена голосеменных растений не защищены оболочками плода, в отличии от покрытосеменных (цветковых).
Преимущество на стороне цветковых.

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Высшие растения отличаются от низших тем, что: а) состоят их клеток, б) имеют хлорофилл,

в) имеют органы, г) способны синтезировать органические вещества.

2. К генеративным органам растений относится:

а) стебель, б) корень, в) побег, г) семя.

3. Листья хвойных деревьев: а) массово опадают осенью, б) имеют приспособления к уменьшению испарения воды , в) не имеют приспособления для уменьшения испарения воды, г) имеют широкую поверхность.

4. Настоящие корни отсутствуют у: а) хвощей, б) папоротников, в) голосеменных, г) мхов.

5. Растения отличаются от других живых организмов: а)наличием ядра в клетках,

б) неограниченным ростом , в) наличием дыхания, г) наличием органов и тканей.

6. Семязачатки, из которых развивается семя покрытосеменных растений, находятся:

а) околоцветнике, б) пыльниках тычинок, в) завязи пестика, г ) на чешуях женских шишек.

7. Для растений Класса Двудольные характерно: а) только травянистый стебель, б) параллельное жилкование, в) наличие камбия, г) дуговое жилкование.

8. Цветок с простым околоцветником встречается у представителей семейства:

а) Паслёновые, б) Бобовые, в) Лилейные , г) Крестоцветные.

9. К растениям семейства Злаковые относится: а) пастушья сумка, б) клевер, в) арахис, г ) пырей.

10 . Отрасль земледелия, основанная на выращивании злаков: а) овощеводство, б) зерноводство,

в) плодоводство, г) цветоводство.

12 . Установите соответствие между системой органов животных и функциями:

1) одна семядоля в семени;

2) горчица, дурман, клевер;

3) параллельное жилкование;

4) листья простые и сложные, края рассечённые;

5) в цветке число частей кратно трём;

6) просо, ячмень, кукуруза.

А) Класс Однодольные; 1635

Б)Класс Двудольные. 24

13. Дайте определения терминам:

Гаметы - половые клетки, — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности половом, размножении.

Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

Сорт - группа культурных растений, полученная в результате селекции в рамках низшего из известных ботанических таксонов и обладающая определённым набором характеристик (полезных или декоративных), который отличает эту группу растений от других растений того же вида.

14. Что такое земледелие? Какие отрасли земледелия вам известны? дна из основных отраслей сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, а также соответствующий раздел агрономии.

15 . Почему некоторые растения семейства Бобовые используют в качестве зелёного удобрения? Корни бобовых обогощают почву азотом. Кроме того все сидераты имеют большую зеленую массу и при заделке в почву выполняют роль удобрении органических.

Выберите ОДИН правильный ответ:

1 . Первые растения, которые вышли на сушу, были: а) мхи, б ) папоротники , в) риниофиты,

2. К генеративным органам растений относится:

а) побег, б) почку, в) корень, г) цветок.

3. Семязачатки Голосеменных растений расположены: а) закрыто в шишках, б) в завязи пестика,

в) в пыльниках тычинок, г ) открыто на чешуйках шишек.

4. Господствующее положение на Земле в настоящее время занимают: а) папоротники,

б) покрытосеменные, в) мхи, г) хвощи и плауны.

5. Оплодотворение у высших споровых растений зависит от: а) насекомых, б) наличия влаги , в) типа почвы, г) ветра.

6. Только для отдела Покрытосеменные характерно: а) образование семян, б) опыление с помощью ветра, в) развитие древесины, г) двойное оплодотворение.

7. Травянистые формы отсутствуют у: а) покрытосеменных, б) голосеменных , в) мхов, г) плаунов.

8. В результате слияния двух гамет образуется: а) гаметофит , б) зигота , в) яйцеклетка, г) спора.

9. Среди растений семейства Паслёновые: а) нет трав, б) нет кустарников, в) есть ядовитые,

10. Растения семейства Злаковые опыляются с помощью: а) ветра , б) насекомых, в) пчёл, г) воды.

12 .Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) образуются плоды и семена;

2) отсутствуют корни;

3) размножение и расселение с помощью спор;

4) оплодотворение не зависит от воды;

5) оплодотворение зависит от воды;

6) характерно двойное оплодотворение.

А) моховидные; 2.5

Б) папоротники; 3

В) голосеменные 4

Г) покрытосеменные 1.6

13. Дайте определения терминам:

Шишки - Видоизменённый побег, развивающийся на концах веток голосеменных растений (хвойных и некоторых других) в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Различают мужские (microstrobilus) и женские (megastrobilus) шишки .

Селекция - Улучшение сорта растений или породы животных и выведение новых сортов и пород путём искусственного отбора, скрещивания.

Оплодотворение - начало человеческой жизни.

14. В чём заключается роль Злаковых в жизни человека? Злаки — поставщики самого необходимого для устойчивого здоровья человека кремния.

15. Какую роль играют зелёные растения в природе и жизни человека? Объясните, в чём заключается космическая роль растений?

Используются в пищу:

хлебные злаки;

плодовые растения;

зерно-бобовые;

сахаристые растения;

кормовые травы на корм домашних животных.

Растения, переводя солнечную энергию в потенциальную, химическую, создают колоссальное количество органических веществ. За счет этих веществ существуют все гетеротрофные организмы. Таким образом, энергия, с которой связаны процессы жизнедеятельности всех организмов, это солнечная энергия , энергия космоса .

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Покрытосеменные отличаются от других растений: а) наличием семян, б) развитой древесиной,

в) наличием цветка , г) способностью к фотосинтезу.

2. Для растений класса Однодольные характерно: а) двух семядолей в семени, б) наличие камбия,

в) трёхчленный цветок , г) четырёхчленный цветок.

3. Оплодотворение у цветковых растений: а) зависит от воды, б) не связано с образованием гамет,

в) двойное, г) осуществляется с помощью ветра.

4. К растениям семейства Лилейные относится: а) петуния, б) ландыш, в) люпин, г) ковыль.

5. К генеративным органам растений относится:

а) корень, б) корнеплод, в) плод, г) побег.

6. Только для отдела Голосеменные характерно: а) образование семян, б) семена открыто расположены на чешуйках шишек, в ) развитие древесины, г) двойное оплодотворение.

7. Тип плода у арахиса: а) стручок, б) стручочек, в) боб, г) коробочка.

8. Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце пестика - это: а) оплодотворение, б ) опыление,

в) образование плода, г) образование гаметофита.

9. Для растений семейства Лилейные характерно: а) стержневая корневая система, б) наличие древесных форм, в) простой околоцветник , г) двойной околоцветник.

10. Наличие клубеньковых бактерий на корнях характерно для растений семейства: а) Паслёновые,

б) Злаковые, в ) Бобовые, г) Крестоцветные.

12. Установите соответствие между признаками и семействами цветковых растений:

Б) Крестоцветные 1

13. Дайте определения терминам:

Фотосинтез - Образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.

Фитонциды - Выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Автотрофы - пища ) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.

14 . Что такое земледелие? Какие отрасли земледелия вам известны?

15. В чём заключаются главные отличия семенных растений от споровых?

Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые). Высшие споровые – это мхи, папоротники, хвощи и плауны.

1) У споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ.

2) У семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.

3) Сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.

Такой мир, каким мы его видим сейчас, развивался множество тысячелетий. Многообразию растений требовалось время, чтобы приспособиться к различным условиям обитания на планете. В этом уроке мы рассмотрим эволюцию растительного мира с самого первого растительного организма.

План урока:

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

Филогенетическое древо растительного мира

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

На настоящий момент установлено, что жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад. За это время на планете произошли существенные изменения: менялся климат, двигались материки, активно шли горообразовательные процессы. Вода то затапливала гигантские пространства на миллионы лет, то отступала под натиском испепеляющего солнца и жары.

Об этих процессах мы можем только догадываться, изучая осадочные породы, которые за это время пластами накладывались друг на друга. Химический анализ позволяет определить их возраст, а также сделать вывод о климате того периода. В определение возраста окаменелостей помогает радиоуглеродный анализ.

Развитие жизни на Земле

Архейская эра (от греч. archē - начало)

Наиболее ранняя эра Земли, начавшаяся около 3-3,5 млрд. лет назад и продлившаяся 900 млн. лет. Самые древние живые организмы были найдены в этот промежуток времени: они были гетеротрофами, заселявшими дно теплых морей. Кислород отсутствовал, был возможен только анаэробный тип дыхания.

В архейский период отмечалась активная вулканическая деятельность, происходили значительные колебание температуры. На поверхности Земли жизнь была невозможна из-за губительных УФ (ультрафиолетовых) лучей. Именно поэтому жизнь "спряталась" на дне океана, где не так выражены перепады температур и рассеивается УФ излучение.

Архей

В течение архея появились первые фотосинтезирующие организмы - сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Атмосфера начала постепенно обогащаться кислородом.

Как оказалось, это вещество - кислород - предопределит путь развития жизни на Земле: в дальнейшем возникнут миллионы видов, которые им дышат, и жить без него не смогут. В числе этих видов и мы с вами.

К концу архея животные разделились на про- и эукариотические организмы.

Цианобактерии

Протерозойская эра (от греч. proteros — первый из двух + zoe — жизнь)

Протерозойская эра продолжалась около 2000 млн. лет. Поверхность планеты напоминала ледяную пустыню, климат соответственно был холодный.

Дальнейшее развитие жизни продолжалось. В этой эре выделились царства растений, животных и грибов. Возникли первые многоклеточные организмы: кишечнополостные, губки, водоросли, предки трилобитов. Были распространены сине-зеленые водоросли - цианобактерии, которые выделяли кислород в ходе фотосинтеза.

В течение этой эры в атмосфере возросла концентрация кислорода и приблизилась к 1% - точки Пастера, критического для эволюции значения. Считается, что по достижении точки Пастера становится возможным кислородный тип дыхания и устойчивая жизнедеятельность аэробных организмов.

В течение протерозойской эры концентрация кислорода в атмосфере достигнет 10% - сформируется озоновый слой, служащий эффективной защитой для всего живого от губительного УФ-излучения. Благодаря озоновому слою появятся первые наземные экосистемы.

Протерозой

Палеозойская эра (греч. palaios - древний)

Холодный климат меняется на умеренно влажный, а затем на теплый сухой. Тают оледенения суши, в результате чего огромные пространства заполняются водой.

Все растения и животные обитают в море, однако, на побережье появляются первые наземные грибы, лишайники. Животный мир активно развивается: на глубине в море появились трилобиты и мечехвосты, коралловые полипы, иглокожие.

Кембрий

Большая часть суши подверглась сильнейшему затоплению, наземные животные почти не встречались. В толще океана обитали фораминиферы и радиолярии.

В теплых морях процветали кишечнополостные (в их числе и коралловые полипы), иглокожие, моллюски. Установлено, что в этом периоде жили первые представители типа хордовых - бесчелюстные.

Ордовик

Климат становится более сухим, суша поднимается - вода отступает, тем самым создаются условия для развития наземных видов. И действительно, силур отличается этими знаменательными событиями: растения и животные осваивают сушу.

В приливно-отливных зонах возникают первые наземные растения: риниофиты и псилофиты, еще имеющие очень много общего с водорослями. И, тем не менее, псилофиты - пионеры суши. У них появляются проводящие и механические ткани, которые водорослям были ни к чему.

Псиолфиты и риниофиты

Появились первые наземные животные: многоножки и паукообразные - скорее всего произошедшие от трилобитообразных, которые долгое время могли оставаться на отмелях после отлива. На образовавшейся суше они чувствовали себя просторно и вальяжно: хищники отсутствовали, конкуренция была небольшой. В таких условиях размножение происходило быстро.

Силур

Это период господства рыб в морях. Возникают активно плавающие хрящевые рыбы, у которых имеются челюсти для захвата пищи. Появляются все известные на настоящее время систематические группы рыб.

Некоторые рыбы, обитающие в бедных кислородом (пересыхающих) водоемах, используя плавники, приобрели способность переползать из одного водоема в другой и дышать атмосферным воздухом. Так появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы.

К концу девона на сушу выходят первые земноводные: ихтиостеги и стегоцефалы, произошедшие от кистеперых рыб. Возникают древовидные леса, состоящие из хвощей, плаунов и папоротников.

Девон

В карбоне материки еще более опускаются, часть суши оказывается заболоченной. Поначалу теплый и влажный климат сменяется к концу периода холодным и сухим.

Бурно развиваются древовидные леса из папоротников, которые достигали в высоту 40 метров. Массовое отмирание папоротникообразных в этом периоде привело к образованию обширных залежей каменного угля, в честь которого период и получил свое название.

Размножение семенных растений, появившихся в карбоне, более не связано с наличием воды, благодаря чему они расселяются вглубь материков.

Карбон

В морях все также распространены фораминиферы, радиолярии, кораллы и моллюски. Возникают первые насекомые: тараканы, стрекозы, жесткокрылые. Под конец периода появляются пресмыкающиеся, размножение которых не связано с наличием воды, что позволяет им заселить сухие, ранее незаселенные территории.

Карбон

В перми активируется вулканическая деятельность, происходит крупнейшее отступление моря, вследствие которого образуются большие пространства суши. Климат также меняется: он становится резко континентальным.

К таким серьезным изменениям не приспособлены многие виды животных и растений: полностью вымирают трилобиты, многие моллюски, крупные рыбы и насекомые, значительная часть амфибий, исчезают древовидные папоротники, хвощи и плауны.

В природе не бывает пустого места: приспособленные особи выживают, размножаются и занимают освобожденные другими видами ниши. Бурно развиваются пресмыкающиеся, появляются звероподобные ящеры, примерно в это же время возникают первые млекопитающие.

Пермь

Чтобы легко запомнить периоды палеозойской эры, рекомендую взять на вооружение мнемоническое правило: "Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы". Если вы обратите внимание на первые буквы этих слов, то поймете, что они совпадают с первыми буквами периодов палеозоя и расположены в нужном порядке.

Мезозойская эра (греч. mesos — средний + zoe — жизнь)

Мезозойская эра продлилась 186 млн. лет. Если бы мы сейчас перенеслись в то далекое время, то внешне заметили бы сходство мезозойского мира с нынешним, однако более детальное изучение показало бы нам, что его составляют совершенно иные растения и животные.

Климат становится более сухим, что приводит к пересыханию внутренних морей. Активно идут горообразовательные процессы, начавшиеся в перми. Начинается движение материков, образуются пустынные пространства.

В царстве растений господствуют голосеменные, размножение которых не зависит от воды. Среди голосеменных активно заселяют территории саговниковые, хвойные, гинкговые растения.

Большинство амфибий окончательно вымирает. В животном мире господствуют пресмыкающиеся, среди которых встречаются черепахи, ихтиозавры, птицетазовые и ящеротазовые динозавры, клювоголовые, крокодилы и чешуйчатые. Часть рептилий дает начало млекопитающим, близким к однопроходным животным.

Триас

Климат становится более теплым и влажным, несколько увеличивается площадь морей. В глубине материков образовались многочисленные озера и болота.

В царстве растений господство остается за голосеменными растениями, наибольший расцвет среди которых переживают беннеттитовые, гнетовые, саговниковые.

В морях многочисленны головоногие моллюски. Самые разнообразные формы принимают морские пресмыкающиеся - ихтиозавры, плезиозавры. Эта эра принадлежит динозаврам. Рептилии господствуют в воде, на земле и в воздухе. К концу периода возникает первоптица - археоптерикс, давшая начала обширной группе птиц.

Юрский период

Климат становится более холодным. Активируются горообразовательные процессы - именно в этом периоде образовались Анды, Альпы, Гималаи. Название периода связано с многочисленными отложениями мела, которые образовались за счет раковин фораминифер.

Появляются цветковые (покрытосеменные) растения, вероятно произошедшие от голосеменных растений в результате скачкообразного изменения (мутации) женских органов размножения. Появления цветка и плода - важнейшие ароморфозы этого периода. К концу периода вымерли многие голосеменные растения.

Крупные моллюски и рептилии вымирают, эра динозавров заканчивается. На первый план выходят млекопитающие, ароморфозы которых, теплокровность и живорождение, позволяют занять господствующее положение. Появляются сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Меловой период

Кайнозойская эра (греч. kainos - новый + zoe - жизнь)

Отправной точкой кайнозойской эры служит образование Альп, в это же время возникли и другие высочайшие горные системы. Я искренне рад быть вашим современником, и сообщаю, что мы с вами живем в кайнозойскую эру, которая длится уже 67 млн. лет. За это время произошло несколько материковых оледенений, возникновение человека.

    Палеоген (греч. palaios - древний и genos - рождение, возраст)

В начале палеогена устанавливается теплый тропический и субтропический климат. Широко распространяются леса и редколесья. Большая часть животных представлена лесными обитателями.

Сумчатые и плацентарные млекопитающие эволюционируют параллельно. Возникают приматы, хищные и копытные животные, широкого разнообразия достигает мир птиц.

К концу палеогена климат становится континентальным, в Арктике и Антарктике появляются первые ледяные шапки. Леса преобразуются в саванны и заросли кустарников.

Палеоген

Климат в неогене был влажным и теплым. Расселившиеся в палеоген кустарники сменяются саванной и степной растительностью, образуются полупустыни и пустыни.

По берегам рек и озер растут березы, можжевельник, сосны, ивы, тополя. Среди животных расцвет происходит у обитателей открытых пространств: гиппарионов (примитивных лошадей), быков, слонов, жирафов, антилоп. Среди разнообразного и многочисленного класса птиц нередко встречаются хищные гигантские бегающие птицы.

Для неогена характерно большое разнообразие среди приматов, и появление первых человекообразных обезьян - антропоидов.

Неоген

В ходе данного периода неоднократно происходили изменения климата. Поверхность Северного полушария оледеневала. Изменился и растительный мир - в Евразии распространилась таежная и тундровая растительность. Флора приобрела сегодняшний облик.

Среди животных были распространены бизоны, мамонты, носороги, пещерные медведи. Примерно 2 млн. лет назад появился человек умелый, начался процесс антропогенеза - становления человека, в результате которого возник вид Homo sapiens.

Активная деятельность человека: распашка земель, вырубка лесов, вытаптывание полей крупным рогатым скотом - привели к сужению ареала обитания многих видов животных, часть из которых вымерла.

Антропоген

Рекомендую мнемоническое правило, которое поможет запомнить периоды мезозойской и кайнозойской эры по первым буквам слов: "Ты, Юра, Мал - Подожди, Немного, А?"

Пангея и удивительная Австралия

В конце палеозоя и начале мезозоя всю сушу представлял один единственный континент - Пангея (др.-греч. Πανγαῖα - всеземля). В юрском периоде Пангея разделилась на два континента: северный - Лавразия (позже разделилась на Евразию и Северную Америку), и южный - Гондвана (позже разделилась на Африку, Южную Америку, Индию, Австралию и Антарктиду.)

Пангея

Особого внимания требует Австралия. Этот материк отделился раньше всех, вследствие чего флора и фауна на нем формировались изолированно от остальных континентов.

Именно по этой причине в Австралии можно обнаружить виды растений и животных, которые более нигде не встречаются: сумчатые животные (кенгуру, куница, коала), подземные орхидеи, банксии и многие другие удивительные виды.

Уникальная флора и фауна Австралии

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.


Задание 24 № 40971

Оплодотворение у цветковых растений

(1)Оплодотворение у цветковых растений происходит в результате опыления. (2)В пыльниках тычинок формируются мужские спорофиты — пыльцевые зёрна. (3)Пыльцевое зерно состоит из двух клеток — вегетативной, дающей начало пыльцевой трубке, и генеративной, формирующей два спермия. (4)После попадания пыльцы на рыльце пестика пыльцевая трубка вместе со спермиями начинает расти в сторону семязачатка. (5)Внутри семязачатка находится женский гаметофит — эндосперм. (6)Он содержит гаплоидную яйцеклетку и триплоидную центральную клетку. (7)В результате слияния спермия с яйцеклеткой формируется зародыш, а в результате слияния другого спермия с центральной клеткой образуется питательная ткань.

1. 2 — пыльцевые зёрна — это мужские гаметофиты.

2. 5 — женский гаметофит у цветковых растений — это зародышевый мешок (эндоспермом называется гаметофит голосеменных растений).

3. 6 — содержит гаплоидную яйцеклетку и диплоидную центральную клетку.

Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу.


Задание 23 № 22145

На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

Геохронологическая таблица

Мезозойская, 240

Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные

Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают

Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают

Палеозойская, 570

Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов

Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов)

Расцвет водорослей

Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм

Протерозойская, 2600

Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

Т. к. в задании не указан временной интервал, то →

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

1) Эра: палеозойская

2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

3) Признакам высших споровых растений являются:

- разделение тела на две части - надземную и подземную

- наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)

- примитивная проводящая система, покровная ткань

Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.

Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.

Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:

- приспособленность к обитанию в наземной среде;

- наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;

- наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т. е. уменьшены и упрощены;

- превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;

- правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;

- доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);

- разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

Цветок – это видоизмененный укороченный побег или система органов семенного размножения цветковых растений.

№ 2. Какое строение он имеет?

Состоит цветок из стеблевой части (цветоложа – верхняя расширенная часть и цветоножки – тонкий стебелёк, на котором сидит цветок), листовой части (лепестки и чашелистики) и генеративной части (пестики или пестик, тычинки). Крепится к стеблю с помощью цветоножки и может располагаться на верхушке как главного побега, так и бокового.

Цветоножка является видоизмененным стеблем, а венчик, чашечка, пестики и тычинки – видоизменёнными листьями. Снаружи цветок окружен околоцветником, который выполняет защитную функцию.

Если околоцветник образуют лепестки и чашелистики, то он является двойным. Если околоцветник образован одинаковыми по размеру и форме листочками околоцветника, то он является простым околоцветником.

Пестик и тычинки – это репродуктивные органы цветка.

№ 3. Какое строение имеет тычинка?

Тычинки состоят из пыльника и тычиночной нити. В них образуются мужские половые клетки – пыльца.

№ 4. Какое строение имеет пестик?

У пестика есть три части – рыльце, столбик и завязь. В нем образуются женские половые клетки.

№ 5. Что называют соцветием?

Соцветие – это группа мелких цветков, которые располагаются в определенном порядке близко друг к другу. Бывает простым и сложным.

№ 6. Какой процесс называют оплодотворением?

Оплодотворением называют процесс слияния мужской и женской половых клеток – гамет, в результате которого образуется зигота.

Стр. 160. Вопросы после параграфа

№ 1. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

Потому что при оплодотворении у цветковых растений одновременно происходит два слияния (с участием двух спермиев). Один спермий сливается с яйцеклеткой, тем самым обеспечивается образование зиготы, из которой начинается развитие и рост диплоидного зародыша.

Второй спермий сливается с центральной диплоидной клеткой и образует вместе с ней комплекс питательных веществ, который необходим для роста и развития зародыша.

№ 2. Как образуется зародыш растения?

В процессе опыления цветков растений на пестик попадает пыльца. В завязь проникает сразу два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой и образует зиготу, клетки которой начинают активно делиться. В результате такого многократного клеточного деления и развивается многоклеточный зародыш нового живого организма – растения.

№ 3. В результате какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

В процессе двойного оплодотворения у растений пыльца попадает на рыльце пестика и прорастает сквозь его ткани к завязи, неся на своем кончике два спермия. Один из них сливается со вторичным ядром, которое располагается в центре зародышевого мешка, и образует триплоидное ядро у центральной клетки. Центральная клетка начинает активно делиться, в результате чего образуются эндосперм, в котором происходит накопление питательных веществ, необходимых зародышу для роста и развития.

№ 4. Из чего развивается семенная кожура?

Семенная кожура – это структура, которая покрывает снаружи и защищает зародыш растения в семени от пересыхания или чрезмерного насыщения влагой. Он образуется из интегументов семязачатка – покровов.

№ 5. Какие способы опыления вы знаете?

Существует два типа опыления: автогамия или самоопыление и аллогамия или перекрестное опыление. Самоопыление подразумевает, что пыльца из тычинки определенного цветка попадает на рыльце того же цветка.

Перекрестному опылению способствует разделение полов в цветке и, соответственно, распределение однополых и обоеполых цветков между растениями в популяции: двудомные и однодомные. Для осуществления такого типа опыления необходимо участие посредника, который доставит пыльцевые зерна от тычинки к рыльцу пестика. Исходя из этого, выделяют несколько видов перекрестного опыления: биотическое – при помощи живых организмов (насекомые птицы, животные) и абиотическое – при помощи ветра, воды.

Отдельно различают естественное и искусственное опыление. При естественном опылении растений процесс происходит с участием воды и ветра, насекомых, птиц и животных. В искусственном опылении растений принимает участие человек, который наносит пыльцу на цветки.

№ 6. С какой целью проводят искусственное опыление?

Искусственное опыление растений используется для выведения новых сортов и видов растений, либо как дополнение к естественному опылению, чтобы повысить урожайность выращиваемых в закрытом грунте культур. При таком опылении не нужно наносить вручную пыльцу на все цветки. Достаточно всего лишь обработать до 10% цветков, чтобы повысить урожайность.

Стр. 160. Подумайте

Почему перекрёстное опыление распространено в природе значительно шире, чем самоопыление?

Самоопыление подразумевает попадание пыльцы из пыльников на рыльце пестика одного и того же цветка, либо между цветками одного и того же растения. Соответственно, новые организмы полностью заполучают признаки родительского организма.

При перекрёстном опылении пыльца из пыльника одного цветка переносится на рыльце другого цветка иного растения этого же вида. При таком опылении происходит перекомбинация наследственных признаков, и новое потомство заполучает совершенно новые свойства, которые не были присущи родительским организмам. Такой способ опыления позволяет получить более жизнеспособное потомство, что очень выгодно для процесса эволюции.

Стр. 160. Задание

Проанализировав текст параграфа 29 и рисунок 120, объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна.

Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух основных слоев – интины и экзины. Строение каждого из этих слоев, как и их толщина, является важным таксономическим признаком растений.

Интина – это внутренний слой оболочки пыльцевого зерна, которая облегает его содержимое и является материалом, который образует пыльцевую трубку. Экзина – это внешний слой оболочки пыльцевого зерна, который характеризуется прочностью, устойчивостью к высоким температурам.

Особенности строения оболочки у пыльцевого зерна, в первую очередь, связаны со способом переноса пыльцы с тычинок на рыльца пестиков. Например, у насекомоопыляемых растений пыльца либо очень мелкая, либо крупная, отличается большим количеством апертур и имеет свою скульптуру. А у ветроопыляемых растений пыльца сухая, лишена скульптуры, вырабатывается в большом количестве и имеет поры.

Стр. 162. Задания

№ 1. Изучите дополнительный текст. Определите, в чём сходство и различие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Сходство ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений в том, что цветки собраны в соцветия и вырабатывают много пыльцы, которая необходима для опыления.

У ветроопыляемых растений вырабатывается очень много маленьких по размеру и очень легких пыльцевых зерен. Цветки у таких растений практически ничем не выделяются среди окружающей их растительности, мелкие по размеру, не содержат нектар и не обладают каким-то ароматом. Цветение осуществляется у них до образования листьев, которые бы мешали распространению пыльцы ветром.

У насекомоопыляемых растений пыльца крупная по размеру и обладает специальными приспособлениями, которые позволяют ей крепиться на теле насекомых, птиц и т.д. Это могут быть крючки, выросты или липкий налет. У цветков насекомоопыляемых растений имеется привлекательных для опылителей нектар и запах. Сами же цветки яркие, крупные, что позволяет зрительно привлекать насекомых. Цветение таких растений не зависит от лиственного покрова.

№ 2. Проведите наблюдение за цветением растений в районе школы. Определите, какие из них являются ветроопыляемыми, какие — насекомоопыляемыми.

В районе моей школы растут такие растения:

Ветроопыляемые: тополь, береза, дуб, ольха, осина, ель, орешник.

Насекомоопыляемые: лютик, одуванчик, роза, липа, крушина, бузина.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 29 Половое размножение покрытосеменных растений

Читайте также: