Рассмотрите рисунок какой признак лежит в основе классификации лишайников на указанные группы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

положение между царствами Растений и Животных 3) чувствительны к загрязнению окружающей среды 4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы 5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов 6) состоят из одинаковых клеток

Ответ или решение 2

Лишайники - это уникальные живые организмы. Они являются симбиозом грибов и одноклеточных водорослей. Такое взаимное сожительство позволяет им выживать в жестких условиях окружающей среды. Они не нуждаются в почве или других растениях. Также, они могут длительное время жить при сухом воздухе. Всё благодаря их медленному росту. Также, лишайники являются природными индикаторами загрязнений. Они обитают там, где много токсичных веществ в воздухе, то есть они чувствительны к загрязнениям.

19. Рассмотрите рисунок, подпишите названия частей лишайника, обозначенных цифрами.


I - верхний корковый слой

II - слой водорослей

II - сердцевина

IV - нижний корковый слой

1 - водоросли

2 - грибные гифы

20. Как питаются лишайники?

Автотрофно (благодаря водорослям-фотосинтетикам)

21. Рассотрите рисунки. Какие формы лишайников на них изображены? Подпишите их названия.


22. Как размножаются лишайники?

Чаще всего, вегетативно частями слоевища; реже - спорами, образуемыми как половым, так и бесполым путем.

23. Каково значение лишайников в природе и жизни человека?

Автотрофные компоненты биогеоценозов, редуценты; подгатавляивают почву для растений, служат кормом для северных оленей. индикаторы чистоты воздуха.

Тест по биологии Группа Лишайники 7 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

А1. Лишайник представляет собой

1) растение
2) колонию бактерий
3) плесневый гриб
4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища
2) органов
3) одной клетки
4) видоизмененных побегов

А3. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые
6) кустистые

Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и компонентом его слоевища.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы

КОМПОНЕНТ СЛОЕВИЩА

1. Клетки водоросли
2. Гифы гриба

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов). Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, ко­торыми обозначены слова из словарика.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (А). Водоросли получают органиче­ские вещества в процессе, который называется … (Б). Грибы снабжают весь организм водой и … (В). Такой тип взаимоотно­шений называется … (Г).

Словарик: 1. Симбиоз. 2. Гриб. 3. Корневое питание. 4. Ми­неральные вещества.

Вариант 2

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу
2) лишайник
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

А3. Клетки водоросли в теле лишайника

1) производят органические вещества
2) паразитируют на гифах гриба
3) поглощают готовые органические вещества
4) разрушают нити грибницы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища
2) спорами
3) семенами
4) побегами
5) половым путем
6) почкованием

Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШАЙНИКОВ

А. Клетки водоросли образуют уг­леводы
Б. В хлоропластах протекает про­цесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

СПОСОБ ПИТАНИЯ

1. Автотрофный
2. Гетеротрофный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов). Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (Б) и состоит из … (В). Питание гриба происходит в результате … (Г).

Словарик: 1. Плодовое тело. 2. Всасывания питательных веществ. 3. Ножки и шляпки. 4. Мухомор.

Ответы на тест по биологии Группа Лишайники 7 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-1
Б1. 2
Б2. 156
Б3. А1 Б2 В1 Г2
В1.
1) Легкость вегетативного размножения.
2) Способны переживать длительное высушивание.
3) Перенос ветром частей слоевища на большие расстояния.
Вариант 2
А1-2
А2-2
А3-1
Б1. 3
Б2. 125
Б3. А1 Б1 В2 Г2
В1.
1) Водоросли в теле лишайника используют солнеч­ную энергию для образования органических веществ.
2) Нити грибницы разлагают органические вещества до минеральных со­лей.
3) Формируют почвенный слой.
В2. А4 Б1 В3 Г2

Биология 7 класс Лабораторные работы

Грибница или мицелий – это вегетативное тело у любого гриба, которое состоит из тонких и переплетенных между собой нитей.

№ 2. Какие организмы называют паразитами?

Паразиты – это организмы, которые используют другие живые организмы в качестве среды своего обитания и питаются за их счет, нанося вред продуктами своей жизнедеятельности. Могут быть постоянными и временными.

№ 3. Что такое симбиоз?

Симбиоз – это вид сосуществования и взаимодействия живых организмов из разных биологических видов, которое приносит пользу обеим сторонам.

№ 4. В чём различие явления паразитизма и симбиоза?

Паразитизм и симбиоз являются видами взаимодействия между собой живых организмов в природе. Отличие состоит в том, что при паразитизме пользу получает только паразит, который выбирает другой организм (хозяина) в качестве своей среды обитания, питается за его счет и отравляет его тело продуктами своей жизнедеятельности. При симбиозе взаимодействие организмов взаимовыгодное для обоих участников.

Стр. 178. Вопросы после параграфа

№ 1. Где встречаются лишайники?

Лишайники представляют группу симбиотических организмов, которые бывают листоватыми, кустистыми, накипными. Они могут встречаться практически во всех биогеографических зонах, а особенно в холодных и умеренных областях: в еловых лесах, сосновых борах, на камнях и на коре деревьев, и даже в самых бесплодных местах.

№ 2. Как устроены лишайники?

Слоевище или тело лишайников состоит из гриба и водоросли, которые существуют в симбиозе друг с другом. Образовано слоевище переплетающимися тонкими нитями грибницы. Между этими нитями располагаются цианобактерии или одноклеточные зеленые водоросли.

Иногда на грибных нитях лишайников образуются присоски. Они могут проникать внутрь клеток водоросли.

№ 3. Как они питаются?

Питание лишайников происходит путем всасывания нитями их гриба воды и растворенных в ней минеральных веществ. В клетках зеленых водорослей также происходит образование органических веществ.

№ 4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

После этого такие участки становятся пригодными для расселения, роста и размножения других растений. Именно поэтому лишайники являются первооткрывателями (пионерами) мест, на которых потом развивается весь растительный покров.

№ 5. Каково их практическое значение?

В природе лишайники первыми заселяют непригодные для роста и развития других растений места. Благодаря тому, что они выделяют особые кислоты, поверхности горных пород постепенно разрушаются. Отмирая, на местах своего распространения лишайники образуют почву, которая является благоприятной для роста растений.

Также лишайники обладают высокими показателями питательности, а потому применяются в качестве кормов, например, для оленей, обитающих на Севере, в зимнее время года. Многие виды таких растений используют в парфюмерной и химической промышленности, для изготовления лекарственных препаратов.

№ 6. В чём заключается явление симбиоза?

Явление симбиоза у лишайников заключается в том, что они одновременно представляют два живых царства – объединение грибов и водорослей. При этом гриб использует органические вещества, которые с помощью фотосинтеза образуются водорослями. А водоросли получают защиту от грибов и возможность получать необходимые для фотосинтеза углекислый газ и воду.

№ 7. С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы?

Примерами симбиоза являются:

Опыление насекомыми цветущих растений, нектар которых служит пищей для этих же насекомых;

Сосуществование гриба и дерева. Гриб получает от дерева питательные вещества, воду, а отдает минеральные вещества;

Ленивец и водоросли. Зеленые водоросли поселяются в желобках волос ленивца, тем самым позволяя животному маскироваться от хищников под зеленый фон;

Транспортировка животными семян разных растений, что способствует их рассеиванию на разных территориях. Животные, в свою очередь, питаются плодами этих растений.

Стр. 178. Подумайте

Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?

Потому что лишайники представляют собой уникальное сочетание организмов – водорослей (автотрофы) и грибов (гетеротрофы). При таком симбиозе они образуют необычные морфологические типы, жизненные формы внутреннего и внешнего строения, которые отдельно не встречается как у водорослей, так и у грибов.

Также они существенно отличимы по способу размножения, скорости роста, отношению к экологическим условиям окружающей среды от других групп растений, включая те же водоросли и грибы.

Стр. 178. Задание для любознательных

Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности.

Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности

В Московской области распространено много лишайников, среди которых есть и редкие виды. Например, Пармелина дубовая, которая имеет листоватое слоевище виде розетки. Ее размеры достигают около 2 – 9 см в диаметре. Пармелина дубовая плотно прилегает к субстрату, имеет тесно сомкнутые, иногда частично налегающие друг на друга краями лопасти длиной 1 – 3 см. Селится на коре лиственных деревьев, таких как древовидная ива, ольха, черемуха, рябина.

Еще один вид лишайников моей области – уснея цветущая. Представляет собой кустистое слоевище в виде слегка повисающего или торчащего бледного или пепельно-зеленого кустика всего 5 – 10 см в длину, который крепится к дереву. Относится к исчезающему виду из-за освоения горных территорий, нарушения ее мест обитания и заготовок рода уснея в качестве сырья для фармацевтической промышленности.


Лишайники являются очень выносливыми растениями, которые могут приспособиться к жизни практически в любых условиях. Однако нужно отметить их чувствительность к чрезмерной загрязненности окружающей среды. В моей области обитает достаточное количество разных видов лишайников, что говорит о том, что воздух регулярно очищается, а значит, обеспечивается экологическое благополучие моего края.

Читайте также: